Что такое АУЕ и стоит ли его опасаться. Это «объект поклонения криминальных подростков» или городской фольклор?

Что такое АУЕ

АУЕ расшифровывается как Арестантское уркаганское единство или Арестантский уклад един — кому как нравится. Сегодня с настоящими арестантами этот термин практически никак не связан, за редкими исключениями. Это скорее субкультура, чьи поклонники проповедуют прелести блатной романтики и жизнь по так называемым «понятиям». Среди АУЕшников очень большое количество несовершеннолетних, которыми движет стадный инстинкт и почитание воровских традиций. Они сбиваются в локальные банды и в лучших традициях 90-х занимаются подростковыми версиями гоп-стопа и крышевания, терроризируя в основном таких же малолеток, реже — постпубертатных дрыщеватых хипстеров, модников и всех тех, кто одевается во что-то отличное от классического дресс-кода российских провинций.

Употребление АУЕ в молодежном сленге

В последние годы приветствие «АУЕ!» обрело большую популярность среди юного населения страны (12-17+ лет). Молодежь часто использует его как:

  1. Этикетное междометие. Слово для приветствия, вместо «здравствуй». Типичный случай для субкультуры. Применяется для самоидентификации, для установления отношений «свой»-«чужой».
  2. Эмоциональное междометие. В ходе общения между участниками единства используется для выражения одобрения, подбадривания. Это может быть и просто выкрик.

Надпись в подъезде

В использовании этого слова подростками изначально нет ничего странного и страшного. Особенно с учетом того, что большая их часть не отдает себе отчет в истинном смысле сказанного.

Им хочется быть частью группы и всячески это демонстрировать. Это необходимо для самоосмысления, для нахождения своего места в социуме.

Весь ужас ситуации кроется в том, как расшифровывается АУЕ в воровском жаргоне и что на самом деле стоит за этими тремя буквами.

Прежде чем использовать это громкое словечко для повышения ЧСВ, стоит ознакомиться с дальнейшей информацией.

Суть и происхождение АУЕ

Арестантское уркаганское единство – это ещё одна современная молодежная субкультура (что это?) .

Вопреки своему названию она объединяет не только тех, кто успел побывать в местах лишения свободы. Эта «метаорганизация» привлекательна для подростков благодаря иллюзорной романтики жизни вне закона.

Братва

Что интересно, такая тяга актуальна для тех, кто не застал настоящие бандитские времена. У поколения детей, которые только родились в 90-х, она выразилась в увлечении сериалами «Бригада», «Бумер» и т.д. Но в следующем поколении обрела более серьёзные масштабы.

Бригада

Те, кто хорошо знают, что такое АУЕ, и не раз провозглашали это слово, выбирают культ силы, осознанное тунеядство, а часто и прямое нарушение закона.

Подростки хотят жить по понятиям, хотя при этом имеют только поверхностные знания о них.

Большая опасность кроется в том, что мыслящиеся себя участниками этого движения дети не то что не боятся, но даже стремятся побыстрее попасть на зону. Самый частый путь туда – через грабеж или нападение на полицейский патруль.

Пацаны

Родина движения — Забайкалье

Можно уверенно предположить, откуда именно пошло по стране АУЕ*. Скорее всего, старт движению дал небезызвестный вор в законе Евгений Васин по прозвищу Джем, который попал на читинскую малолетку ещё в 70-е годы и создал «союз истинных арестантов».

Отличительным признаком принадлежности к «союзу истинных арестантов» были фетровые шляпы, как у Евгения Васина — Джема с этой фотографии.

Именно Джем придумал систему активного вовлечения подростков в криминалитет, которая потом зажила своей особенной жизнью. С этой целью Джем открыл спортивный лагерь на амурском острове Малайкин, где детей и подростков обучали не только рукопашному делу, но и воровскому. Этот лагерь впоследствии ОМОН брал штурмом.

Как организованное криминальное движение АУЕ распространилось тоже больше всего именно в местах первой отсидки Джема — Забайкалье. Об этом стали говорить в 2011 году, когда в Забайкальском крае задержали банду подростков и юношей, напавших на частную фирму. Все они увлекались идеями АУЕ*. Когда начали копать, оказалось, что во многих школах и детдомах края были смотрящие, которые собирали с одноклассников дань в общак, часть которых уходила в тюрьмы и лагеря, а другая оседала в карманах сборщиков. Из Забайкалья движение распространилось и на соседние регионы —Амурскую и Иркутскую области и Бурятию. Но в той или иной мере АУЕ придерживаются подростки во всей России, а также в странах ближнего зарубежья.

Культ АУЕ — возникновения течения

После того, как мы разобрали, что это значит АУЕ, разберёмся с историей его популяризации. Слово «АУЕ» появилось примерно с 2010 года, когда сначала в Сибири, а потом и других регионах России начали возникать детские (юношеские) преступные группировки под слоганами «АУЕ». Основной сферой деятельностью таких группировок стало вымогательство денег у учеников школ в «воровской общак», значимая часть которого передавалась находящимся в тюрьме взрослым заключённым.

Один из характерных постов АУЕ в социальных сетях

Один из постов АУЕ в социальных сетях

Такие группы АУЕ обычно состоят из юношей и девушек (подростков), увлечённых идеями преступного мира. Здесь воспевается блатная романтика и следование блатным понятиям, любимыми фильмами является «Бригада» и аналоги. Дети подписаны на соответствующие группы в социальных сетях. Потенциал таких молодёжных группировок направляется на вымогательство, запугивание «лохов» и рэкет. Группировки АУЕ обычно курируются взрослыми преступниками, которым и передаются собранные бандой деньги.

Саша Белый и Ко - духовные авторитеты членов группировок АУЕ

Саша Белый и Ко — духовные авторитеты членов группировок АУЕ

Расшифровка АУЕ и что это означает

Слово «АУЕ» — это аббревиатура. Может писаться в одно слово или с точкой после каждой буквы («А.У.Е.»). Вариантов расшифровки существует несколько. В самом распространенном случае трактуют так:

АУЕ – арестантский уклад един.

Второе прочтение:

АУЕ – арестантское уркаганское единство.

Блатной удар

Те, кто произносит данную аббревиатуру, используют оба варианта трактовки как непротиворечащие друг другу.

Дело в том, что речь идет и о названии условного комьюнити (объединения банд), и о его лозунге. Первая расшифровка более частотна в речи, поскольку именно она стала девизом.

Компания

И когда подростки здороваются таким образом на улице, в аббревиатуре кроется значение 1 – «арестантский уклад един».

Как воровской закон стал стилем жизни

Помимо тюрем, раньше блатной уклад был распространен в деревнях, сёлах и детдомах. Там, где плотность населения небольшая, асоциальным элементам было проще всего наладить своё влияние, сформировать «группы по интересам», построить в них иерархию и заставить слабых платить дань. Сегодня часто банды малолетних АУЕшников курируются бывалыми сидельцами, отбывающими в этот момент срок. Именно им идёт часть выручки с воли, так навязываемый «грев».

Дети смотрят, дети копируют, дети гиперболизируют. По сравнению со взрослыми тюрьмами и лагерями, на «малолетке» творится настоящая жесть. Тюремные понятия были придуманы заключёнными как некие правила общежития. Да, извращённые по сравнению с вольной жизнью, но и контингент — далеко не джентльмены. В детских колониях за базу берутся те же понятия и разбавляются новыми трактовками, нюансами и ритуалами. Так и на воле, взяв за основу образ «благородных бандитов», АУЕшники гордо несут воровской кодекс в массы и мнят себя матёрыми авторитетами подросткового преступного мира.

По сути, это осовремененные гопники из 80-х и 90-х, только в те времена это был не стиль жизни, а способ выживания — бедность давала знать о себе. Кто-то мог позволить себе больше, а кто-то — нет, и те, кому судьба с детства дала не так много шансов, всячески старались взять своё и чужое прихватить.

Поколение сменилось, а подходы остались всё те же: с лохов (а им может стать любой, кто слабее толпы личинок зеков) так же спрашивают за шмот, их так же берут на понт, так же опускают по понятиям, так же ставят на счётчики. Удивляться нечему: гопники 90-х выросли и передали свои знания и основы образа жизни своим детям. Если ребёнок рос в среде, где принято вести себя как быдло, соблюдать бредовые и извращённые понятия, он будет считать это нормой.

Но в отличие от прошлых десятилетий, сейчас блатная культура имеет больше общего с модой, а среди её поклонников всё чаще встречаются подростки из вполне благополучных семей. Серьёзное влияние на это оказывает интернет. Спасибо великому Ютубу и бывшим арестантам, которые не отстают от трендов, активно вкатываясь в блогерство и рассказывая о своём сомнительном опыте малолетним дурачкам. ВКонтакте тоже не отстаёт: по запросу «АУЕ» в поиске выдаются десятки сообществ, посвященных воровской тематике, самое крупное из которых на момент написания статьи насчитывает более 234 000 подписчиков (на данный момент заблокировано). Причём пропаганда блатного уклада — далеко не единственная и зачастую не главная цель подобных групп. Многие из них изначально создаются для извлечения прибыли от рекламы и продажи мерча с арестантской символикой — да-да, где-то в твоём городе прессуют малолеток балбесы в футболках с надписями «Фарту масти, мусорам по пасти», «Воровскому жить и процветать вечно», «Жизнь ворам, смерть мусорам» и подобными. Некоторые российские и украинские интернет-магазины тоже решили урвать часть столь хайпового «арестантского» пирога, продавая у себя подобный мусор, но большинство вовремя одумалось — то ли государство помогло, то ли адекватные клиенты не оценили.

У несидевшей молодежи

Самое забавное, что верность принципам  АУЕ  наблюдается и у великовозрастной молодежи. В некоторых городах банды школьников патронируют люди, которым по 25-30 лет. Как привило, это опустившееся люмпены, которые нередко даже не обладают физической силой, но все-таки активно досаждают обыкновенным гражданам. Они занимаются сбытом краденого, заставляют совершать преступления малолеток, зная, что им уголовная ответственность не грозит.

Детские деньги в общак

В некоторых школах члены молодёжной группировки, не стесняясь, собирают ежемесячные подати со своих одноклассников и других учеников. На их языке это называется «грев на зону» – деньги переводятся криминальным авторитетам, отбывающим наказание в тюрьмах. Об этом знают все – от родителей школьников до администрации учебных заведений, однако помешать такому положению дел никто не может. Правоохранительные органы тоже бессильны, а иногда едва ли не становятся жертвами сами. Как, например, в Челябинске, когда подростки устроили беспорядки, и с криками «АУЕ» набросились на полицейских. В небольших населённых пунктах Дальнего Востока штат полицейских участков обычно очень маленький, и противостоять разъяренной толпе подростков без применения оружия он не в силах.

До судов «подвиги» малолетних уголовников тоже доходят крайне редко, так как мало кто осмеливается писать заявления на них. Для школьника выступить против АУЕ (то есть дать любые показания в суде) – значит пойти против всех своих друзей и одноклассников, стать презираемым изгоем в их обществе. В некоторых случаях на помощь детям приходят их родители.

Криминальная субкультура

Чтобы примкнуть к этой субкультуре, не нужно никуда записываться или где-то регистрироваться – достаточно просто заявить о своей симпатии к ее законам (фактически тюремные законы на молодёжный лад). А вот покинуть движение уже нельзя. Как говорят сами представители АУЕ, «тюрьма не отпускает». Попробуешь дать задний ход – тут же начнутся проблемы, вплоть до низложения на низшую ступень криминальной иерархии.

Опущенные, к слову, тоже ведь часть АУЕ, просто они находятся в самом низу иерархической лестницы. Выходит, что в отличие от любых других известных субкультур АУЕ – крайне хваткая и агрессивная, хватающая своими щупальцами всё, до чего может дотянуться. При таком раскладе надо полагать, что многие подростки причисляют себя к АУЕ не по собственной воле, а только лишь для того, чтобы чувствовать себя «своим» среди сверстников, а в иных случаях просто ради личной безопасности.

Даже далеко не все бывшие заключенные поддерживают АУЕ. Многие из них считают, что у этих малолеток совсем нет ничего святого. Понимают они только силу, да и то по-своему. «Количество» и «качество», например, для них практически слова-синонимы. Если они могут забить толпой здорового сильного мужчину и отнять у него кошелёк, то они это сделают, ибо это «по понятиям».

Западло работать

О классическом трудоустройстве члены АУЕ даже не думают. Ведь «работать – западло». Можно только воровать, заниматься грабежами или, на худой конец, мошенничеством. Учиться, получать высшее образование или просто читать книги в их понимании – тоже «западло». Члены АУЕ верят только в тот опыт, который они рано или поздно получат в тюрьме. А в том, что такой этап в их жизни наступит, они даже не сомневаются.

Собирая грев на зону, малолетние уголовники говорят примерно так: сегодня мы греем тюрьму подачками, завтра эти подачки будут собирать для нас. Подводя итог, можно констатировать, что страна столкнулось с новой, ужасно извращённой тюремной идеологией, оказавшейся куда страшней своего оригинала. Она каким-то поразительным образом сумела пробраться в народ, захватить умы миллионов подростков по всей России. И всё это – в считанные годы.

Кто живет по понятиям?

В тюрьме есть два типа арестантов:

  1. Те, кто живет воровской жизнью. Такие люди как раз и живут по понятиям. Для них тюрьма – это родной дом (это так называемые блатные).
  2. Те, кто случайно попал за решетку, например, совершил преступление на бытовой, политической почве и т. п. В лагерях именно эта категория заключенных составляет основную касту мужиков, в отличие от блатных.

Нормальные мужики (они же блатные) ведут себя активно, а вторые пассивно, потому что они еще не знакомы с тюремной или лагерной жизнью.

Именно за счет воров в законе поддерживаются и сохраняются понятия. Основополагающие понятия:

  • Соблюдение строгого порядка в камерах. Это значит, не применять по отношению к «братве» физическую силу, не материться. Все споры и конфликты должны «разруливаться» на начальной стадии. Нарушитель закона рискует как минимум потерять здоровье, а в некоторых случаях даже честь.
  • Запрещено посылать друг друга. Даже случайно брошенная фраза: «Да пошел ты на…» дает право тому, кому она адресована ударить и даже убить неосторожного матерщинника (даже если эта фраза не была до конца произнесена).

Базовые тюремные понятия

Базовые тюремные понятия
Чтобы репутация не опустилась ниже плинтуса, а жизнь в тюрьме не висела на волоске, нужно запомнить базовые понятия. В правильных тюремных хатах действуют строгие правила.

Пресекается любое применение физической силы. Здесь запрещены вымогательства и любой эпизод подавления личности. Интересы каждого заключенного учитываются в той мере, в которой никто не будет ущемлен.

Новому сидельцу обитатели камеры (братва) должны все показать, рассказать, как нужно себя вести. Только после того как новенькому все расскажут и покажут, можно будет спрашивать с него. По теремных законам с новенького в тюрьме нет спроса, потому что пока он не знает тюремных законов.

На зоне порядок поддерживается с помощью правильных понятий – неформальных тюремных законов, а также тюремных правосудий, осуществляемых с помощью тюремных разборок.

На воле фраза «Жить по понятиям» означает жить вне закона. Правильные понятия – это сама атмосфера, в которой живут заключенные. Зеки сами создают эту атмосферу и поддерживают ее для того, чтобы выйти на волю нормальными людьми.

Очень многие нюансы в правильных понятиях обычному человеку могут показаться дикими, жестокими и бессмысленными.

Базовые тюремные понятия
Понятия – это неписаные законы арестантской жизни. Понятия не регулируются официальным законом. Акцент на понятиях в тюремной жизни ставится на личной свободе заключенного и общем благе.

Если в камере побьют человека, который повздорил с кем-то из «верхушки» камеры и об этом узнает администрация, то всем будет плохо: и смотрящим, и «торчкам», и другой «блатате».

Но если в камере поймают «крысу», укравшую у сокамерника сигареты, то никакой экзекуции не будет. Единственное, что могут сделать, так это посадить в разные камеры того кто бил и того, кто крал.

Как жить по понятиям в 2020 году?

Как жить по понятиям в 2020 году?
Тюремные понятия вырабатываются опытом. В отличие от истинных понятий существуют лжепонятия. Их поддерживают неопытные, неумные зеки. Таким образом они пытаются доказать себе и сокамерникам, что они чего-то стоят.

Истинные понятия – это суровые и жесткие законы, которые зачастую причиняют боль. Но их цель не в том, чтобы причинить кому-то страдания, а в том, чтобы выжить в тюрьме. Цель лжепонятий – вырасти в чьих-то глазах за счет кого-то другого.

В тюремной жизни понятия не просто нужны, они необходимы как воздух. Понятия признаются не только зеками, но и администрацией тюрьмы. Понятия – это своего рода кодекс чести заключенных.

Если говорить о понятиях в общем, то их можно разделить на 2 категории:

  1. Положительные (приемлемые) понятия. Это людские и воровские понятия.
  2. Отрицательные понятия. Бывают ментовскими и гадкими.

Такие термины используются нечасто. Поэтому когда кто-то говорит «Жить по понятиям», то имеется в виду жить по воровским понятиям.

Фундамент взаимоотношений – людские понятия. Человек, который их придерживается, называется порядочным арестантом. К людским понятиям также можно отнести те поступки заключенных, при которых те стали «петухами». Обиженные заключенные, морально опустившаяся братва тоже оцениваются по людским понятиям.

Как жить по понятиям в 2020 году?
Есть и другая категория – гады – это те, кто сознательно пошел против людских понятий. Это курицы, крысы, беспредельщики. На зоне есть даже такая фраза: «Спросить, как с гада». В противоположность этой фразе есть другая: «Спросить по-братски».

Для спроса, как с гада заключенному нужно совершить какой-то мерзкий проступок: «настучать» на сокамерников, украсть еду или что-то другое у сокамерников, спровоцировать ментов на пресс всех «хаты», совершить беспредел в тюрьме, забрать что-то насильно, ударить или совершить такое преступление на воле, как изнасилование, насилие над детьми.

Зачастую спрос, как с гада, заканчивается «опусканием» человека, реальным переводом заключенного в нижайшую касту опущенных.

Воровские понятия и законы

Грабить или воровать – это не совсем по-людски. Заключенные придумывают различные тюремные законы для того, чтобы оправдать себя, не стать совсем «конченым» человеком. Однако воровские и тюремные законы – это разные вещи.

Воровские понятия распространяются только на воров в законе. Тюремные законы – это свод правил, традиций, которых должны придерживаться все заключенные независимо от причины их заключения. Если речь идет о воровских законах, то их придерживаются только ранее осужденные по статьям за кражу.

В тюремном мире выделяют такие правила воровского закона:

    Воровские понятия и законы

  1. Всегда нужно быть честным и порядочным человеком (в своих кругах).
  2. Быть солидарным с воровскими законами, продвигать воровские идеи.
  3. Поддерживать своих собратьев.
  4. Четко соблюдать субординацию.
  5. Ни при каких обстоятельствах не сотрудничать с администрацией тюрьмы, правоохранительными органами.
  6. Не давать показаний, не свидетельствовать против себя или кого-либо другого.
  7. Не признавать вины, уже будучи осужденным.
  8. Жить по-братски, не предавать сокамерников.
  9. Постоянно привлекать в свою среду новых людей.
  10. Не вдаваться в политику.
  11. Не иметь дел с документами.
  12. Не прописываться по месту жительства.
  13. Не работать.
  14. Мириться с тем, что авторитетным заключенным будет признан тот, у кого больше жизненного опыта.
  15. Периодически отсиживаться на зоне.
  16. Активно взаимодействовать с бывшими заключенными.

Это основные понятия. Но есть и дополнительные:

  • не заводить семью;
  • предотвращать любые конфликты на зоне;
  • уважать родителей;
  • не ругаться матом;
  • не насиловать;
  • уметь играть в карты, при этом запрещено жульничать.

Информация о деятельности банд АУЕ и методике их действий

Члены преступных объединений, относящих себя к АУЕ, обычно устанавливают в учебных заведениях свои порядки — вымогательствами и угрозами собирают с детей деньги в воровской общак, а отказывающихся сдавать деньги делают «опущенными», устанавливают отдельные парты для таких опущенных, особо обозначают их посуду и одежду, применяя разные способы запугивания, вплоть до избиений и сексуальных преступлений. По некоторым данным, скрытыми кураторами из взрослых криминальных группировок назначаются смотрящие из числа местных подростков . Члены АУЕ создают сообщества в социальных сетях, на которые подписываются сотни тысяч человек .

Основное свойство банд АУЕ заключается в несовершеннолетнем возрасте её членов. По мнению экспертов, это придаёт им ощущение безнаказанности и неуязвимости. Более того, эта неподсудность из-за возраста используется ими как средство запугивания и как защита при задержании полицией, на суде, особенно если взрослые избили их, пусть даже в целях самообороны .

Кодекс АУЕ запрещает любое взаимодействие и помощь полиции, другим властным структурам. В любом районе действия банда АУЕ прежде всего старается вербовать детей и собирать с них «налог», строить параллельную структуру власти и порядка на основе понятий взрослых криминальных структур  . Идея такого «налога», сборов на «общак» в некотором роде издевательски копирует систему социального страхования, пенсионную систему: деньги, собранные с детей сейчас, идут тем, кто сейчас в тюрьме, и потом, в будущем, те члены АУЕ, что сдавали деньги сейчас, будут получать деньги от других (более молодых адептов АУЕ), находясь при этом в тюрьме (члены АУЕ верят, что они окажутся в тюрьме когда-нибудь

Как работает агитация АУЕ?

Как любое неформальное-бандитское движение, АУЕ негативно влияет на устои общества, подрывает целостность и силу государства.

В наше время агитация активно проходит через социальные сети, где подростки особенно доверчивы и имеют минимальный контроль со стороны взрослых.

Как работает агитация АУЕ?
Также все большую популярность набирают фильмы и сериалы, в которых бандитская жизнь приправлена ореолом славы, духом авантюризма, вседозволенности и безнаказанности, как правило, преступники выступают в роли героев, таких себе Робин Гудов.

Тюремной романтике посвящены многие песни и даже жанры в музыке.

В 2020 году в социальных сетях и видеохостингах все больше подписчиков набирают группы, направленные на рекламу тематики, посвященной АУЕ. На них подписаны десятки тысяч молодых людей из разных регионов страны.

Многие из этих групп маскируются под нейтральными названиями или как бы сообщества популярных игр. Секретный обмен информацией проходит в комментариях, которые можно оставлять пользователям под темой или видео.

«Кадры решают все» — звучит крылатая фраза, не лишена смысла она и в отношении криминального мира. Для передачи полномочий и влияния нужна молодая кровь, наследники идей, хранители традиций, иначе они уйдут в небытие. Для этого ведется планомерная работа среди молодежи.

Также нужны рядовые исполнители, так называемые шестерки, руками которых можно совершать противоправные действия.

Подростков успокаивают, обучая преступному ремеслу, что за правонарушения им ничего не будет из-за возраста, тем самым вырабатывается ощущение безнаказанности и вседозволенности.

Как работает агитация АУЕ?
Для привлечения в группу используют разные способы. Один из распространенных — это шантаж. Для начала ничего не подозревающего подростка угощают чем-то запрещенным: сигаретой, наркотиками, алкоголем.

Потом требуют совершить преступление в обмен на молчание — такой себе крючок, спрыгнуть с которого становится все тяжелее, чем дальше заходит подросток.

В школе также могут организовать сбор денег для зоны, если у кого-то нет средств, предлагают совершить мелкую кражу, дальше это становится предметом шантажа и ребята в возрасте 10 лет и старше становятся на скользкий путь воровской жизни.

Старшие сверстники могут устраивать показательные наказания и расправы, чтобы держать в страхе остальных участников группировки, так что вырваться из таких жестких сетей довольно трудно, поэтому среди подростков нередки самоубийства.

Всех в банде, кто не живет по понятиям, также сурово наказывают, иногда доходит до изнасилований. Доказать что-либо очень непросто, все подается в свете, как будто бы подросток все делал по своей инициативе, а запуганные дети боятся выдавать подельников.

Про такие действия знают все, как сами родители таких подростков, так и администрации школ, однако, к сожалению, никто не в силах помешать распространению влияния АУЕ. Даже сами правоохранительные органы часто оказываются совершенно бессильны.

Как правило, более подвержены такому разлагающему влиянию дети, которые выросли в неблагополучных семьях, у которых возникают недопонимания с родителями или проблемы с законом.

К тому же, подростки, которые хорошо учатся, занимаются любимым хобби, имеют определенные цели в жизни, попросту не поверят в тот обман, иллюзию, что внушают представители АУЕ.

Суждения о возникновении АУЕ

Некоторыми специалистами[неопределённость принято считать, что до конца 2000-х годов, это сообщество имело влияние только внутри колоний . В конце 2000-х годов оно начало распространять своё влияние в проблемных деревнях, посёлках и районах, действуя в школах, интернатах, детских домах и спецучилищах .

Суждения о преемственности АУЕ с 1950-х годов

Доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права РГПУ имени А. И. Герцена С. Ф. Милюков считает, что в 1950—1960-е годы в СССР, несмотря на отсутствие самой аббревиатуры АУЕ, «значительная часть подростков и детей преклонялась и подчинялась этим „воровским“ обычаям», что нашло отражение в преемственности понятий, которые «переходили от класса к классу, от поколения к поколению». Милюков отмечает, что если раньше всё «насаждалось бывалыми зэками», то в эпоху свободного доступа к Интернету «распространять законы АУЕ стало ещё проще». Он приходит к выводу о том, что очень мало известно «о том, что происходит сегодня в так называемых детских колониях, или колониях для несовершеннолетних», откуда «АУЕ тоже идёт, и идёт очень насыщенным потоком». И причина этого кроется в том, что «просто специально это явление никто не исследует»  .

Суждения о циклах подростковой преступности

Другие специалисты, например доктор юридических наук Владимир Овчинский, с 1980-х наблюдающий молодёжные группировки в России, высказывали мнения о существовании 20-летних циклов возрастания молодёжной преступности, вызванной периодичностью ослабления законодательства и распространения «воровской романтики» .

Одной из первых молодёжных банд в Советском Союзе стала «Тяп-Ляп» из Казани. В ней состояли молодые люди и подростки, проживавшие в районе казанского завода «Теплоконтроль». Деятельность банды «Тяп-Ляп» и других аналогичных группировок позволила криминологам говорить о «казанском феномене»  . 14 апреля 1980 года суд приговорил лидера «Тяп-Ляп» Завдата Хантимирова к смертной казни через расстрел. Место «Тяп-Ляп» заняла группировка «Хади Такташ» в Казани в 1982 году и продержалась до 1990-х  .[неавторитетный источник?]

Суждение об альтернативном образе жизни и криминальном жизненном пути

Кандидат юридических наук, начальник кафедры уголовно-исполнительного права ВЮИ ФСИН России В. В. Тулегенов отмечал, что в представлении членов АУЕ «есть мир законопослушный — неправильный, а есть правильный мир — криминальный», который они «пытаются насадить» и встречают противодействие со стороны власти. Он указывал, что «совершая преступления, они не думают, что причинили кому-то вред, они считают, что всё это во благо» и таким образом «они оправдывают своё поведение, свой образ жизни, наделяют определённым смыслом своё существование». При этом смысл жизни участников АУЕ «заключается в оправдании альтернативного образа жизни: все работают — я не работаю, … нормальный человек создаёт семью — я же семью создавать не буду, буду считать тюрьму своим родным домом». По словам В. В. Тулегенова, сам он впервые столкнулся с аббревиатурой АУЕ «десять лет назад, когда работал в Центральном федеральном округе» и «сейчас этот термин распространён уже и в Забайкалье, и на Дальнем Востоке». Он отмечает, что «дети из неблагополучных семей, родители которых злоупотребляют спиртными напитками, так называемые аутсайдеры — плодотворная почва для распространения идей АУЕ» .

Судебный эксперт, преподаватель кафедры уголовного права Российского государственного университета правосудия И. В. Иванишко отмечает, что участники криминальной молодёжной субкультуры АУЕ «занимаются не просто асоциальной, девиантной деятельностью, а совершают реальные преступления» и среди них есть несовершеннолетние лица, которые «отбывают наказание сейчас в воспитательных колониях за совершённые преступления». При этом «максимальный срок срок лишения свободы ауешникам, кто не достиг возраста 18 лет, это до 10 лет лишения свободы». Тот кто «не поддерживает АУЕ у себя в школе, он становится неким таким изгоем, то есть происходит такая амортизация криминального мира, молодой преступной жизни». Кроме того, он почёркивает, что как «тенденция увеличения групп АУЕ», так и подражатели «представляют реальную угрозу для национальной безопасности государства, потому что всё больше и больше молодых людей становятся на этот криминальный путь, считают, что это, действительно, круто, что это модно, это правильно, исповедовать какую-то криминальную субкультуру» .

Суждение о двойственности движения — реальные банды и виртуальные группы в интернете

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН Д. В. Громов отмечал, что «слышал о таком движении в Краснодарском крае», как АУЕ, «лет восемь назад», «а прошлым летом о нём заговорили благодаря выступлению Яны Лантратовой». Громов указывал, что данное «явление имеет два уровня». В первом случае речь идёт о неблагополучных населённых пунктах, которые нередко близко расположены к местам заключения и здесь, по его мнению, «могли формироваться и структуры по типу АУЕ» .

Под вторым уровнем Громов понимает «процессы, происходящие в интернете», которые слабо связаны с реальным обществом и представляют собой «определённый интернет-фольклор», который, по его мнению, можно отождествить «с детскими страшилками: где-то есть страшные „группы смерти“, фашисты, а сейчас вот появился и мем АУЕ», что совершенно не означает, что знающие о нём подростки и дети «имеют хоть какое-то отношение к криминалу». В качестве примера Громов приводит имевшую место в 2000-х годах волну интереса среди пользователей «Живого журнала» к субкультуре гопников, хотя «среди посетителей ЖЖ-сообществ, посвящённых гопникам, была исключительно образованная городская молодёжь» .

Громов приходит к выводу о том, что в обязательном порядке следует «различать реальные социальные проблемы и виртуальную игру» и считает, что Лантратова «фактически сделала рекламу этому движению», раз на её доклад обратил внимание Президент России .

Мнение исследователей о причинах возникновения АУЕ


Да-да, природа АУЕ исследуется серьёзными умными дядьками в стенах лучших университетов страны. В частности, доктор юридических наук и профессор уголовного права Сергей Милюков считает, что в 50-60-е годы явления АУЕ в принципе не существовало, однако значительная часть подростков всё равно перенимала от бывалых зеков (а тогда из-за ряда амнистий на свободе их оказалось достаточно) воровские понятия и впоследствии передавала их младшему поколению, сформировав таким образом некую преемственность воровского закона. Сейчас ситуация поменялась: вместо матёрых зеков, насаждающих жизнь по понятиям, молодому поколению на блатхатах на смену пришёл интернет, заметно упростив криминальное просвещение и положив начало АУЕ.

Российский криминолог, доктор юридических наук Владимир Овчинский предположил, что возникновение АУЕ связано с цикличностью молодёжной преступности в целом: каждые 20 лет законодательство в России даёт слабину, в результате чего плодятся и размножаются криминальные группировки, а по всей стране происходят резкие скачки интереса к блатной романтике.

Кандидат юридических наук Вадим Тулегенов сказал о том, что АУЕ в умах своих малолетних последователей представляет собой некий альтернативный, но при этом единственно «правильный» образ жизни, который противопоставляется «неправильному» — законопослушному, навязанному системой. И многие из них действительно в это верят. Вспоминается фраза «Я Д’Артаньян, а все вокруг пид*****» (гомосексуалисты — прим. ред). Причину возникновения искаженных взглядов на устройство общества Тулегенов видит в семьях аутсайдеров, где родители уделяют больше внимания бухлу и веществам, нежели своим чадам.

Среди других экспертов ходит мнение, что уличные АУЕшники и АУЕшники из интернета — это два разных явления. Как считает доктор юридических наук Дмитрий Громов, АУЕ имеет два уровня: первый — города, находящиеся в эпицентре блатной романтики, то есть рядом с зоной; второй — «комнатные» гангстеры из интернета, которые по фану потребляют и распространяют АУЕ-контент, не прибегая при этом к конкретным действиям и не имея ничего общего с криминалом.

Как бороться с АУЕ

Движение АУЕ имеет системную основу, и базируется на героизации преступников в массовом сознании, бедности многих далёких регионов России, а также на замалчивании существующей проблемы. При отсутствии реакции от государства многие малолетние преступники через пару лет станут преступниками взрослыми, и проблема может приобрести действительно значимый характер. Способами борьбы с АУЕ  является создание общефедеральной программы по борьбе с такими молодёжными бандами, активное вовлечение действующих молодёжных движений на борьбу с АУЕ при поддержке полиции и ФСБ.

АУЕ* и решение суда

Несмотря на массовость противозаконных действий, все происходящее долгое время игнорировалось государством. Но в последние годы проблема стала уже настолько очевидной, что о ней поставили в известность Президента РФ.

Считается, что это послужило толчком к активизации процесса правовой идентификации сообщества и принятию соответствующих мер к его деятельности.

Итогом стало недавнее решение Верховного Суда РФ о признании с 17.07.2020 АУЕ* экстремисткой организацией и запрете ее деятельности на территории страны.

Теперь за пропаганду и следование идеям АУЕ* грозит уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет.

фото подросток за решеткой

Решение суда уже привело к массовой проверке пабликов в соцсетях и других интернет-ресурсов, связанных с распространением идеологии.

Самое главное, что у лиц, подвергающихся преступному воздействую субкультуры АУЕ* теперь есть возможность обращения в правоохранительные органы с целью привлечения их к реальной уголовной ответственности с минимизацией рисков последующего запугивания и расправы.

Слабым моментом в борьбе с АУЕ* и одновременно самой страшной ее стороной является то, что основной ее составляющей являются подростки в возрасте 14-17 лет. Специалисты отмечают, что это та категория молодежи, которая особенно легко попадает под психологическое воздействие.

Тем не менее в 2019-2020 годах правоохранителям уже не раз удавалось привлечь к ответственности членов сети, как за совершение пропагандистских действий в интернете, так и за реально совершенные преступления.

*АУЕ – запрещенная в России организация.

 

Отношение к «АУЕ»

Как бы не зародилось данное движение отношение к нему в уголовной среде довольно спорное. С одной стороны, «шпана» обирает «лохов» и часть денег загоняется в «общак».

С другой непосредственно на зонах «АУЕ» не приветствуется. «Ауешники» ведут себя вызывающе и мало сообразуются с общим укладом. Зачастую их причисляют к «беспредельщикам», хотя это и не совсем верно, но находятся они на грани.

Чем строже режим в местах лишения свободы, тем строже внутренние правила поведения среди осужденных. Наибольший бардак твориться на «малолетке» и чем строже режим, тем порядка больше.

Поэтому в колониях строгого и тем более особого режима поведение людей, причисляющих себя к «АУЕ» вызывает как минимум неприязнь. Однако с общими изменениями в уголовной среде и отхода от дел старых «законников» «АУЕ» набирает все большую силу и постепенно становится нормой поведения.

Консультант проекта Алексей Тычиленко

Причины распространения АУЕ

Рассмотрим перечень факторов, которые выделяют некоторые специалисты:

  1. В некоторых частях Российской Федерации, как правило, в отдаленных селах, крайне низкий уровень жизни. Как результат – подростки, не зная, чем себя занять, организуют группы АУЕ.
  2. Легкий доступ, а точнее – полное наполнение телевизионных каналов жестокими криминальными фильмами. Кроме того, нельзя не заметить, что практически в каждой маршрутке чаще всего прокручивают различные блатные песни, а это, в свою очередь, не может не отразиться на мышлении и мировоззрении еще несформировавшихся подростков.
  3. Плохая репутация полицейских, которые известны тем, что любыми способами выбивают показания, не стесняются ругаться матом при детях, берут взятки. Таким образом, молодежь начинает рассматривать полицейских как отрицательных персонажей, а криминальных авторитетов – положительными.
  4. Неграмотная мотивация для молодежи. Так, в РФ с помощью различных патриотических программ и даже новостей постепенно внушают детям культ силы. Конечно, лучшая мотивация для неокрепших подростков – это поощрение к успешной учебе, созидающему труду, саморазвитию, к хорошим поступкам.

Несмотря на то, что влияние сообществ АУЕ достигло федерального уровня, правоохранительные органы и сами власти до последнего пытаются не признавать или же игнорировать всю мощь данного движения. Региональные власти считают воздействие АУЕ не таким уж и серьезным.

Однако правда в том, что пропаганда АУЕ широко распространилась в Сибири, Забайкалье, на Дальнем Востоке и мало-помалу движение АУЕ продвигается к столице.

Заключение

Выше мы разобрали, какова расшифровка АУЕ, что значит АУЕ у подростков, и каковы принципы деятельности группировок АУЕ. Поскольку проблема имеет действительно массовый характер (подписчики групп АУЕ в социальных сетях исчисляются сотнями тысяч), то работа с ней необходима на федеральном уровне с привлечением максимально возможных инструментов и средств. Иначе это может стать серьёзной проблемой для нашего государства уже в ближайшем будущем.

Источники

  • https://RoyalCheese.ru/people/gopota-versii-2-0-kto-takie-aueshniki-i-chto-o-nih-stoit-znat/
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/aue-rasshifrovka-chto-ehto-znachit-molodezhi.html
  • https://life.ru/p/1340436
  • https://sdelaicomp.ru/obzori/rasshifrovka-aue-chto-znachit-u-molodezhi.html
  • https://zen.yandex.ru/media/jurfact/aue-pochemu-etu-abbreviaturu-preziraiut-v-vorovskom-mire-5b35d19d0557cc00a9f96b01
  • http://ugolovnyi-expert.com/chto-znachit-zhit-po-ponyatiyam/
  • https://wiki2.org/ru/%D0%90%D0%A3%D0%95
  • http://ugolovnyi-expert.com/chto-takoe-aue/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%A3%D0%95
  • https://mnogoznaniy.com/aue-rasshifrovka-chto-znachit-u-molodezhi/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5aaa01f3a936f4887f81df43/chto-znachit-aue-u-molodeji-rasshifrovka-poniatiia—5aba893fad0f222a428cbcf1

[свернуть]