Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Рано или поздно перед каждым родителем встают вопросы: давать или нет детям деньги? и если давать, то просто так или за что-то? сколько денег давать?

В этой статье я расскажу о том, какие ошибки совершают родители, начиная строить финансовые отношения со своим ребенком, и как их построить правильно.

Итак, карманные деньги… Нужны ли они детям или нет?

Согласитесь, многие из нас относятся к поколению, воспитанному в несколько негативном отношении к деньгам. В наших семьях не было принято обсуждать какие-то финансовые вопросы и проблемы с детьми. Родители, как правило, выкручивались, как могли. И уж, конечно, ни о каком финансовом образовании детей и речи не было.

Поэтому мы, теперешние родители, в большинстве своем абсолютно безграмотны в финансовом отношении. Наши родители, да, зачастую, и мы сами живем, как Бог на душу положит. И распоряжаемся заработанными деньгами примерно по той же схеме, по которой это происходило в семье, как это обычно делали бабушка и дедушка, родители или ближайшие родственники.

Читайте также:  Ставим апостиль на свидетельство о рождении самостоятельно

Только сейчас я начинаю понимать, что в жизни можно было бы все организовать как-то иначе, при правильном отношении к деньгам. И уже только поэтому считаю, что дети должны с детства знать цену деньгам и уметь с ними обращаться.

Чтобы ваш ребенок стал богатым и счастливым человеком, вы, родители, научите его стать таким, даже если у вас что-то не получилось в жизни и вы сами совсем не богаты. Потому как дело здесь в основном не в вашем состоянии, а в вашей голове и в вашей способности воспитать в детях правильное отношение к деньгам. Но это только моя точка зрения.

Посмотрим, что по этому поводу думают психологи, и как это происходит в других странах.

Зачем вообще рассказывать

Все просто — это залог финансовой грамотности, которая не просто модный тренд, но и необходимость. Эксперты обращают внимание, что финансовая грамотность подразумевает знания не только, например, о фондовом рынке или криптовалюте, но и о более базовых вещах: как рационально тратить, копить, приумножать, какие инструменты для этого есть и т.д.

В ОЭСР объясняют, что финансово грамотным можно назвать человека, который: 

  • владеет экономическими понятиями — деньги, накопления, инфляция, доход, риск, права покупателей и т.д.;  
  • знает и понимает смысл финансовых продуктов — кредитных карт, чеков, банковских счетов, страховок, пенсий и т.д.;
  • умеет принимать эффективные экономические решения в разных ситуациях исходя из имеющихся у него знаний.

Кроме того, дети уязвимы перед мошенниками. Без подготовки они не осознают риски и часто просто не понимают, что их обманывают.

Когда начинать

Чем раньше, тем лучше, сходятся во мнении эксперты. И важно не просто говорить, но и позволять ребенку распоряжаться деньгами. На самом деле, главное в вопросе «когда?» — даже не столько конкретный возраст, сколько появление первых «хочу! ну купи!», объясняет директор Национального центра финансовой грамотности Евгения Блискавка.

По данным исследований, дети формируют личную модель трат и накоплений уже к пятилетнему возрасту. Так что если не заложить основы финансовой грамотности в раннем детстве, то дальше у ребенка могут возникнуть с этим проблемы, а обращаться с деньгами и другими финансовыми инструментами приходится всю жизнь.

Подросткам — в 14–15 лет — стоит давать больше финансовой свободы и ответственности, отмечает эксперт проекта Минфина по финансовой грамотности Екатерина Лавренова. К этому возрасту уже нужно определить для ребенка индивидуальный бюджет. И в случае если он, например, потратил все деньги за один день, позволить ему самому думать и решать, как быть. Но, конечно, подобную ситуацию нужно обсуждать, чтобы ребенок понимал, где ошибся.

Меняются времена и условия жизни

Сегодня уже нередки случаи, когда трехлетние дети разбираются в стоимости бриллиантов, мобильников и предпочитают авто модных марок. Дарить на день рождение малышам деньги стало обычным явлением.

— Машенька! Дай мне свою денежку, а то мне не хватает, чтобы расплатиться за покупку.
 — Если ты мне ее потом вернешь и добавишь еще рублик, тогда — пожалуйста.
 — Хорошо, не переживай. Отдам!

Подобный диалог — не редкость в наше время. Проблема «дети и деньги» не решается так однозначно, как раньше. Поэтому у родителей остается открытым вопрос…

Правила обучения ребенка накоплению денег

Американцы под идею обучения накоплению с раннего возраста решили подвести научную основу. Стэнфордский университет в 1960 году провел эксперимент. В классной аудитории детям раздали сладости, а потом взрослые сказали, что ненадолго выйдут. При этом школьникам озвучили условие, что тот, кто не съест угощение сразу, получит еще одно такое же угощение. Многие ребята все-таки съели сладость, и только 10% сдержались.

Спустя 50 лет специалисты из университета связались с участниками эксперимента. Выяснилось, что те 10% добились более высоких результатов в карьере. А остальные всю жизнь занимали низкооплачиваемые должности. Был сделан вывод о том, как важно суметь противостоять соблазнам. Поэтому родители обязаны воспитывать в детях самодисциплину, чтобы те в будущем стали более успешными и грамотными в финансовой сфере.

Обучение накоплению складываются из нескольких этапов:

  • научить откладывать на покупку желанной вещи, например игрушки, на определенный срок;
  • предоставить выбор, на что тратить собственные деньги без настойчивого руководства со стороны родителей;
  • научить составлять финансовый план;
  • создать условия для процесса накопления.

Рассмотрим каждый этап более подробно.

Не покупать игрушку сразу

Не поддавайтесь на уговоры ребенка купить понравившуюся игрушку сиюминутно. Чаще всего желание у ребенка импульсивное и не имеет ничего общего с настоящей потребностью. Дети испытывают больше удовольствия от предвкушения покупки, чем от обладания ею.

Но дети не виноваты в таких реакциях. Дело в том, что созерцание полки с игрушками вызывает выброс дофамина — гормона, который отвечает за удовольствие. Мозг посылает сигнал, что игрушка — это хорошо, и организм вырабатывает дофамин. Но после покупки радость пропадает, потому что функция гормона только подстрекать организм сделать что-то хорошее и получить за это поощрение в виде приятного чувства. Поэтому радость недолгая, она длится до момента, пока игрушка не будет распакована, собрана и готова к игре.

 

Однако опасность сиюминутных покупок не только в том, что эйфория быстро проходит. Дофамин от знакомых и понятных вещей перестает вырабатываться. Поэтому, если постоянно удовлетворять просьбы ребенка по покупкам, у организма формируется дофаминовая зависимость. С ней бороться в разы сложнее, чем предупредить.

Чтобы избежать этого:

  1. Вместо покупки предложите ребенку записать игрушку в список желаний. Дофамин будет вырабатываться даже в период предвкушения. В ситуации с детьми ожидание — более счастливое время, чем получение игрушки. Кстати у взрослых тоже срабатывает такой эффект. Таким путем можно «лечить» зависимость у закоренелого шопоголика.
  2. В течение недель или месяца записывайте желаемые игрушки в блокнот. Затем предложите ребенку выбрать одну игрушку, которую ему хочется больше всего из целого перечня желаний, занесенных в список.
  3. Детей младшего возраста можно увлечь рисованием картинок с изображением игрушек. Для ребенка постарше можно придумать более сложную схему: составлять список и отмечать желаемые покупки разными цветами в зависимости от приоритетов.

Такой способ учит обдумывать свои потребности, относиться к ним с максимальной ответственностью. Организм все еще вырабатывает дофамин от предвкушения покупки, но мозг уже анализирует, учится расставлять приоритеты и выбирать. В скором времени ребенок научится контролировать свои желания и определять наиболее важные.

Пусть ребенок сам решает, на что тратить деньги

Дайте ребенку свободу самостоятельно распоряжаться карманными деньгами. Очень часто дети тратят первые собственные деньги на покупку мелочи — жвачек, наклеек, конфет. Они транжирят абсолютно все деньги, которые им попадают в руки. Первое время позвольте насладиться этими покупками. А потом подскажите, что, если не потратить все средства сразу, а копить на протяжении нескольких недель или месяца, то на руках окажется достаточно большая сумма.

Объясните, что на эти деньги ребенок сможет купить себе понравившуюся игрушку в магазине. Будьте готовы к тому, что дети сразу не смогут сделать рациональный выбор. Со временем их мозг научится планировать покупки и накапливать деньги для реализации идеи. Но ни в коем случае не давите на ребенка, не критикуйте его, это отобьет желание рационально относиться к покупкам.

Главный пример для детей — это родители. Чем рациональнее и обдуманнее вы подходите к приобретению вещей, тем быстрее ребенок учится анализировать и оценивать свои покупки.

Составление плана

 

После того, как ребенок сделает выбор в пользу рациональной траты денег, объясните ему, как правильно копить деньги. Чтобы ребенку было легче и интереснее следовать намеченным шагам, скучный план нужно превратить в игру или пошаговый квест:

  1. Нарисуйте на листе гоночную трассу или поле с квадратиками и поставьте на старт любую фигурку, которая нравится ребенку.
  2. Обязательно нарисуйте или напишите конечную цель. Например, машинку, конструктор, ролики, велосипед.
  3. Чтобы план всегда был на виду, можете повесить его на холодильник. Тогда в качестве фигурки можно использовать магнитик.
  4. По длине гоночной полосы поставьте метки и напишите напротив сумму, которую поэтапно должен собрать ребенок. Также можно поступить, если выбрано поле с квадратиками. Определенное количество закрашенных клеточек — соответствует конкретной сумме. Или написать «цену» одной клеточки — 50, 100 или 1000 рублей. Все зависит от итоговой цели, которую хочет достичь ребенок.

Карта, мобильное приложение и личный пример

Детям постарше можно предложить самостоятельно рассчитывать и учитывать свои еженедельные доходы и расходы. Тогда они сами смогут выяснить, в течение какого срока смогут собрать денег на желаемую покупку. Можно сделать таблицу в Excel или скачать мобильное приложение, чтобы расчет происходил автоматически. Понадобится только внести сумму поступления карманных денег и планируемых расходов.

Кроме того более взрослые дети оценят расчеты с помощью безналичных денег. Для этого им понадобится пластиковая карта. Можно выбрать варианты с индивидуальным дизайном.

Дебетовая карта Tinkoff Junior

Стоимость от
Кэшбек1-30%
% на остатокНет
Снятие без %До 20 000 р.
ОвердрафтНет
Доставка1-5 дней

Вместе с ребенком можно установить мобильное приложения для бесконтактных расчетов. А также открыть отдельный интернет-банк, где ребенок сам сможет отслеживать свои доходы и расходы, но это не получится сделать для малышей. Такой способ подойдет для подростков от 14 лет и старше, когда им уже можно открывать личный банковский счет без привязки к счету родителей.

Не все взрослые умеют правильно ставить цели и достигать их, и если они не смогут научить на личном примере, то такой подход поможет их детям. У ребенка появится личный полезный навык — планировать, следовать поставленной цели и достигать желаемого результата. Но нередко бывает и так, что игра становится полезной и для взрослых и они учатся копить деньги вместе со своими детьми.

Процесс накопления

К этому этапу у ребенка уже должна быть сформирована цель, разработан план действий по осуществлению мечты. В качестве копилки можно взять обычный пластиковый контейнер. На него приклеить картинку с изображением желаемой покупки. В самом начале насыпьте монеты или мелкие купюры в копилку, а затем еженедельно или ежедневно выдавайте ребенку деньги на карманные расходы.

Детям младшего возраста не желательно ставить долгосрочные цели, они быстро потеряют к ним интерес. Желательно, чтобы на начальном этапе срок накопления не превышал 1 месяца. Ребенку постарше, подростку 11-14 лет предложите копить деньги в специальных конвертах. Расходы и доходы можно записывать на внешней стороне конверта. За каждую накопленную круглую сумму поощряйте ребенка. К каждой тысяче за выдержку можете добавлять по 100 рублей или удваивать сумму. Желательно заранее озвучить условия и схему поощрения. Но можно и оставить эту информацию втайне, потом сюрприз доставит не меньше радости.

Может случиться так, что у ребенка не получится копить деньги. Не стоит его ругать и критиковать, обсудите с ним проблему, попробуйте выяснить, на каком этапе у него буксует процесс, и найдите пути решения. Часто бывает так, что цель слишком большая и у ребенка не хватает мотивации ее достичь. Или же он тратит все деньги на еду в школе, так как в столовой плохо кормят, и он не наедается.

Используйте стеклянную банку в качестве копилки

Копилка в виде свинки – это, конечно, очень красиво и мило, но она не позволяет ребенку увидеть прогресс в накоплении. В прозрачной банке очень легко можно увидеть, как растет кучка монет – вчера там были только 50-копеечные монеты и пара рублей, а сегодня там уже есть 5-рублевые и даже одна десятирублевая монета! Обсудите с ребенком накопление денег – уделите внимание тому, что деньги могут расти.

Определение карманных денег

Карманные деньги — это фиксированная сумма, которую родители дают воспитаннику на его личные расходы. Они находятся в полном распоряжении ребенка, и он сам решает, как их потратить. Он вправе их отложить, или же купить сладости, но родители не должны вмешиваться и пытаться это контролировать, иначе пропадает смысл карманных денег. Они научат ребенка грамотно распоряжаться финансами.

Вместо постоянных просьб что-либо купить у родителей, малыш или подросток сделает покупку сам. Если стоимость товара значительно превышает сумму у него на руках, это заставит пересмотреть приоритеты, и придумать возможные варианты экономии.

По какому принципу выдавать карманные деньги ребенку

Американские психологи выявили четыре метода выдачи карманных денег:

  • Выдавать деньги по первому требованию
  • Выдавать их только, как поощрение за что-нибудь
  • Выдавать, соблюдая регулярность (ежедневно, еженедельно, ежемесячно)
  • Выдавать порционно, по мере необходимости

Психологи считают два последних варианта наиболее оптимальными. Выдавая карманные деньги детям, заранее оговаривайте, на что их можно использовать на вкусности, развлечения, и нельзя на сигареты, вредную еду.

Лучше всего, когда карманные деньги детям могут составлять постоянную сумму, рассчитанную на конкретные цели. При возникновении непредвиденных расходов ее можно увеличить.

Карманные деньги младшим школьникам выдают каждый день понемногу. 10-12 летним детям – один раз в неделю, а относительно взрослым старшеклассникам лет с 14 можно доверить выдачу денег раз в месяц.

Стоит ли давать ребенку карманные деньги?

Аргументы за то, чтобы давать деньги детям:

  • Наличие собственных денег учит детей распоряжаться личным бюджетом (экономить, копить на что-то);
  • Дети учатся выбирать то, что на данный момент важнее, учатся расставлять приоритеты;
  • Наличие карманных денег вызывает у детей желание иметь их больше, а, следовательно, является отличным стимулом для заработка во взрослой жизни;
  • Распоряжение собственными деньгами воспитывает в детях самостоятельность, ответственность и уверенность;
  • Наличие собственных финансов дает ребенку ощущение полноправного члена семьи и общества;

Аргументы, свидетельствующие против того, чтобы давать детям деньги:

  • Поскольку дети не сами заработали, а деньги достались им просто так, то эта сумма может быть легко потраченной на бессмысленные безделушки, что явно не научит ребенка ценить деньги;
  • Если давать детям деньги за примерное поведение или за помощь по дому, это может стать причиной шантажа в будущем;
  • Деньги могут сделать ребенка жадным и завистливым;
  • Детям сложно будет понять истинную цену денег.

Аргументов за и против выдачи карманных денег детям существует много, но истина, как известно, где-то по середине.

Оптимальным возрастом для выдачи карманных денег считается 6 лет. Ребенок в этом возрасте уже способен оценить ситуацию и самостоятельно принимать несложные решения. Прежде, чем осчастливить ребенка первыми карманными деньгами, необходимо доступно разъяснить, как с ними обращаться.

Давать ли деньги за какие-то заслуги?

карманные деньги детям

Многие родители дают ребенку деньги за хорошие оценки в учебе и выполнение каких-то домашних обязанностей. Вознаграждение в денежном эквиваленте является неплохим стимулом хорошо учиться и помогать по дому, но ребенок должен четко понимать, что это его прямые обязанности, и они не должны оплачиваться. В данном случае ребенок растет эгоистом, который даже свои прямые обязанности выполняет исключительно за денежное вознаграждение. Также это отразится и на отношениях родителей с ребенком, и вместо уважения и бескорыстной помощи появится товарно-денежный обмен.

Выделяя деньги ребенку на карманные расходы, нужно быть предельно внимательным. В случае неправильного распоряжения финансами, необходимо объяснить ребенку почему/куда он неправильно потратил деньги, чтобы избежать подобного в будущем. С раннего детства необходимо правильно учить детей распоряжаться деньгами, только так ребенок научится их ценить.

Сколько денег давать ребенку?

дети и карманные деньги

Когда вы твердо решили, что ребенок достиг того возраста, чтобы самостоятельно распоряжаться деньгами, проведите с ним разъяснительную беседу. Расскажите сколько, зачем и для чего ему будут даваться деньги. Размер денежной суммы зависит от здравого смысла родителей.Но также на количество выделяемых ребенку карманных денег влияют и другие факторы:

  • Возраст и ответственность ребенка;
  • Финансовое положение семьи;
  • Населенный пункт проживания (разумеется, что в мегаполисе цены на порядок выше, чем в периферийных городах).

Критерии выдачи карманных денег:

  • Психологически ребенок готов распоряжаться самостоятельно деньгами уже в первом классе, после того, как научился считать и читать;
  • На карманные расходы должна выделяться определенная сумма в разумных пределах;
  • Детям младшего дошкольного возраста выдавайте деньги один раз в неделю, детям подросткового возраста – раз в месяц;
  • Держите под контролем все финансовые расходы вашего ребенка, чтобы предотвратить запрещенные покупки (табачные, алкогольные и наркотические изделия).

Никогда не рассчитывайте сумму, исходя из:

  • Успеваемости в школе;
  • Помощи по дому;
  • Примерного поведения;
  • Собственного настроения.

Не стоит компенсировать деньгами дефицит вашего внимания к детям. Помните, что выдача карманных денег должна преследовать одну важную цель – воспитание в ребенке финансовой самостоятельности.

Советы родителям:

  • Ребенок должен знать, зачем ему выдаются деньги, на что и как их тратить;
  • Выдаваемая сумма должна быть в разумных пределах и расти по мере взросления ребенка;
  • Установите четкий график выдачи денег ребенку, пускай это будет какой-то конкретный день недели/месяца;
  • Сумма должна быть строго фиксированной. Это научит ребенка распоряжаться ограниченными средствами так, чтоб их хватило на определенное время (научит планировать);
  • В случае отсутствия возможности очередной раз дать деньги, объясните ребенку причину, почему так случилось.

Выдавая ребенку карманные деньги, не стоит четко регламентировать, что он должен купить. Пускай распорядится выделенной суммой самостоятельно. Так он научится распоряжаться собственными средствами целесообразно. Конечно, ребенку сначала придется научиться справляться с множеством соблазнов, отвечать за последствия бессмысленных трат, но в итоге он научится правильно и разумно относится к деньгам и покупкам. Посоветуйте ребенку записывать каждую свою покупку, чтобы потом в конце недели проанализировать свои финансовые расходы и сделать определенные выводы. Это также даст возможность и родителям следить за тратами ребенка. Расскажите, что если копить деньги, то можно насобирать приличную сумму и купить что-то существеннее, то, о чем он давно мечтает. Так он научится экономить и откладывать деньги в копилку, не тратя на бессмысленные покупки. Следите за расходами ребенка мягко, ненавязчиво, с доверием.

Какую сумму выдавать на карманные расходы

Сложно определить конкретную сумму. Все зависит от материального положения каждой семьи. Ведь деньги, которые выдаются на личные траты – это не зарплата. Родители и дальше продолжают обеспечивать своих детей. С помощью карманных средств, дети получают важные навыки обращения с ними. Так что еженедельно давать большую сумму денег не стоит. Но в тоже время, денег должно быть достаточно, что на них можно было что-то купить. Чем меньше возраст ребенка, тем меньше должна быть сумма денег на карманные расходы. Но эти деньги нужно чаще выдавать, потому что маленькие дети не умеют планировать свои покупки. Чем возраст ребенка будет старше, тем и суммы карманных денег должны увеличиваться, так же как и интервалы выдачи.

За что нельзя материально поощрять детей

Родители не должны материально поощрять ребенка за хорошую успеваемость в школе. Не стоит платить деньги за определенную оценку. Это отразится на качестве знаний вашего отпрыска. Он будет ставить перед собой цель получить хорошую отметку, чтобы затем получить от родителей «заслуженное» вознаграждение. Полученные отметки будут явно не соответствовать уровню знаний. Дело в том, что дети готовы пойти на любые хитрости, чтобы получить хорошую отметку: шпаргалки, списывания и прочее. Хотя за призовое место в олимпиаде или за успешное окончание учебного года, можно отблагодарить.

И это далеко не весь перечень, за что не стоит поощрять своих детей. К этому относится работа по дому. Вы не должны платить деньги за то, что ребенок убрал свою постель, так как это обязанность. И это он должен уяснить еще до того, как у него появятся первые карманные деньги. Также не следует платить за уход домашних животных или когда ребенок оказывает помощь в уходе за младшим братом или сестрой. Если сейчас продавать любовь, то в будущем такие дети станут большими эгоистами, для которых важнее свои цели и амбиции.

Можно ли с помощью денег влиять на детей?

Родители не должны, используя финансы, вознаграждать или наказывать детей.

Карманные деньги помогают привить необходимые финансовые навыки. Сумма денег на карманные расходы должна зависеть от хорошего поведения, хорошей успеваемостью или с тем, что ребенок выполняет домашние дела.

Если вы все же решили ограничить сумму карманных денег, вы должны четко и ясно объяснить за что вы решили принять такие строгие меры. Уменьшение суммы карманных денег или полное прекращение выплат должно быть мерой наказания, применимой в исключительных случаях: ложь или воровство.

Нужно ли вместе с детьми обсуждать семейный бюджет? Дети, которые получают карманные деньги, уже достаточно взрослые, чтобы понимать, что они предназначены не только для удовольствия. Они должны понимать, что кроме их собственных нужд, есть нужды близких.

Сумма для школьника

Давать карманные деньги стоит, когда малыш идет в первый класс (6-7 лет). В этом возрасте он начинает понимать, что в мире у всего есть цена.

Сумму увеличивайте с каждым годом. Например, в Германии есть рекомендации, сколько давать денег. До 10 лет дают 50 центов в неделю, а с 10 до 16 лет 14 евро в месяц. В российских реалиях суммы другие. Согласно опросам, детям до 12 лет родители выдают 200-300 рублей каждую неделю.

Сколько давать подростку

У подростков потребностей больше. Дети ходят на свидания, у них появляются хобби и увлечения, которые требуют расходов. Согласно тому же опросу, детям от 12 лет и подросткам в среднем дают 1 000 рублей в неделю. Обычно этой суммы достаточно, чтобы сходить в кино, купить цветы девушке или посидеть в кафе.

С началом учебного года появляются новые предметы в школе, которые требуют специальных принадлежностей. Финансы на них выдаются отдельно, а не отнимаются из суммы карманных денег.

Психологи рекомендуют давать детям на карманные расходы наличные деньги, чтобы они их «почувствовали». Даже взрослые увлекаются безналичной оплатой через кредитку и не замечают, как потратили весь бюджет. Тоже самое происходит с детьми.

Сколько давать денег детям на карманные расходы

Как правильно выдавать карманные деньги

Вот 5 правил выдачи карманных денег, которые помогут родителям не наделать ошибок и воспитать финансово-грамотного ребенка!

1. Выдавайте деньги регулярно!

Эксперты считают, что чем меньше возраст, тем чаще нужно выдавать деньги, например, 1-2 раза в неделю.

Детям старшего возраста лучше выдавать одинаковые суммы 1-2 раза в месяц. Это поможет им научиться планировать бюджет и грамотно распоряжаться деньгами.

А еще лучше поговорить с ребенком и совместно определить периодичность выдачи карманных денег.

Платите ребенку вовремя! Нерегулярная выдача карманных денег приведет к потере смысла карманных денег – научиться планировать и тратить деньги разумно и выгодно.

2. Выдавайте четко оговоренную сумму

 

Каждый ребенок должен понимать сколько карманных денег он получает и почему. Выдаваемая сумма денег должна быть фиксированной, вне зависимости от поведения ребенка или настроения взрослых. Не выдавайте деньги сверх оговоренной суммы.

Карманные деньги — это финансовый тренажер для детей. Если ребенок потратил месячную сумму в первый же день и с грустными глазами просит выдать еще – не поддавайтесь!

Не выдавайте деньги раньше срока. Только так ребенок научится распределять свой бюджет. Если ребенок получает деньги без каких-либо условий, большими суммами, он не научится их ценить.

Не давайте деньги бессистемно, по любым событиям или по настроению. Так во взрослой жизни человек будет верить в чудеса, ждать, когда на него «свалятся деньги».

3. Нет жесткому родительскому контролю за тратами карманных денег

Я понимаю, что, запрещая ребенку тратить деньги на ерунду, ругая его за ненужные на ваш взгляд покупки, вы хотите показать, что деньги – это не игрушка и нужно тратить их с умом! Но так вы оказываете детям медвежью услугу.

Ребёнок, которого родители чрезмерно оберегают, чувствует себя беспомощным, когда сталкивается с жизненными проблемами. Именно отсутствие у детей опыта обращения с деньгами приводит к серьезным финансовым ошибкам и потере денег во взрослом возрасте.

Жестко контролируя расходы ребенка, вы показываете, что деньги принадлежат ему формально. Он обязан соглашаться с вашими вариантами траты денег и не имеет права собственного голоса.

Так родители формируют у ребенка появление чувства страха ошибок и неуверенности в себе. При жестком контроле теряется смысл обладания карманными деньгами, ребенок не научится самостоятельно ими распоряжаться.

Не стоит контролировать расходы ребенка, доверяйте его выбору

Совет: Доверяйте выбору ребенка. Дайте ему право на собственные ошибки.

Первые попытки тратить деньги часто приводят к ошибкам. Но так дети получают личный опыт, который ценнее любых теоретических знаний и родительских нотаций. На ошибках все мы учимся гораздо быстрее!

Наша задача, как родителей — ненавязчиво подсказать детям, как разумнее потратить деньги, обсудить последствия разных покупок.

Ребенок должен знать, что в лице родителей он получит совет и поддержку, а не суровых и строгих критиков. У меня нет жесткого контроля за расходованием карманных денег.

Раз в месяц перед выдачей карманных денег, мы анализируем и обсуждаем покупки дочери. Некоторые из них, на мой взгляд, совершенно бесполезны, но я не критикую ее действия. Это личные деньги дочки, и она может тратить их куда хочет.

Пусть лучше дочь потратит все деньги на жвачки, шоколадки и пушистые брелочки в 10 лет и поймет, что так не сможет накопить на важную крупную покупку (она копит на собаку), чем такая ситуация произойдет в старшем возрасте.

Мой личный лайфхак: Чтобы контролировать расходы ребенка незаметно, по достижении дочкой 10 лет, открыла ей детскую карту.

Дебетовая карта Tinkoff Junior

Стоимость от
Кэшбек1-30%
% на остатокНет
Снятие без %До 20 000 р.
ОвердрафтНет
Доставка1-5 дней

Теперь я могу в любой момент посмотреть ее траты. Перед началом пользования картой объяснила ей правила финансовой безопасности.

4. Не наказывайте деньгами и не поощряйте ими

Дети ценят карманные деньги. Родители знают об этом и часто пытаются сделать деньги инструментом наказания. Это неверная стратегия! Я против родительских манипуляций с карманными деньгами!

Лишая ребенка денег по своему настроению, без объяснения причин, или объясняя это плохим поведением ребенка, родители развивают у него чувство беспомощности и неуверенности.

Система наказаний и поощрений должна быть максимально прозрачной. Лишение карманных денег приводит к тому, что дети начинают обманывать.

Наказывать ребенка лишением карманных денег можно, если вы заранее обсудили с ним условия ограничения в деньгах. Можно лишить денег за очень серьезный проступок, но обязательно объяснив ребенку мотивы такого решения.

5. Не «покупайте» у детей работу по дому и хорошие оценки в школе

не стоит поощрять детей за уборку в доме или хорошие отметки в школе

Я против того, чтобы платить детям за оценки. Дети учатся в школе для получения знаний, а не для заработка денег. Учиться — их важнейшая задача.

Я не плачу дочке за хорошие оценки. А вот за хорошие результаты в четверти, победу на конкурсе дарю подарки, о которых она мечтает, но опять же в пределах семейного бюджета.

Стараюсь дарить не вещи, а эмоции — развлекательные поездки в аквапарк, батутный центр, планетарий, путешествия и т.п.

Электронные деньги или наличные

И еще важный момент – электронные деньги – это не наличные. Покупая за наличные, детям сразу понятно, сколько денег осталось в кошельке. Наличные деньги можно физически пересчитать.

С электронными деньгами этого сделать не получится. Есть риск, что ребенок потратит все деньги на карте и даже этого не заметит.

Поэтому рекомендую открывать банковскую карту для детей более старшего возраста, подробно рассказав, что к чему. Детям 5-7-9 лет лучше выдавать наличные.

В современном мире без денег не прожить. Чтобы стать богатыми, нужно не только зарабатывать деньги, но и уметь их грамотно тратить. Карманные деньги – отличный практический инструмент, помогающий детям понять ценность денег, научиться планировать и правильно распоряжаться своими финансами.

Все за и против карманных денег

Единого мнения у психологов на этот счет нет. Одни уверяют, что это необходимо, другие говорят, что это не обязательно, достаточно просто хвалить воспитанника за достижения. И все они приводят доводы, объясняющие их позицию.

Плюсы

Главный плюс — развитие самостоятельности ребенка. Ему придется подсчитывать все расходы, и планировать траты на неделю вперед, чтобы хватило денег. Если дочка или сын лишаются карманных денег, они полностью зависят от родителей, вернее, от их решений. Карманные деньги также способствуют выработке ответственности .

Если родители дают ребенку деньги, то повышают его уверенность в себе и поднимают самооценку. Ребенку важно чувствовать себя комфортно в мире взрослых. Если родители дают деньги, значит доверяют, и он может тратить их на вещи, которые считает для себя нужными. А вот отсутствие карманных денег прививает комплекс неполноценности. Во-первых, он переживает, что родители не доверяют ему, и не считаются с его мнением, во-вторых, ему не комфортно среди друзей, которым дают деньги. Компания решит пойти в кино, зайти в кафе и т.д. а у него с собой нет денег.

В жизни бывают разные ситуации. Возможно, ребенок потеряется, и ему потребуется вызвать такси, чтобы добраться до дома. Еще ситуация: он упал и поранился, нужно купить в аптеке йод и бинты, для первой помощи.

Минусы

Но почему же некоторые психологи выступают против выдачи карманных денег детям? Они уверенны, что в столь раннем возрасте ребенку не нужна самостоятельность, так как он не может правильно решить, что ему нужно, а что нет, и владение деньгами его испортит. На самом деле, подобные идеи не выдерживают критики. Даже в 12 лет у детей есть свои желания и потребности, и их игнорирование родителями приводит к развитию проблем в дальнейшем, например, потере доверительных отношений в семье.

Но за выдачей карманных денег стоят и реальные проблемы. Дети привыкают к финансированию, из-за чего возникают сложности во взрослой жизни. В первое время он радуется даже небольшой сумме, но постепенно запросы растут. Подростки должны сами пытаться зарабатывать деньги, чтобы знать им цену. В качестве примера посмотрите на богатые американские семьи, где родители отправляют детей работать, причем далеко не на престижные должности.

Ещё к недостаткам относится тот факт, что дети тратят деньги не на сладости и развлечения, а на алкоголь, сигареты или наркотики. Но лишение денег не исправит ситуацию.

На что важно обратить внимание?

Накопительство иногда превращается в страсть. У ребенка при этом может развиться скопидомство. Обратите внимание, если ребенка часто называют «жадиной», то копилку лучше не заводить.

Распоряжаться деньгами из копилки дети могут самостоятельно. Но при этом в семье должно соблюдаться правило: не покупать «запрещенные» вещи, о которых было заявлено родителями еще до появления копилки.

Как распоряжаться и куда тратить

Здесь все индивидуально, и зависит от увлечений ребенка. Например, один копит несколько недель на покупку новой компьютерной игры, другой покупает сладости или игрушки. Родители не должны жестко контролировать это, иначе карманные деньги потеряют смысл как инструмент для развития самостоятельности. Расскажите о вреде алкоголя, или попросите детей советоваться, прежде чем совершать крупные покупки. Если чадо намеревается потратить деньги на ненужную безделушку, взрослые могут дать совет, но окончательное решение будет за ребенком.

Учитывайте, что в первое время деньги расходуются нерационально, но хорошие уроки бесплатными не бывают.

Также дети тратят карманные деньги на кино, концерты любимых исполнителей и т.д. Нередко деньги идут на подарки друзьям и близким в честь какого-то праздника.

Как часто выдавать карманные деньги?

Выделяемая сумма должна быть постоянной – например, 50-100 рублей в неделю. Обычно потребность в карманных деньгах возникает с началом учебы в школе.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Ребенок должен самостоятельно распоряжаться этими средствами.

как научить ребенка обращаться с деньгами

Родители же могут посоветовать, как разумно можно потратить карманные деньги, ненавязчиво проконтролировать. Но окончательное решение должен принять ребенок. Так как, при строгом контроле за расходами со стороны родителей, утрачивается весь смысл карманных денег.

Например, можно взять с собой ребенка за покупками при подготовке к школе. И не бойтесь, что ребенок потратит деньги (на ваш взгляд, совершенно бездарно на бесполезные вещи). Любой опыт – это опыт самого ребенка. Только так он научится самостоятельно распоряжаться деньгами.

    Предыдущая статья Как правильно упаковать чемодан, чтобы сэкономить? Следующая статья Как снизить расход топлива и сэкономить на бензине? Татьяна Донскова

    Пусть ребенок совершит неудачную покупку

    Если ребенок просит купить очевидно бесполезную вещь, родители обычно сразу же отказывают. В некоторых случаях пытаются объяснить, почему эта покупка будет неудачной. Но ребенок воспринимает эти аргументы как причины отказа и обижается. Вместо этого предоставьте детям свободу совершить ошибку.

    После того, как ребенок разочаруется, поговорите с ним, пусть он расскажет, что чувствует. А потом объясните, что ошибаться может каждый, это нормально, главное — сделать вывод и не наступать на одни и те же грабли.

    Не ходите за покупками с ребенком

    Походы по магазинам — утомительное дело даже для взрослых. Некоторые родители думают, что собственным примером научат детей тратить деньги только на необходимые вещи. Но работает это совсем не так. Дети быстро устают и начинают выпрашивать абсолютно все, что видят, особенно возле кассы, где полно сладостей и маленьких игрушек.

    Особенно энергозатратны августовские покупки перед школой. Чтобы ребенок спокойно вынес многочисленные примерки, родители часто задаривают ребенка подарками. Это выходит совсем не экономно. Вместо этого попробуйте закупаться в интернет-магазинах. Ребенок может выбрать понравившуюся модель, а вы можете найти ее в разных магазинах и купить там, где дешевле.

     

    Не будьте слишком экономными или же слишком щедрыми

    Некоторые родители сильный акцент делают именно на рациональности покупок, обучают ребенка быть практичными и не тратить деньги на ненужные вещи. Но в таких семьях обычно вырастают не просто практичные, а порой скупые люди. Они не считают нужным дарить близким людям подарки и заботиться о любимых. Чтобы этого не произошло, поддерживайте баланс между рациональностью и щедростью.

    Подавайте детям пример: время от времени дарите своим родственникам или друзьям подарки. Они могут быть не дорогими, но очень душевными. Так ребенок на примере родителей научится быть в меру щедрым и любящим.

    Чтобы дети быстрее обучались финансовой грамотности, проводите обучение в виде игры. Ребенок быстро вовлекается в процесс и одновременно получает необходимые знания, которые потом пригодятся в реальной жизни.

    Советы психологов по теме «Ребенок и деньги»

    Девочка распределяет деньги

    Многие специалисты изучали проблему воздействия материальных благ на малышей. Чтобы научить ребенка пользоваться деньгами, считать их и знать им цену, следует учитывать следующие советы:

    Психолог Зденек Матейчек

    Психолог из Чехии Зденек Матейчек советует позволить школьнику самостоятельно распоряжаться средствами, которые вы выделяете ему на карманные расходы. Отчет за это требовать не стоит. Кроме того, родителями создается финансовый фонд, который пополняется еще и малышом. Туда складываются личные накопления ребенка, средства, подаренные на праздники и так далее. Тратить накопления из фонда можно, но предварительно получив согласие взрослых. Еще один фонд – самый существенный заводят взрослые и предназначен он для долговременного хранения средств. В установленный срок содержимое этого фонда тратится на крупную покупку. Такое распределение финансов докажет ребенку реальную пользу сбережений, закалит его характер. Накопления можно переводить из фонда в фонд по взаимному согласию.

    Дэвис и Тейлор

    Психологи Дэвис и Тейлор считают, что карманные деньги можно начинать давать малышу не раньше 6-7 лет. Однако необходимо пояснить, на что именно должны пойти эти средства. Каждый год размер выплаты должен расти, лучше приурочить это событие ко Дню Рождения. Малышам финансы выдаются еженедельно, а подросткам ежемесячно. Не нужно платить этими деньгами за отметки в школе или выполнение домашних обязанностей. Однако и не следует их отнимать в случае проступка. Если ребенок потратил выданную ему сумму, добавлять средства непедагогично.

    Дмитрий Карпачев

    Дмитрий Карпачев отмечает, что малышу с юных лет необходимо прививать мысль, что в жизни любого человека есть вещи, которые гораздо важнее, чем финансы. Сообщать, что деньги вовсе не важны, не стоит, это обесценивает их суть. Сегодня хорошее образование не гарантирует финансовой состоятельности в будущем. Поэтому с самого раннего детства важно сформировать качества, которые помогут ему быть финансово независимым: самооценку и верное отношение к денежным выплатам. Этому способствует личный пример и отношение родителей к финансам. Дайте понять, что ассигнования нужно не только копить, но и зарабатывать.

    Стоит ли платить за хорошие оценки?

    Однозначно — нет! У ребенка может создаться впечатление, что хорошие оценки, а вернее знания, нужны родителям больше, чем ему. Раз платят, значит, это им зачем-то нужно? При этом значительно снижается мотивация к учебе. Чтобы заработать больше денег и не огорчать родителей, дети начинают хитрить и скрывают плохие оценки.

    Стоит ли платить за работу по дому?

    Лучше не надо. Во-первых, вы, так или иначе, предлагаете ребенку стать наемным рабочим. А философия семьи зиждется совсем на других принципах: любви, взаимовыручке и понимании. Во-вторых, дети привыкают все делать только за деньги. И каковы же последствия? Чего ждать, когда у них появится уже своя семья? Ничего хорошего. Семейная жизнь может и вовсе не сложиться. И будут родители опекать своего великовозрастного сынишку всю свою оставшуюся жизнь.

    Ставьте реалистичные цели

    Если ребенок мечтает о дорогой вещи, копить на нее придется очень долго. Например, ребенок хочет дорогой велосипед, но так как доходы у детей не очень большие, складывать деньги ему придется достаточно долго, не меньше года или двух. С каждым пополнением кубышки мотивация будет уменьшаться, и покупка уже не будет настолько желанной, как в первые месяцы.

    Но не лишайте ребенка мечты сразу. Объясните ему, что копить придется долго, спросите, согласен ли он столько ждать. Если у ребенка возникают сомнения, предложите ему сократить срок до полугода и внести потом половину суммы за велосипед, при условии, что он сам скопит свою часть. Объясните, то в своем взносе вы, например, учтете его подарок на день рождения. Так ребенок научится не ожидать родительской щедрости, а планировать свои доходы.

    Объясните родственникам, какой подарок для ребенка лучше

    Зачастую на праздники родственники дарят детям дорогие, но часто бесполезные вещи. Ребенок не играет с дорогими игрушками или сразу же ломает их. Намекните семье, что лучше подарить небольшую сумму денег или подарочную карту — пусть ребенок сам решит, что ему нужно больше всего.

    Не обязательно озвучивать заветную мечту, некоторые дети могут на это обидеться.

    Откройте отдельный счет для трат на контент

    Современные дети уже не играют на улице с соседскими ребятами. Им интереснее проводить время за компьютерными играми. Не стоит запрещать делать это, ведь некоторые игры развивают ребенка. Вместо этого предложите детям открыть счет, на который вы будете ставить определенную сумму ежемесячно или же он сможет пополнять счет заработанными деньгами. Так ребенок потратит только ту сумму, которую выделил на это, и научится расставлять приоритеты.

    Подросток и карманные деньги

    В этом случае вопрос стоит наиболее остро. Но бесконтрольность недопустима! Подростки жаждут самостоятельности, а соблазнов в современном мире много. Здесь нужна адресная финансовая поддержка, и то если вы не опасаетесь за поведение подростка.

    Подработка же во время каникул должна приветствоваться. Первые деньги, заработанные своим трудом — важное событие в жизни подростка. Они начинают реально оценивать свои возможности, понимать, как «достаются» деньги. От них уже не услышишь залихватского — подумаешь, какие-то сто баксов! Происходит своеобразная переоценка ценностей.

    Хорошо, когда часть заработанных денег подросток отдает в семью. Именно так прививается забота о близких людях.

    Делать ли банковскую карту

    Дети рано понимают, что карты позволяют покупать товары, но не сразу улавливают, что это те же самые деньги, просто в другой форме. Так что прежде, чем вручать ребенку банковскую карту, стоит научить его обращаться с обычными деньгами, советует Евгения Блискавка.

    Владимир Фролов также напоминает об эмоциях и ощущениях, которые дают «живые» деньги, — при использовании наличных люди традиционно более рационально подходят к тратам.

    Где найти информацию

    Российские власти и экспертное сообщество активно занимаются продвижением финансовой грамотности среди населения. Так что при желании можно найти не просто советы, что и как рассказывать детям, но и конкретные сборники задач, игры и книги. Приведем только некоторые варианты: 

    • Финансовая культура

    Ресурс создан ЦБ специально для развития финансовой грамотности россиян и предлагает множество материалов — например, о том, почему важно говорить с детьми о финансах; какие книги объяснят, как устроена экономика; или какие мобильные приложения помогут научиться грамотно тратить деньги;

    • портал «Дружи с финансами»

    Проект Минфина, также направленный на повышение уровня финансовой грамотности населения;

    • «ЯКласс»

    ​Образовательный ресурс нацелен главным образом на использование в школах, но его можно изучать и самостоятельно — есть и теория, и практические задания;

    • портал Финансовая грамота

    Проект Российской экономической школы (РЭШ) включает книги, игру, видео и тестирование;

    • Семейный финансовый фестиваль

    Проходит дважды в год — весной и осенью. На нем проводятся мастер-классы, тематические спектакли, игры и лекции;

    •   информационные проекты компании Visa.
    Источники

    • https://www.b17.ru/article/281723/
    • https://EcoTonkosti.ru/nuzhny-li-detyam-karmannye-dengi.html
    • https://tass.ru/obschestvo/6629524
    • https://ShkolaZhizni.ru/money/articles/45887/
    • https://brobank.ru/kak-nauchit-rebenka-kopit-dengi/
    • https://zen.yandex.com/media/gazeta_pedagogov/14-sposobov-nauchit-rebenka-obrascatsia-s-dengami-5e1c6af4b477bf00ae04dc56
    • https://kreativlife.ru/3707-2/
    • https://equity.today/karmannye-dengi-detyam.html
    • https://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/kak-nauchit-rebenka-pravilno-otnositsya-k-dengam.html
    • http://f-journal.ru/stoit-li-davat-detyam-karmannye-dengi/
    • https://brobank.ru/karmannye-dengi/
    • https://vospitulya.ru/vospitanie/rebenok-i-dengi.html

    [свернуть]