Городецкая роспись

Что нужно приобрести для уроков

Современный подход позволяют сегодня применять технологии использования городецкой росписи не только на дереве, как это было изначально, но и на обыкновенном листе бумаге. В школьной программе детей знакомят с методиками изображения животных и узоров городецких мастеров.

Для проведения уроков для детей нужно приобрести такие необходимые принадлежности.

  • Материал, на котором будет изображаться рисунок. Для детей, которые только начинают делать первые шаги в городецкой росписи, идеальным вариантом будет обыкновенная бумага или картон (не глянцевый).

Для тех, кто уже приобрел навыки техники изображения, можно использовать для работы деревянные заготовки. Это могут быть разделочные доски, тарелки и т. д.

  • Краска. Ее выбор также во многом зависит от того, сколько дети занимаются этим мастерством. Если новички, то подойдут гуашевые краски. Самые обычные наборы из 12 штук могут быть использованы.
  • Кисточки. Их нужно подбирать разные по размеру. Лучше, если это будут кисточки из натурального ворса.
  • Лак. Если рисовать по деревянной поверхности, то после высыхания рисунок нужно закрепить прозрачным лаком. Он предохранит рисунок от повреждений и не даст краскам выцветать.

Немного истории

История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:

  • мебель;
  • сундуки;
  • сани;
  • утварь, используемая в помещении.

Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.

После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.

В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.

Обучение детей в детсаду и младшей школе

Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.


Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:

  • бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
  • потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
  • мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.

В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:

  • набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
  • Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
  • прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
  • покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.

Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.

Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.

Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.

Описание городецкой росписи
doska-gorodeckaja-rospis
Городецкая роспись XIX в.

Поволжские мастера долгое время занимались резьбой по дереву: изящной обработкой украшался каждый корабль по задумке Петра I. И военную мощь нужно было показать, считал государь, и художественный талант народа. Но когда кораблестроение переместилось ближе к морским берегам, умельцы с Поволжья принялись искать для себя новую нишу. Одни стали вырезать ложки, другие – миски, чашки, третьи специализировались на прялках. С этих прялок и началась городецкая роспись.

Сначала это была инкрустация деревом, впоследствии же для улучшения товарного вида и экономии расходных материалов, а также облегчения труда, мастера стали подкрашивать прялки. Яичные краски делали прялки яркими, узнаваемыми, а главное, востребованными. Законы рынка работают всегда – так и появилась знаменитая городецкая роспись.

На досках и донцах прялок могли появляться как вполне реалистичные невесты, так и фантазийные всадники, и даже экзотические пальмы.

Название закрепилось, так как Городец (вслед за Нижним Новгородом) был главным рынком сбыта расписного товара. Прялки сегодня увидишь разве что в музее, а красивая, радующая глаз роспись и поныне живет. И чаще всего увидеть городецкую роспись можно на разделочной доске.

Особенности промысла:

  • в большинстве случаев мастера расписывали изделия без нанесения предварительного рисунка, но при этом могли они использовать эскизы в цвете;
  • первыми работами художника были плоские столярные изделия (те же разделочные доски);
  • фон изделия – от светло-желтого до темно-красного, строго соответствует замыслу художника;
  • отличают городецкую роспись мелкие, но изящные детали – разживка, легкая штриховка, изогнутые мазки;
  • готовая работа после высыхания закрепляется лаком;
  • общие правила городецкой росписи, тем не менее, не противоречат появлению авторских вариантов.

Сюжетными картинками промысла интересуются историки искусства: по ним виден не только быт русского народа, но и вполне конкретные исторические события.

И, что особенно важно, в ранних работах отмечено свойственное русскому народному искусство решение – гармоничное соединение реальности и фантастики. На досках и донцах прялок могли появляться как вполне реалистичные невесты, так и фантазийные всадники, и даже экзотические пальмы.

Познакомиться полнее с городецкой росписью, вы сможете в нашей обзорной статье: «Что такое городецкая роспись: история, виды, описание, особенности росписи для детей».

Возникновение художественного промысла

У всякого явления есть своё начало. Отправной точкой, без которой городецкая роспись попросту не явилась бы на свет, стала самая обыкновенная домашняя прялка — необходимая тогда хозяйке вещь в каждой крестьянской семье.

Обыкновенная домашняя прялка

Место и время

Всё началось с конца XVIII века в Поволжье, в сёлах и деревнях, расположенных по берегам небольшой речки Узолы, которая протекала возле древнего Городца. В селениях этих — в Косково и Курцево, в Савино и Хлебаихе — издавна было налажено кустарное производство домашних прялок. Все части её — и донце, и копылок, и гребёнка — были деревянными, благо леса кругом хватало, и первоначально украшались незамысловатой резьбой.

Роспись на дощечке

Особое внимание уделялось донцу — дощечке, на которой во время работы пряха сидела и которую после работы вешали на стену, на видное место. На видном месте ничем не украшенную «досточку» хозяину в избе и держать-то было непристойно. Потому и исполнялась на них всякая чудная резьба, а на рубеже XVIII и XIX веков старые мастера и вовсе освоили сложнейшую технику инкрустации, для которой использовали вставки из тёмного, морёного дуба.

Процесс, однако, оказывался весьма трудоёмким, и на производство одного изделия уходило очень много времени. Спрос на прялки постоянно возрастал, и, чтобы увеличить их количество, дубовые вставки стали заменять — сначала частично, а затем и полностью — на яркие, нарядные росписи, выполненные темперными красками и для долговечности покрытые лаком. Это сильно сократило время производства и увеличило сбыт продукции на нижегородской ярмарке, куда возили свой товар на продажу узольские мастера.

С чего начать занятия батиком?

А особенности рисования, технические приёмы, шаблоны и главные элементы, разрабатывавшиеся десятилетиями, получили своё окончательное оформление в семидесятых годах XIX века. Тогда в деревню Курцево был приглашён из Городца для подновления местной церкви известный иконописец Огуречников. Именно он, заинтересовавшись местным промыслом, «довёл до ума» технику живописи узольцев, привнеся в неё иконописные приёмы: способы наложения слоёв краски, игра с оттеняющими дугами и оживление рисунка белилами.

Происхождение названия

Назывался в ту пору промысел иначе. Мастера-крестьяне никаких самоназваний не выдумывали, а в ранних изданиях писалось либо о «нижегородской росписи» по местоположению ярмарки, на которой сбывались изделия, либо о «курцевских красильщиках» по месту их наиболее массового и развитого изготовления.

Названия для росписи

В конце XIX века с появлением крупных ткацких фабрик и дешёвого ситца нужда в домашнем производстве полотна отпала. Прялки были больше никому не нужны, и, как следствие, промысел стал угасать. К первой мировой войне он практически исчез, продолжая существовать лишь в виде случайных единичных работ любителей-энтузиастов.

Современное название появилось только в 30-х годах XX-го века, когда под патронатом государства промысел получил шанс на второе рождение. Восстанавливать мастерские и артели на первых порах стали в Городце. Для сюжетов своих жанровых сценок художники традиционно брали зарисовки из быта городецких купцов и мещан. Да и центр сбыта продукции переместился теперь в этот город.

Всё это вкупе дало повод В. М. Василенко, одному из крупнейших исследователей народной культуры, использовать в своих работах термин «городецкая роспись», которому и суждено было с тех пор закрепиться как названию этого художественного промысла России.

Начало изображения

Чтобы рисунок получился действительно аккуратным и красивым с первого раза, мало одного желания и подготовленных материалов. Очень важно изучить технику нанесения изображения. Здесь нужно понять, как держать кисть, как вести, какими движениями пользоваться для изображения деталей рисунка.

Вся городецкая роспись производится в три этапа. Первое, что необходимо сделать, – это нанести фон, на который и будет накладываться рисунок. Далее выполняем поэтапно рисунок.

  • Подмалевка. Крупные цветовые пятна, которые впоследствии будут служить основой для изображения. Это  большие фигуры. Для детей элементы подмалевки очень легко даются.

Они наносятся тонким слоем, полностью заштриховываются. Зарисовать их нужно очень аккуратно, чтобы не было разводов, наплывов или пробелов. Для хорошего результата лучше рисовать плоской широкой кистью.

  • Тканевка. Используется кисть № 2. Суть этого этапа — разбивание подмалевки на части и выделение деталей.
  • Оживки. Это еще один прием в городецкой технике. Здесь в помощь идет черная и белая краска, которыми и выделяют акценты рисунка. Этот этап очень сложный и требует концентрации.

Черной и белой краской наносится на подмалевке и тканевке множество точек, которые и придают яркости и живости рисунку. Здесь важно не перестараться, так как большое количество оживки может испортить рисунок.

Городецкая роспись получится очень хорошо, если научиться правильно держать кисть. Она должна быть перпендикулярна поверхности, на которую накладывается рисунок.

При этом рука должна быть оперта на локоть и фиксироваться им, а кисть остается подвижной и свободной. Если для ребенка долго держать в таком положении руку тяжело, то можно делать опор на мизинец. В этой позиции руки легче рисовать плавные и правильные линии.

Последнее в рисовании городецкой росписи – это соединять все элементы между собой поэтапно. Картинки должны получаться яркими и пестрыми.

Это главная черта такого направления в художественном искусстве. Если ребенок научился хорошо изображать элементы на бумаге, можно продолжить и предложить рисовать на деревянной основе.

Особенности композиции

Городецкая роспись имеет свои особенности в размещении основных элементов. Чтобы рисунок получился органичным, нужно его очень хорошо продумать и сделать эскиз. Только потом элементы переносятся на основу. Для детей нужно объяснить основные композиционные приемы городецкой росписи.

В центре рисунка обязательно выполняется один большой элемент. Это может быть одно из изображений:

  •  растительный мотив (цветок);
  • изображение животного (коня, птицы).

В качестве дополнительных элементов в композиции городецкой росписи выступают более мелкие картинки цветов, листьев. Заканчивается композиция оформлением рамочки. Она также является одним из украшений всего композиционного ряда.

Городецкая роспись требует от ученика выполнять все детали поэтапно. Он должен понимать, что быстро сделать такой рисунок не получится, так как каждый из этапов наносится после полного высыхания предыдущего. Концентрация и желание достичь положительного результата – вот главное правило идеального рисунка.

Мастер-класс по росписи разделочной доски

Городецкая доска может стать первым опытом практического приобщения к народному творчеству. Заняться росписью кухонной доски могут даже те, кто мало ассоциирует себя с рисованием.
doska-gorodeckaja-rospis

Для работы нужны:

  • деревянная доска любого размера (можно и фанерная);
  • темпера или гуашь, клей ПВА (будет добавлен в гуашь);
  • большая плоская кисть и несколько круглых кистей, как минимум две – № 1 и № 2;
  • вода, палитра, салфетки или тряпочки для вытирания кистей;
  • карандаш, эскиз.

Заранее выберите рисунок, который захотите перенести на доску.

Роспись разделочной доски городецким узором поэтапно:

  1. Если есть желание, доску нужной формы можно сделать самому из фанерного листа. Просто прикладываете к нему шаблон, обводите по контуру, а потом выпиливаете. Но фигурные доски можно купить и уже готовыми в магазине, в таком случае подготовительный этап не потребуется.
  2. Наждачной бумагой зашкурьте выпиленные заготовки, если делали их сами.
  3. Покройте изделие гуашью того цвета, каким задумали сделать фон работы. Он должен быть однотонным.
    doska-gorodeckaja-rospis
  4. Предполагается, что заранее на обычной акварельной бумаге вы уже сделали эскиз росписи. Изображение с него нужно перенести на высохшую после нанесения фона доску. Можно сделать это через кальку или просто срисовать (если уверены в своих силах).
  5. По контуру доску можно обвести гуашью другого цвета, яркого. Красный используется чаще всего.
    doska-gorodeckaja-rospis
  6. Если хотите, можно сделать еще и ажурную окантовку доски, с использованием красивого, несложного волнообразного узора. Для этого возьмите новый цвет, сочетающийся с обводкой.
    doska-gorodeckaja-rospis
  7. Приступайте к выполнению замалевка. Наполняйте краской основную фигуру рисунка – птицу, например. Начинайте с ее туловища, потом переходите к крыльям и хвосту.
  8. После этого переходите к теневке – на цветовые пятна следует нанести контрастный рисунок (обычно темной краской по светлому фону).
    doska-gorodeckaja-rospis
  9. Далее следует самый изящный этап – оживка. К рисунку белилами (в данном случае – белой гуашью) добавьте блики, мелкие детали, штришки, которые оживят рисунок. Не забывайте, что в гуашь вы предварительно добавляете ПВА – это сделает краску более прочной, объемной, стойкой к истираемости.
    doska-gorodeckaja-rospis
  10. После того, как центральный элемент рисунка готов, переходите к второстепенным. Обычно это цветы. Начинаете все так же – замалевок, теневка, оживка. Какими могут быть узоры? Вдохновиться их полнотой можно по фото городецких работ в интернете. Авторские элементы добавить можно, но не пересыщайте ими рисунок.
    doska-gorodeckaja-rospis
  11. Дайте доске хорошенько просохнуть. Роспись разделочной доски городецкой росписью завершается нанесением лака, который зафиксирует результат. Некоторые мастера советуют воспользоваться бесцветным паркетным лаком – сохнет он долго, зато дает работе красивый нарядный глянец.

А в данном видео-уроке показано как расписать доску несложным рисунком, доступным для начинающих.

Все готово! В несколько не самых сложных шагов у вас выйдет яркая декоративная досочка, которая сделает краше вашу кухню. Занимайтесь росписью сами и приобщайте к ней детей: художественное творчество развивает мелкую моторику, хорошо действует на психоэмоциональное состояние, дарит радость созидания.

Актуальные приёмы для городецкой росписи

Вначале педагог знакомит детей с основными элементами городецкого узора — это цветы и листья. Первые разнообразны по цвету и форме, главные же типы — это розан, бутон и ромашка.

Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр (крупное пятно контрастного цвета). Первый окружён скобками — округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра. У бутона узор начинается от края круга — в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей.

Поэтапное рисование розана, бутона и ромашки

У розана и бутона есть ярко выраженный центр, вокруг которого формируются лепестки, бутон же рисуется иначе

Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке. Листики направлены в разные стороны, они могут быть округлыми или более вытянутыми. У крупных листьев можно обозначить контур, для мелких это необязательно.

Самый простой городецкий листик изображается в форме тыквенного семечка.

Разные виды листьев в городецкой росписи

Листики располагаются группами (смотрят в разные стороны) или же на веточке

Дошкольники должны узнать об основных приёмах городецкой росписи:

  1. Подмалёвка. Это круговое движение кистью для нанесения одного пятна, например, основы цветка. Выполняется подмалёвка широкой кистью. При этом важно набирать нужное количество краски. Ведь если её будет маловато, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много — краска потом станет отслаиваться.

На основе выполняется подмалёвка

Подмалёвка — это круговое движение широкой плоской кистью для нанесения круглого цветового пятна

  1. Тенёвка. Использование более тёмных красок (по сравнению с крупным элементом). Например, если цветок розовый, то его центр и лепестки будут бардовыми, если листик светло-зелёный, то его прожилки — чёрными. При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком.

Розан с обозначенным центром и лепестками-скобками

При тенёвке используются более тёмный тон краски, чем при подмалёвке, например, розовый оттеняется тёмно-бордовым

  1. Оживка. Это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи. Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно.

Последовательное рисование листика с оживкой

Именно оживка делает городецкий узор неповторимым, словно оживляет его

Конечно, городецкие мастера рисуют на своих изделия и более сложные объекты, например, птицу, коня. Однако для старших дошкольников это будет не очень просто. Но воспитатель может попробовать объяснить ребятам процесс рисования птицы (после успешного изображения более простых орнаментов), сопроводив его схемой поэтапного рисования. Кроме того, можно предложить соответствующие шаблоны: ребята просто обведут их и будут уже прорисовывать.

Городецкий фазан: поэтапное рисование

Можно попробовать нарисовать с дошкольниками птицу — более сложный элемент росписи

Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. Для этого на основе детям разрешается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для ребят, которым затруднительно сразу определить композицию.

Ещё один момент — напоминать дошкольникам о необходимости смешивания красок. Ведь цветы смотрятся очень красиво в нежном розовом и голубом цвете. Аналогично смешивая зелёную гуашь с белой, можно получать разнообразные оттенки листьев.

Дошкольники изобразили розовые и голубые пятна — основу для цветов

Городецкие цветы красиво смотрятся в нежном розовом и голубом цвете

Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»

  1. Дошкольникам предлагается круглая основа, затонированная под дерево. Чуть ниже центра изображаются круги-подмалёвки: в середине — более крупный розовый, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера (предварительно дети смешивают краски для получения нужных оттенков).

На круглой основе изображаются круги-подмалёвки

Чуть ниже центра располагается розовый круг, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера

  1. На краю розового круга, частично выходя за его пределы, нужно нарисовать маленький красный кружок. Аналогичная тенёвка выполняется на голубых кругах — синей краской.На краю розового круга обозначается красное пятно, на голубых — синие пятна

    Пятнышко должно быть на краю большого круга и частично выходить за него

  2. Далее центральный бутон дополняется красными лепестками вокруг большого круга, а на боковых просто прорисовываются синие дужки.Розовый бутон с красными лепетсками, на боковых появились синие дужки

    Центральный бутон будет с округлыми лепестками а боковые украсят дужками

  3. Теперь нужно изобразить листья и веточки. Симметричные отпечатки получаются путём примакивания кисточкой.

На рисунке появились симметричные листься и веточки

Аккуратные листики получаются с помощью приёма примакивания

  1. Заключительный и самый ответственный этап – «оживление» цветочной композиции. С помощью тонкой кисти лёгким касанием наносятся точки, капельки, штрихи, дужки. Здесь важно не слишком увлечься и соблюсти чувство меры.

Готовая композиция, оживлённая белыми элементами

Важно соблюсти чувство меры, чтобы элементво оживки было не слишком много

Продумываем мотивацию

Чтобы занятие не показалось дошкольником сложным, важно создать у них мотивацию их к творчеству, заинтриговать. Традиционно многие воспитатели начинают с беседы о городецком промысле, рассказывают о городе на берегу Волги, его мастерах, которые славились ещё в древности. Конечно, это познавательная информация, но важно подать её увлекательно, чтобы ребята не заскучали. Рассказ стоит «оживить» различными любопытными сведениями:

  1. Многие думают, что городецкая роспись только цветочная (растительные мотивы). Однако древние мастера всегда любили рисовать и животных: коней, быков, львов, кошек. При этом будет замечательно показать детям соответствующее изделие или хотя бы его фото.

Изделие городецкой росписи — старинный сундук со львами

Городецкая роспись — это н только растительные мотвиы, но и изображение самых разных животных

  1. Особенно ценились сюжетные композиции, например, картина народных гуляний.

Городецкая роспись

Народные гуляния Всегда ценились сюжетные композиции городецких мастеров — сцены из жизни народа

  1. Раньше (в XIX веке) для росписи предпочитали использовать не жёлтый и светло-коричневый фон, как сегодня, а яркий — зелёный, синий, красный (редко выбирали чёрный).Поднос с городецкой росписью на ярко-голубом фоне

    Раньше городецкие мастера предпочитали более яркий фон

  2. В городецкой росписи всё символично. К примеру, цветы обозначают здоровье, процветание, диковинные птицы — счастье, тонконогие вороные кони — богатство.

Занятие можно начать с интриги — внести в группу под русскую народную музыку большую коробку с изделиями городецкого промысла. Воспитатель вместе с ребятами рассматривает расписанную кухонную утварь, восхищается её красотой, а затем предлагает дошкольникам самим превратиться в народных мастеров.

Набор деревянной посуды, расписанной городецкими мастерами

Достаточно будет найти один сервиз с несколькими разными предметами

Как всегда, в работе с дошкольниками будет актуальной игровая мотивация. Например, в группу приходит игрушечная лисичка (белочка, кошечка и пр.) и приносит рисунки с орнаментом. Она говорит, что не знает, что за узор на них изображён. Дети, конечно же, узнают городецкую роспись и рассказывают о ней лисичке. Затем героиня просит, например, расписать для неё тарелочку.

Другой удачный вариант — приходит письмо от поваров с кухни детского сада. Они жалуются, что их разделочные доски пришли в негодность, а те, что остались, какие-то некрасивые, скучные. Шеф-повар просит ребят прислать им расписные доски с цветами и узорами. Конечно же, это вдохновит детей на творчество.

Дошкольников можно познакомить с красивой легендой, объясняющей происхождение различных русских народных промыслов.

Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела — залюбуешься. И прозвали её за это Марья-Искусница.

Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил её заполучить в своё Кощеево царство. Налетел, схватил её и понёс. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе. Куда падало красивое пёрышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно пёрышко упало в село Дымково, другое — в Тульской деревне Филимоново, а ещё одно перышко опустилось в древний город Городец.

Воспитатель вспоминает с детьми, что в Дымково делают игрушки из глины, в Филимоново тоже игрушки, в том числе свистульки, а потом приглашает ребят посетить мини-музей в группе и полюбоваться на изделия городецких мастеров.

Обязательно в группе создать мини-уголок городецкой росписи

Уголок будет вдохновлять детей на творчество

Накануне рисования очень хорошо предложить дошкольникам дидактическую игру «Укрась посуду». Ребёнок выбирает себе основу (картонные доски, тарелки, блюда и пр.) и выкладывает на ней узор их элементов городецкой росписи (цветы, листики, птицы). Такая игра хорошо развивает композиционные умения.

Дидактическая игра «Укрась посуду»; мальчик выкладывает на картонной доске элементы городецкой росписи

Мотивировать детей к творчеству можно с помощью дидактических игр

Повысить интерес к творчеству помогут динамические паузы, посвящённые теме занятия.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»

Слова Движения
Городецкие узоры хороши!Дети сжимают пальчики в ладошке
Погляжу я на картинки,Показывают ладошки
Улыбаюсь от души!Самомассаж уголков губ
Розовые, жёлтые, синие, зелёные,Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке
Распустились розаныРаскрыли ладошки
На доске берёзовой.Сложили ладошки тыльной стороной
А купавки нежныеНажимают поочерёдно на серединку ладошки
Кажется, качаются,Раскачивают ручками
А бутоны толстые распускаются!Показывают раскрывающийся бутон

Таблица: физкультминутка «На лугу цветут цветы»

Слова Движения
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
Потягивание — руки в стороны
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
машут руками, изображают ветер
Наклоняются цветочки
Опускают лепесточки.
Наклоны
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Потягивание — руки в стороны

Видео: изделия городецкой росписи (видеопрезентация для дошкольников)

Watch this video on YouTube

Необходимые материалы Если вы только начинаете рисовать в технике городецкой росписи, потребуется вам основной набор новичка: кисти разных размеров и разных материалов (главное требование – вашей руке должно быть комфортно работать данным инструментом), краски гуашевые или акриловые. На самом изделии, которое будет расписано, прорисовывать эскиз не нужно. Но для начинающих такой этап лишним не будет, если рука пока не работает достаточно уверенно сразу краской. Потому понадобится и карандаш, и ластик. Потребуется вода для смачивания кисти, палитра для пробы цвета. Стандартный метод – начинать с эскиза на акварельной бумаге, когда на листе в деталях прорисовывается картинка, которая затем будет украшать деревянное изделие. Это «набивает руку», придает уверенности художника, снижает риски ошибок. Мастер-класс городецкой росписи

Элементы городецкой росписи поэтапно – этому обязательно нужно учиться, потому что последовательность выполнения очень важна в традиционном творчестве. Авторские включения должны быть минимальны.

gorodeckaya-rospis

Подмалевок

Если говорить проще, подмалевок – это грубая основа будущего изображения. Это главные элементы, которые станут центром картинки. Если вы решили расписать, например, деревянную разделочную доску, то первым цветовым пятном на ней будет именно подмалевок. Если, конечно, вы не задумали сделать на доске цветной фон. Тогда сначала работаете над фоном, даете ему хорошенько просохнуть, а потом уже начинает рисовать подмалевок.

gorodeckaya-rospis
Начинаем с прорисовки фона

Допустим, главными элементами первой работы будут купавки – цветки, часто встречающиеся в городецкой росписи. Ниже центра вы, соблюдая композиционное равновесие, рисуете три круга. Два – насыщенно-голубых, один (центральный) – розовый. Далее вы берете синий и красный цвета, и рисуете на вершинах этих кругов кружки поменьше, которые будут немного заходить на основной круг.

gorodeckaya-rospis

На этом выполнение первого этапа завершено. С подмалевком (иногда говорят – замалевок, это тоже правильно) справится даже ребенок, но не всегда это очень просто. Дело именно в том, что круги должны быть ровные, что рисовать их нужно научиться сразу краской по фону и что, самое важное, они должны стать композиционным центром работы. Если баланса не случается, любой последующий декор будет напрасным.

Теневка

На этом этапе городецкой росписи художник наводит лепестки. К моменту прорисовки лепестков круги, выполненные на этапе подмалевка, должны просохнуть. Когда краска просохла, яркой контрастной краской наводите лепестки.

Прорисовывайте их без спешки – хоть они и не должны быть математически точны и ровны, сильные отклонения в прорисовке лепестков нарушают композиционную стройность изображения. Лепестки цветово могут совпадать с малым кругом на подмалевке. Это не обязательно, но обычно такое сочетание хорошо воспринимается на общем фоне.

gorodeckaya-rospis

Настало время выполнить листочки и веточки. И здесь тоже нужно помнить о симметрии: она делает работу красивой, она свойственна городецкому промыслу, потому любые прочие эксперименты здесь не будут уместны. Новичкам не стоит браться за сложные украшательства зеленью: начните с малого, с пары листочков по бокам голубых купавок, и с небольших стебельков, усыпанных листиками, у вершины этих цветков.

Когда писать будете увереннее, узоры можно усложнять. Но сначала следует научиться рисовать точно, симметрично, хорошо управляясь с цветом и формой. Двойного мазка в этой росписи нет, потому даже в детских руках основные приемы промысла оживают и покоряются начинающим художникам.

Разживка

Другое название этого этапа – оживка. Без него картинка не будет яркой, динамичной, не будет и законченной. Для разживки нужно взять самую тонкую кисточку, и легким касанием «оживить» изображение капельками, штришками, дугами, точками. Выполняется оживка белой краской. Типичная ошибка начинающих – слишком много внимания уделяют они этому этапу. Работа обретает грузность, узор кажется слишком «кудрявым», избыточным, чрезмерным. Потому постарайтесь остановиться вовремя.

gorodeckaya-rospis

Как нарисовать оживку в городецкой росписи, можно посмотреть на примерах классических работ. Там прослеживается и геометричность узоров, и их частота, и самые типичные приемы. Если не уверены, что сразу справитесь с этим этапом на расписном изделии, оттачивайте их на бумаге. Это укрепит умения, и, работая на дереве, рука не будет дрожать.

gorodeckaya-rospis

Когда и с разживкой вы справились, нужно дождаться высыхания краски и закрепить результат. Обычно деревянное изделие покрывают несколькими слоями лака, чтобы работа выглядела эстетично, а краски долгое время не выцветали. Не обязательно начинать с росписи деревянных досок: в ход могут идти птички-свистульки, ложки, шкатулки, другие деревянные заготовки. Но на плоской и ровной поверхности работать, безусловно, удобнее.

Данный видео-урок подробно рассказывает об этапах в городецкой росписи.

Городецкая роспись, приемы которой известны даже дошколятам, это возможность попробовать силы в изобразительном искусстве, познакомиться с народными промыслами, сделать нечто, не требующее особой подготовки, серьезных художественных навыков и дорогостоящих материалов и инструментов.

О том, как расписать деревянную доску, вы можете узнать из статьи: «Как оформить разделочную доску городецкой росписью – фото и видео, описание».

Основы методики преподавания

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи — важная часть художественного развития ребёнка и знакомства его с национальной традицией. Поэтому незамысловатость и «детскость» главных городецких персонажей очень помогают детям освоить их не только теоретически, но и практически, в рамках творческого процесса.

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи

Подготовительный этап

Предварять урок должны выбор формы, над которой будут работать детки, и создание материальной базы. Первое поможет определить тему, размер, композицию, количество элементов. Есть разница между оформлением книжной закладки и разделочной доски, и совсем не равноценны роспись ложки и деревянного блюда. Это зависит как от общего уровня группы воспитанников, так и от их личностных способностей.

Краски (предпочтительно, гуашь), три кисточки

Что касается второго, то тут всё более определённо. К занятию готовятся краски (предпочтительно, гуашь), три кисточки — одна широкая плоская, две беличьих № 2,3, лист бумаги, выкрашенный в жёлтый цвет, по которому педагог карандашом размечает форму изделия и основные элементы композиции, и ножницы.

Во вступительном слове преподавателю следует рассказать об истории промысла, о его особенностях, познакомить группу с иллюстративным материалом. В зависимости от сложности будущего рисунка необходимо поставить задачи и обозначить главную цель.

Творческая работа

Сам процесс заключается в следующем:

Творческая работа

Правила раскраски дощечек

  1. Начинается всё с простейших элементов городецкой росписи для дошкольников: с цветов и цветочных узоров, дополняемых листьями, бутонами и ягодками. Потом, в зависимости от первых результатов, можно будет перейти к композиционно более сложным петушку или лошади, но поначалу пусть дети познакомятся с «городцом» на примере розана и купавки, ромашки и городецкой розы. Это должно происходить поэтапно, в соответствии с принятой техникой письма, и включать в себя развитие мелкой моторики, навыков работы с кистью, глазомера и способов раскраски.
  2. Не стоит забывать, что «городец» — это роспись по дереву. Именно поэтому на подготовительном этапе наносится на рабочую сторону листа светло-жёлтый фон, имитирующий неокрашенную деревянную поверхность. На заключительном этапе занятия ему можно будет с помощью ножниц придать вид разделочной доски, блюда, деревянной ложки. Но только на заключительном этапе, потому что рисовать ребёнку удобнее на странице привычного альбомного формата.
  3. Сначала следует научиться выполнять широкой кистью ровные кружки — подмалёвки, ориентируясь в качестве подспорья на карандашные наброски. Для них выбираются розовая и голубая краски (базовые для исполнения цветов), а болотным зелёным заполняются контуры листьев. После этого делается пальчиковая гимнастика, что и методически правильно, и даёт возможность подмалёвку просохнуть.
  4. Тенёвка осуществляется в тон — насыщенно-красным по розовому и тёмно-синим по голубому. На этом и следующем этапах очень важен пример преподавателя и фактор индивидуальной поддержки каждого ребёнка. Работа осуществляется тонкой кистью и требует внимания и аккуратности. В наведении дуг и полудуг особой сложности нет, и главной задачей является стремление к тонкости линий и максимально возможному (с учётом возраста, конечно же) изяществу изображения.
  5. Оживка белой краской производится строго под присмотром педагога, чтобы не дать детям увлечься и не позволить им перегрузить картинку каплями, точками, штрихами, спиралями и другими мелкими деталями. Воспитание чувства меры — одна из первостепенных задач на этом этапе.

Основы точечной росписи (техника Point to point)

Финальная часть

Финальная часть росписи

На заключительном этапе осуществляется работа с ножницами, с помощью которых изделию придается законченный вид. Следует отметить в работах удачные моменты, устроить коллективное обсуждение, организовать выставку поделок. Ни в коем случае не стоит устраивать критического разбора работ, наверняка обоснованного, но подменяющего удовольствие от творческого процесса скучной дидактикой.

Так, или примерно так, можно построить занятие по рисованию в старшей группе. Оно пробудит фантазию детей, научит пользоваться разными типами кисточек в рамках одной творческой работы, разовьёт художественный вкус и интерес к народному творчеству. А самое главное, даст ребёнку возможность прикоснуться к сказочному миру русской национальной культуры.

Как рисовать городецкий растительный орнамент

Как рисовать городецкий растительный орнамент. Листья, кустики. Уроки по городецкой росписи.

New folk art painting acrylics Ideas Art Projects For Adults, Cool Art Projects, Folk Art Flowers, Flower Art, Big Canvas Art, Pop Art Girl, Fantasy Art Women, Scandinavian Folk Art, Ceramics Projects

Как рисовать городецкую розу

Мастер-классы

Желающие развиваться в городецкой росписи, должны знать следующие факты об этом искусства:

  • за основу сюжета берутся растительные мотивы, изображение животных и массовые композиции. Ранее мастера любили запечатлевать быков, кошек, львов, коней. Часто использовались сюжетные элементы в росписи, картины народных гуляний;
  • палитра тонов широка и разнообразна. Ранее применяли яркие оттенки зеленых, синих и красных тонов;
  • присутствие символизма в росписи. Например, цветы означают здоровье и расцвет, необычные птицы – счастье, а вороные кони – богатство и благосостояние.

Городецкая роспись. Элементы росписи, трафареты, шаблоны, раскраска, рисунки

В городецкой росписи существуют 3 основные типы композиции:

Вид росписиОписание
ЦветочнаяЭто может быть:

  • букет;
  • гирлянда, окантовкой которой может быть серповидная полоса, круг;
  • ромб. Вариант, когда в центре основной цветок, а бутоны и листочки – вдоль невидимых ребер фигуры. Встречается на скамейках, створках, хлебницах;
  • венок. Замкнутая цветочная полоса на крышки или круглом блюде
СюжетнаяЭто один из самых сложных типов, в виду изображения множества мелких деталей и персонажей. Это могут быть сюжеты застолий, гуляний, празднеств, событий современной жизни
С животными или птицамиОбычно это цветочные мотивы с изображенной птицей или конем. Для них характерна симметрия или асимметрия

Одна из особенностей городецкой росписи в том, что рисование ведется без макета. Рисующий плавно ведет кисть по дереву или бумаге. Существует множество различных приемов, использующихся в этой росписи.

Это могут быть:

  • широкие мазки, которые создаются толстой кисточкой;
  • тонкие линии;
  • виртуозные штрихи, которые создаются средней по толщине кисточкой.

Городецкая роспись. Элементы росписи, трафареты, шаблоны, раскраска, рисунки

Схема работы следующая:

  1. Наметить приблизительные размеры задуманной композиции. Для этого удобнее применять не краску, а простой карандаш. Если что-то будет не так, можно удалить линию ластиком. Однако для прорисовки макета карандаш не применяется. Он помогает лишь наметить размер всех узоров, которые будут входить в композицию.
  2. Наметить контур рисунка красками. Эта технология, по мнению мастеров, является правильной.
  3. Для создания узлов рисунка применить тонкую кисть и светлую краску. У мастеров – это светлая масляная краска, когда работает новичок, допускается использование светлой гуаши.
  4. На светлые участки наносить более темные краски. В этом заключается одна из основных особенностей городецкой росписи.
  5. Изображение многочисленных точек, окружностей, спиралевидных линий, штрихов. Все это нужно для «оживления» рисунка. Сами городецкие мастера называют эти элементы «оживками».

Рисование для ребенка

Городецкая роспись (элементы росписи в выполнении доступны для детей) ребенком может быть выполнена в следующие этапы:

  1. Создать набросок росписи. Для этого с помощью краски наметить размер будущей композиции и ее главные составляющие. Если в качестве полотна будет выбрано деревянная поверхность, то рекомендуется сначала выполнить прорисовку размера на бумаге. Проще будет перенести готовую композицию с бумаги на деревянное изделие, чем сразу намечать размер на дереве.
  2. После того как будет создан орнамент на бумаге или на дереве, выделить основной центр композиции.
  3. Подумать над тем, узоры каких цветов будут входить в создаваемую композицию.
  4. После решения вопроса о цветовой гамме композиции начинать детальную прорисовку. Характер рисунка во многом зависит от уровня мастерства художника.

Городецкая роспись. Элементы росписи, трафареты, шаблоны, раскраска, рисунки

Детям, которые только начинают рисовать вообще и создавать городецкие узоры в частности, рекомендуется выбирать что-нибудь проще. Можно, например, нарисовать солнышко.

Для этого:

  1. В центре красными красками нарисовать круг.
  2. Возле круга нарисовать многочисленные прямые линии, исходящие во все стороны. При этом соблюдать важное для городецкой росписи условие: лучи должны иметь одну одинаковую длину и одинаковую ширину.
  3. Если работа выполняется на дереве, а не на бумаге, на завершающем этапе нанести на всю поверхность лак.

Узоры для детей постарше

Детям, которым предстоит отправиться в 1-й класс, можно выбирать узоры среднего уровня. Они не должны быть слишком сложными, иначе юному художнику станет слишком скучно, и работа, поначалу обещающая много интересного, будет заброшена.

Сначала следует познакомить ребенка с этой техникой рисования, на что не потребуется много времени, после – выбрать простой орнамент и изобразить, например, цветок. Благодаря данной росписи ребенок сможет сам сделать, например, закладку для книги.

Рисунки можно выполнять на бумаге или на деревянных дощечках. Также можно украсить городецкой росписью неглубокие тарелки, изготовленные из древесины.

Городецкая роспись. Элементы росписи, трафареты, шаблоны, раскраска, рисунки

Для этого необходимо:

  1. Простым карандашом наметить размеры всей композиции и обозначить ее центр.
  2. Начать прорисовывать цветок. В намеченном ранее центре нарисовать красный кружок.
  3. Красную гуашь смешать с белой. В результате образуется розовый цвет. Получившейся розовой краской нарисовать 2-й круг. По площади он должен быть больше 1-го.
  4. Изобразить круг красной краской.
  5. Еще раз нарисовать круг розовой краской. Так цветок благодаря стараниям юного художника приобретет разноцветную сердцевину.
  6. Перейти к рисованию расположенных вокруг круглой сердцевины лепестков. Для этого подойдут зеленая и коричневая гуашь. Сначала следует нарисовать зеленый лепесток, затем коричневый, после этого – постоянно чередовать зеленый и коричневый лепестки.
  7. Для прорисовки лепестков изнутри использовать светло-зеленую краску. Чтобы ее получить, достаточно зеленую гуашь смешать с белой. Раскрашивание лепестков светло-зеленой краской следует выполнять тонкой кисточкой.
  8. Если работа выполнялась не на бумаге, а на деревянной поверхности, то на завершающем этапе все покрыть лаком.

Бутоны с листьями

Городецкая роспись (элементы росписи доступны на начальном этапе для дошкольников) может быть в виде бутонов с листочками. Для этого лучше использовать круглую основу, затонированную под древесину.

Городецкая роспись. Элементы росписи, трафареты, шаблоны, раскраска, рисунки

Этапы рисования следующие:

  1. Чуть ниже центра круглой основы нарисовать 1 кружочек. Слева и справа от него, чуть выше, расположить еще по 1 кружочку меньшего размера.
  2. Для изображения центрального круга использовать розовую краску. Боковые круги можно сделать голубыми. Если нет нужно цвета, смешать 2 краски для его получения.
  3. На верхнем краю большого розового круга изобразить маленький красный кружок. Частично он должен выходить за пределы розового круга.
  4. Такую же теневку нужно выполнить на 2-х крайних, голубых кругах. При этом использовать не красную краску, а синюю. Маленькие круги должны быть темнее, чем большие, над которыми они изображены.
  5. Дополнить центральный круг лепестками, а на боковых обозначить синие дужки.
  6. Чтобы изобразить лепестки вокруг розового бутона использовать красную краску, которая применялась для теневки на предыдущем этапе. Лепестки должны быть округлыми. Их количество может быть различным, например, 8.
  7. Для создания дужек на боковых голубых кругах применить синюю краску.
  8. Перейти к изображению листочков и веточек. Создать аккуратные симметричные листики поможет прием промакивания.
  9. По 2 продолговатых зеленых листика изобразить слева и справа от центрального бутона.
  10. По 1-й веточке, на каждой из которых имеется по 5 маленьких листиков, нарисовать над каждым из сине-голубых бутонов. Эти веточки должны располагаться в верхней половине круглой основы.
  11. Для «оживления» рисунка использовать тонкую кисточку. Легкими касаниями проставить на поверхности точки, небольшие капельки, штрихи, дужки. На этом этапе важно знать чувство меры и не увлекаться. Элементов «оживки» не должно быть чересчур много.

Цветы

Городецкая роспись (элементы росписи в виде цветов самые распространенные) цветов может быть изображена в следующие этапы:

  1. Определиться с материалом, который будет использоваться в качестве полотна.
  2. Выбрать краску для рисования. Главное, о чем нужно помнить при выборе – рисунок должен быть красочным. Чем больше ярких красок будет задействовано в этой работе, тем лучше.
  3. Когда будут выбраны материалы, начинать отмечать размеры будущей композиции и центры цветков. Делается это простым карандашом.
    Городецкая роспись. Элементы росписи, трафареты, шаблоны, раскраска, рисунки
  4. Яркой краской вокруг каждого намеченного центра изобразить окружность.
  5. От центра к краям окружности исходят лепестки. Их может быть по 12 у каждого цветка. Для прорисовки лепестков применить более темную краску, чем сердцевина цветка.
  6. Каждый цветок должен иметь лепесток. Для прорисовки салатовых лепестков изнутри применять тонкую кисть.
  7. Контуры прорисовать темной краской, но она не должна быть черной.
  8. Хорошим дополнением этой городецкой композиции станут ягоды, которые можно изобразить с помощью синей краски. Располагаться они должны около цветков.

Конь

В городецкой росписи часто фигурирует конь.

Городецкая роспись. Элементы росписи, трафареты, шаблоны, раскраска, рисунки
На рисунке показано пошаговое создание коня в городецкой росписи.

Вот как можно выполнить этот элемент:

  1. Подготовить черную или коричневую краску.
  2. Перед тем как приступать к прорисовке коня, создать подходящий фон. Поскольку сам конь будет темным, фон следует сделать светлым. В этом случае основной элемент будет лучше выделяться.
  3. Рисование коня начать с прорисовки туловища. Для этого применить кисть среднего размера.
  4. Сначала сделать контур, а затем – раскрасить.
  5. Чтобы нарисовать ноги, хвост и шею, взять кисть тоньше.
  6. Отдельно выполнить прорисовку копыт коня.
  7. Нарисовать гриву. Для этого лучше применить красную краску.
  8. Для украшений и дополнения композиции создать красивый орнамент. Он может исполнить роль рамки, в которую заключен рисунок. Можно также нарисовать коня, который бежит навстречу солнцу.

Городецкая роспись – один из самых древних художественных промыслов России. Благодаря этим цветочным трафаретам можно создавать красивые узоры и орнаменты.

Городецкая роспись. Элементы росписи, трафареты, шаблоны, раскраска, рисунки

Часто элементы этой росписи используется для создания прекрасных цветов, гордо выставившего напоказ свой великолепный хвост павлина, других птиц. Такая работа подарит художнику множество положительных эмоций. Главное, творить с душой. В таком случае даже у новичка может получиться истинный шедевр.

Тема: «Городецкая роспись»

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с новым видом росписи – городецкая роспись, а так же познакомить с историей городецкой росписи, рассказать об особенностях этой росписи.

Развивающая: творческую активность, вкус, воображение, внимание.

Воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к родной культуре.

Материалы: иллюстрации с изображением городецкой росписи, бумага, краски, кисти.

Оборудование: доска, мел.

Наглядные пособия: работы расписанные под городецкую роспись: Л. Беспалова Сундучок-скамеечка, Ф. Касатова Доска разделочная, Коробочка Городец 20 в., образы росписи купавок и розанов, Л. Беспалова Панно «Цветы» 1980-е гг.

Время: 40 минут.

№ п/п Ход урока Метод, время

1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку 1 мин; беседа.

2. Сообщение темы и цели урока:

Тема сегодняшнего урока: «Искусство Гжели»

2 мин; рассказ.

3. Объяснение нового материала, закрепление новых знаний:

На этом занятии мы поговорим о городецкой росписи — русский народный художественный промысел, который существует с середины 19 столетия. Она зародилась в городе Городце, неподалеку от Нижнего Новгорода.

Порядок выполнения городецкой росписи: 1) на деревянной основе, загрунтованной желтым, красным и черным цветами. 2) Намечаются главные пятна – цветы, которые представляют собой композицию. 3) на большие пятна наносят тонкие мазки более темного тона того же оттенка. Затем листочки – 2-3 мазка. 4) при помощи тонкой кисти наносят штрихи и точки черной или белой краской.

Композиция:

1) Цветочная роспись

Букет – расположение симметрично;

Гирлянда – 1-2 крупные цветка, а от них в разные стороны более мелкие;

Ромб – 1-2 цветка образуют центр, а бутоны и мелкие цветочки расположены поодаль.

2) Цветочная композиция с включением мотивов «конь», «птица»

3) Сюжетная роспись 10 мин; объяснения, демонстрация.

5. Вводный инструктаж и пробное выполнение работы:

А) сообщение названия практической работы — а сегодня мы с вами распишем городецкой росписью разделочную доску.

Б) этапы выполнения работы:

1. На весь альбомный лист компонуем доску;

2. Грунтуем ее желтым, красным или черным цветом.

3. Наносим основные мотивы городецкой росписи. Яркими пятнами создаем композицию, дополняем ее листочками в один мазок. 4 мин; объяснения, показ.

6. Практическая работа:

Обход №1. Проверка организации рабочего места учащихся. (рабочий стол, кисти, акварель, альбом).

Обход №2.

Ошибки, которые могут быть допущены учащимися:

• Мелко закомпонована доска на альбомном листе;

• Не правильно подобран цвет или оттенок для росписи.

• Неправильное расположение основных элементов.

Обход№3.

• Оказание помощи учителем, слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

• Рациональное использование учебного времени ученика. 20 мин; объяснение;

практическая и самостоятельная работа.

7. Проведение итогов работы (заключительный инструктаж):

• Анализ выполнения самостоятельной работы учащихся;

• Разбор типичных ошибок;

• Объективная оценка результатов индивидуального труда. 2 мин; демонстрация, показ.

Задание

Сделай эскиз одного из предметов быта: доски для резки хлеба, коробочки, подставки под чайник, игрушки-каталки. Укрась его по мотивам городецкой росписи, используя гуашь и кисти разных размеров. Вначале загрунтуй бумагу или картон под цвет дерева охрой с белилами. Продумай композицию росписи. Крупной кистью нанеси основные пятна замалевка в форме цветов (красные, розовые, голубые) и птиц (черные). Листочки пиши сразу в один мазок. Теперь пропиши более темной по тону краской лепестки и серединки цветов и сделай белую оживку.

Такой росписью можно украсить фанерную заготовку-доску для резки хлеба. Когда краски на ней просохнут, надо нанести лак. Это хороший подарок маме. И на кухне будет красиво, и польза есть. А может быть, всем вместе украсить школу?

Источники

  • https://razvitie-vospitanie.ru/tvorchestvo/gorodeckaja_rospis_kak_risovat.html
  • https://tytmaster.ru/gorodeckaya-rospis-kartinki/
  • https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/gorodetskaya/kak-oformit-razdelochnuyu-dosku-gorodeczkoj-rospisyu.html
  • https://RedSol.ru/risovanie/poetapnost-risovaniya-gorodetskoj-rospisi
  • https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/risovanie-gorodeckaya-rospis-v-starshey-gruppe.html
  • https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/gorodetskaya/uchimsya-poetapnomu-risovaniyu-gorodeczkoj-rospisi.html
  • https://www.pinterest.ru/larisagorik/%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/
  • https://handsmake.ru/gorodetskaya-rospis.html
  • https://www.maam.ru/detskijsad/plan-konspekt-uroka-v-5-klase-na-temu-gorodeckaja-rospis.html
  • https://tepka.ru/izo_5/10.html

[свернуть]