Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возраста

Как выявить и сформировать творческие способности дошкольников?

Единственным методом, который безошибочно проявить все интересы и наклонности дошкольников  является игра. Но после того как выявлены интересы ребенка, необходимо создать правильные условия для поддержки ребенка в развитии этой заинтересованности, поработать вместе с ним над привитием желания заниматься любимым делом.

Совет родителям: предоставьте ребенку возможность развиваться, принимайте активное участие в этом процессе, но никогда не давите на ребенка, не заставляйте его заниматься прикладным искусством, если ребенок сам не изъявляет такого желания.

Обучение музыке
Обучение музыке надо начинать, когда ребенок сам этого хочет

Часто такая ошибка совершается, если родители желают развивать способности к музыке. Родители очень поспешно отдают ребенка в музыкальную школу, не привив ему интерес к занятию этим видом искусства.

Какими методами и средствами можно развить творческие способности дошкольников?

Начинать развитие творческих способностей детей целесообразно с самого раннего возраста. С этой целью можно использовать практически все, что окружает ребенка – разнообразные предметы, игры и ситуации общения. Основной целью творческого развития ребенка является умение придумать образ, с последующей его реализацией. Но гармоничное развитие должно происходить последовательно и методично.

Цели развития
Цели художественного развития

Совет: если вы играете с ребенком в развивающие игры, не доводите ситуацию до пресыщенности. Если вы почувствовали, что интерес к игре пропал, то ее лучше отложить.

Развивая творческие способности дошкольников, следует прибегнуть к наглядным, словесным и практичным методам развития. Наглядные методы предвидят рассматривание нарисованных или реальных картин. Словесные методы включают разные формы общения, истории, рассказы, сочинение сказок. Практические методы основаны на развивающих упражнениях, играх, создании и использовании разных моделей. Сочетание всех методов совместно поможет максимально развить интеллектуальные способности дошкольников.

Цвет - средство развития
Работа с цветом – одно из средств художественного развития

Особое внимание следует уделять развитию художественно творческих способностей детей. Начинать работать над этим можно уже с годовалым малышом.

Именно в этом возрасте происходит изучение детьми предметов и их свойств. Надо позаботиться о том, чтобы ребенку на глаза попадали яркие карандаши, фломастеры, белая и цветная бумага, картон.

Рисование в 1 год
Начинать занятия можно с 1 года

В 2 годика дети знакомятся с окружающей средой, любят яркие цвета, проводят по бумаге линии и формы.

Начиная с трех лет, дети начинают рисовать каракули. Родителям следует обращать внимание на эти рисунки и стараться их расшифровать. Это поможет ребенку учиться связывать рисунок с образами. Необходимо предоставлять свободу малышу в его творениях, поддерживать и хвалить. Когда  ребенка проявиться заинтересованность рисованием, его можно отдавать в художественную школу.

Какова цель развития художественных способностей детей?

Среди всех видов одаренности, именно творческие способности проявляются раньше всех. Проявления художественно творческих способностей присутствуют во всех видах искусства, но наиболее актуальным является изотворчество. Причина этого состоит в том, что рисунки дошкольников могут храниться, экспонироваться и изучаться, свидетельствуя о присутствии художественных способностей у ребенка.

Аппликация из салфеток
Художественные занятия учат образному мышлению. Аппликация из салфеток

С помощью воображения дети с признаками одаренности создают чувственные образы, которые помогают раскрыть внутренний смысл событий и явлений. С помощью цветовой гаммы дети выражают свое отношение к предмету: темный – значит плохой и страшный, а светлый – красивый, хороший, добрый. Именно выразительность цветовых решений и динамичность рисунков является отличительным признаком одаренности. Большинство дошкольников с признаками художественной одаренности располагают лист для рисования по вертикали.

Следует учитывать, что у изобразительной одаренности есть такое свойство как «возрастная талантливость». Объясняется это тем, что в определенный  момент все детки начинают рисовать, но потом эта способность в большинстве случаев исчезает. Поэтому очень важно вовремя заметить и поддержать развитие творческих способностей у ребенка.

Совет: не выбрасывайте рисунки ребенка. Именно они могут рассказать о его проблемах, ощущениях и эмоциях.

Детские рисунки
Детские рисунки выражают мысли и желания ребенка

Также по рисункам можно узнать об интересах, об отношении к окружающему миру, творческой активности и об уровне формирования технических умений и навыков вашего малыша.

Художественное воспитание дошкольников и развитие творческих способностей предвидит разные виды деятельности: лепка, графика, живопись, оригами. Целью таких творческих занятий является формирование образного мышления детей, развитие фантазии, выражение своих эмоций и чувств.

Ребенок, который еще плохо говорит, именно в творческой деятельности может выразить свои мысли, она также является хорошим помощником, который помогает справиться с переживаниями, улучшает эмоциональное развитие малыша.

Рисование у детей
Рисование у детей развитие воображение, внимание и усидчивость

Отличным результатом занятий художественным творчеством является успокаивание нервной системы, развитие усидчивости, терпения и выдержки.

Какова роль родителей в развитии творческого мышления у детей?

В 2-3 года у ребенка начинает развиваться фантазия и воображение. Именно благодаря воображению ребенок придумывает себе вымышленных героев, с которыми он дружит. Роль взрослого в игре придает ребенку уверенности в себе и силы. Для полноценного развития творческого воображения наиболее оптимальным вариантом будет, если родители будут играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры. Именно в таких играх ребенок может попробовать себя в разных ролях. Приготовьте вместе атрибуты к игре.

Совместные занятия
Совместные занятия очень сближают родителей и детей

Для полноценного развития мышления необходимо использовать предметы, которые помогут придумать и сделать что-то новенькое и необычное, осуществить какой-то эксперимент.

Кроме этого для этой цели подойдет головоломка, бинокль, магнит, мозаика, природный материал. Очень полезными будут наблюдения за животными на ферме, в зоопарке. Можно вместе сделать игрушки из лоскутков, ракушек, шишек, листочков. Неплохо будет сходить с ребенком в музей, аэропорт, поехать в деревню.

Ручной труд в детском саду
Ручной труд в детском саду ведется по специальным методикам

Волшебство нетрадиционных техник рисования

Уже в самом раннем возрасте малыши стараются отобразить свои впечатления об окружающем мире, используя изобразительное искусство. Порою отпадает необходимость в присутствии красок, кисточек и карандашей. Творческое развитие можно осуществить, используя свои пальчики, на запотевшем стекле можно рисовать ладошками, для рисунков на песке можно взять палочку вместо кисточки, также причудливые рисунки можно создать, используя мамину помаду или зубную пасту.

Рисование на ткани
Рисование на ткани одна из нетрадиционных методик

Детей можно и нужно вводить в волшебный мир нетрадиционных техник рисования. Это очень увлекательное и завораживающее занятие для детей.

Необходимо использовать любую возможность для развития творчества нетрадиционными способами. С этой целью можно использовать множество ненужных вещей, которые есть в каждом доме. Интереснейшие картины можно создать с помощью зубной щетки, поролона, пробок, пенопласта, катушки ниток, свеч. На улице можно рисовать палочками, создать композицию с помощью шишек, листьев, камушков, пуха одуванчика или тополя.

Цветной песок
Рисование с цветным песком – отличный способ развития мелкой моторики

Преимущество нетрадиционных способов развития детского творчества в том, что не существует четких правил и рамок. Слова «нельзя» или «неправильно» отсутствуют. Такой вид творчества приносить детям огромную радость и положительно сказывается на психологическом состоянии здоровья детей. Ребенок избавляется от внутренних страхов, становиться уверенней в себе и в своих силах. Дети учатся выражению своего замысла, также они знакомятся, как работать с разными материалами. При работе в нетрадиционных техниках у детей развивается образное мышление, мелкая моторика рук, воображение и фантазия. Такой вид творчества стимулирует находить новые творческие решения.

Объемная аппликация
Объемная аппликация из бумаги

Понятие и сущность художественно-эстетического развития дошкольников

Определение 1

Художественно-эстетическое развитие – это процесс развития предпосылок ценностно-смыслового понимания и восприятия произведений искусства, формирование эстетического отношения к окружающему миру и элементарных представлений о видах искусства, реализацию собственного творческого потенциала.

Художественно-эстетическая деятельность по своей природе является специфической деятельностью, в которой каждому ребенку предоставляется возможность раскрыть собственный потенциал, показать свои способности, посредством конкретного продукта деятельности (поделки, рисунки, аппликации и т.д.).

Замечание 1

Концепция дошкольного образования ставит перед воспитателями и педагогами четкие задачи, решение предусматривает художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, а также развитие в них творческого начала, необходимо для дальнейшей жизнедеятельности.

В соответствии с Концепцией ДО, к воспитателям предъявляется ряд требований, а именно наличие определенных компетенций, необходимых для всестороннего художественно-эстетического развития детей дошкольников:

 

Особенности художественно-эстетического развития дошкольников

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возраста

Современные ФГОС определяют образовательные области – направления развития детей раннего и дошкольного возраста. Одна из таких областей – это художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Ориентиры

Родители и работники детских учреждений заботятся о создании всех условий для того, чтобы малыш научился воспринимать и понимать произведения многообразных видов искусства – художественное слово, музыку, танец, живопись, удивительные работы народных умельцев различных исторических эпох и территорий. Взрослые должны помочь маленькому человеку рассмотреть в мире красоту и стремиться созидать прекрасное своими собственными силами. Выделим задачи художественно-эстетического развития дошкольников:

  • воспитание интереса к прекрасному;
  • совершенствование способности воспринимать творения искусства и природу;
  • формирование в процессе художественно-эстетического воспитания умения испытывать чувства в процессе взаимодействия с арт-объектами или природой;
  • развитие фантазии и потребности в творчестве;
  • ознакомление с лучшими примерами произведений литературы, музыки, изобразительного и театрального искусства, соответствующими возрастному периоду.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возраста

В соответствии с обозначенными задачами художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС включает как обязательный компонент творчество: дети поют и танцуют, мастерят, рисуют, лепят, конструируют и др. Решение данных задач помогает подготовить ребенка к освоению школьной программы по окружающему миру, литературному чтению, технологии, музыке, изодеятельности, формирует интересы.

Важно! Работа по художественно-эстетическому развитию позволяет выявить области, в которых воспитанники проявляют одаренность!

Развивать с колыбели

С позиций нового стандарта, особенности художественно-эстетического развития дошкольников заключаются в том, что освоение данной образовательной области должно быть сосредоточено на воспитании в обучающемся творчески-преобразующего взгляда на мир. При этом немаловажно учитывать специфические характеристики каждого малыша, его предпочтений, чувств, эмоциональных состояний, устремлений.

Особенность ФГОС ДО в том, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с самого рождения:

  • в младенческом (от 2 мес. до 1 года);
  • раннем (1-3 года);
  • дошкольном (с 3 лет до поступления в школу) возрасте.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возраста

Причем осуществляться может художественно-эстетическое развитие дошкольников через игру, общение, экспериментаторство, то есть в любой деятельности, свойственной возрасту.

Например, в младенчестве малыш должен научиться эмоционально реагировать на игрушки, яркие иллюстрации, цветы, атрибуты быта, звучащие стихи, потешки, песенки, несложные вокальные и инструментальные пьесы, звучание простых инструментов (барабан, трещотка, губная гармошка, дудочка, флейта, металлофон, игрушечное пианино).

Средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста в этот период просты, ведь главное из них – это эмоциональное общение с взрослыми.

Уже до года младенец оживляется и радуется, слыша знакомый поэтический текст или музыку, видя любимые красивые предметы, пытается подпевать, пританцовывать, размахивать в такт музыке игрушкой или руками.

К 1 году дети способны чувствовать настроение стихотворного или музыкального произведения, по-разному реагировать на музыкальный темп, получать удовольствие от встречи с искусством.

Задача взрослых – обогащать каждый день младенца новыми впечатлениями, ощущениями, эмоциональным опытом и не останавливаться, чтобы работа была систематической. Только в таком случае можно ожидать хорошего результата.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников до 3 лет

Период жизни человека с 1 года до 3 лет зачастую называют самым важным, потому что именно тогда формируется основа личности маленького человечка, его вкус, предпочтения, взгляды.

Важно, чтобы взрослые умели поддерживать веселое настроение малыша при слушании музыки или любимой книжки, развивать его чуткость к прекрасному, расширяя диапазон арт-объектов, с которыми он знакомится, закреплять любовь к книге.

Родные, близкие и педработники ориентируют художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на достижение следующих целевых установок:

  • закрепляется и усиливается заинтересованность стихотворными и прозаическими текстами;
  • обучающийся с удовольствием участвует в рассказывании, легко запоминает наизусть любимые книжки, рассматривает картинки;
  • малыш отзывается на известные ему мелодии, охотно подпевает, хлопает, выполняет движения под музыку;
  • дошколенок эмоционально воспринимает более сложные виды искусства, например, кукольный театр;
  • расширяются знания малыша о видах игрушек;
  • формируется желание творить – заниматься инсценированием, танцами.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возраста

Целенаправленная работа по художественно-эстетическому развитию дошкольников раннего возраста дает отличные результаты, даже если малыш не посещает дошкольное учреждение, а занимается дома, с родителями или другими взрослыми.

В это время у него формируется музыкальная память.

Он способен узнавать известное ему музыкальное произведение, выражать свои чувства по отношению к нему, с большим вниманием дослушивать до конца, отвечать на несложные вопросы по поводу прослушанного.

Важно! К 3 годам в творческую деятельность малышей включаются игры под музыку, сюжетные музыкальные игры-драматизации, маленькие спектакли.

С трех лет до школы

С 3 лет и до поступления в школу художественно-эстетическое развитие ребенка-дошкольника отличается разнообразной направленностью. Он знакомится с фольклором и лучшими книгами для детей, проявляет искренние эмоции, если его взволновала красивая природа, музыка, картина, театральная постановка, мультипликационный фильм.

Читайте также:  Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехники

Тогда же значительно развивается не только эмоционально-мотивационная сфера, но и его познавательный интерес, ярко выраженная потребность узнавать. В этот период активно решаются задачи эстетического воспитания дошкольников:

  • дети узнают о профессиях людей, занимающихся искусством (певец, артист, архитектор, дизайнер, танцовщик, пианист, дирижер и т.д.);
  • дошколята различают виды искусства (архитектуру, скульптуру и др.), знают об их специфике;
  • в процессе художественно-эстетического воспитания малыши знакомятся с музеями, участвуют в работе мини-музеев в ДОУ или образовательных центрах;
  • дошколята приучаются к посещению библиотеки, знакомятся с ее ресурсами и возможностями, учатся беречь книги и все, что появилось в итоге творчества человека;
  • старшие дошкольники знакомятся с изображением картин родной природы на полотнах великих мастеров;
  • растет способность сопереживать и сочувствовать героям книг и др.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возраста

К 6-7 годам осуществляется нравственно-эстетическое воспитание дошкольников: дети узнают о знаменитых памятниках и достопримечательностях города и страны, храмовых сооружениях, испытывают интерес к прославленным мастерам своего края. Старшие дошкольники выражают свой творческий потенциал, с охотой придумывая продолжения любимых книг, составляя рассказы, рисуя, занимаясь изготовлением поделок, аппликаций.

Средства художественно-эстетического развития дошкольников

В ФГОС ДО раскрываются предполагаемые результаты, содержание и условия ДО. Условие продуктивного развития обучающихся – предметно-пространственная развивающая образовательная среда. В это ключевое понятие включают эстетичную обстановку, уважительные взаимоотношения, правильную и выразительную речь вокруг.

Среда должна не столько представлять ребенку эталоны красивого в разных сферах, но и давать ему возможность по своему собственному желанию познакомиться с творениями деятелей искусства и заниматься творчеством.

В соответствии с понятием развивающей среды можно выделить средства эстетического воспитания дошкольников:

  • природа;
  • искусство;
  • художественная деятельность.

В определение художественной деятельности педагоги включают понятие художественного экспериментирования, то есть самостоятельного освоения свойств материалов, нетрадиционных способов получения изображения или объемного объекта. Основным принципом художественно-эстетического развития дошкольников является синтез искусств, благодаря которому еще в детские годы складывается единое понимание гармонии прекрасного во Вселенной и людях.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возраста

Программы художественно-эстетического развития дошкольников

Современными учеными разработаны и успешно внедряются в практику программы по освоению данной образовательной области, например, комплексное руководство «От рождения до школы», а также парциальные программы (таблица).

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в ДОУ (парциальные программы):

АвторНазвание
Т. С. Комарова и др.Красота. Радость. Творчество
Д. И ВоробьеваГармония развития
С. К. КожохинаПутешествие в мир искусства
И. А. Лыкова«Цветные ладошки»
Е. М. Торшилова«Шалун, или Мир дому твоему»

Парциальные, то есть вариативные, допущенные к использованию по ФГОС, программы предлагают осуществлять художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами наблюдения, рассматривания, беседы об увиденном или услышанном, экскурсий, экспериментаторства.

Процесс эстетического воспитания направлен на развитие личности ребенка – в будущем ученика и гражданина. В итоге формируется способность ребенка находить творческие решения нестандартных задач, развивается гуманное отношение к окружающему миру, стремление создавать вокруг себя пространство с позиций прекрасного.

Задачи художественно-эстетического воспитания детей разных возрастных групп ДОУ

Задачи художественно-эстетического воспитания детей младшей группы ДОУ:

  1. Осуществление всесторонней подготовки к восприятию художественных произведений искусства.
  2. Осуществление детей к посещению культурно-эстетических мест: театр, кино, музей, выставка и т.п.
  3. Приобщение к декоративным видам деятельности.
  4. Ознакомление с музыкальными и художественными жанрами.
  5. Способствование развитию музыкальных способностей.
  6. Формирование интереса к художественной деятельности, знакомство с разными техниками рисования.
  7. Пересказ знаменитых произведений с опорой на иллюстрации и картинки.

Условия успешного художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Успешность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках ДОУ зависит от соблюдения воспитателями ряда обязательных условий:

  1. Осуществление тесной взаимосвязи учебных занятий с различными видами искусства.
  2. Осуществление индивидуального подхода к воспитанникам
  3. Организация взаимосвязи развития и творчества, как одного из важнейших факторов формирования творческой личности.
  4. Создание необходимых условий для освоения детьми всех доступных средств художественной выразительности.
  5. Интеграция различных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности воспитанников.
  6. Создание насыщенной эстетически развивающей среды в групповом пространстве ДОУ.
  7. Организация дополнительных занятий и кружков художественно-эстетической направленности.

При организации учебных занятий, направленных на художественно-эстетическое развитие детей, воспитатель должен соблюдать следующую структуру занятия:

  1. Обследовательская часть занятия – воспитатель знакомит детей с образцом, который впоследствии им придется повторить, показывает аналогичные художественные произведения. Детям дается время и возможность не только рассмотреть образец, но и потрогать, ощупать, обвести контуру.
  2. Исполнительская часть занятия — дети работают самостоятельно. Воспитатель при необходимости помогает, направляет, поправляет и т.д.
  3. Оценочная часть занятия – педагог, совместно с детьми сравнивает получившиеся у них работы с образцом, обсуждают у кого что получилось, а в чем были затруднения, на что необходимо обратить внимание и т.д.

Замечание 2

В зависимости от времени года, прошедших или предшествующих праздников, занятия художественно-эстетической направленности могут быть приурочены к какому-то событию и иметь конкретную тему.

Например, изготовление бумажных снежинок для елки, открыток на 8 марта и 23 февраля.

Кроме того, для успешной реализации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, группа ДОУ должна иметь для этого все необходимое оборудование и материалы, находящиеся в свободном доступе для детей:

  • Музыкальные инструменты – чаще всего в группе ДОУ воспитатели организуют шкаф или несколько полок, на которых размещаются музыкальные инструменты (пианино, бубен, дудка, гармошка и т.п.).
  • Цветные карандаши и бумага – являются одними из наиболее востребованных материалов, поэтому чаще всего располагаются на специально отведенных для рисования столиках.
  • Художественные произведения – полки с книгами, размещение иллюстраций в группе и т.д.

Замечание 3

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды.

Художественное воспитание детей средствами изобразительного искусства

Младший возраст детей делает их более восприимчивыми к изобразительному искусству, которое имеет прямое влияние на художественное воспитание. Художественное развитие, это способность оценивать произведения искусства, понимать их, испытывать эмоции от контакта с ними и творить самостоятельно.

Малыши должны быть развиты

Дошкольников (желательно уже с 1 года) важно в качестве самообразования ознакомить со всеми видами изобразительного искусства:

  • Скульптура — работа, выполненная в объёме различными способами.
  • Живопись — выполненное красками на плоскости изображение.
  • Архитектура — создание зданий и сооружений.
  • Графика — изображение на плоскости без цвета, с использованием линий, штрихов, точек.
  • Декоративно-прикладное искусство — украшение чего-либо.

Дети любят картины

Также важно ознакомить с различными материалами, которых существует различное множество:

  • карандаши;
  • гелиевые ручки;
  • тушь и перо;
  • краски гуашь;
  • акварель;
  • масло;
  • акрил;
  • пастель масляная и сухая;
  • уголь;
  • сангина;
  • фломастеры;
  • бумага;
  • глина;
  • пластилин;
  • мрамор;
  • металлы;
  • стекло;
  • гипс и многие другие.

Условия успешного развития изобразительной деятельности ребенка

Художественное воспитание, это неотъемлемая часть воспитания человека. К условиям успешного развития изобразительной деятельности ребенка можно отнести:

  • Поддержка педагогом (при отсутствии давления на процесс).
  • Помощь в развитии фантазии дошкольника.
  • Свобода в использовании материалов для творчества.
  • Осведомлённость о существовании различных техник и материалов.
  • Содействие семьи в развитии ребенка (семья, как образец для подражания).

Малыши любят оформлять территорию садика

Эстетическое воспитание в условиях детского сада

Эстетическое воспитание призвано научить дошкольника:

  • видеть прекрасное вокруг;
  • понимать и ценить искусство;
  • тянуться к красоте.

Первое место в эстетическом воспитании в ДОУ занимает оформление территории детского сада и его помещений. Это первое, что видит ребенок, приходя в детский сад.

Территория должна быть ухоженной, в летнее время посажены цветы, побелены бордюры, убран мусор. Помещение, где расположена группа, не должно быть захламлено, быть пёстрым или темным и мрачным.

Важно соблюсти гармонию в цвете, нужна эстетика в деталях. Необходима библиотека в каждой группе с красивыми иллюстрированными книгами. Большую пользу принесут, развешанные репродукции картин или иллюстрации.

  Дидактические игры для детей старшей группы

Не менее важно и созерцание природы. Этому дошкольника должен научить воспитатель на прогулках. Пример: обращать внимание на:

  • насекомых (прекрасных бабочек, трудолюбивых муравьёв, шустрых стрекоз);
  • росу на траве;
  • первые пожелтевшие листья;
  • красные гроздья рябины;
  • ранний приход зимы.

Обратите внимание! Все это тренирует ум детей, развивает их вкус, делает их более внимательными.

Проводим мастер-класс по художественно-эстетическому развитию

Будет полезен мастер-класс «Лебединая верность» (пальчиковое рисование).

Вид: практическое занятие.

Оборудование: плотная бумага формата А3, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка для воды, стол.

Задача: познакомить дошкольников с новой техникой рисования, развить фантазию и креативность.

Продолжительность: один академический час.

Ход:

  • «Ребята, вы наверняка знаете про существование таких птиц, как лебеди. Они очень красивы и грациозны. Имеют гибкую, длинную шею. Бывают белого и чёрного цвета. Отличаются они тем, что создают пару на всю жизнь. И, если один лебедь погибает, то второй может умереть от тоски».
  • «Сегодня мы с вами нарисуем пару таких лебедей. Но рисовать самих птиц мы будем не кисточкой, а ладошками! Это такой изобразительный приём».
  • «Возьмите лист бумаги и положите его горизонтально».
  • «Простым карандашом наметьте фон, на котором у вас будут расположены лебеди (островок в воде, вода, трава, песчаный берег)».
  • «Далее большой кисточкой и красками заполните цветом фон».
  • «Лебедей изобразить нужно будет так: возьмите чёрную или белую гуашь».
  • «Поочерёдно нанесите плотным слоем краску на каждую ладошку по отдельности и отпечатайте ладошки так, чтобы головы лебедей (большие пальцы) тянулись друг к другу».
  • «Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижмите друг к другу. Посмотрите, какой классный рисунок получается».
  • «Мелкие делали можно доработать тонкой кистью или пальчиками. Посмотрите, какие необычные лебеди получились»!

Коллективное развитие приоритетнее

Занятия для развития способностей в дошкольном возрасте

Существует огромное разнообразие творческих занятий, которые способствуют развитию художественного восприятия дошкольников, которые различаются по возрасту и виду творчества.

Занятия в 3-4 года

СПРАВКА! В этом возрасте малыши пока только учатся выражать позитивную реакцию, когда видят знакомые предметы. Они еще не готовы воспринимать художественный образ, но выбирают те или иные картинки просто потому, что они нравятся или напоминают знакомые предметы.

Один из эффективных способов развития художественно-эстетических навыков у детей младшего дошкольного возраста — нетрадиционное рисование. Это дает стимул для развития способности нестандартно мыслить, экспериментировать. Арсенал нетрадиционного рисования очень разнообразен:

  • Рисование с помощью трафаретов – при этом краску накладывают на заранее подготовленный трафарет с помощью разнообразных инструментов: губки, кисточки, валика или даже обычных тряпочек.
  • Рисование штампами, ладошками, листьями, ватными палочками и т. п. – в этом случае краску наносят на штамп или то, что его заменяет и делают оттиск на бумагу. Оттиски могут складываться в узоры, можно экспериментировать с цветом.
  • Рисование по мокрой бумаге – отличается от обычного рисования тем, что краску наносят на заранее увлажненный лист и она растекается, создавая неожиданные узоры. При этом ребенок учится следовать за тем, что получается, направлять процесс рисования.

Лепка из пластилина не только формирует художественно-эстетическое восприятие, но и способствует развитию мелкой моторики, что очень важно в дошкольном возрасте. Чтобы углубить эффект от этих занятий, пластилиновые фигурки, вылепленные детьми, используют для инсценировки сказок.

ВАЖНО! Музыкальные занятия могут быть как самостоятельным видом творчества, так и сопровождать творческий процесс в других направлениях. Например, когда педагог включает музыку во время рисования или исполняет песенки вместе с детьми во время инсценировки сказок.

Занятия в 5-7 лет

СПРАВКА: В 5 лет ребенок уже способен получать эстетическое удовольствие от созерцания картины, но для него важнее цветовое решение, чем композиция. В 6-7 лет восприятие становится гораздо тоньше, дети улавливают внутреннее настроение изображения.

В этом возрасте возможности проведения творческих занятий с детьми расширяются, поскольку расширяются и способности малышей.

Старшие дошкольники владеют более сложными навыками и могут выполнять более сложные задания.

Например, дети 6-7 лет могут заниматься флористикой, квиллингом, бумагопластикой и т. п.

Флористика – создание композиций из растительных материалов. Требует от ребенка умения видеть образ, подбирать необходимые формы и оттенки цветов, аккуратно работать с хрупким материалом.

Для работы можно использовать листья, цветы, веточки, мох и другие растительные материалы.

Квиллинг – изготовление картин из скрученных полосок бумаги. Это довольно кропотливое занятие, требующее терпения и усидчивости. В художественном отношении дети учатся составлять композицию, подбирать цвета.

Бумагопластика – прекрасный инструмент для развития образного мышления. Изготавливая объемные модели из бумаги, дошкольники решают конструкторские задачи, проявляют фантазию и эстетический вкус. Кроме того, занятия бумагопластикой можно дополнить рассказыванием историй, театральной постановкой и другими формами творческого развития.

ВАЖНО! В старшем дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с шедеврами мировой художественной культуры – картинами, архитектурой, литературой (сказки, стихи) и т. д. Это происходит в форме бесед, просмотра фотографий, чтения.

Как и зачем заниматься творчеством в детском саду

Творчество — это мыслительная и продуктивная деятельность, в результате которой появляются новые уникальные идеи, художественные произведения или технические изобретения.

Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Дети — это продукт тренировки и окружающей среды и они не наследуют таланты родителей. Ребёнка формирует окружающий мир и воспитание. Что касается врождённых задатков или наследственности, наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребёнка окружающая среда. Только этим определяются все его способности и таланты.

Синити Судзуки

Цели, задачи, приёмы творческого развития

По данным научных исследований, именно дошкольный период в большой степени определяет формирование творческих способностей ребёнка.

Мальчишка играет на игрушечной гитаре

Мир детского творчества безграничен, он свободен от строгих правил и жёстких предписаний

Цели занятий по творческому развитию — помочь малышу раскрыть внутренний потенциал, способствовать становлению неординарной, разносторонне развитой, гармоничной личности.

Задачи творческих занятий:

  • познакомить с разнообразными видами творческой деятельности, привить вкус к таким занятиям;
  • развивать навык комбинирования элементов и нестандартное мышление, формировать умение решать творческие задачи, используя новые выразительные средства;
  • способствовать развитию интуиции, яркой фантазии, стимулировать полёт воображения;
  • развивать инициативность, самоорганизацию и смелость;
  • формировать умение преодолевать стрессовые состояния путём трансформации болезненных переживаний в созидательную деятельность: создание картин, музыкальную или театральную импровизацию, стихосложение, дизайн интерьера и т. д.;
  • стимулировать развитие речи как основу творческого мышления.

Мальчик с папой рисуют по песку

Творчество оказывает оздоровительный эффект на психику путём трансформации негативных эмоций в созидательную деятельность

Педагогические приёмы работы (адаптированная классификация по Я. Лернеру):

  • информационный — показ педагогом готового образца (лепной скульптуры, рисунка, бумажной фигурки), рассматривание его детьми, обсуждение поэтапного алгоритма выполнения работы;
  • репродуктивный — помогает закрепить работу по образцу и усовершенствовать базовые технические навыки и умения, которые затем будут использоваться ребёнком в творческой деятельности (работа с опорой на технологическую карту, прорисовка контуров, штриховка, создание конструктивных модулей для оригами или квиллинга, сгибание и вырезание деталей и т. д.);
  • проблемный — предполагает постановку проблемных задач, таких как: «Найди ошибку», «Подбери пару», «Нарисуй без карандашей и красок», «Узнай сказку по картинкам», «Изобрази сказочного героя с помощью голоса, движений и мимики»;
  • эвристический — приём предполагает частично самостоятельное выполнение задания, например, придумать продолжение сказочной истории, дорисовать незаконченный рисунок, дополнить шишку деталями из пластилина, создать новый образ на основе базовой геометрической формы круга или квадрата и т. д.;
  • исследовательский — ребёнок самостоятельно выполняет весь объём работы по собственному замыслу, учится преодолевать трудности, находить решение сложных, нестандартных задач, для которых нет готового алгоритма. В рамках занятий на пути к творческой цели перед ребёнком встаёт много вопросов — что и как делать. Он находит ответы, сочиняя сказку или стихотворение, управляя куклами, рисуя иллюстрацию к любимому рассказу или эскиз декораций к спектаклю, создавая макет города из бумажных элементов — конусов и цилиндров, и т. д.

Важно пробудить у ребёнка искренний, глубокий интерес к занятию, захватить его внимание предложенной темой. Реализовать эту задачу на практике помогут такие приёмы:

  • Комплекс развивающих, дидактических, театрализованных, подвижных игр.
  • Сюрпризный момент — неожиданное интересное событие, например, визит сказочного героя, приглашающего принять участие в увлекательной игре, просящего малышей о помощи или зовущего в познавательное путешествие, пробудит любопытство и желание творить, поможет мотивировать ребят на исследовательскую работу.
  • Живая, образная, интонационно выразительная речь педагога, которая усилит эмоциональное восприятие и активизирует природную детскую непосредственность.

Творческие игры с воздушными шариками

Творческие игры помогают пробудить у ребёнка искренний, глубокий интерес к занятию

Таблица: игры на развитие ассоциативного, системного мышления

«Что на что похоже»3–4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят, ведущий начинает: «То, что я загадал похоже на …» и даёт слово тому, кто первый нашёл сравнение и поднял руку. Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолёта, с цифрой «8», которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.
«Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук)Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т. д. до законченного рисунка.
«Волшебные кляксы»Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
«Хорошо — плохо»Для игры выбирается объект, безразличный ребёнку, т. е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества, положительные и отрицательные с точки зрения ребёнка . Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и неудобно. Например: карандаш.
— Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
— Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен — можно уколоться.
— Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане — ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, когда карандаш длинный — может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
«Теремок»Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т. д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребёнок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображён музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
«Собери фигурки»Ребёнку даётся набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т. д. (примерно 5–7 фигурок). Заранее изготавливаются 5–6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.
«Нелепицы»Рисуется картинка по любому сюжету — лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8–10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

В детском саду организована работа дополнительных образовательных услуг:

Кружок по ИЗО

Занятия по физкультуре

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством. Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

вовлечение семьи в образовательный процесс. При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок — конкурсов, поделки сделанные совместно родителями и детьми. Родителей привлекаем к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Воспитатели оформляют информационные стенды.


Направления работы музыкального руководителя:

проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребёнком произведений искусства; согласование музыкальных занятий с тематикой занятий воспитателей; разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников; музыкальное сопровождение игр; использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания; подготовка детей к участию в конкурсах детского творчества. Согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности; использование на занятиях музыкальных упражнений, танцевальных импровизаций, фольклорных и танцевальных игр; участие в концертной деятельности; сотрудничество со школой.

Направления работы инструктора по физической культуре:

согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности; включение в занятия определённых физических упражнений, подвижных игр с учётом целей и задач художественно-эстетического воспитания; участие в праздниках.

Направления работы воспитателя:

использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки); включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества. Участие в конкурсах детского художественного творчества; создание условий для художественно-эстетического воспитания в группе: организация уголка детского творчества, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для поделок; работа с родителями в системе художественно- эстетического воспитания;

В летний период 2 раза в неделю проводились занятия по православной культуре

Эти занятия способствуют активному освоению  и познанию детьми православного искусства. Приобщают детей к нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц. Раскрывают основные духовные и нравственные представления православия о мироустроении и миропорядке. Вводят детей в круг основных православных праздников, показывают их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.  

По окончании курса, прошли праздники с приглашением родителей и отцом Иоаном. Дети с удовольствием исполняли песни, танцевали, рассказывали стихотворения и показали сказку.  


 

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

 

Виды деятельности, развивающие творческие способности

Существует множество направлений творчества, которые можно использовать для работы с малышами в детском саду.

Таблица: картотека тем по художественно-эстетическому развитию

Вид творческой деятельностиМладшая группаСредняя группаСтаршая группаПодготовительная группа
Рисование
  • «Тарелочка»,
  • «Шарф для кошки»,
  • «Снежная улица»,
  • «Баранки и калачи»,
  • «Лоскутное одеяло»,
  • «Сосульки»,
  • «Дорожки»,
  • «Солнышко»,
  • «Заборчик»,
  • «Ручейки».
  • «Флажок»,
  • «Самолёты летят»,
  • «Аквариумные рыбки»,
  • «Листопад»,
  • «Закладка для книги»,
  • «Уточка»,
  • «Снеговик»,
  • «Зимний сад»,
  • «Посуда»,
  • «Гжель».
  • «Наша улица»,
  • «Светофор»,
  • «Осенний натюрморт»,
  • «Рябиновая ветка»,
  • «На дне морском»,
  • «Метель»,
  • «Портрет мамы»,
  • «Космос»,
  • «Выдуманное животное»,
  • «Золотая хохлома».
  • «Золотая осень»,
  • «Комнатное растение»,
  • «Иллюстрации к сказке»,
  • «Национальный костюм»,
  • «Домашние животные»,
  • «Дикие животные»,
  • «Портрет друга»,
  • «Выходные в нашей семье»,
  • «Матрёшки»,
  • «Жостовская роспись».
Лепка
  • «Лесенка»,
  • «Грибок»,
  • «Овощи и фрукты»,
  • «Мячик»,
  • «Оладьи»,
  • «Баранки и рогалики»,
  • «Витамины»,
  • «Самолётик»,
  • «Цветы для мамы»,
  • «Миски для медведей»,
  • «Божьи коровки».
  • «Ваза с фруктами»,
  • «Пирамидка»,
  • «Неваляшки»,
  • «Мостик»,
  • «Домик»,
  • «Танк»,
  • «Заяц»,
  • «Снеговик»,
  • «Посуда для куклы»,
  • «Мебель для игрушек».
  • «Фигура птицы»,
  • «Фигура животного»,
  • «Фигура человека»,
  • «Петушок и его семья»,
  • «Девочка с мячом»,
  • «Каргопольская игрушка».
  • «Птица в движении»,
  • «Животное в движении»,
  • «Человек в движении»,
  • «Сказочный персонаж»,
  • «Праздничный автобус»,
  • «Дымковская игрушка».
Аппликация
  • «Автобусные билетики»,
  • «Флажки для праздника»,
  • «Салфетка для стола»,
  • «Лодки на реке»,
  • «Дома на нашей улице».
  • «Осенняя крона»,
  • «Ёлочка»,
  • «Бусы на ёлку»,
  • «Зимний лес»,
  • «Весёлые зонтики».
  • «Рыбки в аквариуме»,
  • «Машины едут по дороге»,
  • «Поздравительная открытка»,
  • «Поезд»,
  • «Сказочная птица»,
  • «Пригласительный билет на праздник».
  • «Осенний лес»,
  • «Сказочный цветок»,
  • «Мозаичный узор»,
  • «Закладка для книги».
Нетрадиционные техникиПластилинография
  • «Консервируем овощи и фрукты»,
  • «Снег идёт».
  • «Радуга-дуга»,
  • «Российский флаг».
  • «Торт для друга»,
  • «Моё любимое животное».
  • «Салют ко дню победы»,
  • «Весенний пейзаж».
Нетрадиционное рисование, арт-терапияРисование:

  • песком,
  • пальчиковыми красками,
  • ватными палочками.
  • Монотипия,
  • набрызг,
  • рисование ватными дисками,
  • рисование мятой бумагой.
  • Кляксография,
  • рисование шерстяной ниткой,
  • рисование восковыми мелками.
  • Рисование водой,
  • рисование штампами,
  • рисование через мокрую марлю,
  • граттаж.

Таблица: пример конспекта занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе

АвторМарченко Т. В., воспитатель МКДОУ «Детский сад села Валдгейм»
Название«Рыбка золотая»
Программные задачи
  • Формировать умение передавать в рисунке образ сказочной рыбки, изображать героя, используя навыки рисования восковыми мелками, кистью;
  • воспитывать эстетическое восприятие;
  • поощрять творческую инициативу;
  • закреплять знания детей о произведениях А. С. Пушкина;
  • развивать связную речь, обогащать словарь детей;
  • упражнять в ловкости, быстроте реакции на сигнал.
Материалы
  • Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина;
  • сундучок;
  • игрушки (рыбка, петушок, белка);
  • зеркальце;
  • листы бумаги для рисования;
  • восковые мелки;
  • краски;
  • кисти широкие;
  • стаканчики с водой;
  • салфетки.
Предварительная работа
  • Чтение сказок А. С. Пушкина,
  • рассматривание иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина,
  • просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».
СодержаниеI. Создание игровой мотивации.
В.: Ребята, посмотрите какой замечательный сундучок появился у нас в группе. В нём спрятались предметы из сказок А. С Пушкина, а чтобы нам узнать, что там за предметы, надо вспомнить, из какой сказки эти строчки.

  • Белка песенки поёт
    И орешки все грызёт,
    А орешки не простые,
    Всё скорлупки золотые. («Сказка о царе Салтане»).
  • Чуть опасность где видна,
    Верный сторож, как со сна,
    Шевельнётся, встрепенётся,
    К той сторонке обернётся
    И кричит: «Кири-ку-ку.
    Царствуй, лёжа на боку!». («Сказка о золотом петушке»).
  • «Свет мой, зеркальце! скажи,
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?»
    И ей зеркальце в ответ:
    «Ты, конечно, спору нет;
    Ты, царица, всех милее,
    Всех румяней и белее». («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
  • Раз он в море закинул невод —
    Пришёл невод с одною тиной.
    Он в другой раз закинул невод —
    Пришёл невод с травой морскою.
    В третий раз закинул он невод —
    Пришёл невод с одною рыбкой. («Сказка о рыбаке и рыбке»).

В.: Молодцы, угадали все сказки! А кто же написал такие замечательные сказки? (А. С. Пушкин). Давайте с вами нарисуем золотую рыбку и загадаем ей желание. (Дети садятся за столы).
II. Показ приёмов работы.
В.: Сначала мы рисуем тело рыбки, которое имеет форму овала, затем рисуем изогнутый, в виде капельки хвост, дорисовываем глаз, отделяем голову от тела дугой, затем добавляем плавники и чешую. Так как наша рыбка не простая, а золотая, рисуем ей корону. Наша рыбка готова, осталось её раскрасить. (Предлагает детям дополнить рисунок водорослями и цветными камешками). Рыбка наша хоть и не простая, но она тоже не может жить без воды, поэтому мы её затонируем краской. Моя золотая рыбка готова, теперь рисовать будете вы, но сначала надо размять наши пальчики.
Пальчиковая игра.

  • Две ладошки возьму и по морю поплыву (ручки детей плавают).
    Две ладошки, друзья — это лодочка моя (складывают ладошки лодочкой).
    А по буйным волнам (показывают волны)
    Плывут рыбки тут и там (имитируют движения рыбок).

В.: Наши ручки размялись, теперь можно приступать к работе.
III. Самостоятельная деятельность.
В процессе работы воспитатель даёт советы детям, которые испытывают затруднения, побуждает воспитанников к проявлению фантазии.
В.: Пока ваши работы высыхают, давайте поиграем в игру «Рыбаки и рыбки».
Дети делятся на 2 группы, одна образует круг — это сети, поднимают сцепленные руки вверх. Другая группа детей — «рыбки», находятся за кругом. После сигнала воспитателя «Рыбки плавают» «рыбки» вбегают и выбегают из сетей. По сигналу «Хлоп» сети захлопываются, те дети, которые оказались внутри круга, считаются пойманными.
IV. Рефлексия.
В.: Наши рисунки высохли, теперь каждый из вас может загадать желание своей золотой рыбке (если дети хотят, то загадывают желание вслух).

Цит. по: https://dohcolonoc.ru/conspect/10842-konspekt-zanyatiya-po-khudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu.html

Нетрадиционное рисование

Нетрадиционное рисование помогает малышу почувствовать себя настоящим художником. Оно активно применяется в воспитании детей с самого раннего возраста, поскольку является источником ярких, положительных эмоций, воспринимается ребёнком как увлекательная игра, результат которой не зависит от способностей и технических умений.

Примеры использования техник нетрадиционного рисования для развития детского творчества:

  • Воображение и нестандартное мышление позволят увидеть в незамысловатом оттиске ладошки образы статного жирафа, неуклюжего слона, забавной обезьянки — стоит лишь с помощью лёгких штрихов и гибких линий добавить недостающие детали.
  • Дети рисуют в пальчиковой технике

    В процессе рисования пальчиками тренируется мелкая моторика, глазомер, развивается сенсорика, пространственное мышление и координация движений

  • Техника проступающего рисунка (рисование свечой) с особым восхищением воспринимается детьми. Ведь у них появляется шанс почувствовать себя маленькими волшебниками и удивить окружающих занимательной игрой. Ребёнок просто тонирует поверхность листа акварельными красками — и скрытые контуры звезды, цветка, самолёта, выполненные заранее с помощью восковой свечи, проявляются на бумаге.

Проступающий рисунок (на разукрашенном листе возник осьминог)

Техника проступающего рисунка — увлекательное и познавательное занятие для ребёнка, обучающее работе с разными материалами

  • Кляксография — выдувание с помощью трубочки из капельки краски непредсказуемых по конфигурации клякс и домысливание воображаемого образа или даже целого сюжета с дальнейшей прорисовкой, например, цветочной поляны или графических очертаний осеннего дерева.
  • Кляксография

    Выдувание с помощью трубочки позволяет создать заготовку, которую при добавлении деталей можно превратить в сюжетный рисунок

  • Граттаж — ребёнок познакомится с искусством гравюры, процарапывая заострённым концом инструмента контрастные контуры графического изображения по загрунтованной тёмной гуашью или тушью поверхности на восковой основе. Наносить восковой слой можно с помощью цветных восковых карандашей, тогда гравюра получится цветная, например, изображение праздничного салюта или звёздных просторов космоса.
  • Граттаж (процарапанная картинка на тему космоса)

    Использование разноцветного фона в граттаже позволяет создавать яркие и интересные рисунки

  • Рисование по ткани — декоративное раскрашивание ткани, которое опирается на фантазию и пространственное мышление ребёнка.

Девочки разукрасили платок (батик)

Декоративное раскрашивание ткани опирается на творческую фантазию и пространственное воображение ребёнка

  • Квиллинг — создание ярких аппликаций на основе конструирования из спиралевидных деталей (модулей).

Сова, выполненная в технике квиллинг

Квиллинг позволяет создавать очень красивые и элегантные работы

  • Декоративое рисование — фантазия и воображение пригодятся в процессе придумывания абстрактных геометрических узоров и ритмических цветочных композиций для украшения посуды или предметов одежды.

Дети с раскрашенными бумажными свитерами

На занятиях по декоративному рисованию дети могут, например, разукрасить свитер

Кулинария

С большим интересом дети воспринимают занятия по кулинарии, на которых они пробуют свои силы в искусстве приготовления салатов, фигурок и рулетиков из песочного и слоёного теста. Кроме того, дети знакомятся с новой информацией, узнают секреты приготовления, осваивают практические навыки, участвуют в увлекательных играх, например:

  • разгадывают загадки об овощах;
  • узнают о таком необычном растении, как бешеный огурец, который при прикосновении взрывается и разбрасывает вокруг себя семена;
  • мечтают оказаться на весёлом празднике томатов в далёкой Италии;
  • определяют овощи по запаху и на ощупь, узнают масло по этикетке на бутылочке;
  • учатся аккуратно нарезать овощи, раскатывать тесто, пользоваться тёркой;
  • придумывают названия приготовленным блюдам;
  • продумывают рецепты, подбирая карточки с продуктами;
  • помогают приготовить угощение для Домовёнка Кузи, красиво сервировать стол к приходу гостей.

Дети готовят еду под руководством педагога

С большим интересом дети воспринимают занятия по кулинарии, на которых они пробуют свои силы в приготовлении салатов

Конструирование городов и зданий

Конструирование из настольных или напольных наборов станет практической частью занятия по архитектуре, во время которого перед группами детей будут поставлены задачи по строительству зданий в разном стиле для сказочных героев по планам (схемы и чертежи) архитектора, например, диковинного дворца для Золушки, уютного домика для Красной Шапочки, сказочных хором для Алёнушки. Для того, чтобы постройки получились красивыми и прочными, детям необходимо работать сообща, демонстрировать технические навыки, научиться договариваться, придерживаться заранее оговорённой последовательности действий.

Простые бумажные коробки с помощью клея, ножниц, картона и детской фантазии превращаются в неприступные крепости с подъёмными мостами, величественные дворцы с остроконечными башенками. Большие строительные модули станут прекрасным материалом для конструирования современных жилых зданий, школ, магазинов, спортивных комплексов в полный детский рост. В сконструированных городах дети могут поселить свои игрушки, «посадить» бумажные деревья, проложить железные дороги и автомагистрали.

Макет города из коробок

В городах из бумажных домов дети могут поселить свои игрушки

Дети познакомятся с ландшафтной архитектурой, если им предложить вокруг города «вырастить» из природного материала леса, парки и сады, украсить их декоративными мостиками и дорожками, уютными избушками в технике бумагопластики, «создать» горы и холмы, нарисовать голубое небо, яркое солнышко, сочную траву. Населить «сотворённый» природный мир можно фигурками животных и сказочных человечков, вылепленных из пластилина или изготовленных в технике оригами и киригами.

Литературное творчество

Литературное творчество пробуждает живые эмоции ребёнка, активизирует воображение, развивает образное восприятие мира, формирует речевую культуру.

Приёмы словесного творчества:

  • Составление собственных загадок в соответствии с разработанными моделями в виде табличек с вопросами. Например, предложенный объект — облако. Дети последовательно отвечают на вопросы, педагог заполняет таблицу, вписывая характеристики (цвет, качество, действие): какое? – белое, пушистое, плывёт; что бывает таким же? – снег, цыплёнок, кораблик. Далее детей просят дать образные характеристики объектам, которые они назвали: выпавший снег, маленький цыплёнок, плывущий кораблик. После заполнения таблички, воспитатель просит детей попытаться составить загадку, вставляя между словосочетаниями связки «Как» или «Не». Окончательный вариант загадки про облако: «Белое, как выпавший снег, пушистое, как маленький цыплёнок, плывёт, но не кораблик».

  • Обучение составлению метафор (шесть-семь лет) – ребятам предлагается освоить простейший алгоритм самостоятельного придумывания метафорической фразы. Например, сначала выбирается объект, о котором будет составлено предложение (деревья), определяется свойство (золотистые), затем подбирается объект со схожим признаком (одежда), указывается место (осенний лес), наконец, составляется предложение (Деревья в осеннем лесу нарядились в золотистые одежды).

  • Составление рифмованных текстов — учёные пришли к выводу, что дети уже с трёх лет имеют природную потребность в такой словесной игре, как стихосложение. Сочинительство рифмованных текстов можно представить в форме забавных творческих игр, которые потребуют от воспитателя небольшой предварительной подготовки:

    • «Рифмованные картинки» — педагог подбирает пары картинок, изображающих объекты, названия которых составляют простую рифму, затем показывает одну из картинок и просит подобрать парную (мальчик-зайчик, лес-лиса, мальчишка-книжка, опушка-кукушка, крыши-мыши и т. д.)

    • «Подбери словечко» — дети учатся подбирать рифму к предложенному слову.

  • Составление творческих реалистических и фантастических рассказов по картинке, в процессе которых педагог просит детей подобрать удачные метафоры, образные словесные сравнения, произвести воображаемое перемещение объекта в прошлое или будущее.

    Составление рассказа по картинкам

    Составление творческих реалистических и фантастических рассказов по картинке — важный элемент занятия

  • Использование приёма эмпатии — перевоплощение в героя, «вживание» в его эмоциональное состояние и рассказ от его имени, передача черт характера с помощью мимики и жестов.

  • Составление текстов сказочного типа — пересказ и изменение известного сказочного сюжета. Игры и упражнения, являющиеся своеобразной творческой и интеллектуальной разминкой при подготовке детей:

    • «Чудеса волшебника». Игра выстраивается вокруг приёма фантазирования. Педагог предлагает представить себя волшебниками и рассказать, каким необыкновенным свойством они наделили обычные предметы, затем дать оценку практической значимости чудодейственных сил, пояснить, почему волшебство бывает добрым, а бывает и злым. Пример: вы превратили простой карандаш в волшебную палочку, теперь все ваши желания могут исполниться. Всегда ли это хорошо?

    • «Новые похождения…». Игра основана на пересечении объекта и места. Педагог работает с карточками, изображающими героев и место, где будет разворачиваться сюжет. Пример: Иванушка оказался в Подводном Царстве. Как встретят его жители Подводного Царства? Какие приключения его ожидают? Кто станет его другом или врагом?

Театрализованная деятельность

Театрализованная деятельность пробуждает воображение и фантазию, развивает внимание, память, помогает преодолеть коммуникативные проблемы и психологические зажимы, почувствовать уверенность в собственных силах. Театральная игра (режиссёрская и драматизация) становится инструментом самовыражения ребёнка-актёра, разыгрывающего ролевые диалоги, этюды, пантомимы, спектакли. В старших группах каждый ребёнок выбирает сообразно своим способностям и интересам ту или иную театральную «профессию», будь то «артист», «костюмер», «дизайнер-оформитель», «сценарист» или «режиссёр».

Кукольный театр

Театральная игра (режиссёрская и драматизация) становится инструментом самовыражения ребёнка-актёра, создающего образ персонажа

Музыкальное творчество

Детское музицирование открывает волшебный мир музыкальных звуков, помогает пробудить творческую инициативу. Ребёнок спонтанно напевает марш для солдатиков, поёт колыбельную кукле во время ролевой игры, придумывает самобытные танцевальные движения в такт, импровизирует и аккомпанирует на детских музыкальных инструментах, получая эстетическое удовольствие и совершенствуя музыкальный слух, чувство ритма и пластику движений. Примеры творческих заданий:

  • «Сыграй танец снежинок на металлофоне»;
  • «Изобрази шуршание осенних листьев с помощью шумовых инструментов»;
  • «Изобрази дуновение ледяного ветра на флейте»;
  • «Придумай танец дождя или солнечных лучиков»;
  • «Придумай и сыграй марш на барабане».
Источники

  • https://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/hudozhestvennoye-tvorchestvo.html
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/hudozhestvenno-esteticheskoe_razvitie_doshkolnikov/
  • https://detsad134.ru/prochee/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-doshkolnikov-chto-eto-takoe-a-takzhe-zanyatiya-dlya-razvitiya-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/hudozestvenno-esteticeskoe-razvitie
  • https://vashrebenok.org/razvitie/doshkolnoe/hudozhestvenno-esteticheskoe.html
  • https://melkie.net/rannee-razvitie/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.html
  • https://www.maam.ru/detskijsad/hudozhestveno-yesteticheskoe-razvitie-doshkolnikov.html
  • https://melkie.net/rannee-razvitie/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-doshkolnikov-po-fgos.html

[свернуть]