Как научить ребенка писать буквы правильно, красиво, аккуратно?

Прежде чем начать обучение

Навык письма – один из самых сложных для освоения ребенком. Он требует наличия у него многих предшествующих навыков, поэтому нет смысла учить кроху выводить буквы каллиграфическим почерком, едва ему исполнится 3 годика: он просто не будет к этому подготовлен.

Так что же нужно сделать до того, как научить ребенка писать буквы? Дать ему те самые предварительные навыки: научить правильно сидеть за столом, не горбясь, не «клюя» носом в тетрадь, не подпирая стол грудью, показать, как правильно держать ручку, равномерно нажимая на нее при письме, помочь набрать богатый словарный запас.

Перед обучением письму ребенок должен:

  • знать все буквы алфавита, понимать, какие звуки с их помощью записывают (буква «Эль» – звук [л]);
  • знать разницу между печатными и прописными буквами;
  • различать гласные и согласные;
  • определять на слух количество слов в предложении, слогов в слове, выделять в нем на слух нужные звуки;
  • находить ударный слог в слове.

То есть разумнее сначала научить дошкольника читать, а затем – писать. Ведь он должен понимать, что именно он пишет, а главное – для чего это нужно. Не умея читать, ребенок не сможет написать ни одного слова или даже слога.

Позаботьтесь о том, чтобы малыш занимался в комфортных условиях. Письменный стол и стул подбирайте таких габаритов, чтобы ребенку было удобно сидеть. Стул должен быть со спинкой. Обеспечьте малыша качественными письменными принадлежностями. Ручка должна быть не слишком большой, нетяжелой, паста в ней – писать четко, контрастно, но не мазать и не течь. На столе обязательно должна быть лампа, освещающая тетрадь слева (или справа, если ребенок левша).

Мальчик пишет в тетради

Готовимся с малого возраста

Современные педагоги и психологи призывают не навязывать детям то, что им не интересно. Не стоит на них давить, принуждать к чему-либо. Уже в год можно предлагать ребёнку бумагу, карандаши, показать принцип работы. Если малыш проявляет интерес – поощряйте его, показывайте ненавязчиво как правильно держать карандаш, проводить линии.



Дети полностью копируют своих родителей, поэтому чаще показывайте ребёнку как писать, рассказывайте зачем вы это делаете, обыгрывайте упражнение, чтобы вызвать интерес малыша.

Когда стоит учить ребенка писать – довольно сложный вопрос. Целенаправленно проводить занятия по обучению письму до трёх лет не имеет смысла. Он не сможет понять, для чего это ему нужно. Основная деятельность для него – игра, поэтому не заставляйте его усердно выводить буквы из-под палки, это приведёт к негативным последствиям.

Ваша цель – подготовить мышцы ребёнка к письму, научить правильно держать ручку, развивать кисть. Хорошо в этом помогает творческое упражнение «Рисование от точки». В центре листа ставиться точка, и ребёнку предлагается продолжить её круговыми движениями до желаемых размеров. А потом, включая фантазию и воображение, дорисовать недостающие элементы и превратить рисунок, например, в кота.

Эффективность заключается в том, что при письме рука водиться по бумаге вверх-вниз, а если учить только штриховку вправо-влево (метод раскраски), мышцы развиваются ограниченно.

Тренируем пальчики

Ценность развития мелкой моторики для ребёнка неоспорима. Упражнения на работу с мелкими предметами стимулируют умственную деятельность, память, мышление, внимание, развитие речи и хорошая основа письма.

Первым этапом в подготовке ребёнка к письму – упражнения на развития моторики:

  • рисования различными видами красок;
  • вырезания по линиям;
  • лепка из теста и пластилина;
  • поделки из бумаги;
  • мягкие пазлы;
  • упражнения со шнурками, пуговицами, молниями.

Приступим к процессу

Прежде чем начинать, стоит изучить методическую литературу, чтобы знать, как правильно учить писать детей. Для начала стоит объяснить ребёнку важность письма, за мотивировать его. Показать, насколько важно умение красиво и аккуратно писать буквы.

Своим примером покажите, как вы выводите буквы. Поэтапно объясните весь процесс, проведите занятие в форме игры. Любознательность малыша возьмёт верх и захочет повторить.

Покажите, как правильно держать ручку, объясните о расположении букв по строчкам, не выходя за границы. Напишите на листе слово мама, повторите, предложите повторить, написать несколько букв. Каков не был бы результат – похвалите за проделанную работу, тем самым давая мотивацию к последующим попыткам.

Предлагайте улучшить его умения, расскажите, что в школе все должны уметь красиво писать буквы. Достаточно породив интерес ребёнка, можно переходить к систематическим упражнениям и работать над совершенствованием навыков.

Современный книжная индустрия и интернет ресурсы предлагают огромное количество пособий для организации занятий дома, не прибегая к помощи специалистов. Готовые варианты занятий, где прописаны сценарии проведения упражнений, особенности, примеры заданий для выполнения.

Не забудьте оснастить ребёнка местом для занятия, стол/парта, подходящая под рост. Покажите, как правильно располагать тетрадь, держать ручку в руке.

Подготовка к письму в дошкольном возрасте

Детям в дошкольном возрасте очень нравится рисовать. Это не только приятное, но и полезное занятие. На начальных этапах нужно научить малыша правильно держать письменные принадлежности и следить за посадкой за столом. Ребёнок учится правильно держать в руках карандаш и совершенствует свои моторные навыки. После этого можно приступать к занятиям, которые станут подготовкой руки к письму.

Виды занятий для подготовки к письму

  • Раскрашивание картинок. Чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть элементы. Раскрашивание картинок формирует оптимальный нажим, мелкую моторику и учит мелким координированным действиям.
  • Обводка по точкам. Сначала малыш обводит картинки, ближе к школе – элементы букв.
  • Лепка из пластилина развивает мелкую моторику. Можно использовать лепку перед занятиями, вместо пальчиковой гимнастики или в сочетании с ней.
  • Собирание пазлов. Когда ребёнок складывает пазл, у него происходит мысленное формирование целостного образа.
  • Вырезание ножницами формирует мелкие целенаправленные движения.
  • Дорисовывание зеркального образа предмета. В таких заданиях изображается половина предмета, вторую часть требуется дорисовать.

Помимо занятий в игровой форме нужно уделять достаточно времени пальчиковой гимнастике. Её можно проводить не только в рамках письменных заданий, но и изолированно, в течение дня, в качестве развлечений для малыша.

Что нужно для формирования навыка письма

— Умение правильно сидеть за письменным столом и владеть письменными принадлежностями.

— Ориентировка на листе бумаги – представления о начале и конце строки, распознавание верх-низ, право-лево.

— Способность безотрывно чертить линии, а затем писать буквы.

— Знание графического образа изучаемой буквы и её названия.

Какие игры помогут развитию мелкой моторики рук?

Развивайте мелкую моторику рук с самого детства, и тогда научить писать буквы будет несложно.

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Лепка из пластилина и глины.
  • Аппликации.
  • Игры с конструкторами.
  • Вырезание ножницами мелких фигур.
  • Оригами.
  • Рисование песком или манкой.
  • Не забывайте: если вы хотите добиться результата, ежедневно играйте с ребенком и уделяйте этим занятиям как можно больше времени.

    У нас есть несколько мастер-классов, которые помогут в игровой форме подготовить ребенка к письму.

    возраста можно обучать детей письму?

    Из вышесказанного понятно, что подготовка к письму должна начинаться совсем не в последний год перед школой (уж тем более не в последнюю пару месяцев!), а намного раньше. Тогда малыш пройдет этапы психологической и физической подготовки гармонично, без перенапряжения, без гонки за быстрым результатом (ведь за лето нужно успеть, иначе потом будет еще сложнее). В этом деле спешка — слишком большая нагрузка на маленький организм, которая, как минимум, вызовет отвращение ребенка к учебе вообще. А почерк в таком «скороспелом» случае вряд ли будет красивым.

    Если дошкольник приступает к освоению письма, когда уже достаточно ловко пользуется ручкой или карандашом, может выполнять сложные по координации движения, удерживать внимание и проявлять усидчивость не менее 15 минут, то графические результаты (то есть собственно письмо) будут гораздо лучше. Для этого нужно, прежде всего, развивать мелкую моторику и координацию движений рабочей руки (не важно – правая она или левая).

    Целенаправленно развивать ручки малыша в этом направлении можно уже с 3 лет, когда есть смысл знакомить его с самыми простыми раскрасками, фломастерами, карандашами. Такие занятия будут постепенно готовить руку к правильному письму (прежде всего, ребенок научится ограничивать длину проводимой линии, рисовать линии в разных направлениях). Пусть юный художник пробует создавать и собственные картины. Уже на этом этапе важно научить малыша правильно держать письменные принадлежности.

    Кроме того, подготовить руку к письму помогают следующие виды занятий на развитие мелкой моторики:

    • лепка из пластилина, глины, теста;
    • работа с крупами, фасолью, горохом;
    • рисование пальцами по манке, муке, слою крупы;
    • мозаика, конструкторы;
    • вырезание ножницами;
    • игры с песком;
    • оригами;
    • шнуровки.

    Но родители должны помнить о возрасте ребенка и не затягивать подобные занятия дольше, чем на 15 минут.

    Не начинайте учить ребенка письму «аврально» в раннем возрасте (3–4 года). Возможно, это даст вам повод лишний раз похвалиться перед подругами способностями своего чада, но учеными установлено, что в таком случае красивого почерка у него не будет, поскольку форсировано развитие нужных центров мозга.

    Мама учит дочку писать

    Пропедевтический период 

    Подготовительный период нужен прежде всего для подготовки мелкой моторики руки и умения пользоваться пишущими инструментами. Начало подготовки к письму мало напоминает обучение. Задания предлагаются в игровой форме, они положительно воспринимаются детьми. Это различные раскраски, обводки, штриховки. Так формируются тонкие целенаправленные движения руки. После детям предлагают написание элементов букв. Очень удобны прописи для самых маленьких. В них все элементы выполнены в увеличенном масштабе, материал располагается по принципу от простого к сложному. Очень полезно для подготовки к письму рисование по точкам.

    Помимо выполнения письменных заданий необходимо заниматься с ребёнком лепкой, пальчиковой гимнастикой, вырезанием и рисованием.

    Учим держать ручку правильно

    Давать карандаши, ручки и фломастеры вы можете с самого раннего возраста, как только ребенок начинает проявлять интерес к этим предметам. Контролируйте, как ваш малыш держит ручку. Если ребенок научится держать ручку неправильно, то переучить его будет очень сложно.

    Начинайте с 5 минут в день и увеличивайте это время, как только ребенок научился решать поставленные вами задачи.

    pisat-gramotno-12jpg

    Приятным и интересным занятием для ребенка может стать раскрашивание картинок. Хорошее занятие для любого ребенка, ведь он учится держать фломастеры или карандаши в руке правильно, узнает цвета и может осознанно выбирать цвета для раскрашивания предметов или животных.

    Давайте раскраски ребенку лучше всего с трех лет – это самый оптимальный возраст, когда ребенок понимает, что ему нужно делать. В каком возрасте какие раскраски предлагать ребенку, мы писали в статье Раскраски для детей: выбираем правильно!

    Следующим этапом могут стать тетради-прописи. Теперь вы полноценно можете тренировать письмо вашего ребенка.

    Шаг за шагом

    Для того чтобы дошкольник мог понимать разницу между печатными и прописными буквами, можно купить ему специальный плакат, где изображены рядом те и другие. На начальном этапе обучения письму малышу легче будет писать именно печатные буквы, а когда рука станет достаточно ловкой, можно переходить на освоение прописных.

    Изучая с ребенком буквы, необходимо объяснять ему, что у каждой буквы есть название и звук, который она обозначает на письме или при чтении. Также он должен знать, что существуют буквы согласные и гласные (которые можно петь, тянуть голосом). Для этого можно поупражняться, пропевая гласные на разные веселые мелодии. Пусть малыш попробует пропеть согласные и убедится, что это невозможно. Так он быстро усвоит разницу и не будет путать звуки.

    Чтобы ребенок быстрее запоминал буквы, нужно подбирать для него примеры слов, которые с них начинаются. Пусть он сам вспоминает такие слова.

    Научить дошкольника определять количество слов в предложении или слогов в слове можно с помощью несложных игр. Пусть, например, хлопает, слыша каждое новое слово, слог. Определять ударный слог малыш научится, если будет «звать» каждое слово. Подробнее об этом читайте здесь.

    Ребенок пишет в прописях

    6 важных советов: как научить ребенка писать

    Учителя начальных классов и логопеды рекомендуют следующую методику и упражнения, которые помогут будущему школьнику подготовиться к непростому процессу обучения начертанию букв и цифр.

    Уделите внимание упражнениям на развитие мелкой моторики

    Чем более развитыми будут мышцы кисти вашего малыша, тем проще ему будет даваться процесс письма. В процессе развития мелкой моторики развивается и мозговая деятельность дошкольника. Не зря великий педагог-новатор Сухомлинский говорил, что ум малыша находится на кончиках его пальцев. В развитии мелкой моторики помогут следующие упражнения:

    1. Магические руки. Насыпьте в непрозрачную емкость крупу, песок или налейте воду. Туда же поместите любой предмет. Попросите малыша надеть перчатки и ощупать предмет, находящийся в емкости. Пусть крошка угадает, что именно спряталось внутри.
    2. Замершие ладошки. Пусть ладошки ребенка плотно прижмутся к столу. Попросите ребенка, не отрывая ладони от стола, то тихо, то громко барабанить пальцами по поверхности.
    3. Угадайка. Завяжите глаза малышу, а предметы разнообразной формы и текстуры, буквы, цифры, геометрические фигуры положите в мешочек. Пусть ребенок постарается определить, что именно он ощупывает в мешочке.
    4. Трафарет. Современные трафареты и спирографы просто завораживают малышей и тренируют координацию мелких мышц кисти.
    5. Лови шарик. Вам понадобятся старые шариковые дезодоранты. Шарики необходимо вытянуть, продезинфицировать с помощью уксуса и нарисовать на них фломастером забавные мордашки. Игру следует проводить во время купания в ванной. Дайте малышу в руки ложку дуршлаг или кулинарные щипцы и попросите его выловить все шарики.
    6. Лепка из пластилина, отрывная аппликация, нанизывание бусин на веревочку, разнообразные игры с крупами позволят развить мелкую моторику будущего первоклассника.
    7. Вырезание по контуру. Действенный метод для развития координации движений. Начинайте с крупных деталей, постоянно переходя к более мелким.

    Не спешите брать в руки ручку

    Начинайте выводить палочки-крючочки карандашом. Ведь с помощью ластика можно очень легко исправить некрасивые элементы и испытать ситуацию успеха, избежав ненужных стрессов.

    Девочка учится красиво писать карандашом

    Дозируйте время занятий

    Первые «уроки» должны длиться не дольше 4-5 минут. Дело в том, что дети дошкольного возраста не умеют концентрировать свое внимание долгое время. Педагоги заметили такую особенность: как только ребенка начинает писать свои первые буквы, то чем меньше он пишет, тем красивее у него выходит. Не злоупотребляйте письмом, так вы только отобьёте охоту у будущего школьника.

    Научите ориентироваться в прописи

    Если малыш не может найти «рабочую строку» и постоянно выходит за пределы строки, то стоит обучить его элементарному ориентированию на листе с помощью следующих игр:

    • Игра «Части тела». Попросите малыша назвать и показать части тела, находящиеся у него слева и справа.
    • «Следопыт». Попросите показать, какая игрушка стоит на полке слева от мячика, справа от кубиков. Или поставить свои резиновые сапоги справа от папиных ботинок.
    • Игра в тетради. Например, дети с удовольствием могут выполнять задания наклеить смайлик слева от слова «мама» или нарисовать бабочку над цветочком.

    Используйте тетради-прописи детского писателя Василия Федиенко

    Его разработка имеет специальную более частую разлиновку, которая помогает ребенку тренировать толщину и расстояние между буквами и их элементами.

    Обводите красивые элементы

    Когда у малыша получается написать красивую букву или ее элемент, то необходимо это поощрить. Попросите дошкольника обвести красивые буквы зеленым карандашом. Пусть крошка расскажет, почему он считает их самыми удачными.

    Этапы обучения

    Каждому, кто хочет научить своего ребенка писать, нужно сразу осознать, что для достижения успеха придется приложить максимум усилий, и продумать свою собственную методологию. Но о методах мы еще поговорим с лихвой, а пока заострим внимание на этапах обучения.

    Всего этапов три:

    • Подготовительный этап
    • Этап обучения письму печатными буквами
    • Этап обучения письму прописью

    Представленные этапы – это категоризация педагогов и педиатров. Кстати, согласно их мнению, не стоит начинать учить ребенка писать до трех лет – это еще очень рано. А вот когда малыш перешагнет этот порог, можно понемногу приступать. Что же касается периодов, то их обязательно нужно брать во внимание. Рассмотрим вопрос подробнее.

    Подготовительный период

    Занятия письмом не принесут никакого результата, если ребенок не может выполнять несколько простых, но очень важных действий. Исходя из этого, на первом этапе нужно научить ребенка:

    • Сидеть за столом
    • Держать ручку или карандаш
    • Размещать тетрадь на столе
    • Соблюдать правильную для письма позу (ребенок не должен слишком сильно наклоняться к тетради)
    • Правильно ориентироваться в пространстве (в частности – ребенок не должен путать стороны тетрадного листа)
    • Без усилий сосредотачиваться на одном и том же занятии

    Помимо прочего, сюда же можно отнести и достаточно развитую мелкую моторику, о который мы уже говорили. Больше значение имеет также и то, что ко времени начала своего обучения письму ребенок уже должен знать буквы. Это в свою очередь говорит о необходимости изучения алфавита до начала занятий.

    Как правило, подготовительному периоду соответствует возраст от трех до пяти лет.

    Этап обучения письму печатными буквами

    О том, что подготовительный этап прошел успешно, вы узнаете по тому, как ваше чадо выполняет названные выше действия – каждое из них должно уже быть хорошо знакомо ему и просто для него. Как только это произойдет (в большинстве случаев в 5 – 5,5 лет), можно смело приступать к освоению печатных букв.

    Изначально нужно научить ребенка писать основу для будущих букв, т.е. горизонтальные, вертикальные и диагональные палочки, полукруги, кружочки и другие детали. Научившись этому, ребенок быстро научится писать буквы, особенно самые простые: «П», «С», «О», «Н» и некоторые другие. А уже после придет черед и остальных: «Ж», «Щ», «Ю», «Ъ» и т.д.

    Помните: главная задача второго этапа – научить малыша письму больших и маленьких печатных букв.

    Этап обучения письму прописью

    В случае с письмом прописными буквами дело обстоит несколько иначе. С учетом особенностей (а для детей – сложности) их написания переходить к ним лучше ближе к школе, где используются прописи. Ну, или, в крайнем случае – в старшем дошкольном возрасте, т.е. примерно в пять-шесть лет. Здесь все зависит от вашего решения и желания и способностей ребенка.

    Выстраивая процесс обучения в соответствии с этим этапами, вы сделаете его гармоничным, плавным и эффективным. А рассмотрев этапы обучения детей письму, будет самое время рассказать о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, принимаясь за дело. Занимаясь ранним развитием своего дитятка, старайтесь их не совершать.

    Вот перечень главных ошибок:

    • Слишком продолжительные занятия (имеется в виду более двух раз в день по 15 минут)
    • Критика ребенка, упреки, сравнивание, общение на повышенных тонах и т.п.
    • Отсутствие работы над совершаемыми ошибками
    • Давление на ребенка (заставлять, угрожать, использовать метод «лишений»)
    • Несвоевременность занятий (неготовность ребенка к обучению)
    • Игнорирование предлагаемых этапов (пропуск подготовительного этапа, ранние занятия письмом прописных букв)
    • Формальный и серьезный подход к занятиям (в сотый раз повторимся: лучшая форма обучения детей дошкольного возраста – это игра)
    • Чересчур жесткая дисциплина (когда родитель берет на себя функции учителя, переставая быть в первую очередь родителем)
    • Нерегулярность и бессистемность занятий

    Обучая ребенка письму, всегда берите в расчет эти распространенные ошибки родителей, выстраивайте свою стратегию соответствующим образом и занимайтесь для профилактики самоконтролем.

    И в заключение вступительного урока мы хотим дать вам еще несколько советов, которые, непременно, пригодятся вам в вашей дальнейшей практике.

    Методы обучения письму

    Подходы к процессу обучения письму менялись на протяжении многих лет. В настоящее время признали, что наибольший результат приносит сочетание нескольких методов обучения письму. В каждом из них есть свои недостатки и преимущества.

    Современные педагоги берут из каждого метода наиболее эффективные способы и с успехом применяют их на практике.

    Копировальный метод

    В этой системе обучения письму дети обводят буквы по точкам, запоминая их образ и порядок написания. Недостатком метода является недостаточная осознанность при письме. Могут возникнуть трудности с самостоятельным письмом без опоры на образцы. Преимущество метода – дети обучаются правильному красивому написанию букв.

    Способ хорош для коррекции почерка детей, которые уже научились писать, однако испытывают трудности с написанием отдельных букв.

    Линейный метод

    Дети учатся писать, пользуясь вспомогательной графической сеткой. Она помогает делать буквы одних размеров с одинаковыми отступами и расстоянием между элементами. Сетка определяет наклон и пропорции.

    Метод использовался в 18-м веке, в настоящее время от него отказались. От него остались тетради в косую линейку, помогающие соблюдать наклон и размеры букв. В чистом виде метод лишал детей самостоятельности, при письме был низкий уровень осознанности, поскольку все усилия направлялись на механическое написание.

    Генетический метод

    Суть метода – изучение сначала простых в исполнении букв, затем – более сложных. В русском языке наиболее простые письменные буквы О, С, Л, М и т. п. Наиболее сложные буквы имеют много мелких элементов, это Н, Ю, Щ, К и др. Порядок изучения письменных букв отличается от печатных. Если обучение построено на букваре, нарушается порядок изучения букв.

    Метод оправдан, когда дети уже знакомы со всеми буквами и умеют их писать печатным способом. Некоторые программы дошкольного образования, подразумевающие высокую подготовку первоклассников, успешно применяют этот метод.

    Ритмический метод

    Дети пишут буквы под ритмичный счёт педагога с одинаковой скоростью. Метод можно использовать для закрепления написания букв. С помощью ритмического метода дети осваивают непрерывную плавность письма и ритмичность.

    Для первоначального обучения он не подходит. Рекомендуется использовать задания, основанные на этом методе, в качестве разнообразия на уроке. Задания требуют высокой концентрированности на процессе. Нужно учитывать непродолжительность внимания детей и не перегружать их.

    Метод Карстера

    В нем используют 19 специальных упражнений в увеличенном масштабе, называемых росчерки. Затем их соединяют в буквы. Для детей такой способ слишком сложен. Однако с помощью него можно корректировать почерк старшеклассников. В рамках школьной программы такие задания не предусмотрены.

    Из метода Карстера можно взять написание элементов букв в период подготовки к письму.

    Метод Монтессори

    Педагогика Монтессори хорошо зарекомендовала себя за многие годы.

    Существенный недостаток методики – трудность реализации в массовых детских садах и школах. Поэтому используют лишь элементы системы. Письмо по Монтессори начинается раньше чтения. Дети учатся писать без особых внешних стимулов и контроля. Им нравится обводить буквы, складывать из них слова, письмо появляется естественно и произвольно.Метод Монтессори не подходит для письменных букв. Зато его с успехом можно применять в период обучения печатным буквам и в пропедевтический период.

    Как пользоваться прописью

    Для начала мы рекомендуем соединять пунктирные линии отдельных элементов буквы, чтобы приобрести навыки мелкой моторики, которые в дальнейшем помогут в написании самой буквы «Я, я». После этого предложите ребёнку написать несколько раз уже целую букву «Я» с помощью пунктирных линий. Последний этап изучения написания — это написание буквы самостоятельно, без вспомогательных пунктиров. Попросите ребёнка написать букву в тетради. Будет правильно, если перед его глазами будет находится образец написания буквы «Я, я». Благодаря этому, первое время ребенок сможет подглядывать как правильно писать буквы. Позже убирайте шпаргалку, чтобы он писал буквы по памяти.

    На этой странице представлена пропись с буквой «Я» заглавной и «я» строчной.

    Пропись буква Я
    Пропись буква «Я, я»Пропись буква Я
    Пропись буква «Я, я»Пропись буква Я
    Пропись буква «Я, я»Обведи букву Я
    Обведи букву «Я» по точкам

    Пропись буква «А, а»

    Пропись буква А

     

    Пропись буква «Б, б»

    Пропись буква Б

     

    Пропись буква «В, в»

    Пропись буква В

     

    Пропись буква «Г, г»

    Пропись буква Г

     

    Пропись буква «Д, д»

    Пропись буква Д

     

    Пропись буква «Е, е»

    Пропись буква Е

     

    Пропись буква «Ж, ж»

    Пропись буква Ж

     

    Пропись буква «З, з»

    Пропись буква З

     

    Пропись буква «И, и»

    Пропись буква И

     

    Пропись буква «Й, й»

    Пропись буква Й

     

    Пропись буква «К, к»

    Пропись буква К

     

    Пропись буква «Л, л»

    Пропись буква Л

     

    Пропись буква «М, м»

    Пропись буква М

     

    Пропись буква «Н, н»

    Пропись буква Н

     

    Пропись буква «О, о»

    Пропись буква О

     

    Пропись буква «П, п»

    Пропись буква П

     

    Пропись буква «Р, р»

    Пропись буква Р

     

    Пропись буква «С, с»

    Пропись буква С

     

    Пропись буква «Т, т»

    Пропись буква Т

     

    Пропись буква «У, у»

    Пропись буква У

     

    Пропись буква «Ф, ф»

    Пропись буква Ф

     

    Пропись буква «Х, х»

    Пропись буква Х

     

    Пропись буква «Ц, ц»

    Пропись буква Ц

     

    Пропись буква «Ч, ч»

    Пропись буква Ч

     

    Пропись буква «Ш, ш»

    Пропись буква Ш

     

    Пропись буква «Щ, щ»

    Пропись буква Щ

     

    Пропись буква «ь»

    Пропись буква Ь

     

    Пропись буква «Э, э»

    Пропись буква Э

     

    Пропись буква «Ю, ю»

    Пропись буква Ю

     

    Пропись буква «Я, я»

    Пропись буква Я

    Какие существуют способы запоминания букв?

    Каждая буква должна вызвать ассоциацию с предметом или животным. Не зря в азбуке с каждой буквой есть какое-то дополнительное слово, а иногда даже несколько. Этот способ поможет ребенку зрительно запомнить буквы.

    Еще одна разновидность ассоциации – звуковая. Каждая буква обозначает какой-то звук. Здесь можно применить фантазию, а также весело провести время вместе с ребенком. Абсолютно все психологи считают, что ребенок лучше всего воспринимает информацию в игре. Постарайтесь играть как можно больше. Приобретите специальные буквенные магнитики на холодильник и составляйте с ребенком слова, которые он знает. Так малыш быстрее поймет, что можно повторить то, что он видит на письме.

    Начертание букв на письме существенно отличается от того, что ребенок видит в книжке. Порой ему очень сложно читать то, что написано каллиграфическим почерком. Есть специальные плакаты, где написан весь алфавит. Чтобы ребенок быстрее научился писать правильно, повесьте такой дома на видном месте.

    Почему почерк у людей разный?

    У многих возникает вопрос: почему писать все учатся одинаково, а почерк у всех людей разный? Психологи считают, что дело в двух факторах: зрелости физиологических процессов (особенности нервной системы ребенка, объем памяти и внимания, здоровье) и технике обучения письму.

    Существует множество техник и методик письма, от которых зависит почерк человека.  Занимайтесь с ребенком с самого раннего возраста: развивайте мелкую моторику,  учите распознавать визуально и на слух буквы, слова и предложения. Подготовьте ребенка к изучению правописания играми и увлекательными упражнениями, и тогда вы не заметите, как быстро ребенок освоит буквы, технику письма и будет схватывать налету новые знания в школе.

     

    Зачем нужно учиться писать печатными буквами

    Многие педагоги отрицательно относятся к тенденции учить дошкольников писать прописными буквами. Достаточно уделять много внимания подготовительному периоду.

    Чтобы ребёнок без труда усвоил написание прописных букв, нужно много рисовать, обводить по точкам, писать элементы букв и заниматься пальчиковой гимнастикой. В школе учитель сам выбирает единую методику обучения, и все дети обучаются по ней. Те, кто уже умеет писать, могут испытывать трудности с переучиванием.

    Некоторые родители не понимают, зачем тратить время на печатные буквы, если в школе всё равно учат писать. Объясняем. Письмо печатными буквами нужно для формирования образа буквы и запоминания. Кроме того, умея писать, малыш сможет освоить навык переписывания и письма на слух задолго до знакомства с прописями. Когда человек пишет, он мысленно проговаривает буквы, слоги, слова. При автоматизации навыка чтения очень полезно списывание слов и их последующее чтение. Можно пробовать писать простые слова (папа, мама, кот и др.) на слух. В дальнейшем это способствует автоматической грамотности, когда ребёнок помнит образ слов и пишет их правильно, ещё не зная правил русского языка. Обучение печатным буквам полезно и нужно для дошкольников.

    Прописные буквы изучаются отдельно, поэтому путаницы у детей не возникает.

    Как учить писать печатные буквы

    Лучше всего не разделять письмо печатными буквами и обучение чтению. Сразу после знакомства с буквой нужно пробовать её изображать. Оптимальный возраст для письма печатными буквами на бумаге 3,5–4 года и старше. Если малыш способный и уже в 2 года знает многие буквы, его моторные навыки ещё не позволяют выполнять тонкие движения руками.

    Нужно следовать правилу – чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть буквы. Для начала обучения полезно использовать большие объёмные буквы. Их можно сделать самим из пластилина, наклеив на плотный картон. Ребёнок сможет ощупывать букву, запоминать её образ и повторять начертания пальчиком.

    В помощь детям различные издания предлагают буквы в виде ассоциативных образов. Например, буква О похожа на колесо, Д – на домик и т. д. Обязательно надо показывать малышу последовательность движений руки.

    У дошкольников есть распространённая ошибка – отзеркаливание букв. Можно объяснить в игровой форме, что некоторые буквы – послушные, они всегда смотрят вперёд (К, Г, Р и др.). Непослушные буквы – отворачиваются и смотрят назад (З, У, Ч и др.).

    Рекомендуется на начальных этапах обучения давать возможность малышу пробовать разные средства для изображения букв. Можно писать зубочисткой по пластилину, пальчиковыми красками. Выкладывать буквы из пуговиц, делать аппликации и т. д. Главное – нужно следить за правильностью элементов и их примерными пропорциями.

    На чистом листе бумаги детям трудно сориентироваться с размерами и пропорциями. Поэтому нужно давать разлинованную бумагу или специальные прописи для дошкольников.

    Обучение печатным буквам с помощью прописей

    Прописи для письма печатных букв называются прописями условно. Это удобно разлинованные тетради с образцами букв и игровыми заданиями. Обычно вначале предлагается обвести рисунок, напоминающий изучаемую букву. Потом по клеточкам ребёнок пишет элементы этой буквы, затем обводит её по точкам. Прописи обычно выполнены в увеличенном масштабе, чтобы детям было проще.

    Для печатных букв нет общепринятых размеров, как для прописных, поэтому можно не заострять внимание на масштабе. Научившись писать по крупным клеткам, ребёнок просто перейдёт на мелкие, а затем сможет писать без опоры.

    В прописях для малышей стрелочками дан порядок написания элементов. Это нужно скорее для родителей, ведь дети не всегда понимают эти схемы.

    Писать буквы в клетках по образцу – это хорошее задание для формирования внимательности и ориентации. Если нет возможности приобретать специальные прописи – это не страшно. Можно учиться писать в обычной тетради в крупную клетку.

    Когда клетки ярко прочерчены, нужно брать толстую ручку или карандаш, чтобы ребёнок не путался. Письмо по клеточкам для детей 5–6 лет станет закреплением навыка чтения и подготовкой к письму. Когда малыш научится читать слоги, можно начинать писать и их. При этом надо обязательно проговаривать звуки.Пример:

    В слоге МА два звука. Какой звук первый? А какой второй?

    Если это запись слова, нужно сначала делить устно на слоги. После написания полезно сделать простой разбор – определить гласные и согласные, поставить ударение, если это слово.

    Писать буквы в тетради нужно ручкой или карандашом, чтобы малыш учился регулировать нажим. При письме фломастерами этого не происходит, их лучше отложить до тех пор, пока ребёнок не научиться писать.

    Задания для закрепления навыков письма

    1. Загадки. Нужно прочитать несложную загадку и отгадать её. Ответ даётся на отдельной бумажке, в нём не хватает одной буквы или слога. Их нужно дописать и наклеить рядом с загадкой.

    2. Даны картинки, напоминающие буквы (дом – Д, колесо – О, кран – Г и т. д.). Рядом с этими картинками нужно написать букву, на которую они похожи. Задание станет интереснее, если эти предметы нужно будет обвести по точкам или по цифрам. Такие картинки можно вырезать из старых прописей или распечатать на принтере.

    3. Обводка по трафаретам. Понадобятся пластиковые трафареты, продающиеся в канцелярских магазинах. Ребёнку предлагается с их помощью написать слово или слог, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные – синим.

    4. Подписывание картинок. Даны картинки, под которыми нужно сначала обвести буквы, потом написать самим их название.

    5. Рисование пальчиками. Понадобятся пальчиковые краски и контуры букв на листах формата А4. Малышу предлагается украсить букву на свой вкус. Сначала надо обвести контур, затем предоставляется простор для фантазии.

    6. Завуалированные буквы. На картинке спрятаны буквы. Ребёнок должен их найти и выписать найденные. Если картинка чёрно-белая, их можно раскрасить: гласные – красным, согласные – синим цветом.

    7. Списывание печатных слов из текста. Ребёнку предлагается прочитать короткий текст. Отдельные слова надо подчеркнуть, их нужно выписать. Чтобы малышу было интересно, нужно продумать слова так, чтобы получилось предложение. Можно спрятать небольшой подарок, а малыш сможет узнать, где он, выписав все слова и прочитав получившееся предложение.

    Задание тренирует внимательность и усидчивость. Следует предлагать такие задания минимум с 5 лет. Чем младше ребёнок, тем короче предложение. Если малыш выполняет письменные задания медленно, нужно рассчитать время так, чтобы он потратил на работу не более 10–15 минут. Можно для начала попробовать подчёркивать буквы, чтобы из них получилось слово. Обучение дошкольников письму печатными буквами можно превратить в увлекательную игру. Детям будет интересно учиться новому, знакомиться с возможностями, которые открывает навык письма и чтения. Самое главное – организовать занятия в игровой и разнообразной форме.

    Главные ошибки родителей при обучении ребенка письму

    1. В стремлении быстрее научить ребенка писать родители совершают одну из главных ошибок при занятии с ребенком. Они уделяют обучению ребенка больше 15 минут в одно занятие. Такой подход негативно сказывается на стремлении ребенка к учебе, на качестве усвоенного материала и на взаимоотношениях в семье.
    2. Желание быстрее освоить новый навык не учитывает особенности ребенка, его индивидуальную скорость познания и осознания. Не видя быстрого результата, родители начинают проявлять негативные эмоции (кричат, наказывают, заставляют). Родители не пытаются найти причину неудачи и ее устранить. Важно подстроиться под скорость ребенка и оказать ему поддержку в сложном для изучения навыке. Проявление негативных эмоций может спровоцировать изменение психологического настроя ребенка и повлиять на его успеваемость в будущем.
    3. В ситуации, когда у ребенка что-то не выходит, родители заставляют ребенка повторять сложные элементы до хорошего результата, хотя правильным будет отпустить ребенка развеяться и предложить сделать это позже.
    4. Некоторые родители не уделяют достаточно внимания подготовительному этапу, а потом расстраиваются, когда ребенок не может освоить обучение письму печатными буквами. Если вы видите, что ребенок не может справиться с каким-либо элементом по причине того, что его руки не готовы, то правильным будет отложить обучение на некоторое время и заняться мелкой моторикой рук.
    5. Обучение ребенка писать печатными буквами в раннем возрасте.
    6. Попытка во время занятия быть ребенку учителем, а не родителем. Каждый родитель должен помнить, что обучение ребенка дома должно проходить в комфортных для ребенка условиях и в доброжелательной обстановке.

    Когда обучать писать ребенка курсивом?

    Абсолютное большинство педагогов сходятся во мнении, что обучать ребенка письму курсивом в дошкольный период не нужно. Они объясняют это тем, что данный навык очень сложен как в восприятии ребенка, так и в объяснении.

    Родители, стремящиеся обучить своего ребенка писать курсивом до школы, совершают огромное количество методических ошибок, которые требуют дальнейшей очень долгой корректировки, и не всегда она заканчивается успехом. Лучше не торопиться обучать ребенка такому письму до школы.

    Как писать прописные буквы русского алфавита

    Порядок изучения прописных букв базируется на уровне сложности написания. При обучении чтению буквы изучались по простоте артикуляции и частотности (А, О, У и др.).

    Для формирования правильного написания используют копировальный метод. Его применяют для коррекции почерка школьников. Это многократное обрисовывание по точкам букв. При этом методе осмысленность снижается, поэтому использовать его можно только тогда, когда ребёнок хорошо знает написание буквы, но ему трудно с технической стороны.

    При изучении написания определённой буквы используется следующий алгоритм:

    1. Демонстрация заглавной и строчной букв. Как и в обучении чтению, используются сравнения с объектами действительности. Обязательно нужно соотносить печатные и прописные буквы. Их графическое изображение может сильно различаться.
    2. Графические упражнения на элементы букв. Это наклонные и прямые палочки, крючки, полукруги и т. д. 

    Педагог демонстрирует написание буквы. Ребёнок пробует вслед за взрослым написать её в воздухе. Полезно также, когда малыш пишет пальчиком по рассыпанной крупе.

    1. Обводка букв, дописывание недостающих элементов.
    2. Письмо букв по образцу в прописях.
    3. Способы соединения с изученными ранее буквами.

    Дошкольники и младшие школьники лучше всего обучаются в игре. В школе игровых методов становится меньше, но их использование по-прежнему повышает уровень усвоения знаний. Помимо занятий в прописях и тетрадях можно использовать игры, в которых требуется вписать недостающие буквы, найти их на картинке, исправить неправильно написанные и т. д. На уроках рисования можно пользоваться пальчиковыми красками. Нужно пробовать писать красками прописные буквы.

    Типичные ошибки при письме букв русского алфавита

    Нарушение пропорций. Буквы получаются деформированными.

    Несоблюдение наклона 65 градусов. Наклон может колебаться с каждой буквой либо отсутствовать. Для формирования необходимых пропорций и правильного наклона используют тетради в косую линейку.

    Добавление или сокращение элементов букв. Это распространённая ошибка при написании схожих букв, например М, Л, И. Детям трудно даются их соединения.

    Непропорциональность овальных элементов. Они выглядят угловатыми, поэтому буквы кажутся кривыми и небрежными.

    Коррекция ошибок требует систематичности и терпения.

    В чистописании есть хороший мотивирующий приём, который всё чаще используют педагоги в обучении письму. Ребёнок пишет буквы в строчку, а взрослый обводит зелёным карандашом наиболее удачные. Малыш стремится получить как можно больше зелёных кружков и пишет старательнее. Этот метод эффективнее, чем исправление недочётов красной ручкой.

    Для коррекции и обучения существует интересная методика «Письма из сказок». Ребёнок получает письмо, в котором ему предлагается поучаствовать в настоящем квесте. Ему нужно будет научить игрушки красиво писать. Главное преимущество методики – формирование сильной мотивации к обучению.

    В обучении детей письму нужно стремиться не к количеству, а к качеству. Одна строчка правильно написанных букв полезнее страницы каракулей. Начальные этапы обучения письму требуют многократного повторения. Детям трудно подолгу сидеть и выводить буквы. Чтобы избежать переутомления и негативного отношения к обучению, занятия полезно разбивать на короткие промежутки. Малыш пишет 10-15 минут, затем деятельность меняется. Ко второй части занятия возвращаются через некоторое время.

    Обучение письму – ответственный период. Важно не отпугнуть дошкольника от занятий и научить правильному написанию и соединению букв. Если родители уделяют достаточно времени подготовке руки малыша к письму, ребёнок с лёгкостью овладевает этим важным навыком в школе.

    Фото советы как научить ребенка писать

     

    Источники

    • https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/nauchit-rebenka-pisat-bukvy
    • https://detkiportal.ru/kak-nauchit-rebenka-pisat/
    • https://doshkolnik.pro/publikacii/pismo-i-kalligrafiya/osnovnye-ponyatiya-i-navyki-dlya-pisma/sposoby-i-metody-obucheniya-pismu.html
    • http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-rebenka-pisat-bukvy-pravilno/
    • https://chudo-udo.info/propisi
    • https://doshkolnik.pro/publikacii/pismo-i-kalligrafiya.html
    • https://vospitulya.ru/razvitie-detey/intellektualnoe/kak-nauchit-pisat.html
    • https://4brain.ru/kidwrite/
    • https://abvgdee.ru/propisi/bukva-ya
    • https://abvgdee.ru/propisi
    • https://doshkolnik.pro/publikacii/pismo-i-kalligrafiya/osnovnye-ponyatiya-i-navyki-dlya-pisma/uchimsya-pisat-pechatnye-bukvy.html
    • https://kukuriku.ru/obuchenie/pisat/pechatnymi-bukvami-i-propisyu/
    • https://detkiexpert.ru/kak-nauchit-rebenka-pisat/

    [свернуть]