Как воспитать ребенка без криков и наказаний: ремень не поможет

Что такое наказание и как оно работает?

Для начала стоит понять, что такое наказание и что оно в себе несет. В первую очередь, наказание — это искусственное формирование вокруг ребенка менее благоприятной среды, чем его обычная среда, с целью получения от него какого-либо результата.

С другой стороны, наказание может применяться после совершения ребенком какой-либо шалости, для того чтобы привить ему чувство ответственности за свои поступки.

Этот метод воспитания общепринят, популярен, универсален и прост. Родителю или учителю не нужно тратить время на поиск каких-либо иных более тонких способов стимулирования ребенка, а значит не нужно понимать его индивидуальность, его личность.

Метод воспитания наказанием превалирует среди воспитателей большинства детских садиков, в реалиях которых избежать наказания не представляется возможным. Тем не менее, существуют определенные границы.

Причины детского непослушания

Причинами детских шалостей могут быть самые разные явления. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев, причина непослушания заключается в самом поведении воспитателя. Ребенок всегда очень чутко чувствует и реагирует на окружающие его вещи и зачастую его поступки являются отражение его реакции.

Выделим четыре основные причины, согласно которым дети ведут себя не самым лучшим образов, чем вызывают раздражение и расстройство своих родителей:

  1. Вашему ребенку не хватает внимания. Очень часто дети своими поступками просто-напросто пытаются привлечь к себе внимание. Ребенок осознает, что своим примерным поведением, тихими играми в своей комнатке он не сможет обратить на себя внимание родителей. Другое дело, если что-то разгромить или испортить. Тогда вся семья обратит свой взор в его сторону. Таким образом, даже негативная реакция родителя для ребенка дороже равнодушия, которое он ни в коем случае не приемлет. Психологи отмечают, что если действия вашего воспитанника вызывают у вас раздражение, то это как раз случай недостатка внимания. Следовательно, подобных негативных проявлений можно избежать, просто проводя больше времени с чадом.Запомните, что для детей очень важно не чувствовать себя одинокими! Детям очень важно ваше внимание.
  2. Вашему ребенку не хватает независимости. Существует и обратная ситуация, когда родители буквально ежесекундно опекают своего любимца. В этом случае, негативные поступки ребенка могут означать его желание выйти из-под чрезмерной опеки и приобрести некоторую независимость и самостоятельность. Опять же важным индикатором является эмоциональная составляющая. Если поведение ребенка вызывает у вас чувство гнева, то, вероятней всего, ваш малыш требует расширить границы его личного пространства.Для того, чтобы избежать возникновения негативных историй и последствий по этому сценарию, следует дать воспитаннику больше прав.
  3. Ваш ребенок хочет вам отомстить. У любого ребенка очень выражено чувство справедливости. Очень часто плохое поведение малыша является реакция на причиненную ему обиду. А обидеть ребенка достаточно просто. Если вы срываетесь на ребенка, допускаете в его адрес оскорбления или несправедливые наказания, это рано или поздно приведет к глубокой обиде. Что в свою очередь, вызовет у него желание обидеть вас. Если это именно то чувство, которое вы ощущаете от действий малыша, то это вероятнее всего случай мести. Для того, чтобы обойти подобные ситуации будь чуткими к своему чадо. Старайтесь не задеть его чувства.
  4. Ваш ребенок утратил веру в себя. Плохое отношение к ребенку, недостаточное стимулирование его деятельности, упреки и укоры — все это привод к тому, что у вашего чадо опускаются руки. Потеряв веру в себя или часто слыша от родителей, что-то, что заставляет его думать о том, что он плохой, малыш непременно начнет соответствовать этому статусу. Это те случаи, когда действия ребенка вызывают у вас чувства отчаяния. Будьте чутки к своему малышу, не позволяйте ни себе, никому-либо обижать и оскорблять его.
     

Несколько причин плохого поведения малыша

Почему наше чадо ведет себя так, что родителям становится стыдно за его поведение и собственную педагогическую несостоятельность. Этому есть несколько возможных причин:

  • Физиологические особенности, темперамент карапуза. Меланхолики могут часами выполнять поручение родителей, убрать игрушки по местам. А холерики утомляют своим активным поведением окружающих.
  • Соперничество детей в семье. Часто взрослые поручают старшим детям заботу о младшем братишке или сестренке. Для того чтобы «перетянуть на себя одеяло» первенец проявляет неповиновение, упрямство.
  • Обида. Родители не выполнили своих обещаний? Ждите бури, всплеска непослушания.
  • Копирование поведения других. Малыш «подсматривает» модель поведения у других, более авторитетных для него сверстников. Стремится быть похожим на них.
  • Недостаток родительского внимания. С помощью девиантного поведения малыш стремится привлечь внимание взрослых. Даже негативное внимание для него лучше, чем полное его отсутствие. Кстати, мы уже писали статью про синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Проверка границ дозволенности. Таким образом, детка проверяет, до какого предела он может манипулировать взрослыми.
  • Отсутствие умения управлять своими эмоциями. Эмоциональная сфера малыша недостаточно сформирована, поэтому у детки проявляются приступы плохого поведения.
  • Тотальный контроль со стороны взрослых. С помощью неповиновения малыш пробует выбраться из-под постоянного контроля мамы и папы.
  • Избалованность. С молодых ногтей кроха не получал отказа и теперь противится любому навязыванию чужой воли.
  • Конфликты между родителями. Своим негативным поведением малыш пытается переключить конфликтующих родителей на собственную персону.

Основные принципы воспитания детей без криков и наказаний

Для воспитания ребенка без наказаний и криков сыграет большую роль поведенческий принцип. Для того, чтобы ребенок понял, что какое-то определенное действие плохое достаточно продемонстрировать ему этом (только ни в коем случае нельзя наносить вред ребенку).

Ребенок должен осознать, что чувствуют другие люди, когда он ведет себя таким образом. Это очень важный метод, воспитывающий в ребенке самостоятельное внутреннее правосознание и позволяющий избежать прямого наказания.

Вы должны являться для ребенка примером, а не быть неким жандармом, устанавливающим жесткие правила. Также очень важно, чтобы вы тоже признавали свою вину тогда, когда поступили нехорошо. Это будет идеальным примером поведения в таких ситуациях для вашего малыша.

Большое значение имеют ваши извинения перед ребенком, если вы поступили неправильно по отношению к нему. Кроме того, исключительную важность имеют так называемые разъяснительные разговоры. Этот метод можно применять как самостоятельно, так и вместе с наказанием.

Важно понимать, что дети не осознают многие законы окружающей нас жизни, они просто не знают некоторые правила и нормы.

Таким образом, роль разъясняющих разговоров очень большая. В случае, если ребенок совершил какой-то негативный поступок, следует устроить детальный «разбор полетов»: объяснить почему этот поступок неправильный, объяснить, что чувствуют люди по этому поводу, показать, как следовало поступить правильно и посоветовать, что можно сделать для исправления ситуации.

Каковы причины, вынуждающие ребенка совершать проступки?

Родителям важно знать, что существуют причины, иногда вполне весомые, когда ребенок перестает их слушаться и выполнять требования, совершая, с точки зрения взрослых, ужасный проступок. Все же, прежде чем кричать на ребёнка за какую-либо провинность, требующую наказания, надо разобраться в причине его плохого поведения. Почему он поступил именно так, что родители не смогли сдержать своего крика? Психологи выделяют несколько основных причин:

  • Часто дошколятам не хватает внимания родителей, и они находят свой, детский, способ в целях его привлечения. Это обычное непослушание, которое выражается в неправильном поведении дошкольника. Он может бегать и кричать, когда мама укладывает младшую сестренку, ломать игрушки, обижать младших, грубить бабушке, упрямиться, уходя с прогулки. Да мало ли, он что может придумать, чтобы завоевать внимание мамы и папы! Между тем, взрослые, не разобравшись в истинных причинах плохого поведения ребёнка, ругают, бьют его. Такая причина легко устраняется, стоит только маме или папе понять ее и поменять свое отношение к малышу.
  • Еще одной из важных причин может стать возрастающая самостоятельность дошкольника. Кризис трехлетнего возраста уже прошел, родители только успокоились, а ребенок начинает требовать, чтобы отношение к нему изменилось ‒ ведь он уже большой! Он хочет, чтобы считались с его мнением даже в мелочах, например, в выборе одежды для прогулки, предпочтении каких-либо блюд во время обеда. Дошкольник не желает спать днем, считая себя достаточно взрослым для этого, пытается долго играть в компьютерные игры, отказывается общаться с младшим братишкой. Родители считают, что такое поведение обязательно требует наказания, так как оно нарушает привычный ритм семьи. Они пытаются с помощью криков, принуждения привести ребёнка к установившемуся образу жизни, не считаясь с его мнением. В дальнейшем, такие действия (кричать, бить) могут привести к тому, что дошкольник будет агрессивно, также криком отстаивать свои права, что затем выразится в проблемах подросткового возраста. Необходимо, наоборот, использовать стремление дошкольника к самостоятельности, поощрять за хорошие дела, успехи, которых он достиг.

Умеет ли мстить дошкольник?

Как не парадоксально звучит, но психологи называют месть дошкольника одной из причин, вызывающей отклонения в его поведении. Если об этом рассказать родителям, они будут просто в недоумении, неужели их самый умный, самый воспитанный малыш способен мстить?

  • Между тем, месть у ребенка может вызываться обидой на взрослых за то, что обманули его, не купили понравившуюся игрушку, отложили поход в цирк, больше внимания уделили младшим детям.
  • Дошкольник может мстить за разочарование, несправедливое обвинение в каких-либо проступках, постоянные крики на него.
  • Даже ссоры родителей могут пробуждать злость, мстительное отношение со стороны малыша.

Про себя ребенок может переживать и страдать, а на деле проявляет протест, непослушание. Это очень серьезная причина, вызывающая плохое поведение у детей, которая должна вызвать у родителей беспокойство. Ведь неумение увидеть страдания дошкольника за внешним непослушанием может привести к нервному срыву.

К чему приводит самоуверенность или неуверенность

Самоуверенность и, наоборот, неуверенность в своих силах – причины непослушания ребенка.

  • Сейчас, особенно у амбициозных родителей, дети очень часто нарушают поведение в результате завышенных требований со стороны взрослых. Например, родители возлагают на своего малыша много надежд, мечтая вырастить чемпиона по плаванию или прославленную фигуристку, но, зачастую, у крохи нет таких ярких способностей. Он старается, чтобы порадовать маму и папу своими достижениями, но у него не получается. Взрослые вместо поощрения и поддержки малыша начинают ругать его, приводят в пример других ребят. В результате дошкольник страдает, понимая, что не оправдал надежд, и чтобы вернуть расположение папы и мамы начинает капризничать, упрямиться даже в мелочах.
  • В других семьях, наоборот, слишком захваливают свое чадо, приписывают ему несуществующие таланты. Ребёнок начинает думать, что он какой-то особенный и при встрече, в дошкольном учреждении или на празднике, с более талантливыми детьми злится, негодует, что поощряют другого, а не его. Такая неоправданная самоуверенность оборачивается злостью на весь мир, плохим отношением с окружающими людьми.
  • Психологи обращают внимание родителей также на то, что дети нередко совершают проступки из-за неправильных действий родственников по отношению к ребенку. Причиной отклонения в поведении становится избалованность и вседозволенность дошколят.

Как же правильно воспитывать своего малыша, чтобы обойтись без наказания?

  1. В этих целях психологи советуют найти правильную середину между строгостью и вседозволенностью. Малышу гораздо комфортнее и спокойнее жить, когда родители понимают, часто поощряют его, но при этом ставят обоснованные требования. Для этого, еще в раннем детстве необходимо выработать и соблюдать правила поведения для всей семьи в целом, постепенно усложняя их с возрастом ребёнка. Требования должны быть понятны и доступны дошкольнику, не вызывать ужас при малейшей оплошности с его стороны. Еще лучше, если они будут корректироваться при обсуждении вместе с дошкольником.
  2. Зная хорошо особенности развития детей дошкольного возраста, можно предугадать, в какие возрастные периоды у ребёнка наступают кризисные моменты, и, соответственно, когда у него может измениться поведение. Психологи давно уже составили таблицу возрастной периодизации и характеристику детей на каждой возрастной ступени. Основными периодами, когда можно ждать проявлений негатива со стороны детей, становятся кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет. Внимательные родители, зная это, всегда будут подготовлены заранее к кризисам и найдут способы воздействовать на свое чадо и предотвратить отклонения в его поведении, без криков и угроз добиться выполнения правил семьи.
  3. Психологи постоянно твердят: «Проанализируйте поведение сына или дочки. Не кричите, не наказывайте, не разобравшись в мотивах поступка! » Действительно, заботливые мамы и папы, определив типичные ситуации, в которых может проявиться негативное поведение крохи, заранее могут найти наиболее приемлемые способы избегания конфликтных ситуаций и предотвращения детских истерик, капризов. Например, мама знает, что с малышом лучше не проходить мимо магазина игрушек. Он начнет уговаривать маму, упрашивать зайти, чтобы выпросить очередную игрушку, может быть, даже будет капризничать. Что делать в таком случае? Изменить маршрут или доверительно, спокойно обсудить с ребенком покупки, их стоимость, привести доводы о том, почему сейчас пока не надо покупать игрушки.
  4. Если все-таки бурно проявилось нежелательное поведение, не надо дошкольника стыдить, особенно при посторонних людях, потому что это еще больше озлобит его. И не надо ругать ребёнка, он все равно не услышит ваших доводов, почему нельзя так поступать. В таких случаях, как бы маме не хотелось побить малыша, надо успокоиться самой, постараться успокоить ребенка и без криков поговорить с малышом на отвлеченные темы. Например, о папе, который пришел с работы, о бабушке, к которой на выходные поедут всей семьей, то есть на темы, приятные малышу. И только потом, когда буря утихнет, объяснить причину негативной реакции на поведение ребенка и разобрать вместе с ним, почему так нельзя поступать. Однако нужно строго пресекать действия, которые опасны для его жизни и здоровья.
  5. Важно соблюдать правило в отношениях с малышом ‒ не критиковать за его личностные качества, обсуждать с ним только поступки. При этом необходимо дать ему аванс доверия на будущее. Так дошкольник будет уверен, что он для родителей самый лучший и любимый, в какой бы ситуации он не оказался.

«Они будут играть твоей головой в футбол»

В принципе, в глубине души все мамы и папы знают, что на детей лучше не кричать. Но если не ругать их, не разговаривать с ними сердитым тоном, то как добиться того, чтобы они слушались? Как сделать так, чтобы трехлетка не выбежала на дорогу? Или не била своего старшего брата?

На протяжении тысячелетий инуиты ловко применяют старый как мир инструмент: «Мы используем сказительство, чтобы заставить детей слушаться», — говорит Джоу.

Она не имеет в виду сказки, содержащие мораль, в которой ребенку еще надо разобраться. Она говорит про устные рассказы, которые передаются у инуитов из поколения в поколение, и которые созданы специально для того, чтобы повлиять на поведение ребенка в нужный момент — а иногда и спасти ему жизнь.

Например, как научить детей не подходить близко к океану, в котором они легко могут утонуть? Джоу рассказывает, что вместо того, чтобы кричать «Не подходите к воде», инуиты предпочитают предупреждать проблему и рассказывают детям особую историю о том, что находится под водой. «Там живет морское чудовище», — говорит Джоу, — «а на спине у него огромный мешок для маленьких детей. Если ребенок подойдет слишком близко к воде, чудище затащит его в свой мешок, унесет на дно океана, а потом отдаст другой семье. И тогда нам не нужно кричать на ребенка — он и так уже понял суть».

У инуитов есть множество историй и для обучения детей уважительному поведению. Например, чтобы дети слушали родителей, им рассказывают историю про ушную серу, говорит кинопродюсер Майна Ишулутак. «Мои родители заглядывали мне в уши, и если там оказывалось слишком много серы, это означало, что мы не слушали, что нам говорят», — рассказывает она.

Родители говорят детям: «Если вы будете брать еду без разрешения, длинные пальцы протянутся к вам и схватят вас».

 

Есть история про северное сияние, которая помогает детям научиться не снимать шапки зимой. «Наши родители говорили нам, что если мы выйдем на улицу без шапки, то полярные огни снимут с нас головы и будут играть ими в футбол», — говорит Ишулутак. — «Мы так боялись!» — восклицает она и разражается хохотом.

Поначалу эти рассказы кажутся мне слишком страшными для малышей. И моя первая реакция — отмахнуться от них. Но мое мнение изменилось на 180 градусов после того, как я увидела отклик моей собственной дочери на похожие истории — и после того, как я узнала больше о замысловатых отношениях человечества с рассказыванием историй. Устное сказительство — общечеловеческая традиция. На протяжении десятков тысяч лет оно было ключевым способом, с помощью которого родители передавали детям свои ценности и учили их правильному поведению.

Современные общины охотников-собирателей используют рассказы, чтобы научить делиться, уважать оба пола и избегать конфликтов — это показало недавнее исследование, в которым были проанализированы жизнь и быт 89 различных племен. Так, например, исследование выявило, что в агта, племени охотников-собирателей с Филиппин, талант рассказчика ценится больше, чем талант охотника или знания в области медицины.

В наше время многие американские родители передают роль рассказчика экрану. Я задумалась, не упускаем ли таким образом простой — и эффективный — способ добиться послушания и повлиять на поведение наших детей? Возможно, маленькие дети каким-то образом «запрограммированы» учиться с помощью рассказов?

«Я бы сказала, что дети хорошо обучаются с помощью повествования и объяснений», — говорит психолог Дина Вайсберг из Университета Вилланова, которая изучает, как маленькие дети интерпретируют вымышленные истории. «Мы лучше всего учимся через то, что нам интересно. А истории по своей сути обладают многими качествами, которые делают их намного интереснее, чем простое высказывание».

Истории с элементами опасности притягивают детей как магнит, говорит Вайсберг. И они превращают напряженное занятие — такое, как попытка добиться послушания — в игровое взаимодействие, которое оказывается — не побоюсь этого слова — веселым. «Не сбрасывайте со счетов игровую составляющую сказительства», — говорит Вайсберг. — «С помощью рассказов дети могут вообразить вещи, которые на самом деле не происходят. И детям это нравится. Взрослым тоже».

Почему нельзя наказывать ребенка

Молодые мамы и папы современности, которые впервые осчастливили свою семью присутствием ребеночка, не всегда знают, как правильно нужно его воспитывать. Пока он ещё совсем крохотный, делать это не слишком сложно. Но вот с наступлением хоть и небольшой, но уже какой-нибудь самостоятельности перед ними возникает эта беда. И хоть они сильно стараются не навредить и делать всё лучшим образом, наличие постоянных капризов, взбалмошности и повышенной активности заставляет их быстро поменять своё мнение.
В семье появляются крики, воспитательные минуты, всяческие способы наказания и всё что угодно, только бы прекратить дурачество малыша. Такая ситуация может возникнуть и в многодетной семье, где попросту родители не могут справиться с присмотром за всеми сразу.
Чтобы понять, почему необходимо учится воспитывать ребенка без наказаний, нужно знать о следующих видах его вреда:

  • Потеря эффективности. Применяя такой способ влияния на детей, будьте готовы к тому, что со временем никакие другие разговоры и просьбы не будут выполняться. Обычно они игнорируют слова родителей, так как знают, что конечной точкой являются вовсе не они.
  • Озлобленность. Неприятность такой процедуры невозможно не понимать. Даже если на ребенка просто постоянно громко кричать, то рано или поздно у него появится чувство обиды на маму или папу. Ощущение стыда при таковых случаях в окружении каких-либо людей или сверстников заставляет его ненавидеть эти моменты и родителей, которые их создают.
  • Ухудшение поведения. Если ребенку не объясняют правила, а сразу же наказывают за их нарушение, то это будет повторяться ещё много раз, в силу того что он не понимает пока, как делать по-другому. Или же потому, что знает, как сильно это будет злить его родных. Этот ход часто отмечают как маленькую месть со стороны ребенка. И чем больше его будут наказывать, тем больше проступков будет им совершено.
  • Психическая травма. Для того чтобы нарушить эмоциональное состояние маленького дитя, не нужно прикладывать много усилий. В некоторых случаях достаточно будет лишь один раз громко накричать или же вспылить и наказать, не делая этого ранее. Стресс, который испытает при этом ребенок в виде страха, непонимания, неожиданности и обиды, может наложить непоправимый отпечаток на его психическое здоровье.
  • Потеря авторитетности. Использование подобных мер воспитания говорит о том, что повлиять на своего ребенка каким-либо другим образом его родные не могут. Это понимают не только окружающие, но и он сам приходит к такому выводу. В результате этого возникает мнение о безнаказанности мелких проступков. То есть можно делать то, что хочется, ведь мама не может предотвратить это желание. Она в состоянии отругать за действие только уже после его свершения.

Виды наказаний ребенка

В зависимости от многих обстоятельств проступка, выделяют несколько возможных видов наказания ребёнка.

  • Наказание запретом

Этот вид наказания считается самым мягким, но при этом довольно эффективным. Работает он так: если малыш не хочет выполнять какие-то мелкие поручения, за это его ограничивают в чём-то, что он любит делать (запрещают гулять, смотреть телевизор и т. д.). В абсолютном большинстве случаев желание встретиться с друзьями или увидеть новую серию мультфильма оказывается сильнее лени, и ребёнок старается как можно быстрее выполнить свои обязанности, чтобы снять ограничение. Грамотно воспитывая ребёнка с помощью этого наказания, обращайте внимание, чтобы он понимал связь между запретом и своим проступком. Если логическая связь между ними не прослеживается, воспитательный эффект будет минимальным.

Например, если малыш разбросал игрушки и отказывается убирать их по местам, логично будет на какое-то время запретить ему ими играть. При этом обозначенный период должен быть адекватным, чтобы наказание не казалось чрезмерным.

  • Наказание трудом

С помощью такого наказания воспитывают не только дома, но и в школе, и даже взрослые люди иногда ему подвергаются. Смысл его в том, что провинившийся выполняет какую-то работу по дому, будь то мытьё посуды или уборка комнаты.

Как и в случае с наказанием запретом, наилучшего эффекта вы достигнете в том случае, если наказание связано с проступком. То есть, если ребёнок где-то намусорил, и вы заставите его убраться в этой комнате – это будет вполне справедливо. В следующий раз он не захочет повторять своих действий, чтобы снова не нарваться на «отработку».

  • Словесное наказание

Здесь речь идёт о любых грубых выражениях, оскорблениях, угрозах. С этим видом наказания нужно быть очень осторожным, поскольку любое плохое слово, услышанное от родителей, может очень глубоко повлиять на детское сознание. Регулярные словесные наказания приводят к тому, что ребёнок замыкается в себе, у него падает самооценка, накапливается обида. Чтобы воспитывать детей таким образом, но при этом не травмировать их, попробуйте построить свои высказывания от первого лица.

Не говорите так: «Опять ты получил двойку по математике! Вчера весь вечер занимались, а ты ничего не запомнил!». Скажите лучше следующим образом: «Мне так обидно, что я стараюсь помочь тебе с уроками, а в итоге всё зря. Я ведь знаю, что ты всё это можешь запомнить, попробуй сделать это ещё раз».

  • Наказание изоляцией

Это стандартные воспитательные методы: поставить ребёнка в угол или запереть в комнате, и какое-то время не идти с ним на контакт. При правильном использовании этот метод наказания может быть эффективен и безвреден для психики.

 

Обратите внимание, что с изоляцией нельзя перебарщивать. Если вы будете постоянно воспитывать ребёнка таким образом, не удивляйтесь, что он вырастет замкнутым и необщительным. Также подобные наказания под запретом, если малыш боится замкнутых пространств.

  • Наказание игнорированием

Для самых маленьких игнорирование со стороны родителей может стать настоящей трагедией. Вы – самые главные люди в его жизни, его защита и опора, и вдруг ребёнок видит, что вы от него отвернулись. Из-за этого у него формируется ощущение одиночества и ненужности.

 

Старайтесь воспитывать детей, не применяя наказание игнорированием слишком часто.

  • Моральное наказание

Здесь речь идёт о том, чтобы вызвать у ребёнка чувство вины за то, что он сделал что-то плохое. А поскольку вина – это очень сильное переживание, после подобных наказаний формируется довольно устойчивая модель поведения. То есть, однажды подвергнувшись осуждению родителей за какой-то поступок, в дальнейшем малыш будет сознательно избегать подобных действий.

 

Моральные санкции – стандартный метод, с помощью которого детей воспитывают и в садике, и в школе. Естественно, что наказание в таком случае должно быть соизмеримо с проступком, а также соответствовать возрасту и психологическим особенностям провинившегося.

  • Телесное наказание

В педагогике до сих пор не утихают споры о том, можно ли воспитывать детей «ремнём». При этом в большинстве стран запрет на насилие в семье закреплён законодательно. Например, в России подобные статьи есть в Семейном Кодексе.

 

Однако некоторые специалисты в вопросах воспитания, в частности известный отечественный педагог Антон Макаренко, в исключительных случаях допускали физическое наказание детей в самых разных проявлениях. Того же мнения придерживается и ряд современных психологов. И всё-таки, можно ли воспитывать ребёнка без физических наказаний?

Узнаем причины плохого поведения малыша

 

Порой у нас создается такое впечатление, что дитя совсем нас не слышит, особенно если мы стараемся разговаривать с ним спокойным тоном. Со временем мы переходим на повышенные интонации, а далее – на крик. В конце концов, мы признаем свою педагогическую несостоятельность и впадаем в истерику, тем самым усугубляем ситуацию. В таком случае, лучше успокоится и подумать, почему так ребенок себя ведет, может мы виноваты в этом. У нас не хватает времени, а порой и сил, чтобы по душам поговорить с малышом.

Давайте вместе разбираться, что провоцирует ребенка к дурному поведению.

  • Каждый человек уже рождается с определенным типом характера. Сангвиники и меланхолики предпочитают подвижные игры, спокойные развлечения: складывать кубики, мозаику, рисовать красками, часами плести из бисера браслеты и кольца, смотреть мультфильмы. Холерики вас утомят уже после 20 минут общения, так как им просто необходимо быть все время в движении.
  • Если разница между детками в семье небольшая, в пределах двух трех лет, то старший будет «тянуть на себя одеяло», чтобы привлечь внимание мамы. Кроме того, он будет постоянно соперничать с младшим за похвалу, так как считает, что с появлением братика или сестренки, его стали меньше любить.
  • Ждите бури негативных эмоций и ярости, если вы или супруг не выполнили данного ему обещания (почитать книгу, рассказать на ночь сказку, построить здание из конструктора).
  • Ведите себя достойно, ведь маленький копирует с родителей модель поведения. Вы кричите на других, значит и он так будет общаться со сверстниками. Вот вам и повод подумать, как нужно воспитывать детей.
  • Дефицит внимания от родителей также приводит к гиперактивности. Конечно, после трудового дня всем хочется отдохнуть перед просмотром очередного фильма или полежать с книгой в руках, пообщаться с друзьями в соцсетях. А малышу в это время скучно, вот он и начинает капризничать.
  • Манипуляция взрослыми. Происходит проверка на прочность родителей. Ребенок ищет те дозволенные границы, в рамках которых он может попросить ту или иную игрушку, мороженое и другие сладости.
  • Эмоциональная сфера у малыша еще недостаточно сформирована, поэтому он не может правильно управлять эмоциями и вовремя остановиться.
  • Дайте побольше свободы своему ребенку, не контролируйте каждый его шаг. Он старается любыми средствами избавиться от вашего тотального наблюдения.
  • Родители любят свое чадо, но и здесь необходима мера. Чрезмерной привязанностью и безнаказанностью вы избалуете малыша так, что он будет агрессивно реагировать на любую просьбу со стороны. Теперь вы знаете, как не надо воспитывать ребенка от года и до 7 лет, чтобы не краснеть за него перед чужими людьми.
  • Семейная традиция. Если вы считаете, что из вас сделали человека при помощи криков и наказаний, то вы ошибаетесь. Все равно вы затаили обиду на своих маму и папу, которые применяли для воспитания метод «пряника и кнута». Простое понимание, что если бы этого не было, то вы были бы жизнерадостнее, успешнее, увереннее в себе, убедят вас, что пора положить конец семейному ритуалу.

Самая распространенная ошибка молодых родителей – это громкое выяснение отношений между собой, когда малыш втянут в конфликт. Он как может, так и переключает ваше внимание на себя.

Кризисы детского возраста

 

Малыш после рождения тоже испытывает напряжение, так как ему после внутриутробного положения приходится адаптироваться к новым условиям. Он учится дышать, распознавать яркий свет, воспринимать новые звуки. Поэтому родители должны по максимуму окружить его своим вниманием. Многие мамы допускают ошибку, когда говорят «пусть покричит, ему полезно». Наоборот, если вы возьмете его на руки, прижмите к груди, приласкаете, то новорожденный сразу перестанет плакать, так как будет чувствовать себя нужным и защищенным. Через два месяца и вам станет полегче, малыш начнет налаживать социальные контакты с ближайшими родственниками.

Второй сложный период – от года до двух лет. В это время ребенок пытается самостоятельно ходить, интересоваться разными предметами, говорить первые слова, например, «дай» и «хочу». Если он получает отказ, то могут возникнуть разные эффектные вспышки, к которым вы должны быть готовы. Не пугайтесь, если он истерически плачет, падает на пол и сучит ногами. Малыш готов пойти на любые уловки, чтобы получить желаемое. В это время от наказаний мало проку. Постарайтесь тактично объяснять, почему ему отказали или переключайте его внимание на другие предметы. Когда малыш стремится самостоятельно поесть, одеться, сходить на горшок, поощряйте его (даже если вам не нравится разлитый суп или одежда, надетая наоборот).

 

Третий кризис наступает в три года и является одним их самых сложных в воспитании. Здесь вы можете встретить отрицание, негатив, своеволие, строптивость, упрямство и даже деспотизм. Кроме всего прочего, ребята начинают фантазировать, чтобы избежать наказания за проступок. То есть они сваливают свою вину на вымышленного персонажа. В это время постарайтесь не потакать их желаниям, если произошла истерика. Иначе они будут думать, что таким путем они и далее могут добиться положительного результата. Проявите хитрость и смекалку, возьмите за правило говорить обратные вещи. Если малыш не желает кушать кашу, то предложите ему отдать блюдо кукле. Не хочет спать, ладно – не закрывай глазки, не надевай на себя пижаму.

Семилетний ребенок готовится перейти в стадию взросления, поэтому у него появляется некая манерность, подражание людям, кривляние и странности в поведении. Ничего страшного в этом нет, так как он адаптируется к новым условиям жизни. Он меняет детский сад на школу, знакомый коллектив на абсолютно другой, воспитательницу на учительницу. У него появляются совершенно другие обязанности и иные виды деятельности. Поэтому в процессе воспитания принимают участие родственники, друзья, педагоги.

Самая серьезная вспышка негатива и отрицания вас ожидает, когда ребенок перешагнет рубеж тринадцати лет. Гормональная перестройка организма не проходит бесследно. В это время вы можете столкнуться с часто меняющимся настроением, со странной манерой одеваться, со стремлением к независимости и общению со сверстниками. Ему уже недостаточно задушевного разговора с вами, у него появляются авторитетные друзья. Кроме того, первая неудача в любви может привести к разочарованию в жизни.

В 17 лет у юноши или девушки возникают свои страхи перед выбором будущей профессии, перед сдачей экзаменов и поступлением в высшее учебное заведение, перед прохождением воинской обязанности. С нервозностью и раздражительностью можно справиться, если поддерживать будет вся семья.

Возможные причины плохого поведения детей дошкольного возраста

Прежде чем возмущаться выходкой дошкольника, взрослым необходимо вспомнить одну важную закономерность.

Даже взрослый человек ведет себя так, как он способен вести себя под влиянием сложившихся обстоятельств. Микроскопический детский опыт – слабая подмога для идеального поведения и социально верных действий ребенка.

Взрослые знают много разных способов, как повести себя в определенной ситуации. Но часто поступают эгоистично, отчетливо понимая, что их действия или слова негативно воздействуют на окружающих. А дети поступают, КАК МОГУТ, потому что других вариантов еще не знают.

К тому же, существует ряд объективных факторов и внешних обстоятельств, влияющих на детскую личность и определяющих стиль поведения и деятельности. К объективным условиям относят физиологические возрастные особенности — темперамент, формирующийся характер малыша. Внешними обстоятельствами можно считать семейную ситуацию, отношения со сверстниками.

Влияние физиологических особенностей и характера

Ребенок рождается с дарованным ему природой темпераментом. А это различный уровень возбудимости и заторможенности психических процессов, энергичности и спокойствия.

Что терпеливо выдерживают флегматичные дети (долгое одевание, неподдающиеся шнурки и пр.), то физически невыносимо для холериков. Конечно, дети с холерическим темпераментом устраивают бурю, где от них требуют усердия и терпеливости.

Аналогично, торопя флегматичных и меланхоличных детей, родители получают в ответ плач, панические страхи.

Ко всему прочему дошкольники могут быстро уставать. Одни — от монотонного занятия, другие — от быстрой смены обстановки. Физиологический дискомфорт оборачивается капризами, непослушанием, слезами и даже истерикой.

Поведение детей под влиянием обиды или соперничества

В семье, где есть несколько детей, старшему из них часто навешивается ответственность, как будто он сам уже не является ребенком. «Смотри за братом», «Отдай игрушку сестренке», — распоряжаются родители.

Обида

Безусловно, необходимо воспитывать потребность в заботе о близких. Но следует прививать полезные привычки так, чтобы проявление заботы не становилось обузой. Мало того, что некоторые дети воспринимают появившегося в семье малыша как соперника, отбирающего родительское внимание. Так, оказывается, теперь еще вместо игры нужно присматривать за ним! Капризное, а то и агрессивное, поведение старшего ребенка может быть вызвано подобной глубинной причиной, а не сиюминутной ситуацией.

Ранимого ребенка легко обидеть. К примеру, родители пообещали в воскресенье пойти в зоопарк. Но неожиданно в выходной пожаловали гости, и планы изменились. Дошкольнику сложно принять эти перемены. Проводить время с гостями ему не интересно. Он всю неделю мечтал о зоопарке. Непослушание и капризы в этот день обеспечены.

Как воспитать ребенка без криков и наказаний: полезные советы для родителей

Родители, которые начали искать способы, как воспитать ребенка без криков и наказаний, должны быть готовы к трудностям. Важно понимать: отказ от наказаний вовсе не означает, что все можно. Нет, проступки не должны оставаться без внимания, малыш должен по-прежнему придерживаться установленных правил поведения.

Каждый ребенок – уже личность со своим мнением, отношением к этому миру и способами разрешения спорных ситуаций. Такой подход помогает воспитывать самостоятельность у малыша. Но всегда ли решение, к которому ваше чадо пришло, будет правильным? Это во многом зависит от того, когда вы озадачились воспитанием своего ребенка. В идеале объяснять, что хорошо, а что плохо, нужно начинать еще с пеленок.

Уместно вспомнить три ключевых правила доктора Комаровского:

  1. Ребенок должен понимать ваше «нет». Важно, чтобы ребенок в повседневной жизни слышал слово «нет» крайне редко. Иначе, когда оно будет действительно необходимо, малыш на него не отреагирует.
  2. Родители в вопросах воспитания должны действовать заодно. Мамы, стремящиеся воспитать своего ребенка без криков и наказаний, должны знать, что дети довольно хитрые. Они всегда будут манипулировать тем родителем, который позволяет больше и ругается реже. На этой почве между взрослыми в семье обычно начинаются разногласия. Кроме того, более строгий родитель будет вынужден повышать голос, чтобы чадо его услышало. Вследствие этого воспитательный процесс сопровождается криками, руганью, а этого допускать ни в коем случае нельзя.Как воспитать ребенка без криков
  3. «Нет – это всегда нет». Если вы заинтересованы в том, чтобы воспитать ребенка без криков и шлепков, то будьте последовательны в своих требованиях. Если ребенку разрешили поиграть на мамином ноутбуке, то не стоит кричать и говорить о том, что это недопустимо, спустя пару дней. Ребенок не сможет понять, что происходит, и, скорее всего, устроит истерику.

Стоит отметить еще несколько правил, которые помогут вам воспитать ребенка без крика и наказаний:

  1. Определение первенства. Лидером в отношениях с ребенком всегда должен быть один из родителей, малыш же будет ведомым. Обратная ситуация неприемлема. Если трехлетний малыш вертит взрослыми, как хочет, это верный признак того, что он избалован. Но в этом возрасте родители еще могут исправить ситуацию, чтобы впоследствии не пришлось применять крики и наказания в процессе воспитания.
  2. Определение границ «можно» и «нельзя». Как объяснить ребенку, что допустимо, а что нет? Все просто: достаточно четко оговорить, что разрешается делать, а что запрещено. В этом направлении стоит руководствоваться двумя основными принципами: логичностью и последовательностью. Следуя этим рекомендациям, вы сможете воспитать ребенка без крика и наказаний.
  3. Не применяйте запугивание. Тем, кто ищет ответ на вопрос, как воспитать без криков и наказаний, крайне важно понимать, что напугать ребенка – недопустимое решение. Также стоит избегать интонаций, которые малышу могут быть непонятны (ирония, сарказм). Не высмеивайте ребенка при наличии фобий. Так, если ваш малыш жалуется, что боится подкроватных монстров, будьте рядом с крохой, пока он не заснет. Если ребенка разбудил ночной кошмар, не злитесь, а постарайтесь успокоить, не допуская раздраженных интонаций. Напротив, старайтесь говорить уверенно и жизнерадостно. Также стоит больше рассказывать малышу об окружающем мире, поскольку детей очень часто страшит неизвестность.
  4. Соблюдение правил. Если родители интересуются, как воспитать ребенка без криков и наказаний, им необходимо очень ответственно относиться к системе запретов и поощрений. Именно правила помогают привить ребенку нормы поведения и учат избегать опасных ситуаций.
  5. Приучение к ответственности. Очень важно, чтобы ребенок осознавал, что его проступки могут привести к негативным последствиям. Понимая, что сам несет ответственность, малыш будет чувствовать себя более значимым и важным.
  6. Игнорирование истерик. Манипулирование родителями – прием, которым дети овладевают в очень раннем возрасте. Иногда такое поведение не несет негативного подтекста, но в большинстве случаев дети пытаются отвоевать лидерство у взрослых. Такое поведение нужно попросту оставлять без внимания, иначе родитель и ребенок поменяются местами.
  7. Если мама не права. Бывает, что родители совершают ошибки в процессе воспитания: срываются на детях, на просьбу уделить внимание реагируют раздражением, шлепают малышей, а потом сами ругают себя за содеянное. Дети запоминают такие ситуации надолго. Очень важно, чтобы в такой момент взрослый взял себя в руки и нашел правильное решение. Единственное, что могут родители в такой ситуации, это признать свои ошибки и попросить прощения у ребенка. Также необходимо объяснить, что конкретно вас разозлило.

Как воспитать ребенка без криков
Не нужно бояться, что вы потеряете свой авторитет, если попросите прощения у сына или дочки. Ситуация кардинально противоположная: признав ошибку и извинившись, вы подадите пример, как надо поступать в конфликтной ситуации. В следующий раз, когда ребенок поведет себя неправильно, он вспомнит об этом и попросит прощения.

Однако в первую очередь вы должны любить своих детей. Причем любить просто за то, что они есть, а не за какие-то конкретные качества и поступки. Безусловно, наказать гораздо проще, чем попробовать разобраться, в чем причины плохого поведения. Однако наказание и крики свидетельствуют об эгоизме родителей, о том, что собственный комфорт они ставят выше интересов маленького человека.

Ознакомившись с этой статьей, вы узнали, как воспитать ребенка без криков и наказаний, основные правила, которыми следует руководствоваться в воспитательном процессе. Теперь вы понимаете, что ваше взаимодействие с малышом должно базироваться на личном примере, диалоге и открытом проявлении своих чувств. Не торопитесь наказывать ребенка, что бы он ни совершил. Сначала поставьте себя на его место, попробуйте понять причины поведения малыша, проанализируйте все, и вы обязательно найдете верный выход из положения. 

Когда угрожать и кричать нельзя категорически?

Капризы могут быть вызваны кризисным возрастом . Это периоды, которые важны для эмоционального и психического взросления. Психологи выделяют 4 основных этапа, во время которых наказания только вредят:

· первый год жизни – с 9 месяцев;

· кризис 3 лет – с 2 до 4 лет;

· кризис 7 лет;

· подростковый возраст.

Но не только возраст играет роль в этом вопросе. Психологи выделяют ещё несколько ситуаций, в которых крики, угрозы и наказания не имеют право на существование:

  • в то время, когда ребёнок болеет;
  • когда он кушает или увлечён игрой;
  • когда малыш не виноват в полученном результате;
  • воспитание во время психологического перевозбуждения или злости;
  • если ребенок тяжело переживает развод родителей;
  • когда он только проснулся или, наоборот, ложится спать.

Также не переносите собственные проблемы и неприятности на детей. Малыш не виноват в том, что у родителей на работе много дел или же ему урезали заработную плату. Важно помнить, что ребёнок отвечает только за то, что он сделал сам.

Как воспитать ребенка без криков и истерик: книги для ответственных родителей

  • Александр Мусихин. Воспитание детей без криков, угроз, наказаний и истерик.

Всем доподлинно известно, как надо воспитывать детей, но эти знания улетучиваются, когда у вас появляются свои малыши. Все новоявленные родители неизменно задаются одними и теми же вопросами. Как добиться от ребенка послушания? Что делать, если у ребенка началась истерика? Что такое «кризис 3-х лет», и как с ним бороться? Как пережить переходный возраст подростка? Как побудить ребенка хорошо учиться? Как себя вести, если все известные методы воспитания были испробованы и ни один не помог?

Ответы на эти и многие другие важные вопросы вы найдете в книге Александра Мусихина, психотерапевта с 14-летним стажем, лектора, писателя и отца двоих детей. Родители оценят прекрасный язык и легкий юмор автора, а главное – найдут конкретные рекомендации и правила поведения, действенность которых проверена жизненным опытом.

  • Леонид Сурженко. Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик.

Как воспитать ребенка без криков

Автор сравнивает родившегося ребенка с семечком, в котором есть все необходимое для счастливой и полноценной жизни. Но сможет ли это семечко взойти? Будет ли выросшее растение красивым, сильным, плодоносящим? В полной ли мере разовьются способности? Все это зависит от родителей.

Леонид Сурженко поднимает много важных и актуальных для каждого родителя вопросов. Из книги мамы и папы узнают, как вырастить гармоничную и всесторонне развитую личность, счастливую, умную, нестандартно мыслящую. Как завоевать авторитет у своих малышей, как воспитать ребенка без криков и истерик. Эта информация, безусловно, очень важна, ведь дети – это самое важное, что есть у родителей, главный проект их жизни, требующий максимального вложения любви, сил, времени и средств.

  • Джерри Викофф, Барбара Юнелл. Воспитание без наказаний и крика.

Как воспитать ребенка без криков

Вы мечтаете, чтобы в жизни вашей семьи появилась суперняня? Так станьте ею сами. Авторы данной книги утверждают, что самое главное в воспитании – разъяснение, а вовсе не наказание. Эту позицию они подтверждают собственным богатым опытом. В книге говорится, что главными принципами воспитания должны быть любовь и здравый смысл. Именно они помогут вам вырастить общительного, думающего и ответственного ребенка.

Методы, предлагаемые авторами, нашли свое подтверждение на практике. Эта книга будет особенно полезна тем родителям, которые привыкли использовать в общении с ребенком крики и наказания. Наверняка такие папы и мамы изменят свой взгляд на воспитательный процесс. Руководствуясь рекомендациями авторов, вы узнаете, как поддерживать дисциплину, предотвращать конфликты, сохранять мир и покой в семье, как научить малыша быть любящим и сопереживающим. Стоит обратить внимание на то, что книга представляет собой справочник, в котором вы без труда найдете интересующую вас информацию о решении тех или иных проблем, касающихся поведения детей.

За какие проступки родители ругают или наказывают детей

Голословные заявления, что родителям лучше всего исключить собственное раздражение и повышение голоса в отношении детей, не состоятельны. Ситуации бывают разные. И поведение дошкольников также. Если перечислять, какие причины и действия малолетнего ребенка могут вызвать негодование пап и мам, то выделится несколько наиболее распространенных:

  • Баловство
  • Упрямство и непослушание
  • Капризы
  • Обман

Баловство

Когда дошкольники, разыгравшись в песочнице, начинают осыпать друг друга песком, назвать их действия хулиганством еще не поворачивается язык. Определим это как баловство.

Баловство

Если взрослые сию же секунду не приостановили выходку, дети могут не на шутку устроить песочный дождь.

Движимые то ли азартом, то ли обидой, они не в состоянии прекратить и могут нанести реальный вред своим недавним партнерам по игре. В подобной ситуации не до спокойных увещеваний «Прекрати», «Так нельзя». Любой взрослый растащит в стороны расшалившихся детей, поругает, а некоторые еще и шлепнут.

Упрямство и непослушание

Желая приучить ребенка к порядку, мама побуждает его складывать свои игрушки. Малыш противится, и мама, подавая пример, собирает игрушки в корзинку. Внезапно ребенок опрокидывает корзину, и процесс начинается заново. А когда остается поднять единственный кубик, упрямец внезапно хватает коробку с деталями конструктора, и они разлетаются по всей комнате.

Подрастающие дошкольники могут упрямо твердить «Не буду!». Порою, они даже не вслушиваются в содержание, что им предлагают. Наготове – категоричный отказ. Не буду есть суп, не буду играть с младшей сестренкой, не буду собирать разбросанные пазлы, не буду переодевать грязную одежду… И еще множество других протестов.

Капризы

Некоторые дошкольники крайне не любят одеваться для уличных прогулок. Они не только не желают застегивать пуговицы, завязывать шнурки, а наоборот, расстёгивают и стягивают с себя лишнюю, на их взгляд, одежду. Никакие уговоры не помогают.

Нередки капризы из серии «Мама, купи!». Иногда при наблюдении такой эмоциональной сцены в торговом зале складывается впечатление, что родители и дети играют в некую привычную для них игру. Только вот исход меняется время от времени. Иначе бы одна из сторон эту игру уже прекратила.

Обман

В старшем дошкольном возрасте формируются понятия нравственности и ответственности, чувство долга и справедливости.

Воспитание

Поэтому дети прекрасно понимают, когда они говорят факты, соответствующие истине, а когда обманывают. Между относительно невинным «Я не включал компьютер» и тревожащим «Нашел деньги возле подъезда» не такое уж значительное расстояние.

Как воспитывать детей без наказания, если из кошелька пропадают деньги? Обнаруживая обман, родители реагируют по-разному, но каждый из них озадачен, какие меры предотвратят формирование опасной привычки.

Во всех вышеперечисленных примерах можно придерживаться принципа воспитания без наказаний. Для этого у родителей должно присутствовать желание понять, чем обосновано проблемное поведение их детей.

Почему родители повышают голос на детей

Взрослым людям  придется начать с себя и разобраться, как в стандартной, повторяющейся ситуации изменить собственное поведение. А именно: что делать, чтобы не срываться. Или (давайте честно) не делать этого слишком сильно и не так часто. Со временем привычка разговаривать тихо войдет в привычку.

Недостаток времени

Чаще кричат люди в состоянии взвинчинности и спешки. Ты спешишь, а дети начали возню (нашли время) либо раскапризничались (ну как они не понимают). Дети постоянно живут здесь и сейчас. Ребятишки не знают о ваших грандиозных планах, проблемах опоздания и правилах хорошего тона.

Распоряжения: одевайся быстро, чаще не сработают. Принуждение воспринимается «в штыки» и вызывает бурю протеста, вплоть до истерик. Почему нужно одеваться, когда повозиться значительно интересней? Зачем быстро, если даже переодеваться так не нравится?

 

Попробуйте предупредить о своих планах заранее и скажите пораньше закончить игру, переключите, дайте успокоиться. Теперь можно одеваться на мероприятие.

Плохое настроение

Бывает плохое настроение, взрослый долго сдерживается, малыш чувствует и начинает капризничать. Спокойствия это не добавляет. Результат: на взрослого срываться неприлично, а  с младшим сдержаться не получилось, а может не слишком старались.

Если представить, как ребенок чувствителен и ощущает все, что испытывает взрослый, то многое станет понятно. Нервозность передается им моментально. Встанут «с ног на голову», еще и все вокруг перевернут. Думаете специально, вам досадить? Ничего подобного. Сорванцы даже объяснить не смогут, отчего так себя ведут. Единственный выход — любым способом успокоиться прежде, чем общаться и чего-то требовать от детей.

Взрослым мы объясняем, от детей требуем. Считаем, не поймет? Можно попробовать объяснить доступным языком. Он же не робот, тупо выполнять распоряжения не может, да и не должен. Если дети не понимают, они выполнять не будут.

Разное ощущение времени

Недостаток времени, вы спешите, а любимое чадо никуда не торопится. Уже закипаете? А почему? Каждый действует в индивидуальном темпе, дети многое делают медленнее взрослых. С этим придется считаться и закладывать заранее фору во времени.

 

В последний момент выяснилось: пуговица оторвана, карандаши на завтра нужны  (просто необходимы), но не куплены. Знакомая картина? Запасайтесь терпением. Случается у всех, не только у вас. Дети вспоминают о недостаточно важном (с их точки зрения) только в контексте. Распрашивайте досконально, старайтесь предугадать возможные варианты. Да, мама еще немного ясновидящий (или должна им быть), по мнению любимого чада.

Испорченные вещи

Испорченные вещи редко не становятся камнем преткновения. Маленькие дети не понимают истинную ценность вещей. Вы объясняете вторую сотню раз, а самая лучшая игрушка разобрана через пол-часа на запчасти. Думаете, очень виновато ваше 4 летнее любознательное чадо? Понятно, вы хотели порадовать, но сломанная менее ценная вещь не вызовет у вас большого протеста. Сынок в 2-3 года получит такое же удовольствие. Подарите лучше сборно — разборную игрушку — довольны будут ребята и вы сами.

Проходит время, детишки идут в школу и родные с гордостью выдыхают: повзрослели. Не тут – то было. Дорогой телефон ребятам младшей школы лучше не дарить. Не сам разобьет – другие помогут. Бывает пытаются подарить «неубиваемый» телефон. Лучше не надо. В первый же день одноклассники-экспериментаторы вместе со счастливым обладателем новинки докажут, в школе «убиваются» все телефоны.

Поверьте, будут приложены все усилия и недюженное воображение. Не хотите ругать и наказывать, подарите простой дешевый вариант, который не слишком жалко. Как не странно он проживет дольше, поскольку вызывает меньше интереса.

Конфликты из-за ограничений

Детишки подрастают и начинаются раздоры из-за компьютера. Ограничение ребята воспринимают в штыки. Выход один: держать подальше от монитора и компьютерных игр возможно дольше, хотя бы в начальной школе. Постепенно заранее оговаривать, сколько времени разрешено будет затратить на компьютер в текущем году и не отступать от правила не на шаг. Неизменные правила — залог спокойствия в семье.

 

Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу

Дети любят учиться и ходить в школу, если у них многое получается, и складываются хорошие отношения с учителями и одноклассниками. Ребят необходимо учить с пеленок, налаживать взаимоотношения с разными людьми и договариваться. Чем лучше это будет получаться, тем меньше конфликтов переживет семья в пору школьной жизни.

Никогда нельзя сравнивать сына, дочь в воспитательных целях с другими детьми и легендарными родственниками. «Дедушка в твои годы полком командовал». Ну и что? А ваш ребенок руководит целой армией в компьютерной игре. Для него это почти одно и тоже. Уверенный школьник ведет себя смелей, учится лучше и дома вам нервы не выматывает. А чтобы он стал таким, вы заранее научили его всем основам норм поведения в жизни.

Только не повторяйте одно и тоже теми же словами. Привычное перестает восприниматься (вы почувствуете себя «бензопилой Дружба»), а сорванец воспринимает, как нечто привычное и неизбежное. Лучше выдохните и найдите другие слова и тон разговора. Вам обоим тихий разговор принесет больше пользы и удовольствия.

Уроки, тема отдельная и непрекращающаяся. «Родители охрипли, дети оглохли, соседи выучили, их собака пересказала» — популярная страшилка из жизни семьи школьника. Не хотите кричать и проявлять ежедневно негативные эмоции постарайтесь подготовить малыша к учебе с максимальной ответственностью. Научите до 1-ого класса читать и считать. Только это сохранит массу времени и нервов в семье.

В более старших классах, интересуйтесь учебными делами и взаимоотношениями чада с учителями и одноклассниками. Тут маме придется стать ясновидящей и гадалкой в одном лице. Читать между строк и угадывать ситуацию придется каждый день. Решение ребусов понадобится не только в задачах, но во всех перепитиях детских взаимоотношений. Кто виноват и что делать лучше решать каждый раз досчитав до 10.

Когда вам удастся научить чадо учиться и любить получать новые знания, а также по-доброму воспринимать недостатки других людей, тогда спокойнее будет вам и ему.

Желания разошлись с возможностями

Девчонки хотят стать модными. Листая журналы, мечтают о новых кофточках, как у той фотомодели (в крайнем случае, популярной одноклассницы) и считают: мамы и бабушки отстали от жизни, а папа совсем ничего не понимает. Найдите для доченьки обучающие курсы шитья, изготовления модных аксессуаров. Помогите ей, попробуйте освоить  вместе. Сшейте такую модель, чтобы девчонки ахнули. Средств уйдет меньше, пользы в разы больше. Совместное дело еще и сблизит.

 

Модные сумки и аксессуары можно создавать из подручных, подчас неожиданных, материалов. Сделайте модные нашивки, такие продаются, а стоят копейки. Сохраните семейный бюджет, а дочка многому научится, а может и подрабатывать сможет своими изделиями. Интернет, благо, сейчас позволяет.

Конфликт молодежной моды и здравого смысла

Юное создание закатывает истерики и скандалит с вами каждый раз, когда стоит одеть: шапку, шарф, теплую кофту? А разве мама не понимает, такое не носят и это совсем не круто? Вспоминаем юные годы. Было также? Это вы сейчас поумнели, детям все еще предстоит. Поэтому заранее (призывая все свои экстрасенсорные способности) предугадываем, насколько выросло дитя, и что он будет снимать (не одевать) в первую очередь. Проблемой стала шапка? Не страшно, у новой куртки, купленной вместе с вами, есть теплый глубокий капюшон. Шарф – камень преткновения? Вами уже предложен модный хомут.

Дети стали задерживаться допоздна? Чуть раньше, чем все произошло первый раз, найдите повод поговорить и озвучить просьбы в спокойной форме. «Задерживаешься — позвони, предупреди». Главное сами поступайте также. Постарайтесь использовать тревожные новости в СМИ, ненавязчиво объясните сыну, дочери свое беспокойство. Тихий, понятный разговор сделает больше, чем требования в ультимативной форме.

 

Советы по воспитанию от Кэтрин Кволс

Обложка книги Кэтрин Кволс

Прогрессивный педагог Кэтрин Кволс в своей книге «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания» дает заботливым родителям полный набор инструментов для формирования здоровых отношений детей и родителей.

  • Дайте понять малышу, что он полезен. Например, при посещении магазина советуйтесь, что необходимо купить, в каком количестве. Назначайте ответственным за те или иные действия, давайте посильные поручения.
  • Право выбора. Пусть выбирает, какую одежду ему хочется надеть сегодня, не навязывайте своего мнения.
  • Заранее предупреждайте. Гораздо проще не кричать за то, что до сих пор не в кроватке. А без крика предупредить заблаговременно, что через 10 минут необходимо умыться и лечь спать.
  • Сделайте упор на значимости его мнения. Важно, чтобы карапуз понимал, что его мнение по любому вопросу очень важно для каждого члена семьи.
  • Используйте специальные условные знаки. Договоритесь с ребенком, что в случае, если детка будет вести себя недопустимо, родители подадут ему условный сигнал остановиться. Такой подход не унизит подростка перед сверстниками, даст возможность откорректировать свое поведение.
  • Компромисс и договоренность. Избегать конфликта просто. Нужно лишь договариваться с малышом заранее. Если вы собрались в магазин, еще дома оговорите покупки, которые вы можете сделать.
  • Не со всеми проступками нужно бороться. Если вы не можете повлиять на какое — либо нежелательное поведение – узаконьте его. Например, если ваш карапуз настойчиво продолжает рисовать на обоях, не обращая внимания на ваши запреты, смените тактику. Выделите специальное место на обоях и позвольте рисовать именно там.
  • Ты и я – победители. Идите на компромисс. Находите такие решения конфликта, при котором в выигрыше останутся все.
  • Учите вежливо отказываться. Если ребенок не умеет прямо отказывать взрослым, он будет делать это косвенно через плохие поступки.
  • Избегайте ссор. Самая лучшая война та, что не началась. Уходите от конфликтных ситуаций, не ломайте характер ребенка.

Типичные ошибки родителей, советы психолога

Полностью отказаться от криков и наказаний в воспитании детей очень сложно. Есть случаи, когда наказание в некоторой степени оправдывается. Например, когда от ребенка требуют убрать за собой разбросанные игрушки. Кроме того, за счет наказаний иногда устанавливается безопасность ребенка, чем тоже нельзя пренебрегать.

Если вы хотите полностью избежать наказаний в воспитательном процессе, психологи советуют создать вокруг ребенка комфортную и безопасную среду.

К сожалению, большинство родителей используют наказания для других целей, которые совсем его не оправдывают. И таких случаев можно и нужно избегать. В тех же случаях, когда наказания обойти не получается, следует чётко и ясно дать понять ребенку, за что его наказывают.

Обязательно стоит проговорить причину. Это очень важный воспитательный аспект. Если же малыш не осознал, из-за чего он попал в немилость, то в лучшем случае польза от такого наказания будет равна нулю, а в худшем — нанесет прямой вред ребенку, так как это может взрастить в нем неуверенность в себе, несамостоятельность, комплексы и страхи.

Узнать о детских страхах, откуда они берутся и о программах их коррекции, вы можете из нашей статьи: Детские страхи: консультация для родителей
 

Кроме того, психологи отмечают одну общую популярную родительскую ошибку, когда у мамы и папы отличаются подходы к наказанию ребенка. Нужно категорически избегать ситуаций, когда мама что-то разрешает, а папа запрещает, и наоборот.

У родителей должна быть четкая и ясная система оценок поведения малыша. В противном случае, у ребенка может серьезно нарушится восприятие того, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому очень важно, чтобы родители, в первую очередь, договорились обо всех тонкостях воспитания между собой.

Если вы все же не смогли полностью отказаться от наказаний, то очень важно хотя бы избегать физического наказания детей. После 5-6 лет любое физическое воздействие воспринимается ребенком как глубокое унижение и может привести к негативной трансформации личности.

Существует несколько правил воспитания детей без криков и наказаний. Если родители будут придерживаться их, то им намного проще будет наладить отношения со своими детьми, растить их в спокойной атмосфере, любви и понимании.

  • Не запугивайте малыша, недопустимо испугом добиваться послушания, избегайте ироничных и насмешливых интонаций; не ругайте за трусость,
    при боязни уснуть не оставляете ребенка одного, пока он не уснет; если ребенок в страхе проснулся – мягко успокойте его, общайтесь с малышом весело и твердо – так он поймет, что нет причин для боязни, беседуйте с ребенком о окружающем мире, недостаток любви и понимания может стать источником зарождения страхов.
  • Секреты детского воображения. В своем воображении дети видят разнообразных ужасных «чудищ», но еще не могут силой воображения их победить.Ребенок, по ходу общения о актуальных воспоминаниях страшных эпизодов его жизни, рисует разноцветными карандашами и объясняет изображенное. Предполагается, что в результате сеанса у ребенка наступит «переориентация» внутренних психологических «настроек» с защитных на конструктивно – положительные.

    Пусть малыш вообразит «нечисть» вместе с родителями и, скажем, мысленно войдет в темную комнату, где сидит «кто-то» — дальше ничего ужасающего не случиться. Повторите такой метод 2-3 раза и малыш приобретет навык контроля над воображением.

  • Взрослеющим детям упражнение может помочь избавиться от других комплексов: боязни сцены, перехода в другую школу. Далее этот метод надо использовать уже в реальности, но очень осторожно и постепенно. Нужно суметь смоделировать среду, в которых малыш полностью себя контролирует. Если ребенок страшится пауков, он может постепенно к ним привыкнуть, глядя на фотографии из книг. Если пугается темноты – дайте малышу фонарик, это позволит ему почувствовать уверенность и контроль над страшной ситуацией.
  • Позовите на помощь… игрушку. Пусть ребенок выберет самую любимую игрушку и поручит ей свою защиту.
  • текст;
  • Продумайте заранее эпопею — повествование «на сон». Рассказывайте, как герои преодолели свои страхи, как победили легионы «нечисти» и «страшные» вещи.
  • Не стесняйтесь получать советы от профессиональных психологов. В каждом детском дошкольном и школьном заведении работает штатный психолог, которых поможет разобрать с родителями и детьми все сложные ситуации. Главное, обращаясь за профессиональной помощью, быть готовым к откровенному диалогу.

 
 

Вместо заключения

Таким образом, полностью избежать наказаний для ребенка не получится, но серьезно сократить их количество можно и даже нужно. Важно понимать своего ребенка и прислушиваться к нему.
Почаще ставьте себя на его место: «а что бы я чувствовал на его месте? а как бы я поступил на его месте?». Запомните, что ваши дети являются вашим отражением и во много их поведение зависит от вашего.

помеченные Дошкольный возраст (3-7 лет), Младший школьный возраст (7-12 лет), Подростковый возраст (12-15 лет)

Источники

  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/vospitanie-rebenka/semejnoe/kak-vospityivat-rebenka-bez-krikov-i-nakazaniya.html
  • https://vospitulya.ru/vospitanie/bez-krikov-nakazaniya-rukoprikladstva.html
  • https://myintelligentkids.com/kak-pravilno-vospityvat-i-vliyat-na-detej-bez-primeneniya-nakazani
  • https://econet.ru/articles/bez-krika-i-nakazaniy-kak-inuity-reshayut-problemu-detskoy-agressii-i-neposlushaniya
  • https://tutknow.ru/psihologia/9411-kak-vospityvat-detey-bez-nakazaniya.html
  • https://yaroslav-samoylov.com/vospitanie-detej/kak-vospityvat-rebenka-bez-nakazanij.html
  • http://tv-gubernia.ru/articles/kak_vospitat_rebenka_vospitanie_bez_krikov_i_nakazanij/
  • https://alldoshkol.ru/vospitanie/kak-vospityvat-bez-krikov-i-nakazanij
  • https://yaroslav-samoylov.com/vospitanie-detej/vospitat-rebenka-bez-krikov.html
  • https://kreativlife.ru/kak-vospitat-rebyonka-bez-krikov-nakazaniya-i-ugroz/
  • https://marivlada.ru/semya/nashi-deti/podrostki/kak-vospitat-rebenka-bez-krikov-i-nakazanij/

[свернуть]