Как защитить ребенка от опасностей интернета, влияние на психику детей и подростков

Проблема интернет-зависимости

Чтобы понять, есть ли аддикция у вашего сына/дочери, проанализируйте его/ее поведение.

  • Ребенок ежедневно сидит за компьютером, будто прирос попой к стулу. У него пропадает чувство времени, и от любимой игры или переписки приходится отрывать буквально силой.
  • Появились перепады настроения, немотивированная агрессия, угнетенность.
  • В руках постоянно какой-то гаджет. Даже за обедом он как Юлий Цезарь умудряется есть суп, кивать головой в такт вашим словам и не отрывать взгляд от экрана.
  • Гордится достижениями в виртуальном мире: набрал 200 лайков, перешел на новый уровень игры. Об учебе, друзьях, хобби рассказывает неохотно.
  • Снижается успеваемость, теряет интерес к учебе.
  • Вне интернета не знает, чем заняться. Если раньше он ездил в деревню к бабушке с удовольствием, то теперь воспринимает это как ссылку. Ведь там 3G не ловит.
  • Повышенная возбудимость, нарушения сна.

Если хотя бы четыре пункта соответствуют истине – проблема есть. Даже если вы ее не признаете, сама по себе аддикция не «рассосется».

Мама, дай пройти уровень: как бороться с детской интернет-зависимостью, фото

Про интернет-зависимость детей говорят ученые всех стран. В США даже открыли специализированные больницы для лечения людей, которые чрезмерно увлекаются онлайн-играми и соцсетями. Аддикция превращается в болезнь.

Любопытный психологический эксперимент провели в Британии: предложили 30 подросткам от 12 до 17 лет прожить один день без гаджетов.

Дети находились в доме с оборудованным спортзалом, игровой комнатой. В их распоряжении были музыкальные инструменты, книги.

Ребята мужественно выдержали два часа изоляции, но потом начались проблемы. Они просто не знали, чем себя занять! Руки сами тянулись к несуществующему смартфону или планшету.

Эксперимент прекратили досрочно: только 30% испытуемых нашли себе дело – книги, интеллектуальные игры, спорт…

Остальные бесцельно смотрели в окно или метались из угла в угол. Ни о какой коммуникации между собой даже речи не шло.

Интернет-зависимость у подростков развивается с космической скоростью. Самые популярные формы это:

Опасное место

— Юрий, правда ли, что такие серьёзные опасности кроются в соцсетях? Или масштабы этой беды всё-таки преувеличивают?

— Своим детям нужно уделять больше времени, разговаривать с ними, и тогда многие опасности пройдут стороной. А Интернет — это всё-таки небезопасное для детей времяпрепровождение.

— Многие сейчас боятся так называемых «групп смерти» в Интернете…

— Есть два потенциально опасных для детей типа групп. Их нужно различать, чтобы правильно действовать и родителям, и педагогам. Например, уже несколько лет известны группы с депрессивно-суицидальным контентом. В них размещается череда мотиваторов с общим депрессивным характером, и подсказывается выход — самоубийство. Туда попадают дети, склонные к депрессивным состояниям, из неблагополучных семей — те, что предоставлены сами себе. 
Статья по темеОперация «Поиск». Как быстрее найти пропавшего человека?

— Как понять, что ребёнок состоит в такой группе?

— Обычно дети не скрывают, что относятся к этим группам: они пользуются определённой атрибутикой, носят определённую одежду, у них свой сленг, музыка. Ребёнок сам приходит в такую группу, откликнувшись на задевший его мотиватор, а затем переходит из группы в группу, где вводится в более тяжёлое депрессивное состояние. Но это довольно длительный процесс, его сложно не заметить. В таких случаях известны законы развития болезни, есть причина, запускающая механизм. И в этих случаях требуется помощь именно медиков: клинических психологов, психотерапевтов, психиатров.

— А есть тайные группы, что сразу и не поймёшь?

— А вот это как раз второй тип групп: сейчас появился принципиально новый вид опасного контента, наполнения интернет-ресурсов — суицидальный квест. По сути, это обучающая сюжетная интерактивная игра с выполнением заданий, конечной целью которой является самоубийство. Никого не напрягает игра, квест, никто не ожидает, что эта игра зомбирует, повреждает психику и в конечном итоге приводит к самоубийству. Как это происходит? Используются психологические манипуляции, например, нужно сделать что-то ранним утром в 4 часа 20 минут. Это фаза глубокого сна, когда снижен механизм осознанного контроля. Так ломают механизм защиты. Детям внушают принадлежность к закрытой группе: создают ореол тайны. Входной билет в группу — нанесение себе порезов — преподносится как символ вхождения в группу, но на самом деле это подчинение куратору. Идёт множество заданий, направленных на слом сопротивления и подмену понятий. «Постоять на краю крыши» преподносится как преодоление страха. На самом деле это демонстрация покорности. Посмотреть страшное видео преподносится как стать сильным и уверенным в себе. На самом деле это снижение чувствительности. Требуют слушать медиативную музыку, которая якобы создаёт ореол избранности, элитарности, а на самом деле отнимает индивидуальность, подчиняет воле куратора. Понуждения — ты не один, нас много, торопись — создают импульсивность действия. Задания повторяются, причём жертва не ощущает себя таковой. А если ребёнок пытается выйти из этой игры, на него начинается психологически активное давление, шантаж. Квест, а игра длится 50 дней, вводит ребёнка в трансовое зомбированное состояние. Свой последний шаг он, как правило, уже не осознаёт.

Где скрывается враг?

— Кто придумывает и реализует все эти игры со смертью?

— Сейчас можно сказать, что за всем этим опасным контентом стоят не психи-одиночки. Нет, за этим стоят серьёзные силы, профессионалы, цель этого — подорвать психическое здоровье наших детей. Самое слабое место в этой системе — кураторы, те, кто отдает приказы, непосредственно общается с ребёнком. Мой коллега, московский психиатр Михаил Барышев составил психологический портрет такого куратора: отбираются они из игроков, преимущественно это мужчины, возраст — до 30 лет, не имеющие каких-либо успехов на социальном поприще, невостребованные, никому не нужные. Они или неинтересны девушкам, или уже были брошены. Кураторы — это люди, находящиеся в состоянии психического нездоровья, они хотят отомстить миру за свою ущербность, наказать общество, продемонстрировать свои значимость, силу, власть. Они хотят известности в своём кругу, признания, боятся ответственности, а пока имеют тайную власть над ребёнком, упиваются ею. Денежная мотивация им не нужна.

— И всё-таки нужно ли искать на странице ребёнка символику «синих китов»? Или следует обратить внимание на другие приметы?

— Киты — это уже прошлая технология. Сейчас на страничке ребёнка-игрока могут быть мосты, высотки, бабочки, поезда, одуванчики, фотографии без лица и снимки, например, порезов на руке. Киты — это был первый вброс. Дальше атрибутика будет бесконечно трансформироваться. Государство закрыло большинство групп с опасным контентом, но они появляются снова, уже модифицируясь. Сейчас готовится третья волна, она будет рассчитана на детей 8-12 лет. И поиски путей к детям всё время меняются, например, сейчас свободно продаётся книга, которая называется «Уничтожь меня». Эта книга содержит
26 инструкций. Начинается игра с самых простых заданий: продырявь страницу, разорви, разлей на ней чай или кофе.
А последние страницы дети вам уже не показывают. А там — «Заберись на высотку и скинь листок с высоты. И скоро на землю полетит множество наших душ». Дети будут ждать продолжения этой книги!

— Как себя вести родителям, если ребёнок запутался в сетях?

— Родителям нужно больше уделять времени своим детям, уметь с ними общаться, знать, чем ребёнок занимается в сети. Разговор о группах нужно начинать в том случае, если вы уверены, что ребёнок в ней состоит. Если он находится в группе с депрессивно-суицидальным контентом, то здесь это исключительно в компетенции врача. Важно выяснить, на какой стадии игры находится ребёнок. Если он состоит в игровых формах, квестах, то выполняет задания, не понимая конечной цели. Важно донести до него, что им манипулируют, чтобы подвести к смерти, что куратор — человек, который не желает ему добра, это не бог, а психически нездоровый человек. У него цель — убить. Нужно вовремя оказаться рядом, когда ребёнка не будут отпускать из группы, начнут шантажировать, запугивать. Важно донести до него, что родители рядом, что поможет полиция. Если ребёнок продолжит играть, то это уже в компетенции психолога и врачей. Но в любом случае это путь к диалогу.

— Подскажите, как начинать разговор?

— Не с давления, не с обвинений, а со слов: «Я понимаю, я вижу, я чувствую, что в последнее время с тобой что-то происходит». Если ребёнок пошёл на контакт, предложите: «Давай поговорим, вместе подумаем». Поиск должен быть совместным, время приказов закончилось, пошло время диалогов и компромиссов. Вспомните, как ребёнок уже приходил к вам за советом, и вам удалось совместно найти выход. Контакт с первого раза может и не пойти, даже справоцировать у ребёнка агрессию. Терпите и думайте. Будьте рядом, говорите: «Может, у тебя пока нет желания обсудить со мной проблему, но я рядом. Если нужна помощь, подойди ко мне. Ты мне очень нужен, ты мне очень важен!»

Досье

Юрий Афанасьев родился в 1976 году. Живет в Череповце. Закончил гимназию №9 Череповца. Учился на педиатрическом факультете Ярославской государственной медицинской академии по специальности «врач-психиатр». В настоящее время — заведующий детским отделением Вологодского областного психоневрологического диспансера № 1. 

Как формируется интернет зависимость у детей

Современные дети уже рождаются практически с гаджетами в руках. Такое количество мультфильмов, всевозможных игрушек, музыкальных заставок буквально с младенчества входит в жизнь ребенка. Родителей это никак не смущает, а наоборот, кажется очень удобным. Ведь ребенок смотрит мультики, не бегает, не прыгает, никуда не лезет, не отвлекает родителей от их взрослой жизни.

Так постепенно и незаметно виртуальная реальность входит в детскую жизнь, а затем уже точно так же незаметно формируется зависимость детей от интернета.
Впоследствии начинаются проблемы: рассеянное внимание, невозможность сосредоточиться, неумение играть с другими детьми. Причем эти проблемы начинаются уже у дошкольников, их диагностируют психологи при приеме в детский сад. И тут уже сами родители задаются вопросом, как отучить ребенка от интернета?

зависимость детей от интернета картинка

Почему ребенок попадает в интернет зависимость

Главной причиной возникновения интернет зависимости у детей является поломка природного механизма, помогающего создать эмоциональную связь мамы и ребенка.

В драматическую ловушку интернет зависимости попадают не все дети, а те, чьи родители очень заняты «другими важными делами». Работа, развод с супругом, а может быть, какой-то важный бизнес-проект. В этом случае естественным образом все внимание родителей смещается с ребенка на другие дела. В результате ребенок не получает самого необходимого для развития — внимания, душевного тепла и поддержки от самых близких людей.

Человек — это сознательная и чувственная форма жизни. Пока ребенок маленький, у него больше задействована чувственная составляющая, сознание появляется гораздо позже, ближе к пубертату. Поэтому так важно с детских лет выстраивать эмоциональный контакт с ребенком — играть с ним, читать книжки, всячески выстраивать единые ассоциативные ряды. Если родители, условно говоря, «делегируют» эту работу планшету, то стоит ли удивляться, что эмоциональная связь у ребенка возникает с техникой, а не с родителями.

Часто так бывает, что маме некогда разговаривать и улюлюкать с малышом, и тогда она просто ставит ему мультики на планшете и занимается своими делами. А в это время ребенок очень сильно нуждается в чувственной связи с мамой, но ее нет. Вот и пытается карапуз настроиться и прочувствовать хотя бы мультяшного персонажа.

Сознание ребенка девственно чисто. Только взрослые задают ему ориентиры добра и зла. Наивно думать, что малыш сам разберется в том, «что такое хорошо и что такое плохо». В большинстве случаев дите просто пойдет по пути наименьшего сопротивления. Туда, где смешно, где его больше развлекают, предлагают красочные картинки и где не нужно напрягаться умом.

Так что если поручить дело воспитания «бездушному» интернету, то стоит ли потом удивляться результатам такого «воспитания». А дальше мы уже просто наблюдаем признаки и симптомы интернет зависимости.

Признаки интернет зависимости у детей

Мы живем в век цифровых технологий, поэтому не стоит всем детям ставить диагноз интернет зависимость. Но на некоторые признаки нужно обратить внимание. Они могут проявляться по-разному и с разной интенсивностью. Наблюдательные родители сразу увидят первые симптомы, которые помогут диагностировать интернет зависимость.

как отучить ребенка от интернет зависимости фото

  • Ребенок все больше и больше времени проводит за компьютером в виртуальном мире.
  • Ребенок предпочитает общаться с людьми в виртуальном мире, а не в реальном.
  • У ребенка нарушен режим сна, он пропускает школу, и все его мысли и желания сосредоточены на компьютере и виртуальном мире.
  • У ребенка частые перепады настроения, он становится агрессивен, если предложить ему выключить компьютер или ограничить доступ в интернет. При отсутствии доступа в сеть ребенок становится особенно тревожным, расстроенным, раздраженным. Все его мысли сосредоточены на том, где бы найти wi-fi.
  • Ваше чадо становится скрытным и не рассказывает, чем занимается в интернете, то есть он уже полностью погружен в виртуальный мир и не хочет делиться этим с окружающими. Он защищает все, что связано с виртуальным миром, а все препятствия на пути в интернет воспринимает враждебно.

Оставлять ситуацию в таком состоянии крайне опасно для самого ребенка. Ведь его психика еще формируется. Куда он пойдет дальше в проявлении своей агрессивности, неизвестно.

Какова польза Всемирной паутины?

Про вред интернета мы расскажем далее. Сначала рассмотрим его пользу. В мире много людей, которые пользуются компьютером каждый день. Они не могут свою жизнь представить без использования всемирной сети, а точнее, считают, что это является самым великим достижением в мире. Ведь уже не надо ходить в библиотеки, искать ту информацию, которой может и не быть, или ждать, пока кто-то ею пользуется. А вот в интернете можно найти все, что только пожелает каждый пользователь.

вред интернета

Именно Всемирная паутина дает информацию, которая поможет развиваться намного быстрее. Поэтому человек будет эрудированным и способным решить много поставленных перед ним задач.

Кроме того, интернет дает способность общаться на большом расстоянии. Ведь раньше нужно было ждать, когда человек получит письмо и ответит. А вот сегодня можно в любое время суток звонить на любой континент и даже видеть своего собеседника. А это весьма удобно для тех, кто редко видится и скучает.

Даже много интересного и развлекательного можно найти в интернете. После трудового дня хочется посмотреть любимый или пропущенный фильм, передачу. А вот некоторые могут даже с помощью интернета получить образование, дополнительную профессию или навыки.

Но кроме всего этого, существуют мнение о том, что вреден интернет. Из вышеприведенных доводов можно сделать вывод, что всемирная сеть очень нужна современному человеку. К тому же она приносит пользу. Но кроме этого, специалисты и родители утверждают, что на детях ощущается вред сети интернет. Какой именно? Об этом пойдет речь дальше.

Что такое интернет: его плюсы и минусы

Интернетом называется компьютерная сеть мирового масштаба, созданная с целью обработки, хранения информации и обмена ею пользователями.

Разработками прототипов Интернета американские ученые занимались с 60-х годов ХХ века. Первоначально сеть связывала факультеты высших учебных заведений, позже разные университеты и службы.

Формирование сети Интернет с возможностью подключения разных источников началось с 1992 года. Именно тогда к основному источнику подключились компании, находящиеся за пределами Соединенных Штатов Америки.   

К 1997 году в Интернете зарегистрировано более одного миллиона доменов, а количество подключенных компьютеров перевалило за десять миллионов.  

В 2010 году к сети была подключена Международная космическая станция. А в 2011 году право пользования интернетом подтвердила резолюция ООН, и с этого времени отключение регионов от сети стало считаться нарушением международных прав человека. 

Плюсы интернета очевидны:

  • возможность ведения бизнеса,
  • получение информации,
  • просмотр фильмов, чтение литературы,
  • общение с друзьями и единомышленниками,
  • удаленная работа,
  • обучение и т.д.

Минусы:

  • возможность проведения финансовых махинаций,
  • негативное психологическое и социальное воздействие,
  • создание преступных сообществ, привлечение в них людей и распространение разрушительной деятельности,
  • возможности написания анонимных оскорблений, угроз и т.д.

Место интернета в современном обществе

В современном обществе интернет играет значимую роль и занимает устойчивое положение. Люди не представляют существования без смартфонов, компьютеров, электронных систем, подключенных к всемирной сети. 
Место интернета в современном обществе

Ежедневно мы совершаем множество операций, проводимых через сеть:

  • оплата счетов и расчет в магазинах,
  • разговоры и общение,
  • оформление и переда документов,
  • пользование услугами интернет-магазинов,
  • запись на процедуры, услуги,
  • обучение,
  • поиск нужной информации,
  • работа,
  • удаленное управление системами (видеонаблюдение, отключение и выключение электроприборов, систем домашнего пользования),
  • просмотр фильмов, чтение книг и др.

Ежедневно мы узнаем из интернет-новостей о том, что происходит в мире, а из социальных сетей – о том, чем заняты наши знакомые. 

Нужна инструкция по применению какого-то средства или лайфхак на бытовую тему? Включаем интернет. 

Словом, говорить о том, что без интернета жизнь была лучше, не приходится. Конечно, есть люди, которые сознательно не используют мировую сеть, но это не значит, что они не сталкиваются с ее компонентами. В любом случае они пользуются услугами, которые так или иначе связаны с Интернетом; как минимум, они: 

  • расплачиваются картой в магазинах,
  • покупают товары, заказанные кем-то на сайтах. 

Поэтому с уверенностью можно утверждать, что с интернетом и его использованием не знакомы только отшельники, живущие в лесу и добывающие себе пропитание древними способами – охотой, рыболовством, собирательством. Вся остальная часть общества, так или иначе, имеет связь с интернетом. 

Влияние интернета на детей и их психологию

Использование интернета взрослыми людьми связано со многими причинами и потребностями (мы описали их выше). Если же рассматривать детей, возникает что может привлечь их в сети?

Дети школьного возраста могут искать информацию, нужную для учебного процесса, читать книги и получать дополнительное образование. Малыши смотрят мультфильмы, посещают развивающие занятия. И те, и другие слушают музыку, играют в компьютерные игры. 

А еще? Почему родители и психологи считают, что интернет – враг для детей, что он вызывает зависимость и разрушает личность? Как распознать, так ли это на самом деле?

Влияние интернета на детей и их психологию

Наука не может дать однозначного ответа на эти вопросы. Понятие «интернет-зависимость» не утверждено и не введено в научный оборот по причине недостаточной изученности. Ученые считают зависимость одним из процессов, возникающих на биохимическом уровне, а связь с интернетом в таком контексте прослеживается не у всех пользователей. 

Хотя мозг любителя компьютерной игры реагирует на нее так же, как мозг наркомана на очередную дозу. Сопровождается процесс выделением гормона дофамина, который, собственно, отвечает в организме за удовольствие.  

Читайте еще: 6 полезных навыков, которые дети утратили с появлением гаджетов

Так или иначе, заполучить зависимость на биохимическом уровне может любой игроман. Постоянное времяпрепровождение за игрой провоцирует человека играть все больше и больше, чтобы поддерживать уровень дофамина в крови. Если же происходит отлучение от компьютерных героев, начинается самая настоящая ломка. 

Понятие «игрового расстройства» Всемирная организация здравоохранения уже включила в перечень заболеваний, но документ не говорит, что оно относится лишь к любителям компьютерных игр. Да и вступает закон в силу только в 2022 году. Те же, кто вплотную занимается исследованием темы, утверждает, что интернет оказывает непосредственное влияние на психику детей и подростков.

В первую очередь проблемы касаются детей, попавших в трудную жизненную ситуацию: проблемы во взаимоотношениях с близкими, переезд и непринятие нового места жительства, продолжительная болезнь, потеря родных, друзей, питомца. Ребенок не хочет никого видеть, не желает общаться, поэтому уходит в виртуальный мир.

Там спокойно, там есть те, кто даст совет или просто поддержит, там можно не отвечать, если не хочется, и никому ничего не доказывать. Компьютерная игра отвлекает от проблем, социальные сети дают общение. 

Предпочтения и выбор в основном зависят от возраста ребенка. Дети от 3 до 9 лет познают мир, им интересно, что и как устроено, почему работает и в чем суть. Поэтому развивающие игры со всеми баллами и бонусами увлекают их в виртуальный мир за достижениями.  

Современные игры изобилуют и заданиями, направленными на развитие практических навыков, поэтому не стоит полностью ограждать ребенка от них. Следить за временем, проводимым за игрой, обязательно. Чтобы не было конфликтных ситуаций, лучше проговаривать, когда можно играть, а когда следует заниматься чем-то другим.

Подростки больше нуждаются во внимании, поощрении, поддержке. Поэтому игры их интересуют несколько меньше, чем социальные сети. В сети ребенок может написать то, что никогда не скажет вслух. Там он может общаться, не боясь осуждения мамы и папы, если такое присутствует в реальной жизни.

Если на первый план выходят игры, то уже не развивающего, а другого плана. Некоторые содержат сцены насилия, кровь, агрессию. Некоторые разработаны как стратегии и требуют аналитики. И те, и другие способны увлечь подростка, особенно если в игре имеется соревновательный или поощрительный элемент, а также возможность продолжения на более сложном или высоком уровне. 

Влияние интернета на детей и их психологию

Играя подолгу, ребенок получает как раз ту самую привычку или игровую зависимость, проявления которой схожи с проявлением любой другой зависимости: нетерпеливость, неумение жить  реальности, агрессия, злость, лень, апатия, депрессия.  

Старшие подростки большое значение уделяют собственной внешности и отношениями с противоположным полом. Они заводят разные аккаунты, позиционируют себя как другие личности, меняют возраст, внешность. Все дело в том, что подростки ищут себя и не всегда принимают такими как есть.

Негативное воздействие интернета на ребенка

  1. К сожалению, в интернете начало расти количество разных сообществ, которые могут повлиять на психическое состояние ребенка, настроение, провоцировать на необдуманные поступки.
  2. Чем чаще ребенок проводит время в интернете, тем реже он находится на улице, играя в активные игры, общаясь со сверстниками, испытывая при этом тактильный контакт и живые эмоции.
  3. Ухудшение зрения и осанки ребенка — это основные негативные последствия частого сидения за компьютером. Ежегодно число людей, жалующихся на зрение, растет, поэтому именно родители должны контролировать время, проведенное ребенком у монитора компьютера.
  4. Вероятность того, что ребенок может наткнуться на сайты для взрослых, азартные игры, жестокие видеоролики, агитацию наркотиков и курения.

Но несмотря на все недостатки «дружбы» с интернетом, если родитель будет внимательно относиться к своему ребенку, тогда влияние интернета на детей и подростков будет позитивным.

Позитивное воздействие интернета на ребенка

  1. Существуют компьютерные программы и игры, направленные на развитие логики, памяти, координации, с помощью которых можно научить ребенка чтению, познакомить с цифрами, музыкальными нотами или иностранными языками.
  2. Не выходя из дома ребенок может ознакомиться с достопримечательностями всего мира, историческими событиями, посмотреть документальные фильмы.
  3. Для детей с ограниченными возможностями интернет выступает в роли друга и является единственным развлечением. Для таких детей интернет крайне необходим.
  4. Всемирная паутина – незаменимый помощник в учебе. Ребенок найдет интересующую его информацию, сможет сделать реферат, составить конспект.
  5. Возможность общения с дальними друзьями и школьными товарищами в период болезни.
  6. Развитие и умение пользоваться интернетом и компьютерной техникой ценится, так как прогресс не стоит на месте, и в будущем эти навыки пригодятся ребенку для работы.

Подведем итог. Интернет может приносить пользу и вред, а как это сбалансировать, задача родителей. Подросткам нужно создать рамки использования интернета, определить количество времени, проведенное в виртуальном мире, с обязательным перерывом в 15-20 минут. Установите правило для детей — садиться за компьютер после выполнения школьных заданий.

В этом вам поможет услуга БДИ (Безопасный Домашний Интернет) от провайдера интернет АКАДО-Екатеринбург. Это система контент фильтрации, с помощью которой вы сможете оградить себя и своих детей, от всех вышеперечисленных негативных влияний всемирной паутины и нежелательной рекламы.

Польза интернета для человека

Интернет начал свою историю еще с 1969 года, в период разгара холодной войны с Советским Союзом, когда Агентством Перспективных Исследований Минобороны США – ARPA, решалась задача соединения расположенных далеко друг от друга компьютеров при помощи телефонных линий для обмена информацией в случае ядерного конфликта.

Первая система связала между собой 4 компьютера, находившихся в разных частях США, а уже спустя год сеть начала свое полноценное функционирование. Из года в год она совершенствовалась, становилась все шире, постепенно превращаясь из военной и полностью засекреченной в доступную для многих пользователей. Так, к 2016 году количество юзеров достигло 3 млрд человек.

Несомненно, Всемирная сеть служит безграничным полезным информационным ресурсом и может считаться одним из главных достижений человечества. Интернет позволяет людям искать и передавать информацию на высокой скорости для решения от самых обыденных до сверхзадач.

Велика польза интернета и в развитии и обучении человека: современные технологии дают возможность осваивать целые пласты информации, вплоть до получения образования или даже освоения профессии в режиме онлайн. Да и работать также можно дистанционно: как в частном порядке, оказывая, например, скайп-консультации, так и организуя работу больших проектов с участием удаленных сотрудников, найти которых также поможет интернет.

Благодаря интернету человек получил невероятные возможности коммуникации. Одним из самых могущественных его свойств стало «стирание границ» — живое общение на огромном расстоянии теперь стало привычным.

Больше интересных фактов о пользе и вреде интернет — в видео:

Вред

Дальше будут представлены доводы, которые указывают на вред интернета. Особенно для детей. Первое негативное влияние на человеческую психику, которое оказывает интернет, — это стабильная зависимость. Сейчас можно увидеть, как человек часы напролет проводит сидя за компьютером и не замечает проходящую мимо него жизнь.

вред сети интернет

Судя по последним исследованиям, число зависимых от интернета все растет и уже превышает 10 % всех жителей планеты. И уже половина из них являются теми, кто вообще не может и дня прожить без всемирной сети, считая ее одним из источников жизни. В развитых странах интернет-зависимость воспринимают как проблему человечества. Поэтому с ней стремятся бороться.

Это была только одна причина. Есть еще и другие. Так в чем же вред интернета? Например, следующей проблемой является то, что долгое времяпрепровождение перед монитором может негативно отразиться на зрении человека. Особенно это касается детей. Кроме того, когда человек длительное время находится в неправильном положении, это приводит к проблемам с опорно-двигательным аппаратом.

Отсутствие творчества

Ухудшение креативности у подростков и студентов — еще одно из негативных последствий чрезмерного использования всемирной паутины. Дело в том, что важная особенность Интернета — неограниченные источники информации. Это позволяет находить ответы на практически любые запросы. Но такая доступность буквально убивает творчество и воображение. Подростки и студенты, вместо того, чтобы поразмышлять над заданным проектом, сразу же отправляются в путешествие по всемирной сети для поиска готового ответа. Затем подходящий вариант решения просто копируется и сдается преподавателям. Неудивительно, что проблема плагиата и нарушения авторских прав в современном мире очень актуальны.

Кибер-издевательство

Этот термин появился в век Интернета. Им называют издевательства, оскорбительные действия по отношению к человеку при помощи всемирной сети. Это явление можно считать одним из злейших негативных последствий Интернета для детей и взрослых. Людям гораздо легче оскорбить и написать что-либо негативное в виртуальной реальности, чем сказать это при личной встрече. Хотя этот тип преследования считается не таким болезненным, как физическое издевательство, но жертвы киберзапугивания могут переживать сильнейший дискомфорт и чувство унижения из-за злых комментариев или мнений.

Эмоции подростков, особенно в период полового созревания, очень обострены. И кибер-издевательство способно оказать на них сильное негативное влияние, вплоть до ухудшения их физического и психического состояния. По результатам исследований, чаще всего страдают от кибер-издевательств старшие школьники и студенты первых курсов. В ряде случаев такое давление приводило подростков к помутнению рассудка и даже к самоубийству.

Потеря времени

Этот недостаток Интернета на первый взгляд кажется безопасным. Однако, если его не контролировать, он может создать массу неприятностей как в деловой, так и в личной сфере человека. Если слишком долго засиживаться в Интернете, то придется сократить время для других видов деятельности. Похожая на бесконечное хранилище развлечений всемирная паутина легко превращается в «черную дыру», которая затягивает, не оставляя шансов на спасение.

Многие родители жалуются, что с появлением в их доме Интернета дети все реже стали гулять, заниматься спортом, уроками и просто встречаться с друзьями. Большую часть жизни подростки начали посвящать прогулкам по всемирной паутине, забывая о реальных делах. В результате серьезно падает успеваемость учеников и студентов, когда как оплата счетов за электроэнергию и Интернет только растет.

Отказ подростков от семьи

5. Отказ подростков от семьи

Студенты и подростки, увлеченные виртуальной реальностью, забывают не только о своих повседневных делах, но и об общении с близкими. Однако родители тоже бывают в этом повинны: когда ребенок занят Интернетом, у взрослых появляется свободное время, которым они нередко злоупотребляют. Постепенно виртуальный мир становится для детей более близким и понятным, чем родители. Это приводит к опасным, а порой и к непоправимым последствиям.

Потеря конфиденциальности

В связи со свободным потоком информации в Интернете угроза конфиденциальности становится очередной проблемой. Подростки часто обмениваются фотографиями и личной информацией в социальных сетях, выкладывая даже свои номера телефонов, фамилии родственников, номер школы и класса, адрес дома и пр. Все это может стать находкой для различного рода преступников: от воров, мошенников до маньяков. Родители должны строго предупредить своих детей о правилах пользования Интернетом, особенно о выкладывании личной информации в сети.

Бессонница

Сон — важная составляющая жизни человека, особенно у детей и подростков. На их долю приходится немало нагрузок, которые ослабляют неокрепший еще организм. Если режим сна нарушается, человек не может своевременно восполнить потраченные запасы энергии, что влечет за собой различные проблемы со здоровьем. Чрезмерное сидение за компьютером в сети, особенно перед сном часто вызывает бессонницу. Некоторые подростки готовы проводить время в Интернете ночи напролет. Это плохо сказывается на их общем самочувствии, развитии, на психическом и физическом здоровье.

Гиподинамия

Проводя время за компьютером, подростки становятся менее подвижными. А гиподинамия не менее вредна для здоровья, чем бессонница. Умственное развитие для детей также важно, как и физическое. Длительное просиживание в Интернете без перерывов на разминку или прогулку чревато такими проблемами, как ожирение, боли в спине, ухудшение когнитивных функций мозга, атеросклероз и др.

Влияние на психику

Веб-серфинг. Влияние Всемирной сети на человеческую психику четко прослеживается, прежде всего, в поиске информации. Технологии построены таким образом, чтобы с помощью гиперссылок задерживать пользователя интернет как можно дольше на сайтах, оттягивая их внимание на хаотичное чтение ненужных сведений, которые отвлекают от насущных задач и целей человека.

Такая потребность в получении быстрой не требующей «пережевывания» информации формирует привычку потреблять ее поверхностно, автоматически, что ведет к информационному засорению.

При этом когда поток поступления информации затихает, человек чувствует пустоту и стремится снова восполнить образовавшийся ее дефицит. Так возникает вред зависимости от интернет. Всемирная организация здравоохранения в 2017 году признала феномен интернет-зависимости психическим расстройством, вреду последствий которого подвержен каждый десятый юзер.

Интернет также может с легкостью заменить для человека реальное общение, что активно сказывается на его отношениях с реальным социумом. Существует отдельный феномен СМС-зависимости, в результате которой человек начинает бояться реального общения.

Азартные пользователи также рискуют попасть на удочку вреда игорной зависимости, которая чревата серьезными последствиями, вплоть до случаев суицида в результате проигрыша.

Возможности интернет-сервисов так широки, что затрагивают самые тонкие слабости человеческой натуры. в том числе и страсть к покупкам. Доступность совершать быстрые покупки недорогих товаров, не вставая с дивана, развивает ониоманию, или шопоголизм.

Воздействие на нервную систему

Во время активной работы в сети нервная система обрабатывает колоссальные объемы информации. На сегодняшний день один пользователь интернета ежедневно пропускает через мозг такое большое количество сведений, что это способно приносит вред информационного перегруза нервной системы, с последствиями утомляемости, бессонницы, неврозов, апатии, повышенной тревожности.

В наиболее серьезных случаях это может привести к возникновению хронических заболеваний нервной системы, поэтому, проводя время в интернете, крайне важно его структурировать и периодически давать себе перерывы на расслабляющий отдых.

Ухудшение зрения

Проводя долгое время перед экраном гаджета, человек напрягает своё зрение в несколько раз сильнее, и дело здесь не только в мелком тексте перед глазами. Человеческий глаз по своим свойствам имеет сходство с фотоаппаратом. Для того чтобы сделать чёткий кадр, состоящий из мерцающих мелких точек, ему необходимо постоянно менять фокус, что увеличивает расход главного пигмента зрения – родопсина, приводящий к близорукости и другим заболеваниям глаз.

Рекомендуем к прочтению:  Как отстирать облепиховое масло с одежды

У художников близорукость возникает крайне редко, поскольку они все время переводят взгляд с холста на отдаленные предметы, что приносит пользу профилактики нарушений зрения.

Это можно перенять и в работе с гаджетами. Самым простым упражнением будет смена фокуса зрения с ближнего на дальний объект — это станет полезной профилактикой вреда близорукости.

Людям, проводящим много времени в интернет, специалисты рекомендуют приобрести полезные «компьютерные очки», в которые встроены специальные фильтры, приближающие цветовые параметры экрана к спектральной чувствительности глаз.

Влияет ли Интернет на психику детей?

На мой взгляд, влияет. Особенно подвержены этому влиянию дети, имеющие трудности в реальной жизни: тяжёлая семейная обстановка, развод, длительная болезнь, гиперопека или отсутствие внимания со стороны родителей, трудности в учебе или в общении со сверстниками, заниженная самооценка. В параллельной реальности этих проблем нет, поэтому ребенок сбегает в мир, который удовлетворяет его естественные потребности: в стабильности, в комфорте, во внимании и признании. Интернет дает возможность окунуться в воображаемый мир, удовлетворить свою фантазию, отринуть скучные и неприятные будни. Поколение назад примерно ту же роль выполняли книги и хобби.

Когда я консультирую родителей, я всегда обращаю внимание на то, что так называемая «зависимость» может быть симптом другой, более серьезной проблемы, без решения которой «симптоматическое лечение» будет бессмысленным. Степень и характер влияния компьютерных игр и интернета в таком случае имеют прямую зависимость от трудностей в реальном мире.

Почему в младшем возрасте дети увлекаются компьютерными играми, а, становясь старше, уходят в социальные сети? В этом отражается естественный процесс взросления и становления личности.

Возраст ребёнка от 3 до 9 лет

Дошкольников и младших школьников (3 — 9 лет) интересует окружающий мир и возможности, которые тот им предоставляет. Они смотрят на виртуальное пространство и изучают его как часть обычного мира. «Что это? Как это сделано? А что будет, если сделать так?». Они экспериментируют также, как делали бы это в любой новой и интересной среде. Их увлекают игровые элементы: бонусы, баллы, уровни, и возможность заниматься широким кругом деятельности: строительство города, выбор персонажа, действия этого персонажа, прокачка навыков.

Влияние интернета на психику подростков

Все это использует индустрия игровых развлечений для привлечения и удержания внимания. В этом возрасте можно наблюдать пристрастие или увлеченность, но не игровую зависимость. Опасность возникает только в том случае, если доступ к компьютерным играм и гаджетам неограничен и бесконтролен, а у ребенка уже есть определенные особенности нервной системы, например, очень слабо сформированные волевые механизмы, что совершенно нормально для возраста 3-7 лет.

Детская площадка, театральный кружок, каток или бассейн могут дать ребенку не меньше пространства для игр и экспериментов, но ведь туда их должны привести взрослые. В противном случае дети будут сидеть, уткнувшись в экраны, а проблема начнет приобретать серьезные масштабы.

Возраст ребёнка от 10 до 15 лет

Чем старше ребенок (10-15 лет), тем сильнее выражена потребность в общении и признании. Поэтому растет интерес к сетевым многопользовательским играм, где есть другие участники и появляется возможность соревнования. Теперь в игре главное общение, принадлежность к определенной группе: чаты, гильдии, профессии. В виртуальном мире, зачастую, существует максимально упрощенная и понятная модель поведения в рамках установленных правил. Обладая небольшим опытом взаимодействия в реальной жизни, ребенок предпочитает действовать в условиях высокой определенности.

Но потребность в живом общении остается, дети даже приходят друг другу в гости, чтобы вместе играть в компьютерные игры! Интересно, что на игровом поле ребенок предпочитает играть с людьми знакомыми ему в действительности. Успешность в игре увеличивает его статус среди сверстников в реале. Это своеобразный, непривычный для старшего поколения, но современный и действенный способ социализации. Возможность общения, примерки различных ролей и обретение повышенного статуса в группе (уровни, ранги, статистика) – тоже используется производителями игр.

Влияние интернета на психику подростков

Возраст ребёнка от 12 до 15 лет

В возрасте 12-15 лет увлеченность игрой может обретать опасный характер: ребенок проводит у экрана более 5 часов в день; круг интересов сужается; ухудшается успеваемость и появляются прогулы; играет по ночам, а утром не может встать в школу; портятся отношения с родителями и друзьями. Иными словами, игра «превосходит по важности прочие жизненные интересы». Все это сигналы о том, пора принимать меры, а в случае серьезных проблем обратиться к специалисту.

Возраст ребёнка от 16 лет

Старших подростков (16 лет и старше) интересуют вопросы касающееся их самих: «Как я выгляжу? Какой я? На что я способен? Как ко мне относятся? Что обо мне думают и говорят, особенно когда меня нет рядом?»

Отсюда огромное количество разных аккаунтов (отыгрывание ролей и образов), а также желание быть постоянно в курсе событий своего социального круга. На этом этапе игра нередко переходит в реальность, подростки встречаются и разыгрывают различные сценарии – ролевые игры. В этом кроется немалая опасность, ведь за игроком, который в игре представлялся 15-летним юношей, может оказаться совсем иная личность.

Компьютерные игры лишь частично удовлетворяют запросы подростков в самопознании и самоопределении, поэтому многие переходят в социальные сети. Чем выше статус в игре или социальной сети – тем большую значимость обретает подросток среди сверстников в реальной жизни. Некоторые молодые люди так и застревают на этом этапе, постоянно проверяя свой статус и ведя ежедневную борьбу за «лайки», другие делают жизнь в социальных сетях своей профессией и быстро адаптируются к постоянно меняющимся тенденциям, третьи уходят в реальность и используют игры для снятия стресса, а социальные сети для редкого общения с дальними родственниками или друзьями.

Смена интересов отражает обычные этапы личностного роста, через которые в свое время проходил любой зрелый человек. Просто сцена, на которой происходит этот процесс у современных подростков, немного расширилась и обогатилась еще одним полем – виртуальной реальностью. Стало ли им от этого легче? Не думаю. Напротив, такие явления как троллинг, буллинг, интернет-преследование сделали процесс более опасным. Именно об этих опасностях и о том, как с ними справляться стоит говорить с современными подростками.

влияние интернета на психику подростков

Профилактика интернет-зависимости

Конечно, прививки от интернет-зависимости не делают, но действенные меры есть. Познакомить ребенка с интернетом. Обратите его внимание, что на сайтах можно не только лайкать котиков и просматривать забавные гифки, но и найти массу полезной и интересной информации.

За безопасность детей в интернете отвечают специальные программы родительского контроля. С помощью софта можно отслеживать, какие сайты посещает ваше чадо, сколько времени проводит во Всемирной паутине, чем интересуется.

Да и блокировка всплывающих окон с сомнительным содержимым лишней не будет. Конечно, дети развиты не по годам, но незрелой личности на порносайтах делать нечего!

Мама, дай пройти уровень: как бороться с детской интернет-зависимостью, фото

Установить временные рамки. Не запрещать категорически, а объяснить ребенку, почему за компьютером можно сидеть не более часа – вредно для зрения, осанки, психики.

Стать другом для ребенка. Тогда не придется устанавливать тотальный контроль – он сам расскажет вам о своих проблемах, успехах и пристрастиях.

При желании можно завести себе аккаунт в соцсетях и время от времени просматривать его страницы. Вы же продвинутые родители!

Семейные традиции, походы, общение со сверстниками, хобби – жизнь ребенка должна быть насыщенной и интересной. Тогда не придется искать это в виртуальном мире.

Как бороться

Как и любую болезнь, интернет-зависимость проще не допустить, чем потом лечить. Поэтому лучше всего заниматься профилактикой, а именно:

  • не оставлять без внимания первые этапы знакомства ребёнка с интернетом: поговорить, объяснить основные правила онлайн-жизни, обратить внимание на возможность использования Сети для обучения и саморазвития;
  • установить чёткие рамки пользования интернетом (только постарайтесь обойтись без запретов – их-то как раз больше всего хочется нарушать, лучше просто регламентировать время нахождения в сети);
  • не упускать из виду активность ребёнка в соцсетях. Причём не обязательно устанавливать слежку и тотальный контроль – достаточно «зафрендиться», регулярно просматривать обновления его странички, участвовать в обсуждениях. Вы же современные родители современного ребёнка!

Ну и конечно, очень важно, чтоб в жизни ребёнка было много увлечений и активностей, которые занимали бы его время и были по-настоящему интересны. Научите его кататься на роликах, подарите аквариум с рыбками, пополните домашний запас настольных игр. Не менее важно, чтобы свои увлечения ребёнок мог обсудить с родителями, встретив живой отклик и неподдельный интерес – тогда ему не понадобится искать понимания в виртуале.

Если всё же проблема интернет-зависимости уже возникла – первым и самым важным шагом является установление так называемого родительского контроля. Это специальный софт, с помощью которого можно контролировать, как долго ребёнок сидит в Интернете, какие сайты посещает, что делает. Более того, программы родительского контроля способны не только информировать родителей о деятельности ребёнка, но и регулировать время его нахождения в Сети, блокировать те или иные сайты или устанавливать допустимую продолжительность работы на них.

Не забывайте и о том, что родители – лучший пример для ребёнка. Поэтому, выключите компьютер и сходите всей семьёй на пикник. Это станет лучшей профилактикой интернет-зависимости.

База знаний

Нежелательный контент: как уберечь ребёнка от опасностей интернета

«Речь значительной части подростков — рваная, скудная, неряшливая»

— Наталья Анатольевна, правда ли, что современные подростки мало читают?

— На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Нет никакого единого подростка, современное детство очень дифференцированно. Проблему нужно рассматривать в контексте и учитывать множество критериев — в какой семье ребенок растет, в какой школе учится, в каком городе (селе). Одни дети на три недели выезжают в «Сириус» и имеют возможность учиться у лучших учителей страны, участвуют в самых разных олимпиадах, завоевывают первые места, поступают затем в лучшие вузы и, конечно, читают, много читают. А другие — это обычные дети, которые испытывают трудности в обучении и чтении.

Долгое время психологи и педагоги интересовались как раз первыми, лучшими, одаренными детьми. Меня, однако, больше интересуют слабые дети, неуспешные, которым трудно учиться, трудно говорить, трудно выражать свои скудные мысли. И таких детей, к сожалению, большинство. Моя мечта и одновременно просьба к коллегам, которые работают в школах: чуть больше внимания таким слабым детям, чуть больше помощи им, больше улыбок. Это «чуть больше» окупится с лихвой.

— А какие у детей проблемы?

— Я могу говорить конкретно про русский язык. Для меня художественной метафорой современного подростничества являются книги известных авторов, пишущих для детей, — Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, в частности, сборник рассказов, вышедший еще в 2012 году, — «Типа смотри короче». Там все описано. Как говорят, чем живут…

Если говорить о речи, то название книги как раз и характеризует речь значительной части подростков (в данном случае семиклассников) — рваную, скудную, неряшливую. И дело даже не в школьном жаргоне, он всегда был. За этим стоит оскудение мысли.

— В чем причина этого оскудения?

— Здесь задействовано очень много процессов. Все влияет на все, как мы понимаем. Многие педагоги и психологи считают, что влияет современная информационная среда, цифровая среда, как ее называют. Этого, разумеется, отрицать нельзя. Последнее время я как раз занималась психологическими особенностями современных детей и подростков, искала материал по этой проблеме, пыталась осмыслить такие психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение, отличающие именно современных детей. Оказалось, действительно все другое. Мы их так и называем «другие дети».

«Другие дети» рождены в этой цифровой среде, в которой мы, взрослые, являемся мигрантами, а они — ее жителями, аборигенами. Цифровыми аборигенами. Это уже устойчивые определения.

«Другие дети» рождены в этой цифровой среде, в которой мы, взрослые, являемся мигрантами, а они — ее жителями, аборигенами

«6—8 уроков подростки проводят в школе, а во второй половине дня они «всегда онлайн». Не ежечасно, а ежеминутно»

— Что их отличает, современных цифровых детей?

— Есть один очень важный показатель, который как будто не имеет отношения к проблемам обучения русскому языку напрямую, — это время, которое современные дети проводят в интернете. Я буду оперировать данными 2018 года, приведенными в монографии «Цифровое поколение России: компетентность и безопасность». Авторы — психологи Московского государственного университета Галина Солдатова (руководитель коллектива), Елена Рассказова и Тимофей Нестик. Они как раз занимаются «сетевыми» подростками, в частности, неоднократно исследовали количество времени, проводимого подростками в Сети, и то, на что оно тратится. За последние 10 лет этот параметр вырос в несколько раз.

Судите сами: число учащихся, ежедневно проводящих в интернете три часа в сутки, составляет от 40 до 50 процентов. А есть и такие, которые сидят там 9 (!) часов, для них даже особый термин придумали — гиперподключенность. Таких гиперподключенных среди 12—13-летних 8 процентов, а в возрасте 14—17 лет уже 23. Получается, что у детей в Сети второй школьный день. 6—8 уроков они проводят в школе, а во второй половине дня подросток «всегда онлайн», не ежечасно, а ежеминутно. Впрочем, как и мы. Другое дело, что мы, взрослые, — сложившиеся личности и можем контролировать свое время, в отличие от подростков.

— И как это на них влияет?

— Ответ очевиден: это не может не влиять. По мнению психологов, интенсивная цифровая стимуляция от 3 до 9 часов в сутки не может пройти бесследно для складывающихся психических процессов. Если до цифровой эпохи высшие психические процессы (мышление, внимание, память и другие) развивались в общении взрослого с ребенком и самих детей между собой, то сегодня эту роль выполняет интернет. Именно он нередко оказывается в роли значимого посредника между ребенком и окружающим его нецифровым миром.

Нынешние дети многого не знают и не хотят знать. Ни названия стран, ни названия столиц. Мы (говорю о поколении 70—80-х прошлого века) когда-то специально учили наизусть столицы Африки, тренировали на этом материале свою память. Им это не нужно. Для них важно место, где это можно узнать. А место это одно — интернет, «Гугл». Они знают, на каком сайте они что-то находят, на какой строчке сайта. Память ориентируется на место, а не на содержание.

Поисковики интернета выступают для цифровых детей не только источником информации, но и значимым «другим», на память которого всегда можно положиться. Такую память ученые называют транзактивной. Она возникает при длительных отношениях в группах (например, семьях или командах), члены которых начинают полагаться на память друг друга, а не на свою собственную. В паре «подросток — интернет» таким «другим» выступает последний (так называемый «эффект Google»).

В результате память становится не только неглубокой, но и «короткой», кратковременной. Привычка не стремиться запоминать прочитанную информацию — одна из самых пагубных привычек, присущих представителям цифрового поколения. Многие из них не могут выучить таблицу умножения, формулы, стихи, иностранные слова, тексты учебных параграфов и изложений и т. п., без чего невозможен никакой учебный процесс, а если выучивают, то тут же, едва ли не через несколько часов или через час, забывают. Увы…


Фото gimnaziya32.ru

Привычка не стремиться запоминать прочитанную информацию — одна из самых пагубных привычек, присущих представителям цифрового поколения. Многие из них не могут выучить таблицу умножения, формулы, стихи, иностранные слова, тексты учебных параграфов и изложений и т. п., без чего невозможен никакой учебный процесс, а если выучивают, то тут же, едва ли не через несколько часов или через час, забывают

Серьезные проблемы и с чтением и пониманием текста, а не только с его запоминанием. Школьники могут понять более-менее простой, достаточно короткий текст размером со страницу А4. Но если они сталкиваются с чуть более сложным и чуть более длинным текстом, объемом две-три страницы, то тут уже все летит, они не понимают текст. А некоторые дети, даже учась в 7-м классе, элементарно не способны прочитать текст. Запинки на каждом слове, особенно если слова многосложные, причастия и деепричастия.

У моих любимых Жвалевского и Пастернак есть знаковая книга для описанной проблемы — повесть «Время всегда хорошее». Эта книга получила 10 лет назад ряд известных детских премий: «Книгуру», «Алиса» (лауреат), «Ясная Поляна» (финалист). Сюжет там типичный для детской фантастики — перемещение на машине времени. Подростки 1980 года и подростки 2018 года меняются местами. И там есть такой эпизод: современный подросток по прозвищу Ястреб общается со своим сверстником из 1980 года, тот учит его говорить … «ртом», без телефона и без чата. А Ястреб никак не может понять, как можно говорить иначе: «Ну как же, это же не тест. Это же говорить. Вот если бы тест, тогда, да. А тут у доски стоять, отвечать». Для современных подростков сдать устный экзамен по истории, математике и русскому (именно с такой ситуацией столкнулись герои повести) — это гигантская проблема. Время, интенсивно отданное цифре, отданное телефонам и другим гаджетам, непосредственно влияет на умение говорить. «Ястребы» -пятиклассники разучились говорить, отвечать на уроках, общаться вживую.

Впрочем, все не так однозначно. Развитие современных детей и подростков невозможно описать однозначно. Приведу еще один литературный пример, прямо противоположный первому с точки зрения прогнозов речевого развития у детей. Это подростковая антиутопия литовской писательницы Ребеки Уны «Отключай», которую только что перевели в издательстве «Самокат». В цифровом мире Уны все наоборот. Там подростки часами говорят, в отличие от героев Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Но это общение абсолютно неживое. Живое общение сведено примерно до 1%, а 99% отдано так называемым «блокнотам» — аналогам наших смартфонов.

Почему я столько говорю о детских книгах? Пока нет достаточного количества релевантных научных психологических источников, исследований по названным проблемам, приходится зачастую обращаться к художественным произведениям. Детские и подростковые авторы в какой-то степени опередили ученых, попытались художественно осмыслить происходящие неоднозначные процессы. И мне кажется, что им это удается.

«Не смотрят ни на особенности школы, ни на особенности детей и учителей»

— Почему надо редактировать учебники русского языка? Язык меняется или меняются образовательные стандарты?

— Потому что учебники устаревают. Тексты нужно чистить. У наших учебников была очень непростая предыстория, которая началась 50 лет назад. Некоторые пугаются: «Ах, у вас такие старые учебники? Им уже полвека?» На самом деле, точкой отсчета является действительно 1970 год, хотя мой учитель и руководитель нашего авторского коллектива Генриетта Григорьевна Граник пришла в Психологический институт пятью годами ранее, в 1965 году, и проработала в нем 55 лет.

Новый ФГОС предлагают сделать предметно-ориентированным. Это значит, что во всех учебниках должен быть представлен примерно одинаковый материал, который позже будет изучаться во всех классах, во всех школах. Примерно так, как было в советское время, когда в разных городах на одном и том же уроке изучали одну и ту же тему

Вернусь к 1970 году. Именно тогда группа учителей, еще раз подчеркну, учителей, что для того времени было невероятно, нарушало все традиции, создала так называемый «беленький» учебник — «Синтаксис и пунктуация русского языка» (он в белой обложке, поэтому мы его так называем). Среди авторов — Стелла Морисовна Бондаренко, Лия Абрамовна Концевая, Ольга Зиновьевна Кантаровская и другие, коллектив возглавила Генриетта Григорьевна. Они написали учебник, не похожий ни на один другой, а главное — интересный детям. Потом были знаменитые «Секреты пунктуации» и «Секреты орфографии» (последние вышли миллионным тиражом, их знал практически каждый учитель). Я слушала предысторию и историю наших учебников из первых рук, из рассказов моих учителей. Эти первые учебники и учебные книги — фундамент всех позже вышедших книг, тех, что вышли в начале этого века и были в федеральном перечне учебников с 2008 года до 2013-го.

Мы наши учебники редактировали, точнее, переписывали, уже трижды, сейчас готовится четвертая редакция. В соответствии с новым ФГОСом. Сейчас учебники должны соответствовать новой Примерной программе по предмету (еще не утвержденной, пока есть только проект). Но что могу сказать точно — 10 лет назад была более свободная программа, дававшая больше возможностей для творчества авторским коллективам. Сейчас есть проекты Примерных программ по каждому предмету, а не только по русскому языку. И вокруг этих программ бьется столько копий, что мало не покажется.

— Почему?

— Новый ФГОС предлагают сделать предметно-ориентированным. Это значит, что во всех учебниках должен быть представлен примерно одинаковый материал, который позже будет изучаться во всех классах, во всех школах. Примерно так, как было в советское время, когда в разных городах на одном и том же уроке изучали одну и ту же тему. Если вы изучаете, к примеру, разряды имен прилагательных (в шестом классе), то эти разряды должны изучаться всеми. Это то самое единое образовательное пространство, которое сейчас так мило чиновникам и которое вводят уже несколько лет. Не смотрят ни на особенности школы, ни на особенности детей и учителей. Абсолютная унификация, стандартный подход к содержанию.

И прогрессивная общественность взбунтовалась. Не могла не взбунтоваться. Все началось со словесников, выступивших против единого перечня произведений, которые должны изучаться в школе. Сейчас на какое-то время это приостановилось. Но что будет дальше, никто не знает.

Что касается наших учебников, то мы решили попытаться вернуть их в федеральный перечень, решили попробовать переставить в учебниках некоторые темы с тем, чтобы они в большей степени отвечали Примерной программе.

— Учителя по-прежнему могут выбирать учебники, по которым учить детей?

— Теоретически могут, но раньше у них этот выбор был гораздо больше. Было 10 учебников, сейчас их то ли пять, то ли шесть.

— Какие требования предъявляются к учебникам?

— Вообще требований — научных — множество. Но я скажу о другой проблеме. О требованиях, которые предъявляют к учебникам чиновники. Чиновники — не эксперты в области преподавания русского языка, тем более не эксперты в области создания учебников. У них единственное требование — унификации. В этом смысле они напоминают мне героев антиутопий. Дан старт единому образовательному пространству, соответственно, все у всех должно быть одинаковое. Но тогда возникает вопрос: как совместить это с требованием вариативности учебников?

Если раньше дети начинали говорить с двух до трех лет, то сейчас, если ребенок не говорит в три и даже четыре года, это считается нормой. Нормы отодвигаются все дальше и дальше

Что делать родителям, когда ребенок попал в интернет зависимость

Если ребенок уже попал в капкан интернет зависимости, то вытянуть его оттуда непросто. Наберитесь терпения и делайте маленькие шаги, постепенно создавая все более крепкую эмоциональную связь с ним.

Вам придется заново налаживать эмоциональный контакт с ребенком.

Конечно, чем старше ваше чадо, тем сложнее это сделать. Но в любом случае родители могут предпринять самые простые шаги для налаживания эмоционального контакта.

  1. Прежде всего, найдите время в семейном расписании и запланируйте общение с ребенком. Только не на тему «как дела в школе» и «что ты сегодня кушал», а о том, что ему интересно. Возможно, для начала это будут даже компьютерные игры. Поинтересуйтесь сутью игры, персонажами, кто из них плохой, кого нужно победить и какие для этого используются приемы.
  2.  Проявите свой интерес, покажите ребенку, что вас интересует его мир. Не осуждайте и не критикуйте бессмысленность игры или агрессивность персонажей. В случаях с подростками можно просто задавать вопросы, ответы на которые ребенок будет искать сам.
  3. Можно поделиться с ним тем, что в ваше время таких игр не было, вы играли с живыми детьми во дворе или пионерском лагере, и вам тоже было интересно. Расскажите о своем детстве, поделитесь с ним своими чувствами. Я уверена, вы найдете, о чем поговорить с сыном или дочерью.

Выделите для этого всего 15-20 минут в день, но только с полным погружением в чувства и эмоции ребенка.

Отучить детей от интернета не получится, нужно помочь им адаптироваться в виртуальном мире

Вы понимаете, что сам вопрос о том, как отучить ребенка от интернета, по сути своей не имеет смысла. Интернет — реальность нашего мира, им нужно просто уметь пользоваться.

Обязательно согласуйте и договоритесь с ребенком о расписание и времени, которое он проводит в интернете. Обо всем этом можно договориться, только тогда, когда выстроены доверительные отношения. Используйте технические возможности — установите родительский контроль, таймер на пользование интернетом.

Возможно, в какой-то момент доверительного общения вы увидите, что все не так страшно и энергию ребенка можно аккуратно перенаправить в позитивное русло. Его увлечение компьютерами и интернетом можно использовать для развития. Важно, что вы понимаете, чем занимается ребенок, что его увлекает и какая помощь и поддержка от родителей ему требуется.

Отучить современных детей от интернета не получится. Именно родителям нужно помочь детям адаптировать виртуальную реальность под реалии современного мира.

Подробнее о том, как понять своего ребенка и создавать эмоциональные связи с ним, можно узнать уже на ближайшем цикле бесплатного онлайн-тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Регистрируйтесь здесь.

КАК ОБЕЗОПАСИТЬ ДЕТЕЙ

Малышам интернет не нужен

Я считаю, что маленьким детям вообще в интернете делать нечего, им все можно скачать. Скачайте им игры, мультфильмы и не выпускайте в интернет.

Есть специальные программы – детские лаунчеры. Вы устанавливаете лаунчер на свой телефон, при запуске он у вас спрашивает, какие программы можно ребенку показывать, а какие нельзя, и работает защитной оболочкой. То есть когда вы даете ребенку свой телефон, лаунчер блокирует в нем интернет и показывает ребенку только игры, только мультики, только то, что вы для ребенка скачали, и на время становится детским.

То же самое умеют делать программы родительского контроля, если покопаться в настройках и указать им, что нельзя, а что можно. Поэтому мы рекомендуем ребенка до 7 лет, до того момента, как начнется школа, в интернет не пускать, обеспечивая его всем необходимым в офлайне. Если ребенок оказывается в интернете раньше, это наша родительская блажь, потому что необходимости в этом нет. Чтобы выбрать новые игры, мультики или раскраски, ему совсем не нужно быть в Сети одному, вы можете (и должны!) быть при этом рядом.

Но обычно ребенок довольно рано оказывается в YouTube – я его не люблю, но его очень любят родители, и у большинства детей это первое место, с которым они знакомятся в интернете.

Родители сажают их смотреть мультики, показывают, как включить следующий мультфильм, и, довольные, занимаются своими делами. Но ребенок перелистнет пару видео и откроет мультфильм – сейчас это почему-то очень популярная странная тема – про диснеевских персонажей, где очень натуралистично изображаются секс, насилие и всякие неприятные физиологические процессы.

Например, он смотрел «Машу и Медведя», а потом на экране с рекомендацией «Предлагаем посмотреть» вылез этот мультфильм. Ребенок, может, еще даже читать не умеет, он ткнет в этот мультик и будет смотреть на секс в исполнении диснеевских героев. Поэтому, запуская ребенка на YouTube, родители должны ему объяснить: «Я тебе разрешаю смотреть только «Машу и Медведя» – видишь иконки с «Машей и Медведем»? Они выглядят вот так, и ни на какие другие ты не нажимаешь». Хотя, повторю, я считаю, что детям до 7 лет делать в интернете нечего, в том числе и на YouTube.

Каков вред интернета и соцсетей для подростка

Уже в более старшем возрасте дети пользуются интернетом намного лучше, имеют свои увлечения, выполняют задания благодаря всемирной сети. Тут тоже нужно всегда говорить с ребенком о том, что тот может найти там, какие сайты вредны, а какие могут принести пользу.

вред интернета для детей

Кроме того, его нужно научить тому, что опасные люди существуют не только в реальном мире, но и в виртуальном пространстве. Например, различные популярные группы, такие как «Синий кит», которые унесли уже много жизней впечатлительных подростков. Поэтому каждому родителю нужно следить за тем, какая информация проходит через ребенка.

Правила общения с интернетом

Так ли необходим маленькому ребенку интернет? На самом деле он дошкольнику не нужен. Все развивалки и логические смекалки есть в бумажных версиях. Это настольно-дидактические игры. Но если, все же, решили развивать ребенка при помощи всемирной сети, следует строго соблюдать следующие правила:

Время. Для детей разных возрастов установлены нормы пребывания за компьютером (планшетом, айфоном):

  • до 5 лет — не более 10 минут
  • 5-7 лет — до 20 минут
  • 7-11 лет — до 30 минут
  • 12-14 лет — до 45 минут
  • 15-16 лет — до 2 часов с перерывами

Контроль. Чтобы знать, чем ребенок занимается в сети, поместите компьютер таким образом, чтобы монитор был всегда на виду. Например, в проходной комнате, в прихожей.

Доступ. Существуют специальные программы ограниченного доступа, которые блокируют сайты и баннеры «недетского содержания». Даже если ребенок сделает запрос на эту тему, браузер ему выдаст краткий курс биологии. Строение органов мальчиков и девочек. Пусть развивается, раз такой любопытный.

Кроме этого в компьютере можно включить «родительский контроль». Его преимущества:

  • ограничивает время,
  • отслеживает все действия в интернете,
  • блокирует неприличные сайты,
  • позволяет скачивать игры с учетом возрастных ограничений.

Свободное время. Часто, ребенок увлекается компьютером от бестолкового времяпровождения, от незнания, чем себя занять. Не используйте интернет как няню. Проводите время с детьми. Гуляйте на природе, ходите в кафе, кино, беседуйте, читайте книжки.

Дополнительные занятия. Чтобы ребенок лишний раз не садился за компьютер, запишите его в спортивную секцию, кружок, танцы. Так вы убьете двух зайцев: меньше времени на интернет + физическое развитие.

Больше общения. Приглашайте друзей ребенка в гости. Вдвоем, втроем играть гораздо веселее, чем одному. Развиваются коммуникабельность, воображение, творчество, речь. Виртуальная реальность не заменит «живого» общения.

Пагубное влияние интернета легче предупредить, чем лечить его последствия. Уделяйте детям больше внимания, и они будут меньше увлекаться виртуальной реальностью.

Как избавиться от интернет-зависимости?

Личный пример. Разве можно требовать того, чего не выполняете сами? Вы не расстаетесь со смартфоном, вечера проводите перед телевизором или ноутбуком, но хотите, чтобы ребенок читал полезные книги или собирал конструктор?

Это вселенская несправедливость. Хотите изменить мир – начинайте с себя. Покажите, что есть жизнь за пределами Всемирной паутины.

Предложите чаду альтернативу: совместные походы, игры, развлекательные мероприятия (кино, выставка, зоопарк).

Да, вам неинтересно смотреть мультики или десятый раз рассказывать про слона – зато вы своего добились: ребенок не прилип к экрану, а с удовольствием гуляет и открыт общению.

Если чадо мечтает о собаке или хомячке – пойдите навстречу. Хотя бы часть времени отвоюете у компьютера.

Мама, дай пройти уровень: как бороться с детской интернет-зависимостью, фото

Общение. Да, у нынешнего поколения другое детство! Вместо друзей – компьютер, вместо «Казаков-Разбойников» виртуальные «Танчики».

Гулять без гаджетов никто не выходит, потому что не модно. Но постарайтесь донести до ребенка, что общение вживую тоже важно.

Разрешите ему приглашать друзей домой, запишите на кружок или спортивную секцию, интересуйтесь его жизнью.

Ужасно, когда тинейджер в онлайне пишет философские трактаты, а в реальной жизни не может связать двух слов.

Лимит времени. Постарайтесь обойтись без демонстративных запретов. Некоторые родители отключат роутер или повесят на кабинет амбарный замок – и считают, что миссия выполнена.

Ребенок должен понимать, почему за компьютером нельзя сидеть сутками. Даже если очень хочется!

Составьте график и повесьте над рабочим столом. Тогда не будет истерик по поводу: «Мама, не выключай! Я же пять минут назад сел!».

Мама, дай пройти уровень: как бороться с детской интернет-зависимостью, фото

Не стоит думать, что ребенок эту зависимость «перерастет». В 20 или 40 лет он точно так же будет зависать у компьютера, просто приоритеты изменятся.

Помощь психолога. Если ваши уговоры не действуют, нужно обратиться к специалисту.

Только прежде убедитесь, что выбранный психолог действительно понимает, с какой проблемой имеет дело и признает существование интернет-зависимости.

Квалифицированная помощь необходима, если из-за ограничений ребенок впал в депрессию, ведет себя беспокойно, не может наладить отношения со сверстниками.

Источники

  • https://fazarosta.com/mama-daj-projti-uroven-kak-borotsja-s-detskoj-internet-zavisimostju/
  • https://vologda.aif.ru/society/zabludilis_v_setyah_pravda_i_mify_o_vrede_interneta_dlya_detey
  • https://svp.expert/otvety-na-voprosy/internet-zavisimost-y-detei/
  • https://FB.ru/article/313751/polza-i-vred-interneta
  • https://babyzzz.ru/6plus/care6/42811.html
  • https://www.akado-ural.ru/information/articles/1538-vliyanie-interneta-na-detej-i-podrostkov
  • https://poleznii-site.ru/dom/byt/chem-polezen-i-opasen-internet.html
  • https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/podrostki/11_negativnykh_posledstviy_interneta_dlya_podrostkov/
  • http://ipsyholog.ru/vliyanie-interneta-na-psihiku-podrostkov/
  • https://www.teentor.com/ru/articles/internet-zavisimost-u-detej.htm
  • https://realnoevremya.ru/articles/155389-natalya-borisenko-o-vliyanii-internet-zavisimosti-na-detey
  • https://www.pravmir.ru/deti-v-internete-4-glavnyih-opasnosti-i-kak-ot-nih-zashhititsya/
  • https://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/kak-internet-vliyaet-na-detey.html

[свернуть]