Математика для дошкольников: занимательные задания и задачи

Простое обучение счёту

   Для обучения малыша счёту, можно изготовить собственные обучающие карточки. Быстро и просто, вам ничего не потребуется распечатывать. 

   Понадобится только альбомный лист и фломастеры, а также ножницы и какой-то счётный материал — пуговки или помпоны. Рисовать нужно вместе с ребёнком — это весело и вовлекает в процесс. Нарисуйте цифру, которую учите, а рядом — соответствующее количество цветочков, их все умеют рисовать. Предложите малышу украсить цветочек пуговкой или помпоном, или комочком пластилина и посчитать цветы. Как вариант — нарисуйте гусеницу. 

   Цифры можно прописать по опорным точкам. Сначала повторяйте их с малышом, помогая ему своей рукой, потом предложите сделать ему это самостоятельно, затем просто оставив одни точки, а потом и вовсе на пустом месте. Цифры можно сделать на отдельных карточках — пусть малыш соотносит их с нужным рисунком.

Задания по математике для дошкольников 5, 6, 7 лет – какими их видим мы?

Занимательная математика выгодно отличается от «классической» форматом подачи заданий и содержанием. А в команде «ЛогикЛайк» отлично понимают как сделать обучение увлекательным. Поэтому дети с интересом «играют» на сайте, а тем временем легко и непринужденно развивают мышление и математические способности.

Развитию двигательно-зрительной координации способствуют следующие игры:

Попадание в цель

Расставьте на листе бумаги несколько точек. Отведите руку ребенка с карандашом на 10—15 см от листа, предложите ему попасть в точки кончиком карандаша.

Обведи контур

Приготовьте трафарет с различными геометрическими фигурами, пусть ребенок обведет их карандашом точно по краю. Аналогично предложите ему обвести фигуры, нарисованные на листе бумаги в клетку.

Водитель

На листе бумаги нарисуйте две параллельные линии, обозначающие дорогу к дому. Задача «водителя» провести машину по дороге (ребенок ведет карандашом по бумаге без отрыва) не касаясь ее краев. Ширина, длина и форма дороги могут быть разными. Аналогично можно поиграть в «лабиринт».

Отметь кружки

На листе бумаги трафаретом нарисуйте десяток кружков, диаметром 1 см. Положите лист с кружками перед ребенком, дайте ему карандаш. Пусть он попробует с первого раза поставить в центре каждого кружка точку, отводя кисть руки с карандашом от листа на 15—20 см вверх. Делать большие паузы между движениями нельзя.

Графические узоры

Графические узоры ребенок будет рисовать на листе бумаги в клетку, не отрывая карандаша от бумаги, под вашу диктовку — на сколько клеток нужно продвинуться вправо, влево, вперед, назад. Вы заранее должны продумать конфигурацию узора. Например: в левом нижнем углу поставь точку. Проведи вправо от нее линию на три клеточки, теперь клеточка вверх, клетка влево, три клетки вверх, три клетки вправо, три клетки вниз, клетка назад, клетка вниз, три клеточки вправо (повторить несколько раз).

Точки

Существует множество вариантов игр в точки. Вам понадобится лист бумаги в клетку, на котором вы нарисуете игровое поле из 16 точек, каждая сторона которого состоит из 4 точек и карандаш. Играют два человека, в данном случае вы и ребенок.

Игра 1. Соединить точки. Игроки ходят по очереди. На каждый ход игрок соединяет любые две ближайшие точки (по вертикали или горизонтали, но не по диагонали). Выигрывает тот, кто соединит две последние точки.

Игра 2. Только вверх, только вправо. Игроки ходят по очереди, начиная с крайней точки в левом нижнем углу. Первый игрок проводит прямую линию к ближайшей точке, причем двигаться можно только вправо или только вверх. Следующий игрок продолжает эту линию, с тем же условием. Выигрывает игрок, первым добравшийся до правой верхней точки.

Игра 3. Как придется. Игроки ходят по очереди. Соединять можно любые две точки — выше, ниже, по диагонали и т. д. Игроки придерживаются следующих правил: линии не должны пересекаться и замыкаться, они должны быть только прямыми, последующий игрок чертит свою линию, начиная с любого конца линии предыдущего участника. Побеждает тот, кто проведет последнюю прямую линию.

Игра 4. Квадрат. Игроки ходят по очереди. Один игрок выбирает знак +, другой 0. Игроки отмечают своими знаками точки, стремясь образовать квадрат. Выигрывает тот, кому удалось это сделать.

Изучаем цифры, учимся считать

   С 3х лет ребёнка уже нужно обучать счёту в пределах пяти и изучать с ним цифры от 1 до 5. В этом вам помогут самодельные счётные карточки и пластиковые крышки от бутылок. Ведь учить цифры, буквы… с помощью игры для ребёнка полезно и интересно.  Придумывайте и создавайте разнообразные игры из различных материалов, они могут быть в виде лото, домино, конструктора…


Роль и цели математических игр

Очевидно, что с самого рождения ребенку необходимо развивать все мышцы. Но не только они требуют внимания. Ум также нуждается в постоянных тренировках. Ведь человек, который способен мыслить логически, легко справляется с решением всех жизненных задач. Он способен быстрее принимать решения, находить выход из сложных ситуаций, более мобилен и оперативен.

Математика в ДОУ

Роль дидактических игр в математическом развитии дошкольников велика. Именно через них и начинается познание математики, как науки, и увлечение ею.

Чтобы развивать логическое мышление и математические способности (а одно тесно связано с другим), необходимо использовать специальные игры. Только так можно привить интерес к математике.

Основные цели изучения математики в игре для дошкольников:

  • развитие логического мышления;
  • развитие самостоятельности и способности решать задачи без помощи взрослых;
  • формирование интереса к творческой и познавательной активности;
  • накопление логико-математического опыта;
  • знакомство с основными математическими понятиями с самого младшего дошкольного возраста;
  • знакомство с элементарными действиями:сложение, вычитание, счет и т. д.

Важно! Нельзя прекращать использовать дидактические игры в среднем и старшем дошкольном возрасте. Для полноценного развития математических способностей необходимо тренировать детей из года в год.

Виды заданий по математике

Детей дошкольного возраста разделяют на три возрастные группы: младший (3-4 года), средний (4-5 лет), старший (5-6 лет). Бывает, что выделяют еще одну группу — подготовительную — туда входят дети 6-7 лет. Именно в соответствии с возрастной категорией необходимо подбирать дидактические игры для юных математиков.

Дидактические мероприятия подразделяются на следующие:

  • игры;
  • загадки;
  • задачи-шутки;
  • головоломки;
  • работа с геометрическим материалом.

Важно! Не стоит заниматься дидактическими играми по математике слишком долго. Особенно это касается младших дошкольников. Изначально достаточно проводить такие занятия по 5 минут в день.

Дидактические игры своими руками

Чтобы усилить познавательный интерес воспитанников, педагоги стараются привлечь их внимание всеми возможными способами. Для достижения этой цели многие родители и воспитатели разрабатывают пособия по математике для дошкольников своими руками. Чтобы изготовить их, можно использовать любой подручный материал:

  • ткань, нитки, пуговицы;
  • природные материалы;
  • канцтовары;
  • воображение, ему придается особое значение в творческом процессе.

Пособия своими руками

Примерами могут послужить следующие игры:

  • «Найди лишнее». Игра проводится с целью анализа геометрических фигур, умению их сравнивать и находить лишнее. Детям предлагается проанализировать ряды геометрических фигур, вырезанных из картона или другого материала, и найти в нем ошибку. Она может заключаться, например, в нахождении треугольника среди кругов или отличии фигуры по цвету от других.
  • «Кто соседи». Для этой игры требуется всего один дополнительный предмет — мяч. С его помощью совершенствуется навык называть соседей числа. Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч и называет случайное число. Ребенок должен поймать мяч и назвать его соседей.
  • «Сбор урожая». Целью этой игры является развитие навыка сравнения предметов по размеру. Перед детьми ставятся две корзины. В одну из них нужно положить крупные фрукты и овощи, во вторую — мелкие.

  Познавательно-речевое развитие дошкольников

Дерево сложения

   Эта увлекательная игра позволит отработать начальные математические навыки. 

Для её изготовления потребуется: 

— 1 лист плотной коричневой бумаги, 

-1 лист плотной зелёной бумаги, 

-1 тонкая полоска бумаги (любого цвета), 

-12 помпонов: 6 жёлтых и 6 красных, 

— 2 игральных кубика. 

   Вырезаем ствол и крону дерева, соединяем их, затем в стволе делаем отверстия для кубиков, на линейке пишем числа от 1 до 12, между 6 и 7 ставим знак вопроса, у основания ствола делаем прорези и вставляем линейку. Игра готова! 

Правила игры:

 Установите линейку так, чтобы в окошечке находился знак вопроса. Предложите ребёнку бросить первый кубик и разместить на кроне «яблоки» красного цвета по числу точек. Затем попросите бросить второй кубик и разложить жёлтые «яблоки». Разместите кубики в отверстиях ствола и спросите, сколько всего получилось яблок. Пусть ребёнок сдвинет линейку так, чтобы в окошечке появился ответ.






Полезные дидактические тесты на любой вкус

Здесь сорванцы узнают полезную информацию о цифрах и числах, научатся грамотно считать, ознакомятся с основами арифметики. Наглядные онлайн примеры несложных заданий дадут толчок развитию абстрактного мышления. Чтобы максимально быстро и эффективно понять и закрепить материал, интерактивные забавы на логику для детей 7 лет должны выгодно отличаться своей простотой и захватывающим геймплеем.

Мотивационный фактор играет здесь не последнюю роль – за каждый успешно пройденный уровень маленького игромана ожидает награда. Благодаря интерактивным развивающим пособиям, девочки и мальчики будут хорошо учиться в будущем и отличаться примерным поведением.

Что должны содержать и на что обязаны быть направлены такие тематические игры:

  • Наличие четких и ясных правил;
  • Ориентация на раскрытие детских талантов;
  • Красочный графический интерфейс и клевая озвучка.

Уникальная подборка анимированных упражнений дает заметный прогресс в улучшении интеллектуальных способностей у дошкольников. Разбираться с математическими премудростями значительно проще в компании сверстников – устройте импровизированное соревнование с друзьями, чтобы узнать, кто лучше всех складывает или умножает числа.

Математические игры для детей 6-7-8 лет онлайн

Математические игры с числами для детей дошкольного возраста

Чтобы практически закрепить полученные знания о счете, цифрах, простых арифметических действиях, играйте с ребенком в игры с числами, в которых необходимо использовать простые подсчеты. Ниже приведены примеры таких игр.

Меткий бросок

Приспособьте для этой игры коробку с ячейками из-под яиц. На каждой ячейке напишите номер от одного до десяти. Коробку можно поставить на стол или на пол и бросать в нее маленький шарик или любой мелкий предмет. Цифры на ячейках будут соответственно очками за попадание. Проведите несколько раундов, затем сложите набранные числа-очки и определите победителя.

Тир на столе

Вместе с ребенком изготовьте настольный тир. На плотном листе картона нарисуйте мишень — три круга, расположенных один внутри другого, диаметром 2, 6, и 9 см.

Вам понадобится также разметить полоски с клетками, где одна клетка соответствует заработанному очку, сколько участников, столько и полосок. Кроме того для игры нужны игральные фишки, по числу участников. Положите мишень на одном конце стола. С противоположного конца стола вы и ваш ребенок будете поочередно бросать в мишень монетку (пуговицу, шашку). За попадание в большой круг игрок получает 1 очко, в средний — 2, а в маленький — 5 очков. Каждый участник переставляет на полоске с клетками свою фишку на столько клеток, сколько очков заработал. Побеждает тот, кто дойдет до конца дорожки первым. Чтобы монетка не падала на пол, стол лучше пододвинуть к стене.

Угадайки

Предложите ребенку угадывать разные количественные величины в быту на глаз. Например, сколько долек в апельсине,

конфет в коробке, спичек в коробке, ступенек на лестнице и т. д. Побеждает тот, чья догадка окажется ближе к истине.

Хорошим упражнением в счете являются игры с кубиком (игральным).

Кто больше?

В этой и последующих играх используйте игральный кубик с очками от 1 до 6 на сторонах. Приготовьте для игры мелкие вещи — монетки, конфеты и т. п. Кидайте кубик по очереди и забирайте с кона столько предметов, сколько выпало на грани кубика. Выигрывает тот, кто первым наберет 10. Затем играете в обратном порядке — вычитаете из своих предметов столько, сколько выпало на кубике, выиграет тот, кто первым избавится от всех своих предметов.

Аукцион

Возьмите игральный кубик, бросайте его по очереди. Выигрывает тот, кто за определенное количество бросков наберет больше очков. Для детей, умеющих считать до 10, предельная сумма 10, для тех, кто освоил счет до 100, соответственно 100.

Арифметические карты

С детьми постарше, которые освоили счет до 100 и знакомы с делением и умножением, можно поиграть в арифметические карты. Для игры нужно изготовить 48 карт с цифрами от 1 до 24. Карты напоминают игральные, лицевая сторона каждой разделена по диагонали чертой, цифра находится в левом верхнем углу и правом нижнем в зеркальном отражении. Карт с каждым числом должно быть по 2. Играть могут 2,3 или 4 участника. Если игроков двое, каждый берет себе по 4 карты. Тот, кто делает первый ход, кладет перед своим партнером любую из своих карт числом верх. Партнер должен путем ряда арифметических действий с числами своих карт получить то число, которое перед ним. Он должен вести счет вслух и выкладывать на стол карты с теми числами, которые задействованы в его подсчете. Допустим, на стол перед ним выложили карту с числом 7, а на руках у игрока карты с числами 2,3,9,13. Можно получить число 7, отняв от девяти два. Можно получить иначе (более выгодным для данной игры способом): задействовать в вычислении все карты играющего: 2,3,9,13. 1) 3+9= 12 2) 12_2=6 3) 13-6=7. Все карты, участвовавшие в вычислении, вместе с картой 7 становятся добычей считавшего игрока и не возвращаются в игру (игрок откладывает их в сторону). Теперь он делает ход, выкладывая перед партнером карту. После каждого хода игроки достают себе из общей стопки карт на столе столько карт, сколько у них не хватает до 4.

Если нужное число получить никак нельзя, игрок пропускает ход. Выигрывает тот, кто к концу игры соберет больше карт. Если играет больше двух человек, предварительно устанавливают очередность ходов. Например, если второй игрок пропускает ход, то первый играет с третьим, и т. д.

Узнай свой номер

Игра рассчитана на детей, которые умеют считать до ста и производить арифметические действия с двузначными числами. Играют пять человек. На спину игрокам прикрепляют к одежде табличку со следующими числами: 3, 7,1,4,6. Никто из игроков не знает, какое число ему досталось, но сумма чисел 21 сообщается всем. Задача каждого игрока заключается в том, чтобы определить раньше других свое число (узнать свой номер). Выяснить это игрок может только одним способом — увидев, какие числа на спинах у других участников и сумму этих чисел вычесть из объявленной общей суммы — 21. Сделать это непросто, поскольку никто из игроков не заинтересован в том, чтобы другие узнали его «номер». Поэтому все перемещаются быстро и осторожно, стараясь оказаться позади других, чтобы скрыть свое число и увидеть остальные. Прислоняться к стене нельзя. Время игры ограничено. Побеждает тот, кто первым назовет свое число.

Сумма чисел

Эта игра рассчитана на группу детей, которые умеют складывать двузначные числа. Играют две команды из пяти человек. Всем игрокам каждой команды на грудь вешают таблички с цифрами от 1 до 5. Перед каждой командой ставят два стула. Ведущий объявляет какое-либо арифметическое действие, например: к 20 прибавить 14. Игроки обеих команд должны подсчитать в уме результат, вычислить получившееся двузначное число — в данном случае 34, и те игроки, из цифр табличек которых можно образовать данное число (цифры 3 и 4), бегут и садятся на стулья перед своей командой. Команда, быстрее выполнившая задание, получает очко. Примеры арифметических действий подбираются ведущим заранее, так, чтобы в игре хотя бы по разу поучаствовали все игроки.

Бинго

Эта игра для тех детей, которые освоили счет до 20. Напишите числа от 2 до 12. Обведите их кругами. Бросьте 2 кубика, сложите выпавшие очки. Зачеркните круг с тем числом, которое получилось. Выиграет тот, кто первый вычеркнет все свои числа.

Хрюшка

Довольно известная игра. Играть может любое число участников. Все бросают кубик по очереди и прибавляют выпавшие очки к своему счету (очки можно записывать). Но если у кого-то выпадает число один, все его очки сгорают. При этом все участники кричат: «Хрюшка!», чтобы было веселее. Выигрывает тот, кто набрал 100 очков.

Играя с кубиком, вы можете придумать новые игры или свои правила.

Для того, чтобы дошкольник правильно и красиво писал Цифры, а также рисовал геометрические фигуры, необходимо научить его ориентироваться на листе бумаги в клетку, умел выделять верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину клетки, верхние-нижние и левые-правые углы клеток. В этом ему помогут следующие упражнения на листе бумаги в клетку.

1. Обвести карандашом все стороны клетки.

2. Поставить точки в вершинах всех углов клетки. Показать правую, левую, верхнюю, нижнюю стороны клетки.

3. В каждой вершине клетки поставить точки, пропустить две клетки, повторить несколько раз.

4. Соединить точки верхних углов клетки, затем нижних углов, пропустите две клетки, повторите несколько раз.

5. Соединить точки верхней и нижней левых вершин клетки, затем верхней и нижней правых вершин, пропустите 2 клетки.

6. Соединить точки левой верхней и правой нижней вершины клетки.

7. Отметить середину клетки — поставить в ней точку. Поставить точки в середине каждой из сторон клеток, соединить точки правой и левой, верхней и нижней сторон.

8. Поставить точки в середине двух смежных клеток. Соединить их. Пропустить следующие две клетки, повторить.

Один — много

❀ Загадайте ребенку загадку, а он пусть нарисует (возможно, с вашей помощью) отгадку.

♦ Днем светится один глаз, а ночью — много. (Солнце и звезды)

♦ Нога одна, а рук — много. (Дерево)

♦ Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка)

Три загадки

Разных три имеет глаза,

Но откроет их не сразу.

Если глаз откроет красный:

— Стоп! Нельзя идти! Опасно!

Желтый глаз — ты подожди!

А зеленый — проходи!  (Светофор)

Деревянные сестрички,

Две сестрички-невелички,

Застучали по бокам.

Я ответил: «Трам-там-там». (Барабан и барабанные палочки)

Под крышей четыре ножки.

А на крыше — суп да ложки.    (Стол)

Волшебные фигуры

❀ Нарисуйте на листе несколько геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, пятиугольник и шестиугольник. Скажите ребенку, что один волшебник превратил разные предметы в геометрические фигуры. Попросите вписать в каждую фигуру ту цифру, которая соответствует количеству углов у фигуры. И если он напишет правильную цифру, то фигура снова превратиться в то, чем она была. (Предоставьте возможность ребенку пофантазировать и дорисовать фигуру, превращая ее во что-то новое.)

Треугольники

❀ Нарисуйте 15 разных фигур, среди которых должны быть 5 треугольников. Попросите ребенка найти и раскрасить только треугольники.

Пальчики

❀ Предложите малышу обвести пальчики на своей правой руке, присвоить им порядковые номера и дорисовать симпатичные рожицы, можно с элементами одежды. Затем попросите обвести пальчики левой руки и тоже присвоить им порядковые номера и дорисовать им личики. Пусть ребенок сравнит их количество и придумает историю о том, почему большой палец стоит в сторонке.

Ну-ка, цифры, встаньте в ряд

❀ Напишите цифры от 1 до 10 в разных частях страницы. Попросите ребенка найти и соединить все цифры по порядку.

Запомни цифры

❀ Приготовьте карточки с цифрами. Положите на стол перед ребенком сначала три карточки с разными цифрами. Пусть он посмотрит и запомнит эти цифры. Смешайте их с остальными карточками и попросите назвать и выбрать только те цифры, которые он запомнил (повторно можно усложнить задание, предложив расположить эти цифры в той последовательности, в которой они были предъявлены первоначально). Затем предложите запомнить пять цифр, семь цифр, девять цифр и десять цифр.

Игра — «Математика. Найди самое большое число»

Игра - Математика. Найди самое большое число

Математическая игра «Найди самое большое число» составлена для детей от 4 лет и старше. В этой игре ребенок должен выбрать самое большое число из пяти. Кружок с самым большим числом нужно перетащить на квадрат со знаком вопроса. Если ответ правильный — появится зеленая галочка, а если нет — то красный крестик.

Онлайн игра по математике «Сложи в корзинку»

Онлайн игра по математике - Сложи в корзинку

Развивающая онлайн игра по математике «Сложи в корзинку» составлены для детей от 4 лет. Игра основана на умении ребенка различать вкусовые и тактильные свойства предметов. Например, соленое, горькое, сладкое, кислое, мягкое, твердое. В игре 10 заданий. В 1 задании нужно сложить в корзинку грибочки. Во 2 задании — ягоды. В 3 задании — овощи. В 4 задании — кислые продукты. В 5 задании — горькие продукы. В 6 задании — соленые продукты. В 7 задании — сладкие продукты. В 8 задании — мягкие игрушки. В 9 задании — мягкие предметы. В 10 задании — твердые предметы.

Игра по математике «Изучаем цифры от 1 до 10 (Цветочки)»

Игра по математике - Изучаем цифры - Играть

Игра по математике «Изучаем цифры от 1 до 10» предназначена для детей от 2 до 5 лет. Посадите рядом с собой ребенка и попросите его решить эти задания. Игра сложнее тем, что цифры в кружках расположены хаотично, а не по порядку.

Онлайн игра «Изучаем цифры от 1 до 10 (Телефоны)»

Онлайн игра математическая - Изучаем цифры - Играть

Развивающая онлайн игра математическая «Изучаем цифры от 1 до 10» предназначена для детей от 2 до 5 лет. Здесь ребенок будет считать телефоны. Посадите рядом с собой ребенка и попросите его решить эти задания.

Математическая игра «Изучаем цифры от 1 до 9 (Фрукты)»

Изучаем цифры от 1 до 9 - Играть

Математическая игра онлайн «Изучаем цифры от 1 до 10», которая здесь выложена, потребует у ребенка умения считать до 10. Здесь он должен считать количество фруктов. Игра предназначена для детей от 2 до 5 лет.

Новогодняя игра для малышей «Примеры до 10»

 "Примеры до 10" - Играть

Новогодняя игра для малышей «Примеры до 10» — это прекрасная возможность усадить маленького непоседу решать примеры. Ведь здесь ему предстоит под веселую новогоднюю музыку «Jingle Bells» выбирать на звездном новогоднем небе только те звездочки, цифры на которых являются решением представленных примеров.

Ответ без слов

❀ Попросите ребенка ответить на вопросы, не произнося ни звука, с помощью карточек с цифрами.

♦ Сколько козлят было у козы из сказки про волка и козлят? (Семь)

♦ Сколько медведей жило в домике, в который пришла Машенька, когда заблудилась в лесу? (3 или 1 — сказки: «Три медведя» или «Машенька и медведь»)

♦ Сколько сказочных персонажей тянуло репку? (Шесть)

♦ Сколько дней в неделе? (Семь)

♦ Какая цифра, перевернувшись на голову, станет цифрой 6? (Девять)

♦ Сколько крыльев у слона? (Ноль)

♦ Сколько рожек у жирафа? (Два)

♦ Сколько ты знаешь зимних месяцев? (Три)

♦ Сколько букв в слове «лето»? (Четыре)

♦ Какая цифра стоит между четверкой и шестеркой? (Пять)

Собери цифры

❀ Карточки с цифрами от 1 до 10 разрежьте пополам. Перемешайте половинки нижних частей карточек и попросите соединить половинки так, чтобы снова получились цифры.

Хлопушки

❀ Предложите ребенку закрыть глаза. Хлопните в ладоши несколько раз и спросите: «Сколько лопнуло хлопушек?» Затем малыш может хлопать в ладоши, а взрослый называть количество его хлопков. Чтобы разнообразить эту игру, задания можно изменить так: «Сколько раз я постучу в дверь?», «Сколько раз промычит теленок?», «Сколько раз просигналит машина?» и т. д.

Головоломка

Предложите ребенку заполнить пустые клеточки и вставить пропущенные цифры в каждый ряд.

 1  2  3 
 1 2
 1
 3  2 
 3 1 
 2

Ответ

 1  2  3 
 1 2 3
 1 2 3
 3  2  1 
 3 2 1
 3 2 1

Где сидит жучок?

❀ Научите ребенка ориентироваться по горизонтальной и по вертикальной линиям и находить точки их пересечения. Приготовьте таблицу, состоящую из 25 клеток (5 х 5). Вырежьте жучка (или бабочку) или возьмите простую пуговицу, которая будет жучком. Скажите ребенку, что жучок ползал по полянке и оказался на пересечении клеток: 3 по вертикали и 3 по горизонтали. Это означает, что ребенок должен поставить жучка на пересечении третьей клетки по горизонтали и третьей клетке по вертикали. Проверьте, так ли это?


 

Назови следующее число

❀ Выберите ведущего. Он бросает мяч одному из игроков и называет число от 1 до 9. Поймавший называет следующее число и возвращает мяч ведущему.

Поймай цифру «5»

❀ Попросите ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит цифру «5». В остальных случаях хлопать не надо. Итак, начали:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 5, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 3, 4, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 5, 5, 5, 5, 5, 5 (в конце игры цифру «5» надо произнести много-много раз подряд, чтобы ребенок поаплодировал).

Три треугольника

❀ Предложите ребенку из 7 счетных палочек сложить три треугольника.

Пирог

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, косой,

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел —

Он считать ведь не умел!

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей.     (Семь)

Автор: Надежда Лунина

Игры на математическое развитие для детей подготовительной группы ДОУ

Игра «Наседка и цыплята».

Цели: закреплять навыки счета; развивать слуховое внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением цыплят разного количества.

Описание: па карточках изображено различное количество цыплят. Распределяют роли: дети — «цыплята», один ребенок — «наседка». «Наседку» выбирают с помощью считалки:

Говорят, на заре

Собирались на горе

Голубь, гусь и галка…

Вот и вся считалка.

Каждый ребенок получает карточку и считает количество цыплят на ней. Педагог обращается к детям:

Цыплята есть хотят.

Мы накормить должны цыплят.

«Наседка» начинает свои игровые действия: стучит по столу несколько раз — созывает «цыплят» к зернышкам. Если «наседка» постучала 3 раза, ребенок, у которого находится карточка с изображением трех цыплят, пищит 3 раза (пи-пи-пи) — его цыплята накормлены.

Игра «Числовые домики».

Цель: закреплять знания о составе числа первого десятка, основные математические знаки, умение составлять и решать примеры.

Игровой материал и наглядные пособия: силуэты домиков с надписями на крыше одного из домиков от 3 до 10; набор карточек с числами.

Описание: играющим раздаются домики, ребенок рассматривает карточки с числами. Попросить ребенка назвать цифры и выложить их по порядку. Положить перед ребенком большую карточку с домиком. В каждом из домиков живет определенная цифра. Предложить ребенку подумать и сказать, из каких чисел она состоит. Пусть ребенок назовет свои варианты. После этого он может показать все варианты состава числа, выкладывая карточки с цифрами или точками в окошечки.

Игра «Загадай число».

Цель: закреплять навыки сложения и вычитания, умение сравнивать числа.

Описание: предложить ребенку отгадать, какое число задумали. Педагог говорит: «Если к этому числу прибавить 3, то получится 5» или «Число, которое я загадала, больше пяти, но меньше семи». Можно меняться ролями с детьми, ребенок загадывает число, а воспитатель отгадывает.

Игра «Собери цветок».

Цель: развивать навыки счета, воображение.

Игровой материал и наглядные пособия: сердцевина цветка и отдельно семь лепестков, вырезанных из картона, на каждом из лепестков арифметическое выражение на сложение или вычитание до 10.

Описание: предложить ребенку собрать волшебный цветик-семицветик, но вставить лепесток в сердцевину можно только при условии правильного решения примера. После того как ребенок соберет цветок, поинтересоваться, какие бы он желания загадал на каждый лепесток.

Игра «Разложи цифры».

Цель: упражнять детей в прямом и обратном счете.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с цифрами от 1 до 15.

Описание: разложить подготовленные карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку выложить карточки в порядке возрастания чисел, затем — в порядке убывания. Можно выбрать и другие варианты раскладывания, например: «Разложи карточки, пропуская каждое второе (третье) число».

Игра «Превращение чисел».

Цель: тренировать детей в выполнении действий сложения и вычитания.

Игровой материал и наглядные пособия: счетные палочки.

Описание: предложить ребенку поиграть в волшебников, которые превращают несколько чисел в одно: «Как ты думаешь, в какое число могут превратиться цифры 3 и 2?» Используя счетные палочки, придвинуть три к двум, затем убрать два из трех. Записать полученные результаты в виде примеров. Попросить ребенка стать волшебником и с помощью волшебных палочек превращать одни числа в другие.

Игра «Праздник числа».

Цель: закреплять навыки сложения и вычитания.

Описание: объявить каждый день праздником какого-либо числа. В этот день число-«именинник» приглашает в гости другие числа, но с условием: каждая цифра должна подобрать себе друга, который поможет ей превратиться в число дня. Например, праздник числа семь. Цифра 7 приглашает в гости цифру 5 и интересуется, кто будет ее сопровождать. Цифра 5 думает и отвечает: «2 или 12» (5 + 2; 12 — 5).

Игра «Занимательные квадраты».

Цель: закреплять навыки сложения, математические действия.

Игровой материал и наглядные пособия: начерченные квадраты.

Описание: в начерченных квадратах необходимо расставить по клеткам числа так, чтобы по любому горизонтальному и вертикальному рядам, а также по любой диагонали получалось одно и то же определенное число.

Число 6

1  
 1 

В этом квадрате нужно разместить еще числа 2, 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы по всем линиям в сумме получилось 6.

Число 15

Расставить числа в клетках 1, 4, 6, 7, 8, 9 так, чтобы в любом направлении получить в сумме 15.

53
2

Игра «Математический калейдоскоп».

Цель: развивать смекалку, сообразительность, умение использовать математические действия.

Описание:

• Три мальчика — Коля, Андрей, Вова — отправились в магазин. По дороге они нашли три копейки. Сколько денег нашел один Вова, если бы он отправился в магазин один? (Три копейки.)

• Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло получиться? (За столом сидели 3 человека: дедушка, отец и сын.)

• Сколько концов у 4 палок? А у 5 палок? А у 5 с половиной палок? (У 4 палок 8 концов, у 5 — 10 концов, у 5 с половиной — 12 концов.)

• Поле вспахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7 тракторов.)

• Как в решете воды принести? (Заморозить её.)

• В 10 часов малыш проснулся. Когда он лег спать, если проспал 2 часа? (В 8 часов.)

• Шли три козленка. Один — впереди двух, один — между двумя, а один — позади двух. Как шли козлята? (Друг за другом.)

• Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет.)

• Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, когда встанет на 1 ногу? (2 кг.)

• Горело 7 свечей. Две потушили. Сколько свечей осталось? (Две, потому что остальные сгорели.)

• Шел Кондрат в Ленинград,

А навстречу — двенадцать ребят.

У каждого по три лукошка.

В каждом лукошке — кошка.

У каждой кошки по 12 котят.

Сколько их всех шло в Ленинград?

К. Чуковский

(Один Кондрат шел в Ленинград, остальные шли навстречу ему.)

Игра «Собери разбежавшиеся геометрические фигуры».

Цели: закреплять знание геометрических фигур; учить по рисунку (образцу) собирать геометрические фигуры в определенной последовательности в пространстве; поддерживать у детей желание играть.

Игровой материал и наглядные пособия: набор цветных схем с изображением геометрических фигур и цветные геометрические фигуры для каждого ребенка.

Описание: дети выбирают себе любую геометрическую фигуру определенного цвета, но прежде выбирают ведущего, который будет собирать геометрические фигуры в определенном порядке. Под музыку или бубен дети бегают по групповой комнате или участку детского сада. Как только музыка останавливается, дети замирают на месте. Ведущий расставляет ребят согласно рисунку, изображенному на листе.

Примечание. Геометрические фигуры могут быть в виде шапочек.

Математические игры на восприятие и тренировку памяти

Самой популярной игрой является «Путаница». Она подходит для дошкольников всех возрастных групп. Смысл ее заключается в следующем: на столе в случайном порядке выкладываются карточки с числами от 1 до 9. Ребенок должен расположить их в порядке возрастания или же, наоборот, убывания. Для самых маленьких можно использовать два-три числа, постепенно увеличивая количество карточек.

«Хлопаем в ладоши». Очень простая и интересная игра. Воспитатель называет любое число, а ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько единиц в этом числе.

«Не зевай!». Перед ребенком на столе разложены карточки с числами, которые легко изготовить самостоятельно. Воспитатель рассказывает сказку, в которой фигурируют различные числа. Как только прозвучит какое-либо из них, дети должны быстро поднять соответствующую карточку.

Числа по порядку

Большую роль для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность имеют и современные интерактивные задания. Они должны подбираться с учетом ФГОС и соответствовать возрастной категории воспитанников.

Интерактивные занятия

Математические задачи на смекалку

Почетное место среди всех заданий занимают математические задачи на смекалку. Такие упражнения очень нравятся детям и формируют гибкий, пластичный ум и сообразительность.

Примеры:

  • «В комнате 4 угла, в каждом сидит кошка, напротив каждой кошки — 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?» (4 кошки);
  • «У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног?» (всего 4);
  • «Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?» (8 человек);
  • «7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики?» ( 7 дорожек).

Важно! Для детей старшего дошкольного возраста особенно занимательными покажутся олимпиады и конкурсы, проводимые в режиме онлайн. Ребята смогут не только принять в них участие, но и занять почетные места, выиграть призы. Также для участников интернет-конкурсов выдаются соответствующие сертификаты, которые собираются в портфолио.

Загадки, шуточные задачи, занимательные вопросы

Такие задания, как правило, вызывают наибольший интерес у детей. В эту категорию входят как веселые, простые задания, так и дидактические игры на состав числа для дошкольников.

  Народный танец «Калинка-Малинка» танцуют дети

Примеры:

  • «Продолжите фразу: если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…» (вышел позже Саши).
  • «Отгадайте загадку в стихах:

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще второй

И уселся, как герой. Сколько стало щенят?».

  • «У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?»


Задача-шутка

Значение подобных упражнений: дети приобщаются к активной умственной деятельности, осваивают необходимые навыки счета. Благодаря таким заданиям незаметно, в несерьезной форме формируются навыки счета.

Важно! Все игры и задания должны быть подобраны с учетом возрастной группы воспитанников. Маленькие дети не смогут справиться со сложными заданиями, что может привести к потере интереса к предмету и даже снижению самооценки.

Старшие, напротив, не захотят думать над слишком легкими заданиями. Они будут им просто не интересны. В результате этого может сложиться неверное представление о математике — малыши будут считать ее слишком сложной, старшие дети — легкой.

Все виды дидактических игр по математике способствуют развитию интереса к цифрам, задачкам и счету у детей, начиная с самого раннего возраста. С навыками математического и логического мышления адаптация ребенка в школе проходит гораздо быстрее. В процессе изучения дети учатся рассуждать, анализировать и обобщать полученную информацию.

Источники

  • https://www.detiam.com/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%BC-%D1%81-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B9-1/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%BC-%D0%B2-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83/
  • https://logiclike.com/math-logic/doshkolnik
  • https://kladraz.ru/podgotovka-k-shkole/igry-s-chislami-dlja-doshkolnikov.html
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/zanimatelnaya-matematika-v-igrah
  • https://QuickSave.su/math-games/ages-6-8/for-kids
  • https://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/uroki-matematiki-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta/igry-s-ciframi-dlja-detei-6-7-let.html
  • https://chudo-udo.info/ot-4-do-6-let/matematicheskie-igry
  • https://alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/podgotovka-reb-nka-k-shkole/matematicheskie-igry-dlja-detei-6-7-let-v-detskom-sadu.html
  • https://bibusha.ru/matematicheskie-igry-dlya-detej

[свернуть]