Оказание первой медицинской помощи

Посмотрим на квартиру глазами травматолога

Для начала пойдите в детскую комнату и… лягте на пол. «Это еще зачем?» — спросите вы. Ответ прост: отсюда, снизу, легче увидеть то, что угрожает и тому ребенку, который уже ходит, и тому, который лишь начинает ползать. Таким способом, например, легко обнаружить все острые углы на мебели. Их можно закрыть специальными защитными насадками, продающимися в магазинах. Посмотрите, нет ли мест (углов, коробок и т.п.), где могут храниться или случайно заваляться мелкие предметы: маленькие дети очень любят брать в рот все, что попадается на пути. Третья опасность, таящаяся в «нижнем ярусе» комнаты, — электрические розетки и провода. Закройте розетки заглушками или купите розетки, включающиеся только с поворотом крышки. К розеткам, в которые включены бытовые приборы, и к электрическим проводам доступ нужно обязательно перекрыть. Лучше всего спрятать их за тяжелой мебелью.

Теперь вставайте с пола и посмотрим повыше. Вы не забыли закрыть углы столов и шкафов? Отлично. Не висит ли край скатерти или салфетки, потянув за который малыш может свалить на себя посуду, книги, цветочный горшок? От всей этой красоты придется на время отказаться.

А что на столе, на низких полках, на подоконнике? Нет ли у вас привычки бросать где попало таблетки, кремы, лак для ногтей? Придется с ней расстаться. Теперь от этого будет зависеть не просто порядок в квартире, но здоровье, а подчас и жизнь вашего малыша. Поднимите все опасные вещества, способные вызвать отравление, на высоту не ниже 1,5 м, а лучше всего лекарства, витамины, косметику, средства бытовой химии и т.п. держать под замком.

Еще раз оглядев комнаты, идите на кухню. Малыш обязательно сюда попадет. Здесь к «факторам риска» прибавляются еще и горячие предметы — от них нужно будет держаться подальше. Спрячьте столь привлекательные для малыша баночки и скляночки — ведь дотянувшись, например, до бутылочки с уксусом, он может получить тяжелейший ожог пищевода. Посуду с ручками ставьте ручкой к стене; уберите подставки, скатерти и клеенки, края которых неплотно прилегают к столу или свисают.

Ситуации и состояния, требующие оказания первой помощи

Необходимость в проведении мероприятий первой помощи возникает в следующих случаях:

  • Приступ удушья;
  • Закупорка дыхательных путей инородным телом;
  • Нарушение или утрата сознания;
  • Открытое кровотечение;
  • Травма – механическая, холодовая, тепловая, электрическая;
  • Интоксикация;
  • Прекращение дыхания и сердечной деятельности.

Перечисленные состояния требуют от воспитателя выполнения неотложных мероприятий:

  • Оценки состояния пострадавшего – присутствия сознания, дыхания, сердечной деятельности;
  • Обеспечения безопасных условий для оказания помощи;
  • Выявления симптомов травм и болезней;
  • Срочного вызова бригады скорой медицинской помощи;
  • Восстановления проходимости верхних отделов респираторного тракта;
  • Остановки кровотечения;
  • Искусственного дыхания, закрытого массажа сердца;
  • Контроля жизненно важных функций;
  • Психологической поддержки ребенка.

После прибытия скорой педагог должен передать пациента на попечение медработников, изложив обстоятельства возникновения болезни, проведенные мероприятия, ведущие симптомы.

Оказание первой помощи детям при ожогах

Первая помощь при электротравме

Экстренные действия — отключить ток. Если это невозможно — надеть резиновую обувь и резиновые перчатки и попытаться оттянуть малыша в сторону. Если ребенок потерял сознание — уложить в сухом и теплом месте, расстегнуть кофточку, открыть форточку. В случае остановки дыхания немедленно прибегнуть к искусственному дыханию «рот в рот и нос одновременно». Срочно вызвать врача.

Первая помощь при укусе насекомых

При укусе ос, пчел необходимо удалить жало пинцетом. Место укуса протереть тампоном, смоченным перекисью водорода. На место укуса положить холод.

При аллергической реакции (в том числе при укусе комаров) дать антигистаминный препарат (супрастин, тавегил, фенкарол) и вызвать врача.

Как помочь ребенку при отравлении?

Если ваш сын или дочка проглотил лекарство или другое ядовитое вещество, срочно вызовите Скорую. Постарайтесь вызвать рвоту — это первое средство при отравлении.

Постарайтесь определить, что именно выпил или проглотил малыш, и в каком количестве — это поможет быстрее сориентировать врачей для оказания медицинской помощи.

Оказание первой доврачебной помощи детям

Насколько опасно перекрытие дыхательных путей

Ребенок может случайно (или специально из любопытства) вдохнуть или проглотить тот или иной предмет. Серьезность проблемы следует оценивать в зависимости от того, какой именно предмет попал в дыхательные пути малыша. Например, вишневая косточка имеет гладкую поверхность и небольшой размер, поэтому, застряв в горле ребенка, не может причинить ему вреда. Через некоторое время предмет окажется в пищеварительном тракте и вскоре выйдет наружу вместе с каловыми массами. В группу «безопасных» предметов можно отнести жвачку. Далеко не все детали конструктора представляют угрозу для ребенка: если проглоченный элемент не имеет острых краев, способных поранить пищевод, и размеры достаточно малы, переживать не стоит.

На заметку. Чтобы понять степень опасности, родители должны выяснить характер поверхности и размеры проглоченного предмета.

Наибольшую опасность для ребенка могут представлять любые крупные или острые предметы, например:

  • Батарейки;
  • Крупные пуговицы;
  • Рыбьи кости, крупные косточки от фруктов (например, сливы, абрикоса), кости курицы;
  • Маленькие гвозди, шурупы, болты, гайки и прочее;
  • Монеты;
  • Стекло.

Важно! Если ребенок поперхнулся опасным предметом, необходимо обратиться к врачу, даже если малыш не проявляет каких-либо негативных симптомов. Признаки могут возникнуть спустя время. Если ребенок начал задыхаться, следует вызвать «скорую» и начать немедленно оказывать малышу первую помощь.

Если карапуз проглотил, на первый взгляд, безобидный предмет в большом количестве (например, целую горсть вишневых косточек), то это может стать причиной закупорки дыхательных путей или непроходимости кишечника.

Интересно. Застревание в горле предмета, которое приводит к удушью, называется аспирацией инородного тела. Данное состояние представляет опасность для жизни, поэтому очень важно, чтобы в такой момент рядом оказался взрослый, способный оказать помощь правильным образом.

Аспирация инородного тела

Сколько есть времени

В том случае, если аспирация инородного тела привела к перекрытию дыхательных путей, ребенок может потерять сознание на 1 минуту. Если не восстановить дыхательную функцию, через 5 минут малыш умрет. Очевидно, что за несколько минут «скорая» не сможет прибыть на место происшествия. Именно поэтому каждый родитель должен уметь оказать первую помощь ребенку в случае аспирации.

Признаки

Что делать, если грудничок подавился и задыхается

Если ребенок плачет, кричит, зовет на помощь, значит, его дыхательные пути не закупорены, следовательно, организм сможет решить проблему самостоятельно. Возникающий в таких случаях кашель – это хороший симптом, который является лучшим помощником ребенка в борьбе с застрявшим в горле предметом.

Первые признаки удушья

Опасными признаками, при возникновении которых малышу следует немедленно оказать помощь, являются следующие:

  1. Ребенок широко раскрывает глаза и рот.
  2. Малыш не может сделать полноценный вдох, не способен плакать.
  3. Свистящее дыхание.
  4. Голос у ребенка стал хриплым или пропал вовсе.
  5. Наблюдается повышенное слюноотделение.
  6. Кожа на лице сначала краснеет от напряжения, затем приобретает синюшный оттенок.
  7. Годовалый малыш может обхватить горло руками.
  8. Вследствие недостатка кислорода ребенок теряет сознание.

Вышеназванные симптомы указывают на закупорку дыхательных путей и свидетельствуют о нехватке кислорода в организме.

Симптомы удушения в случае аспирации

Симптомы удушения в случае аспирации

Выполнение искусственного дыхания

В некоторых случаях у ребенка может нарушиться дыхательная функция, как следствие потребуется проведение искусственного дыхания. Действовать в этом случае нужно так:

  1. Очистите носовые ходы и ротовую полость от содержимого. При наличии шин на зубах, их нужно убрать. При оказании помощи утонувшему, удалите воду: для этого поместите голову потерпевшего ниже уровня тела.
  2. Воздух нужно вдувать: в подростковом возрасте (как и взрослому) изо рта в носовую полость. Маленькому ребенку (и грудничкам) искусственное дыхание проводится рот в рот либо сразу в полость рта и носа.

Процедура «рот в нос» подразумевает вдувание воздуха через нос пострадавшего:

  1. Ребёнка положите на спину на жёсткую поверхность.
  2. Человек, оказывающий помощь, должен стоять или опуститься на колени возле пациента.
  3. С помощью одной руки запрокидывается голова малыша путем охвата подбородка и одновременного выдвигания его вперёд-вверх, во избежание заглатывания языка.
  4. Другую ладонь расположите на теменной области ребёнка.
  5. Обеими руками жёстко зафиксируйте голову в таком положении.
  6. Затем помощник вдыхает воздух, приближает свой рот к носу потерпевшего малыша и впускает с силой воздух. Насколько эффективным будет искусственное дыхание, определяется по уровню поднятия грудной клетки ребёнка.
  7. После вдувания воздуха освободите нос малыша: должен последовать самопроизвольный выдох, благодаря возвращению грудной клетки в исходное положение.

Выполнение искусственного дыхания детям
Выполнение искусственного дыхания детям

Процедура проведения искусственного дыхания детям методом «рот в рот» подразумевает такие действия:

  1. Положите ребёнка на спину.
  2. Голова фиксируется, как указано в предыдущем способе.
  3. Разница между методиками состоит в том, что помощник вдувает воздух через рот малыша.
  4. В случае оказания помощи младенцу рот спасателя может охватывать сразу рот и нос ребёнка.

Вдувать воздух, выполняя искусственное дыхание, следует с такой частотой:

  • школьникам (и взрослым) – 20 вдохов в 1 мин;
  • детям младшей возрастной категории – 30 вдохов в 1 мин;
  • грудничкам – 35 вдохов в 1 мин.

Первая помощь подавившемуся грудничку

Чаще всего с такой проблемой сталкиваются родители детишек старше 6 месяцев. В период активного освоения окружающего мира всё, что попалось под руку, пробуется на вкус.

Характерные признаки попадания инородного тела в дыхательные пути:

  • видимая нехватка кислорода и попытка поймать воздух ртом;
  • шипящее дыхание и изменение голоса;
  • чрезмерное слюноотделение;
  • посинение кожи.

Если на начальных стадиях меры не предприняты, то следующим этапом может стать потеря сознания.

Итак, первая помощь в случае если малыш подавился, состоит из банального похлопывания по спине из положения лицом вниз. А также можно постараться вызвать рвотный рефлекс, надавливая ручкой чайной ложки на корень языка. Но с самыми маленькими такой способ затруднителен ввиду того, что ротовая полость очень маленькая. В этом случае можно взять младенца за ножки и несколько раз аккуратно ударить по спинке по направлению сверху вниз, как будто бы выбивая пробку. Одновременно важно, чтобы родственники вызвали скорую помощь, так как данные меры не всегда могут быть результативными. Всё зависит от размера инородного тела и того места, где оно застряло.

В ряде случаев ребёнок может с лёгкостью откашлять посторонний предмет. И также важно провести визуальный осмотр горла, возможно, что инородное тело можно извлечь пальцами или пинцетом.

Если ребёнок синеет и задыхается, а инородное тело извлечь не удалось, то до приезда скорой помощи остаётся осуществлять искусственное дыхание.

Если ребёнок поперхнулся прикормом, важно освободить ротовую полость от остатков пищи! В дальнейшем рот и нос должны оказаться под губами взрослого. Рот ребёнка нужно приоткрыть, чтобы полость была доступна для кислорода. При вдохе реанимирующего грудная клетка малыша должна подниматься, выдыхает он естественным путём. Частота выдыханий взрослого должна быть в пределах 30 циклов в минуту. Выдыхать с силой и интенсивно не стоит, так как объём лёгких младенца меньше, чем объём у взрослых.

Техника массажа сердца

В случае обнаружения ребенка в бессознательном состоянии в результате несчастного случая, если пульсация или сердцебиение не прослушиваются, нужно незамедлительно приступить к массажу сердца.

Грудничкам массаж сердца проводится так:

  • с помощью указательного и среднего пальца резко и с усилием нажмите на область середины грудной клетки малыша;
  • надавливать следует с частотой 120 раз в 1 мин.

Дошкольникам непрямой массаж сердца проводится следующим образом:

  • с помощью подушечек ладони на одной руке нажмите на середину грудины;
  • нажимать нужно с кратностью 90 раз за 1 мин.

Школьнику (и взрослому человеку) закрытый массаж сердца проводится так:

  • двумя ладонями (одна сверху другой) выполняются сильные и резкие надавливания на область нижней трети грудной клетки потерпевшего;
  • совершать нужно 60 нажатий за 1 мин.

Если обнаружено одновременное нарушение в работе сердца и дыхательных функциях, требуется выполнение в комплексе непрямого массажа сердца и искусственного дыхания. Обе манипуляции нужно осуществлять вместе (если есть помощник) либо по очереди, в случае, когда оказание помощи проводит один человек.

Ребенок подавился и задыхается

Конкретные действия взрослых зависят от сценария развития событий:

  1. Ребенок дышит. При этом наблюдаются кашель, свистящее дыхание, затрудненные вдохи. Малыш подает голос, сипит, хрипит, пытается откашляться.
  2. Кроха не дышит, но при этом находится в сознании.
  3. Кроха потерял сознание.

Важно! Если признаков удушья не наблюдается, и ребенок только кашляет, не нужно пытаться ему помогать: бить по спине, трясти малыша. В этом случае никаких действий предпринимать не следует. Как утверждает доктор Комаровский, кашель (а также рвота) – лучшее средство и действует гораздо эффективнее медицинских процедур. Родители должны просто наблюдать, контролируя ситуацию, успокаивать ребенка. Если у крохи появились симптомы удушья, необходимо вызвать «скорую» и оказать малышу неотложную помощь.

Растяжение связок и вывихи

НАДО: При растяжении в суставе происходит надрыв связок и разрыв сосудов. Область сустава опухает, через кожу синевой просвечивает кровоподтек. Раненое место болезненно при ощупывании, особенно при движении; тем не менее, пострадавший, несмотря на растяжение в суставе, может передвигаться. Раненый сустав необходимо перевязать эластичным бинтом. Вывихи встречаются реже, чем растяжения, но, с другой стороны, они представляют собой более тяжелые травмы. Вывихи легко определяются по изменению внешнего вида сустава и по искривлению. Пострадавший может немного двигать вывихнутой конечностью, но с большим напряжением, причем каждое движение чрезвычайно болезненно. Сустав опухает.

НЕ НАДО: Что-то делать еще, кроме фиксирования поврежденной конечности в удобном для ребенка положении. Вызывайте врача.

 

Помощь при высокой температуре у детей

Причины высокой температуры у детей

У малышей грудного возраста повышение температуры наблюдается чаще, чем у взрослых. Это связано с недостаточным развитием у них центра, который регулирует температуру тела. Повышение температуры может быть не только вследствие каких-либо инфекционных заболеваний — у маленьких детей оно бывает в результате обезвоживания организма, перегревания, поражения нервной системы и других причин.

  • температура тела 37-38 °С называется субфебрильная,
  • температура тела 38-38,9 °С — фебрильная,
  • температура тела 39-40,5 °С — пиретическая,
  • температура тела выше 40,5 °С — гиперпиретическая.

Фебрильная температура у ребенка

Оказание первой помощи: помните, что у грудничка до 1 года даже фебрильная температура может вызвать приступ судорог. Поэтому необходимо принимать срочные меры для ее снижения. Разденьте, оботрите его тело водкой или столовым уксусом (пополам с водой). Дайте малышу кипяченую воду.

Без жаропонижающих препаратов не обойтись. Используйте только содержащие парацетамол препараты (Калпол, Эффералган, Тайленол, Парацетамол), строго соблюдая возрастную норму, указанную в аннотации к препарату. Если у малыша рвота, пользуйтесь свечами с парацетамолом. Хороший эффект дает сочетание парацетамола с антигистаминными препаратами (Димедрол, Супрастин, Фенкарол, Пипольфен). При высокой температуре категорически нельзя применять Амидопирин, Антипирин, Фенацетин, Аспирин.

  1. В качестве жаропонижающего препарата нельзя использовать анальгин, что связано с опасностью неблагоприятного воздействия на состав крови. Этот препарат может использоваться только по особым показаниям.
  2. Не должны применяться салициламид, свечи Цефекон-М (с амидопирином) и свечи Цефекон (с фенацетином). Разрешено использование только свечей Цефекон Д, содержащего парацетамол.
  3. Парацетамол — наиболее безопасное жаропонижающее. Его дают в разовой дозе 10-15 мг/кг, суточная доза не должна превышать 60 мг/кг. Парацетамол в растворе (в том числе сироп, гранулят для приготовления раствора, шипучие таблетки) действует уже через 30-60 минут, в свечах его действие наступает позже — через 2 — 3 часа, их лучше вводить на ночь.
  4. Ибупрофен используют внутрь в дозе 5- 10 мг/кг на прием. Ибупрофен и парацетамол можно использовать, начиная с трехмесячного возраста.
  5. При приступе судорог, долго не снижающейся и высокой температуре срочно вызовите Скорую.

Первая доврачебная помощь детям

Порезы и ссадины

Как бы вы ни оберегали грудничка, он всегда «найдет возможность» удариться. В таких ситуациях не нужно ругать дитя или обвинять себя в невнимательности, важно сразу приступить к оценке характера раны и оказать ребенку первую помощь.

  1. Неглубокие нарушения целостности кожного покрова достаточно обмыть перекисью водорода, а края ран смазать зеленкой или йодом. Обрабатывать спиртовыми растворами непосредственно саму рану нельзя.
  2. Если младенец повредился на улице, и его рана была полна песка и грязи, лучше перестраховаться и отправиться после того, как была оказана первая помощь в виде обработки, в травмпункт, чтобы там ребенку сделали вакцину от столбняка.
  3. Глубокие раны ребенку следует обработать, а затем наложить на них стерильные марлевые салфетки, прибинтовать их или закрепить с помощью пластыря. Не нужно промакивать рану кусочками ваты, поскольку ее волокна налипнут на поврежденные ткани и вызовут нагноение. После того, как вы защитили глубокую рану дитя от загрязнения, отвезите его в травмпункт.

Укусы животных

Ни один малыш не застрахован от укусов животных, тем более — неопытный грудничок, который доверчиво тянется ко всем собачкам и кошечкам. При укусе уличного животного вам нужно обработать рану младенца, а затем отправиться с ребенком в травмпункт. Там малышу введут две вакцины — от столбняка и от бешенства.

Если кроху покусала домашняя собака или кошка, вам необходимо взять с собой в травмпункт паспорт животного, в котором обязательно проставляются все сделанные ему в ветклинике прививки. Если с документами вашего «обидчика» будет все в порядке, вакцину от бешенства вам делать не станут, если же животное давно не прививалось — ребенку придется потерпеть укол.

Правила накладывания жгута

Накладывание жгута осуществляется над раной с целью прекращения поступления крови в эту область.

Запрещено накладывание жгута в области предплечья и голени, так как существует опасность прижатия нерва к костной ткани, что может стать причиной его травмирования и паралича руки или ноги.

Лучше накладывать жгут в области нижней трети плеча либо верхней трети бедра возле паховой складки (не стоит забывать, что наложение жгута обязательно проводится над раной).

Основные правила:

  1. Накладывать подобное приспособление следует поверх тонкой материи либо на одежду.
  2. Наложение должно быть быстрым, а снятие – медленным.
  3. При правильном наложении жгута кровь немедленно прекращает выделяться, а пульсация на травмированной руке или ноге ниже данного приспособления не прощупывается.

Продолжительность нахождения на теле жгута составляет полчаса в холодное время года, а в летний период – максимум час, причем в качестве ориентира служит не календарь, а температура (летом – выше нуля, а зимой – ниже нуля).

Если дольше пользоваться жгутом, ткани могут онеметь, погибнуть из-за недостаточного кровообращения. Также может развиться гнойное осложнение и анаэробная инфекция. В зимний период продолжительное использование приспособление может привести к отморожению, поскольку происходит остановка кровотока в травмированной руке или ноге.

По истечении дозволенного времени повторно пережмите поврежденный сосуд, расслабьте жгут, а спустя 2-3 минуты наложите опять, но немного выше прежнего места.

В обязательном порядке должно быть отмечено время накладывания жгута. Для этого можно под него положить записку с указанием времени, либо написать эти данные маркером на заметном участке тела пострадавшего.

Правила накладывания жгута детям
Правила накладывания жгута детям

Перелом

Несмотря на известный всем факт о пластичности детских костей, сломать их очень легко, например, дернув дитя за ручку на себя. При этом кость разломится в месте активного роста: чаще всего травматологи диагностируют переломы лучевых костей у малышей до года.

Если вы обнаружите, что дитя словно бережет свою ручку, не двигает ей, а сам постоянно плачет — осторожно осмотрите сустав и припеленайте его ниже и выше перелома к телу, чтобы обездвижить. После того, как окажете ребенку помощь, отвезите его в травмпункт.

Первая помощь детям при вывихе

Причина появления вывиха также кроется в падении малыша либо сильном ударе в район суставной ткани. В результате смещаются кости, находящиеся в суставе, разрывается либо растягивается суставная капсула, травмируются сосуды и нервы. При вывихе ребенок может предъявлять жалобы на наличие болей в поврежденной суставной ткани, её деформацию, ограниченную подвижность и вынужденную позу руки или ноги.

В качестве доврачебной помощи при таком состоянии ребёнку следует обеспечить неподвижность травмированной конечности:

  • рука подвешивается с помощью «косынки»;
  • если повреждена нога, уложите малыша, вокруг раненой конечности положите подушки, одеяло или одежду;
  • не стоит пробовать вправлять вывих самостоятельно.

Ребёнок должен быть немедленно доставлен в травмпункт. Транспортируя пострадавшего, ни в коем случае не меняйте позицию конечности, приобретенную ей после травмы.

Первая помощь детям при вывихе
Первая помощь детям при вывихе

Первая помощь детям при обмороке

Причиной развития обморока может стать сильная боль, испуг, страх перед ожидаемыми болезненными ощущениями. Подобное состояние у ребёнка характеризуется такими признаками:

  • бледностью кожи;
  • появлением холодного пота;
  • головокружения;
  • потери сознания;
  • расширенных зрачков.

Спустя некоторое время малыш приходит в себя.

Оказание экстренной помощи ребёнку при обмороке подразумевает выполнение таких действий:

  1. Положите его на горизонтальную поверхность и слегка приподнимите ноги, создайте условия для доступа воздуха.
  2. Ослабьте предметы одежды.
  3. Поднесите к его носу ватку, смоченную в нашатыре.
  4. Когда малыш придет в себя, дайте ему выпить валериановую настойку (5-10 капелек, разбавьте в небольшом объёме прохладной воды), положите на кровать.

В дальнейшем нужно посетить педиатра для получения консультации.

Первая помощь детям при утоплении и тепловом ударе

Причиной утопления может стать не только полное погружение под воду, но и жидкость, проникнувшая лишь в рот и нос (при купании в ванной, небольшом водоеме и пр.).

В подобной ситуации действуйте так:

  1. Освободите туловище от одежды.
  2. По максимуму быстро проведите очистку рта и гортани от чужеродных предметов, удалите жидкость, проникшую в органы дыхания. Это выполняется путем открытия рта, посредством указательного пальца, обёрнутого в ткань. По максимуму убираются все посторонние предметы, вытягивается язык и удерживается посредством петли из бинта. Потом ребёнок укладывается на колени к взрослому лицом вниз, свесив голову и ноги, выполняются похлопывания по спине.
  3. Если воду удалить получилось, а дыхательные функции не возобновились, требуется провести искусственное дыхание, если не прослушивается сердцебиение – закрытый массаж сердца.
  4. Когда дыхательная функция восстановиться и малыш очнется, согрейте его, дайте выпить крепкий кофе либо чай, транспортируйте в больницу.

При тепловом либо солнечном ударе ребёнок становится бледным, его тошнит и кружится голова. В подобной ситуации уведите малыша в тень, положите влажную ткань на лоб, шею, пах, руки и ноги, регулярно меняйте её. Можете приподнять ноги с помощью валика для активизации циркуляции крови.

Ушиб и сотрясение

Дети часто ударяются головой, особенно когда начинают ходить. Иногда ушибы бывают такой силы, что приводят к сотрясениям головного мозга. Такие травмы проявляются не сразу, поэтому, если дитя ударилось головой, обеспечьте ребенку полный покой, без укачиваний, и наблюдайте за его состоянием. Если у крохи в течение суток начнется рвота — немедленно отправляйтесь в травмпункт.

Если уже удар головой был очень сильным, у малыша выскочила шишка и он долго плачет, — ничего не ждите, а сразу поезжайте в травмпункт. Специалисты оценят состояние крохи, рекомендуют лечение, а в случае необходимости даже отправят вас в стационар под наблюдение врачей.

Помощь при остановке дыхания у детей

Оказание первой неотложной помощи детям при остановке дыхания

В случае остановки дыхания у малыша нельзя терять ни минуты. Если в момент остановки дыхания у ребенка в доме присутствуют оба супруга или еще кто-то из взрослых, необходимо срочно вызвать Скорую.

До приезда Скорой необходимо уложить малыша на твердую поверхность, освободить дыхательные пути (от слизи, рвотных масс или инородных тел), под голову подложить валик и приступить к искусственному дыханию «рот в рот и нос одновременно» (такой тип искусственного дыхания проводится у грудных детей). Частота вдуваний должна быть не менее 20-25 в минуту. Выдох происходит пассивно и продолжительность его вместе с паузой должна быть примерно вдвое больше вдоха. Искусственное дыхание проводится до тех пор, пока он не начнет дышать самостоятельно.

Критерием эффективности искусственного дыхания является достаточный объем движений грудной клетки, исчезновение синюшности губ, слизистых оболочек и кожи.

Как правило, технике оказания экстренной помощи обучают в «школах материнства».

олучил обморожение

Главное правило при обморожении: отогревание должно происходить изнутри. Обмороженные ткани тела как бы лишены питания, если их «отогреть» снаружи, а питание еще не восстановилось – они могут омертветь. Когда согревание происходит естественным образом изнутри, питание в тканях восстанавливается по мере их отогрева, то есть постепенно, от внутренних слоев к наружным. Кроме того, интенсивное отогревание снаружи может привести к ожогам (например, если греть конечности в горячей воде).

Чтобы отогревание происходило плавно, нужно наложить на обмороженный участок термостойкую повязку (например, из ваты и пищевой пленки). Это поможет не допустить резкого перепада температуры. Дополнительно можно давать согревающее питье. Все эти меры нужно предпринимать, пока едет скорая помощь. 

стукнулся головой

Если ребенок ударился головой – к месту ушиба нужно приложить что-нибудь холодное (например, пакет со льдом, завернутый в ткань или полотенце). Обязательно нужно следить за состоянием ребенка: если он заторможен, жалуется на головную боль и тошноту – обязательно вызывайте скорую помощь. То же самое нужно сделать, если ребенок без сознания. Обратите внимание, не затруднено ли дыхание ребенка после удара.

ударило током

Самое главное – прервать контакт ребенка с источником напряжения. Если не получается выключить электроприбор, нужно убрать его от ребенка. Для этого используются предметы, которые не проводят ток: сухая деревянная палка (швабра, ножка стула), пачка газет. После этого вызовите скорую помощь.

Если ребенок без сознания и без признаков жизни – делайте искусственное дыхание и закрытый массаж сердца до тех пор, пока не приедет реанимационная бригада.

Первая помощь при остановке сердца у детей

Признаками остановки сердца являются: отсутствие сердцебиения, широкие зрачки, бледность или синюшность кожи и слизистых оболочек.

Оказание неотложной помощи детям при остановке сердца

Если в момент остановки дыхания в доме присутствуют оба супруга или еще кто-то из взрослых, необходимо срочно вызвать Скорую.

Непрямой массаж сердца при остановке сердца

  1. Необходимо уложить малыша на твердую поверхность и провести непрямой массаж сердца.
  2. В нижней трети грудины одним пальцем (указательным) у новорожденного или двумя пальцами (указательным и средним одной руки или двумя большими пальцами обеих рук) у грудничка производят надавливания на грудину с такой силой, чтобы она прогибалась по направлению к позвоночнику на 1 — 2 см.
  3. Частота надавливаний должна составлять не менее 100 — 200 в минуту.

Об эффективности непрямого массажа сердца свидетельствует появление пульса на сонных, бедренных и лучевых артериях, восстановление самостоятельного дыхания, появление розовой окраски кожи и слизистых оболочек.

Обучение непрямому массажу сердца, как правило, обучают в «школах материнства».

Первая помощь ушибах ребенку

Ушибом называется повреждение тканей без нарушения целостности кожи. Самым частым проявлением ушиба является синяк.

Как лечить ушиб ребенку?

  1. Первая помощь при ушибе заключается в создании покоя пораженной части тела.
  2. Поможет пузырь со льдом и давящая повязка. Это способствует сужению поврежденных мелких сосудов и препятствует дальнейшему росту синяка, а также профилактике образования гематомы (полости с кровью).
  3. Если ушиб сочетается со ссадинами и царапинами, необходимо обработать их перекисью водорода или раствором зеленки. Затем можно наложить стерильную марлевую салфетку.

Первая неотложная помощь детям

Помощь при черепно-мозговой травме у детей

Черепно-мозговые травмы часто отмечаются у малышей. К ним приводит падение даже с небольшой высоты, например, с дивана, когда малыш может первый раз перевернуться, или из кроватки, когда малыш самостоятельно встает и тянется за чем-либо, а рядом нет никого из взрослых.

Степени черепно-мозговой травмы

По степени выраженности черепно-мозговые травмы делят на сотрясение, ушиб и сдавление головного мозга.

Сотрясение головного мозга проявляется помрачением сознания тотчас после травмы, рвотой, иногда судорогами, учащением сердцебиения и дыхания, беспокойством..

Ушиб является более тяжелой травмой головы и проявляется потерей сознания, многократной рвотой, выраженным беспокойством, судорогами, параличами.

Сдавление головного мозга самая тяжелая из черепно-мозговых травм. Проявлением сдавления головного мозга является заторможенность, стремление лечь на пораженную сторону, нарушение ритма сердца и дыхания, судороги, параличи. Проявления сдавления головного мозга связаны с внутричерепным кровотечением или отеком мозга.

Во всех случаях падения ребенка необходимо вызвать Скорую. Прежде всего до приезда врачей нужно провести оказание первой помощи, вам нужно создать малышу полный покой. Если имеется открытая рана на коже головы — наложить стерильную марлевую повязку, положить к голове пузырь со льдом или пластиковую бутылку с холодной водой (если льда нет). Не отходить от него до приезда врачей.

Как определить, что ребенок подавился?

Для начала каждому родителю нужно помнить, что если ребенок способен плакать и звать на помощь, значит, его дыхательные пути не перекрыты и организм справится с проблемой самостоятельно. Не нужно усердно колотить малыша по спине или трясти за ноги. Появляющийся в таких случаях кашель – лучший помощник, а вы просто контролируете ситуацию и успокаиваете кроху.

Проявлять беспокойство и оказывать срочную помощь ребенку нужно в том случае, если появились следующие признаки:

у ребенка широко раскрыты глаза, а в них – полнейшая паника;

ребенок не способен нормально вдыхать воздух и плакать, голос его становится охриплым или пропадает вовсе;

малыш широко открывает рот, повышается слюноотделение;

кожные покровы сначала краснеют, а потом начинают синеть;

детишки старшего возраста обхватывают горло ручками;

в особо критических ситуациях кроха может потерять сознание.

Все перечисленное выше свидетельствует о том, что инородный предмет перекрыл дыхательные пути ребенка и препятствует нормальному поступлению воздуха. В этом случае незамедлительно вызываем скорую (тел: 903), а сами начинаем оказывать первую помощь.

ПОМОГАЕМ ДЕТИШКАМ ДО ГОДА

Чаще всего малыши до года давятся во время кормления: молоком, крупными кусочками еды, водичкой. Самая распространенная причина этого – неправильная поза. Как же помочь крохе?

Один из способов – поднять ручки ребенка вверх. Про этот способ мало кто слышал, да и кажется он на первый взгляд слишком простым и недейственным. Однако такая поза способствует расширению дыхательных путей и налаживанию процесса дыхания.

Если это не поможет, нужно положить ребенка на животик на свою руку и ребром ладони совершить 5 похлопываний между детскими лопатками.

Если ребенок подавился мелким предметом или кусочками пищи нужно поднять малыша за обе ноги или нажав на корень языка, вызвать рвоту, зачастую этого бывает достаточно и дополнительных манипуляций не требуется.

Если ребенок дышит нормально, но при этом сильно кашляет, значит, кусочки пищи застряли не в дыхательных путях, а в гортани. Обычно благодаря кашлю, или начавшейся рвоте инородное тело само выходит наружу.

Гораздо серьезней дело обстоит при застревании пищи или инородного предмета в дыхательных путях ребенка. В этом случае несвоевременная или неправильно оказанная помощь может привести к удушью и даже к летальному исходу. Основные признаки такого застревания – малыш не может кричать и плакать, машет ручками и втягивает живот. Для освобождения дыхательных путей ребенка существует несколько способов:

Если ребенок подавился водичкой или молоком, он начинает сильно кашлять (захлебываться кашлем, шумно дышит) нужно повернуть его к себе спиной, обнять одной рукой, одновременно надавливая ей же на область желудка, наклонить малыша вперед и похлопать по спинке.

Если ребенок подавился молоком, водой или слюной, но предыдущий способ не помог, нужно положить его на спинку таким образом, чтобы голова располагалась ниже, чем туловище. Под грудную кость малыша кладем средний и указательный пальцы. Делаем пять нажимов, следя за тем, чтобы после каждого из них грудина малыша выпрямлялась. Нужно чередовать нажимы и похлопывания по спине из п.1. до приезда скорой помощи.

При застревании твердого инородного предмета (конфета «сосулька» или глаз любимой игрушки) кладем ребенка на руку лицом вниз. Голова при этом должна быть ниже грудной клетки. Свободной рукой хлопаем ребенку между лопаток (рис 2). Второй вариант – берем ребенка за ножки и опускаем вниз головой. Точно так же хлопаем между лопатками.

Положите ребенка на руку лицом вниз так, чтобы голова находилась ниже туловища.

Основанием ладони свободной руки сделайте 5 хлопков подряд между лопатками ребенка.

После каждого хлопка проверяйте, не удалось ли устранить закупорку дыхательных путей.

Если инородное тело не удалось удалить, переверните ребенка на спину. Положите два пальца на грудину ребенка и произведите 5 нажатий, вдавливая грудину на глубину 1—2 см и давая грудине распрямляться после каждого нажатия, не снимая с нее пальцев.

Если эти меры не помогли, еще раз позвоните в скорую помощь, убедитесь, что вызов был принят. До прибытия скорой продолжайте оказывать первую помощь, чередуйте похлопывания по спине и сдавливание грудной клетки. Если в какой-то момент ребенок потеряет сознание, начинайте делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Все производимые нажатия и похлопывания должны быть несильными но резкими. При выполнении таких движений со значительным усилием у малышей до года возникает вероятность разрыва внутренних органов.

В некоторых источниках приводится в корне неверный совет – обследовать гортань ребенка пальцем и постараться извлечь инородное тело. Возможно, этот способ поможет, если застряло что-то мягкое, вата например. Но вот в большинстве случаев вы рискуете просто продвинуть застрявший предмет еще глубже и тогда без хирургического вмешательства точно не обойтись.

Первая помощь ребенку старше года

Здесь самое главное – отсутствие паники. Детки старше года уже понимают больше, а потому излишняя озабоченность и нервозность только усугубят психическое состояние малыша в этот и так непростой момент.

Основные принципы оказания помощи здесь те же, что и для детишек до года. В случае застревания кусочков пищи или инородных предметов в гортани, нужно вызвать рвоту или поднять малыша за обе ноги. Хотя иногда ребенок в состоянии прокашляться самостоятельно.

Если манипуляции, перечисленные в предыдущем разделе, не помогают, укладываем малыша личиком вверх на ровную поверхность и поворачиваем его головку немножко вбок. Теперь нужно выполнить несколько нажатий на верхнюю часть живота и нижнюю часть грудины в направлении вверх. Такой способ помогает вытолкнуть застрявший предмет из дыхательных путей.

Еще способ: Проведение 5 шлепков по спине

Сядьте или станьте за ребенком и положите руку на грудь по диагонали. Наклоните малыша немного вперед, так что бы он опирался на вашу руку. Ладонью свободной руки, сделайте пять твердых и раздельных шлепка по спине ребенка, непосредственно между лопатками.

При застревании конфеты, кусочка пищи или любого другого инородного предмета для деток старше года эффективен метод Хелмича. Заключается он в следующем:

встаем позади ребенка (если его рост маленький – стоим на коленях);

обхватываем кроху руками за талию;

кисть одной руки сжимаем в кулак и располагаем его между ребрами и пупком малыша большим пальцем внутрь;

второй ладонью обхватываем кулак;

разводим локти в стороны и нажимаем на живот ребенка в направлении снизу вверх.

Такие движения нужно выполнять до тех пор, пока кусочек пищи не выскочит из дыхательных путей ребенка. Помните, что метод нельзя применять по отношению к деткам до года.

Нагните ребенка вперед и основанием ладони сделайте пять сильных хлопков подряд между лопатками. Между хлопками проверяйте, не удалось ли устранить закупорку. Если освободить дыхательные пути не удалось, переходите к следующему пункту.

Положите одну руку на спину, а вторую – в центр грудной клетки. Произведите той рукой, которая лежит на грудной клетке, 5 сильных нажатий, примерно как при массаже сердца, но более медленных и резких.

Если эти меры не помогли, вызывайте скорую помощь, и до ее прибытия чередуйте 5 хлопков по спине и 5 нажатий на грудную клетку.

Ведение физиологических родов вне стационара

В случае наступления второго периода родовой деятельности роды необходимо проводить дома с вызовом в помощь педиатрической бригады СМП.

Критериями тактического решения в пользу проведения родов «на месте» являются следующие признаки: желание роженицы потужиться с выпячиванием во время потуги промежности или появление предлежащей части плода из половой щели.

Роженицу уложить на постель с чистым бельем. Наблюдать за развитием схваток, сердцебиением плода и продвижением головки. Сердцебиение плода выслушивают в паузах между схватками. В первом периоде родов при головном предлежании плода сердцебиение выслушивается ниже пупка справа или слева, при поперечном — на уровне пупка, в тазовом положении — выше пупка. Частота сердцебиений плода колеблется от 120 до 140 в 1 мин.

В конце первого периода родов головка плода определяется прижатой к входу в малый таз. Если над входом в малый таз определяется мягкая часть плода, то имеется тазовое предлежание. Если над входом в малый таз предлежащая часть не определяется, а контуры матки приближаются к поперечному овалу, то это характерно для поперечного или косого положения плода.

В таких ситуациях роды через естественные родовые пути часто невозможны, высокий риск разрыва матки. В таких случаях необходимо принять меры для срочной доставки роженицы в родильный дом или хирургическое учреждение.

Второй период родов характеризуется появлением потуг. Следует тщательно наблюдать за общим состоянием роженицы и подготовиться к приему родов.

Наружные половые органы и область промежности повторно обмывают теплой водой с мылом, наружные половые органы обрабатывают 5% спиртовым раствором йода, область заднего прохода закрывают марлевой салфеткой. Принимающий роды медицинский работник обрабатывает руки (мытье с мылом, обработка спиртом).

С момента появления в половой щели головки приступают к ручному приему по защите промежности. Как только головка врезалась и не уходит обратно во влагалище, необходимо воспрепятствовать ее преждевременному разгибанию, установив головку областью подзатылочной ямки под лонную дугу роженицы.

В период без потуг бережно вывести головку из половой щели. Принимающий роды захватывает головку плода обеими руками, женщину просят потужиться. Это способствует фиксации переднего плечика под лоном. Когда это произошло, необходимо за головку несколько приподнять плод кверху, давая тем самым возможность родиться заднему плечику.

Необходимо проверить, нет ли обвития пуповины вокруг шеи. При тугом обвитии пересечь пуповину между двумя зажимами Кохера, при нетугом — ослабить натяжение пуповины и дождаться следующей потуги, когда без всяких усилий рождается и весь плод.

Первичный туалет новорожденного

Новорожденного укладывают на столе (лотке) со стерильной пеленкой и грелками для обогрева.

Для обеспечения проходимости верхних дыхательных путей необходимо санировать ротоглотку новорожденного с помощью баллончика или специального катетера для верхних дыхательных путей, подключенного через тройник к аспиратору, при этом разряжение не должно быть более 100 мм рт. ст. (0,1 атм).

Доношенному новорожденному следует вводить катетер на глубину не более 5 см, продолжительность санации — в пределах 5 секунд. Следует избегать глубокой санации глотки из-за возможного провоцирования брадикардии, ларинго- и бронхоспазма. Сначала нужно санировать полость рта, затем (при необходимости) — носовые ходы.

При проведении профилактики гонобленнореи необходимо стерильным ватным шариком снять с кожи век первородную смазку и слизь, затем закапать в конъюнктивальный мешок каждого глаза (на слизистую оболочку век) стерильной пипеткой по 1 капле 20-30% раствора сульфацил-натрия, потом отдельно каждый глаз протереть стерильными ватными тампонами; девочкам дополнительно закапать сульфацил- натрий в половую щель.

При обработке и перерезке пуповины:

  • накладывают 2 стерильных зажима Кохера: первый на расстоянии 10 см от пупочного кольца, второй — на расстоянии 15-20 см; участок пуповины между зажимами смазывают 5% раствором йода (или 95% этиловым спиртом), затем рассекают стерильными ножницами;
  • остаток пуповины протирают стерильной марлевой салфеткой, поверхность среза пуповины обрабатывают 5% спиртовым раствором йода, не снимая стерильный зажим Кохера (ближнего к пупочному кольцу) с остатка пуповины (при транспортировке новорожденного зажим не снимают!);
  • или на остаток пуповины щипцами накладывают скобку и поверхность среза пуповины обрабатывают 5% раствором йода (в случае отягощенной родовой ситуации вместо скобки накладывают стерильную шелковую лигатуру);
  • на остаток пуповины накладывают стерильную грушевидную повязку в виде колпачка;
  • следует помнить, что на догоспитальном этапе при невозможности уточнить резус принадлежность матери и наличие отягощенной родовой ситуации пуповину пережимают немедленно после рождения ребенка, не ожидая прекращения пульсации ее сосудов;
  • необходимо зафиксировать время рождения (отделение ребенка от пуповины).

Независимо от исходного состояния, характера и объема проводимых мероприятий на первой и пятой минутах после рождения следует провести оценку состояния ребенка по шкале Апгар.

шкала Апгар

Оценка по шкале Апгар 9-10 баллов соответствует удовлетворительному состоянию новорожденного, 6-7 баллов — асфиксии легкой степени, 4-6 баллов — асфиксии средней степени тяжести, а 0-3 балла — асфиксии тяжелой степени.

Для поддержания нормальной температуры тела новорожденного необходимо:

  • вытереть ребенка насухо;
  • завернуть в сухую пеленку;
  • накрыть полиэтиленовой пленкой;
  • положить рядом грелки/бутылки с теплой водой (избегая прямого контакта с кожей ребенка);
  • не оказывать помощь «на сквозняке», на холодной поверхности.

У детей, рожденных вне стационара, велика опасность холодовой травмы, особенно ей подвержены недоношенные дети. Ранними признаками гипотермии у новорожденных являются снижение активности, слабый крик, плохое сосание; ребенок очень вялый, стопы холодные на ощупь, отмечается «мраморность» кожных покровов.

Если не приняты меры по согреванию ребенка, наступает декомпенсация в виде снижения активности обменных процессов, нарушения дыхания и кровообращения. Это, в свою очередь, приводит к кислородному голоданию, прогрессированию гипоксии, дальнейшему угнетению функций ЦНС.

Тактильная стимуляция. Обсушивание ребенка уже само по себе является тактильной стимуляцией. Если после обсушивания и санации верхних дыхательных путей самостоятельное дыхание не появилось, следует провести тактильную стимуляцию путем похлопывания новорожденного по стопам или поглаживания по спине.

Тактильную стимуляцию не следует проводить более 10-15 с. Проведение тактильной стимуляции не показано у недоношенных детей с экстремально низкой массой тела.

Отделение последа. Ведение родов необходимо продолжать до момента полной отслойки плаценты. Важно определить степень отслойки плаценты:

  1. если отслойка плаценты произошла, то при надавливании на матку в надлобковой области ребром ладони пуповина не втягивается;
  2. если плацента не отслоилась от стенки матки, то пуповина втягивается; категорически нельзя ускорять отделение последа (подтягиванием за пуповину, массажем матки и т.д.);
  3. если процесс отслойки плаценты от стенки матки завершен, тогда помогают рождению последа, для этого:
  • матку приводят в срединное положение;
  • дно матки захватывают рукой так, чтобы четыре пальца легли на ее заднюю поверхность, а один (большой палец) — на переднюю стенку и производят легкий массаж, вызывая схватку.

При рождении последа его осматривают на целостность всех его долей; в случае нарушения целостности последа (выявления отрыва частей, кровоточащих вмятин) показано ручное его удаление.

Если ранний послеродовый период сопровождается кровотечением, необходимо обеспечить венозный доступ с последующей инфузионной терапией солевыми растворами и экстренно доставить роженицу в акушерский стационар на носилках вместе с ребенком и последом.

Алгоритм действий при реанимации новорожденных детей

Остановка сердца у новорожденных чаще всего связана с асфиксией, поэтому при проведении СЛР, согласно Рекомендациям Европейского Совета реаниматологов в редакции 2010 г., следует использовать последовательность А-В-С с соотношением «компрессии/вдохи» 3 : 1, за исключением случаев остановки сердца, обусловленной нарушениями функции сердца.

Реанимацию доношенных новорожденных лучше начинать с подачи смеси кислорода и воздуха, а не со 100% кислорода, при этом объем подаваемой смеси регулировать в зависимости от показаний пульсоксиметрического датчика, закрепленного на правой руке ребенка (запястье, ладонь, палец).

Использование дополнительного кислорода в качестве самостоятельного метода лечения (без ИВЛ) в первые 5 мин жизни не обоснованно. При наличии самостоятельного регулярного дыхания дополнительный кислород через лицевую маску показан только в тех случаях, когда у детей на фоне стабильной ЧСС >100 уд/мин разлитой цианоз (SрО2 <80-85%) сохраняется более 5 мин после рождения.

Сразу после рождения аспирация показана только при наличии явной обструкции дыхательных путей или необходимости в вентиляции легких с положительным давлением, новорожденным, у которых остановка сердца связана с нарушениями функции сердца.

Показаниями к проведению ИВЛ у новорожденного являются отсутствие дыхания, нерегулярное дыхание (судорожное типа «gasping»), ЧСС <100 в 1 мин.

ИВЛ на догоспитальном этапе проводить саморасправляющимся мешком («Ambu, Laerdal») через маску или эндотрахеальную трубку; в случае если вентиляция с помощью лицевой маски или интубация трахеи не приносит результата или невозможно осуществить, показано использование ларингеального масочного воздуховода.

Вентиляцию легких рекомендуется выполнять с положительным давлением, достаточным для увеличения ЧСС или расширения грудной клетки (без чрезмерного давления у недоношенных детей).

При транспортировке недоношенных новорожденных в дыхательных путях необходимо поддерживать постоянное положительное давление.

По возможности при СЛР следует проводить контроль за содержанием СО2 в выдыхаемом воздухе методом капнографии или колориметрии (подтверждение положения эндотрахеальной трубки у новорожденного, отслеживание эффективности компрессионных сжатий грудной клетки).

Соотношение «компрессии/вдохи» 15:2. Проводить компрессии грудной клетки (непрямого массажа сердца) показано при ЧСС менее 60 уд/мин на фоне адекватной ИВЛ, проводимой в течение 30 с.

Компрессии грудной клетки можно проводить двумя разными способами. Первый — используя две руки: обе ладони располагают под спиной новорожденного, а подушечки больших пальцев — на нижней трети грудины. Второй — с помощью одной руки, когда давление осуществляется указательным и средним пальцами, помещенными на нижнюю треть грудины.

Сжатие грудной клетки производят на глубину, равную примерно 1/3 от переднезаднего размера грудной клетки. Показателем эффективности проводимой компрессии (непрямого массажа сердца) является пульс, пальпируемый на крупных сосудах, для этого через 30 с от начала сжатий грудной клетки прекращают их проведение примерно на 6 с.

Если ЧСС выше 60 уд/мин, следует прекратить компрессии и продолжить ИВЛ до восстановления адекватного самостоятельного дыхания.

Если ЧСС ниже 60 уд/мин, следует продолжить компрессии грудной клетки на фоне ИВЛ, убедиться в правильности работы оборудования и начать лекарственную терапию.

Эффективность СЛР можно оценить по частоте дыхания и с помощью пульсоксиметрии. В случае тяжелой степени гипоксически-ишемической энцефалопатии рекомендуется отсрочка пережатия пуповины не менее чем на 1 мин, независимо от показаний к проведению реанимационных мероприятий.

Реанимацию новорожденных можно прекратить при отсутствии сердечных сокращений в течение 10 мин. Решение продолжать реанимационные мероприятия после 10 минут отсутствия сердечных сокращений у новорожденного следует принимать с учетом таких факторов, как:

  • предполагаемая причина остановки сердца (врожденные патологии);
  • гестационный возраст;
  • наличие или отсутствие осложнений;
  • возможность применения терапевтической гипотермии.

При проведении СЛР необходим постоянный мониторинг уровня насыщения гемоглобина артериальной крови кислородом с помощью пульсоксиметра (контроль сатурации). Следует помнить, что в норме у доношенных детей после рождения уровень насыщения крови кислородом повышается медленно и достигает 90% только к 5-7 мин.

Медикаментозное сопровождение сердечно-легочной реанимации

Необходимо заблаговременно подготовить лекарства для введения. Для этого должен быть обеспечен венозный доступ путем катетеризации периферических или центральных вен.

Альтернативным методами могут быть внутрикостное и внутритрахеальное введение препаратов. В последнем случае препараты вводят через эндотрахеальную трубку или с помощью пункции перстневидно-щитовидной мембраны. При этом способе введения препараты в удвоенной дозе разводят в 2-3 мл 0,9% раствора натрия хлорида (общий объем введенной жидкости может достигать 20-30 мл).

Пункцию или катетеризацию центральных вен может производить только высококвалифицированный специалист (врач реаниматолог-анестезиолог). Обеспечение венозного доступа не должно прерывать СЛР.

При проведении СЛР новорожденным на догоспитальном этапе используют ограниченное количество лекарственных препаратов.

Эпинефрин (адреналин) показан при ЧСС ниже 60 уд/мин после 30 с непрямого массажа сердца на фоне адекватной ИВЛ. Препарат вводится внутривенно, эндотрахеально или внутрикостно в разведении 1 мл 0,1% раствора эпинефрина на 10 мл 0,9% раствора натрия хлорида (в 1 мл раствора — 0,1 мг препарата).

Рекомендуемая доза для внутривенного введения составляет 0,1-0,3 мл/кг приготовленного раствора. При эндотрахеальном введении рекомендуемая доза эпинефрина увеличивается в 3 раза (0,03-0,1 мг/кг). При неэффективности проводимой СЛР в течение 10-15 мин возможно применение увеличенных в 2 раза доз эпинефрина.

Раствор натрия хлорида0,9% показан для экстренного восполнения объема циркулирующей крови, особенно в условиях длительной транспортировки. 0,9% раствор натрия хлорида вводится болюсно в дозе 10-20 мл/кг в течение 20 мин, недоношенным детям рекомендуемую дозу следует вводить медленно (более 5 мин).

Атропин у детей применяют только при выраженной брадикардии. Для введения препарата 1 мл 0,1% раствора атропина разводят в 10 мл 0,9% раствора натрия хлорида; рекомендуемая доза составляет 0,01 мг/кг или 0,1 мл/кг массы тела при указанном разведении.

Первичные реанимационные мероприятия осуществляются при наличии у ребенка хотя бы одного признака живорождения:

  • самостоятельного дыхания;
  • сердцебиения;
  • пульсации пуповины;
  • произвольных движений мышц.

В случае отсутствия всех признаков живорождения ребенок считается мертворожденным.

реанимация новорожденных

Отравление

Безусловно, вы оберегаете дитя от некачественных продуктов и кормите его исключительно свежеприготовленной пищей. Но никто не застрахован от беды, и малыш, оказавшийся даже на минуту без присмотра, может попробовать то, что для него совершенно не предназначено: съесть испортившиеся продукты, отхлебнуть из бокала алкоголь, чистящие жидкости из флаконов или наесться таблеток.

  1. Заметив, что младенец съел или выпил что-то вредное для него, вызовите скорую, а затем действуйте сами. Первая помощь ребенку будет заключаться в немедленном провоцировании у грудничка рвоты. Заставьте его выпить соленой воды (3 ч.л. на стакан) и нажмите на корень языка.
  2. До приезда бригады СМП дайте малышу «раствор» активированного угля: 1 ст.л. растолченных таблеток вымешайте в 1 стакане воды и поите младенца с ложечки.
  3. Обязательно сообщите о своих действиях прибывшим медикам и расскажите, чем отравился кроха.

Но не всегда мы замечаем сразу, что грудничок съел что-то «запретное». К сожалению, часто случается, что мы видим уже признаки нарастающей интоксикации, и при этом должны действовать четко и слаженно, стараясь оказать первую помощь младенцу и обнаружить, чем именно он отравился.

Признаки отравления

  • Слабость и бледность;
  • рвота;
  • при сильной интоксикации появляются судороги, и кроха теряет сознание.

Ситуация с отравлением младенца осложняется тем, что маленький ребенок, особенно чувствующий себя плохо, зачастую не может объяснить и показать, что он выпил и съел. Если в поле видимости нет пустых бутыльков, блистеров от таблеток или емкостей от моющих средств, принюхайтесь к малышу. Если от него пахнет бензином, скипидаром, хлоркой или уксусом, вызывать рвоту нельзя, поскольку эти вещества при повторном прохождении через пищевод могут вызвать сильнейшие химические ожоги. В таких случаях лучше позвонить в скорую и проконсультироваться с диспетчером.

Ожидая бригаду СМП, уложите младенца на бок и постоянно контролируйте его пульс и дыхание, чтобы в случае их остановки приступить к реанимационным мероприятиям. Если после вызова скорой вы выяснили, чем именно отравился грудничок, не бойтесь позвонить снова и уточнить у диспетчера, чем вы можете помочь своему ребенку до приезда медиков.

Ложный круп

Из-за особенностей строения гортани малышей до года, каждый из грудничков во время ОРВИ может пережить эпизод ложного крупа. Особенно часто испытывают трудности с дыханием дети-аллергики. Во время обычной болезни узкий участок гортани над голосовыми связками отекает, что приводит сначала к «лающему кашлю», а затем и к сложностям со вдохом. Малыш начинает испытывать кислородное голодание, синеет. Любой родитель в такой ситуации растеряется, но, чтобы ваши действия не были сумбурными и ошибочными, важно знать, какой должна быть первая помощь дитя при ложном крупе, чтобы грудничок дожил до приезда бригады СМП.

  1. В первую очередь важно успокоить и отвлечь ребенка, ведь плач увеличивает отечность.
  2. Щелочные ингаляции хорошо справляются с отеками. Высыпьте на дно ванной горсть соды, включите горячий душ и постойте с младенцем на руках в помещении, дыша щелочными парами.
  3. Если крохе не хватает кислорода, быстро укутайте его, чтобы он не замерз, и вынесите его на балкон или же откройте настежь окно в комнате. Свежий уличный воздух способствует спазму сосудов, и отек гортани быстро уменьшится.
  4. Хорошо если у вас есть небулайзер, тогда вы сможете в домашних условиях значительно уменьшить отек, с его помощью. Ингалации с использованием специальных лекарственных препаратов (например Пульмикорт) в кратчайшие сроки снижают отечность. Проконсультируйтесь у своего участкового педиатра, какие средства и в каком количестве лучше использовать в таких случаях.

Захлебывание

Сейчас многие родители практикуют методику раннего плавания в домашней ванной или в бассейне под руководством инструкторов. Это, безусловно, полезное для развития крохи начинание может обернуться трагедией. Несмотря на действие инстинктов самосохранения, грудничок, даже на пару секунд оставшийся без присмотра, способен захлебнуться.

  1. В первую очередь, грудничка нужно вытащить из воды. Если он в сознании и активно откашливается, держите его на руках, слегка наклонив, но так, чтобы желудок был по уровню ниже головы.
  2. Если малыш потерял сознание — следует уложить малыша, повернув его головку набок и приподняв верхнюю часть тела, и вызвать скорую. Одновременно вы должны произвести оценку состояния ребенка: нащупать пульс и удостовериться в наличии дыхания. При их отсутствии приступайте к реанимационным мероприятиям.

Научите ребенка: их главным телефонам спасения

Важно научить детей номерам телефонов экстренных служб, но еще важнее обучить, в каких ситуациях следует по ним звонить и какую информацию сообщать. Вбейте телефон МЧС в список быстрого набора на домашнем телефоне (и промаркируйте ее ярким цветом, например, с помощью лака для ногтей), а также проведите с детьми несколько тренировок. Пусть они «звонят» в различные службы спасения и рассказывают, что случилось. Мы рекомендуем проводить тренировки раз в полгода, чтобы навык стал автоматическим: к сожалению, многие дети и взрослые в критической ситуации не могут вовремя получить помощь, так как теряются и иногда даже забывают собственный адрес.

Научите, как останавливать кровь

Большинство кровотечений можно остановить, если просто как следует нажать или перетянуть в области пульса. Научите детей, что если у него или у кого-то рядом сильно идет кровь, стоит перетянуть с помощью футболки или шарфа участок тела ниже раны, а также обязательно прикрепить к повязке бумажку с указанием времени, когда была наложена повязка. И, конечно же, немедленно обратиться за помощью.

Научите, как делать искусственное дыхание

Если вашему ребенку 10 лет и более, его сил уже должно хватить, чтобы провести эффективные действие по восстановлению дыхания. Если вы сами не умеете делать искусственное дыхание, возможно, самое время научиться?

Научите, что делать при ожоге

Самое главное, что должны дети об ожогах: первое, что нужно сделать — это сунуть пострадавший участок под холодную воду, желательно проточную. И ни в коем случае не мазать место ожога маслом, кремом или аналогичными средствами, которые могут повысить температуру кожи. Холодная вода или лед — и к взрослым за помощью!

Научите, что делать при травмах глаза

Первое правило: что бы ни происходило с глазами, ни в коем случае нельзя их тереть. Лучше всего зажмуриться как можно крепче: скопившиеся слезы помогут «вымыть» любой посторонний предмет, который попал в глаз. Если это не поможет, то нужно держать пострадавший глаз закрытым — и бежать за помощью.

Научите, что делать при укусе пчелы

Аккуратно провести пальцем по месту укуса: пчелы обычно оставляют жало, наполненное ядом. Его нужно срочно удалить и немедленно обратиться за помощью. Если у малыша есть аллергия на укусы насекомых, научите его, что нужно обязательно принять лекарство, обратиться за помощью к взрослым и обязательно сказать им про аллергию.

Профилактические меры предосторожности

Чтобы предотвратить опасную ситуацию, можно прибегнуть к следующим мерам профилактики:

  1. Если в доме живет маленький ребенок, нельзя разбрасывать мелкие вещи (пуговицы, гайки, бисер, монеты, детали конструктора и прочее) на полу, столах, тумбочках и других местах, к которым малыш имеет доступ.
  2. Не давать малышу продукты, которые могут закупорить дыхательные пути ребенка.
  3. Не позволять детям бегать, смеяться, говорить, кричать во время обеда, или когда во рту у них находится мелкий предмет (например, леденец).

На заметку. Риск аспирации снизится, если малышу до 5-7 лет давать леденцы только на палочке – если кроха подавится, извлечь конфету будет проще.

  1. Выбрать подходящие для ребенка игрушки. Слишком мелкие детали неприемлемы для новорожденных деток, лучше оставить их для ребят постарше. Что касается мягких игрушек, то ворс на них должен быть коротким.
  2. Воспитывать ребенка соответствующим образом (учить его тому, что нельзя тянуть в рот и проглатывать все подряд).
  3. Проверять детскую пищу на наличие крупных твердых или острых фрагментов.

Ситуация, когда ребенок подавился, нередко оказывается по-настоящему опасной и тяжелой. Сохранить жизнь малышу помогут лишь правильные организованные действия взрослых. Каждая мама должна знать, что делать, если ребенок подавился, каким образом совершаются необходимые манипуляции.

Видео

Заключение

Мы ознакомились с основными опасными ситуациями, которые могут произойти с детьми. Если знать, как правильно действовать, каждый родитель сможет своевременно оказать своему ребенку первую помощь при любой травме, ожидая приезда врача.

Источники

  • https://www.u-mama.ru/read/obaby/forone/5579-bezopasnost-malysha-i-pervaya-pomoshch-novorojdennomu.html
  • https://ProPomosch.ru/eto-nuzhno-znat/instruktsiya-pervoj-pomoshhi-v-dou
  • https://www.medmoon.ru/rebenok/okazanie_pervoi_pomoshi_detyam.html
  • https://kpoxa.info/zdorovie-pitanie/delat-esli-rebenok-podavilsya.html
  • https://GetFirstHelp.ru/tips/pervaya-pomoshh-detyam
  • https://babystime.ru/blog/zdorove-malysha/pervaya-pomossh-novorozhdyonnomu
  • https://zen.yandex.ru/media/u-mama.ru/pervaia-pomosc-rebenku-pri-neschastnyh-sluchaiah-chto-mojno-sdelat-do-prihoda-vracha-5f324c793729023908c98c55
  • https://NewBabe.ru/zdorove/pervaya-pomoshch-grudnichku.html
  • https://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/dovrachebnaya-pomoshh-rebenku-v-ekstrennyih-situatsiyah.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5983407a77d0e62546de76d6/pervaia-pomosc-rebenku-kotoryi-podavilsia-ili-poperhnulsia-59835f6f48c85ef11d123d47
  • http://www.ambu03.ru/neotlozhnaya-pomoshh-novorozhdennym-pri-rodax-vne-stacionara/
  • https://www.GoodHouse.ru/health/childs_health_and_psychology/mamina-shkola-5-pravil-pervoy-pomoshchi-kotorye-dolzhen-znat-rebenok/

[свернуть]