Постановка звука «Р»

Почему ребенок не выговаривает букву «р»?

С проблемой невыговаривания звуков детьми, особенно «р», сталкиваются многие родители. При этом причины такого явления могут быть самые разные:

  • Анатомические. У некоторых деток встречаются аномалии развития речевого аппарата. Некоторые могут влиять на их способность выговаривать звуки:

    • плохая подвижность языка;
    • аномальное строение подъязычной уздечки;
    • неправильный прикус;
    • слабо развитые мышцы щек и губ.

    Исправить такие проблемы достаточно сложно. В этом поможет специальная артикуляционная гимнастика, растяжение уздечки. В некоторых случаях требуется хирургическая операция.

  • Особенности восприятия звуков. В этом случае дети часто путают буквы, переставляют их местами, подменяют одни звуки другими. Причиной может быть нарушение фонетического слуха – когда малыш не воспринимает некоторые звуки.Ребенок и буква РТакже такое нарушение может быть связано с подражанием кому-либо из близкого окружения (например, старший брат картавит, а малыш копирует его речь).
  • Проблемы с ЛОР-органами. Их могут спровоцировать нарушения дыхания (слабый вдох) или заболевания уха, горла, носа. Болезни, способные спровоцировать нарушение произношения звуков:

    • аллергический ринит;
    • тонзиллит;
    • перенесенная ангина;
    • наличие аденоидов или полипов в горле;
    • парезы ЛОР-органов.

    В этом случае подбирается индивидуальное лечение, направленное на борьбу с основным заболеванием. Также детям потребуется подобрать комплекс логопедических упражнений для восстановления речевых функций.

  • Неврологические нарушения. Поражение речевого аппарата вследствие неврологических патологий называют дизартрией. Такое нарушение влияет не только на чистоту дикции, но и на возможность произносить некоторые звуки.

Отдельно выделяются психологические причины нарушения речи. В этом случае требуется консультация психотерапевта.

Подражание – способ изучения картавости

Как правильно начать картавить? В первую очередь необходимо хорошо знать, каким образом произносится правильная буква «Р». Только потом можно изучить механизм воспроизведения грассирующего «Р». Нужно сопоставить их и понять, чем они друг от друга отличаются.

как картавить букву р

Проводя анализ, будет ясно, что когда человек произносит обычный звук «Р», то он активно применяет кончик языка. В отличие от привычного звука грассирующий «Р» заставляет использовать языковой корень и гортань.

При произношении обычного «Р» необходимо почувствовать, где именно располагается речевой орган в это время. После этого нужно медленно переместить работу языка с кончика к основанию. «Картавый» звук «Р» воспроизводится с помощью воздушных потоков непосредственно в горле, не задействуя при этом окончание языка.

Для того чтобы учиться, подражая, понадобится запастись различными произведениями на французском языке: музыкой, фильмами, программами. Пользуясь ими, нужно стараться повторять выражения за французами. При этом важно следить за тем, чтобы слова были похожи по звучанию.

Если вы хотите подражать вашим русским кумирам, то соответственно используйте их материал.

Чтобы контролировать свое произношение, можно использовать диктофон. С его помощью записать свой голос и прослушать, оценив правильность воспроизведения дефектного «Р».

Как научиться картавить

Многие люди страдают таким дефектом с раннего возраста, обращаются к различным врачам и всячески пытаются избавиться от картавости. Некоторым может казаться это милым, а есть варианты появления осложнений в жизни, связанных с картавостью. Давайте дадим определение – нарушение произношения звуков при нормальном слухе и артикуляционном аппарате. Вопреки распространённому мнению, картавость вовсе не заболевание, а лишь небольшой врожденный дефект, устраняемый при помощи тренировок, и в более сложных случаях, вмешательством логопеда. Причиной возникновения картавости может служить один из следующих вариантов:
• Первая причина, является коротенькая уздечка, ограничивающая движение кончика языка вверх.
• Бывает, что дефект формируется ещё в пребывании внутриутробном периоде.
• Неумение выполнять языком нужные действия для чёткости речи.

Как быстро научиться выговаривать букву р

Правильно и бегло произносить букву Р, весьма сложная задача, и распространённая. Для работы с ребёнком, упростят помогающие действия родителей, но взрослым придётся самостоятельно решать эту проблему. Выполняйте ежедневно следующие рекомендации:

  1. Как и детям, советуется проговаривать скороговорки, при этом, особый акцент отдаётся словам, с частым использование буквы Р.
  2. Частой ошибкой, полученной в детстве, когда воздух остаётся в горловине и не выпускается наружу. Тем временем, происходит нужного дрожания конца языка, что является обязательным критерием при произношении звуков «Р». В устранение изъяна, улыбнитесь, поднимая язык к нёбу, выпуская воздух, раскройте рот.
  3. Как быстро научиться выговаривать букву р

  4. Для улучшения подвижности кончик, также, натяните рот в улыбке, выпустите язык, легко покусывайте его кончик. Выполняйте данное упражнение в течение десяти секунд, затем отдых, снова повторите. Эту разминку необходимо повторять четыре раза в неделю, в день, а вообще, чем чаще, тем лучше.

Когда нужна коррекция

Недостатки в звукопроизношении важно выявлять своевременно, пока речь дошкольника достаточно гибкая. Специалисты рекомендуют провести подробное обследование у логопеда не позже 5 лет.

Если ребёнок не произносит Р изолированно и в самостоятельной речи, искажает звук или заменяет его каким-то другим, а в словах с разной слоговой структурой переставляет его или вовсе игнорирует, в этом случае однозначно требуется коррекция.

 

Как научиться выговаривать букву р в домашних условиях

Одной из причин данного дефект, является короткая уздечка внутреннего язычка. Придать эластичности, необходимо открыть рот, вытянуть язык, попытаться дотянуться до подбородка, ну либо кончика носа. Такое упражнение как раз таки, лучше выполнять в домашних условиях, чтобы Вас никто не отвлекал. Ещё для домашней работы над проблемой, подойдёт способ записи себя на диктофон. Прослушав, как Вы произносите, например, скороговорку, можете выявить, какого рода происхождения имеет ошибка. Запись себя поможет обнаружить даже малые отклонения от стандарта речи.

Почему дети плохо рычат

Сложность воспроизведения звуков, в том числе «р», в их постоянной звонкости. В речи ребенку бывает трудно справляться именно с соединением сонорных между собой, с гласными, с глухими, с шипящими. Это проблема артикуляционного характера (не может выговаривать звукосочетания) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.

Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах.

Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.

Совет родителям. Если вы неопытный родитель и никогда не сталкивались с постановкой звуков у дошкольников, то лучше будет получить хотя бы одну логопедическую консультацию, чтобы быть уверенным, что домашние упражнения будут эффективными.

1. Анатомические признаки

  • снижение подвижности языка;
  • слабое развитие мышц губ и щек;
  • неправильный прикус;
  • особенное строение уздечки (подъязычной связки).

Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.

Артикуляционная гимнастика детям обычно нравится. Поскольку на время такого занятия родители вынуждены снять запрет на гримасы, высовывание языка и страшные рожицы. Полезные шалости с мимическими мышцами помогают укрепить артикуляционный аппарат, сделать его более подвижным, и это улучшит чистоту речи в целом.

2. Особенности восприятия звуков

Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.

Случай из практики. У девочки с ослабленным зрением оказался абсолютный музыкальный слух. Но при этом речевой аппарат обладал удивительной инертностью.

Когда девочка играла с песком на пляже, ее няня произнесла фразу: «Теперь это все нужно разровнять». Малышка попыталась повторить новое слово, и получилось: «раз-вар-нять». Как ни пыталась няня исправить произношение, ничего не выходило. Пришлось подсказать няне, что нужно подменить слово на «попроще»: ров-ный, вы-рав-ни-вать, раз-рав-ни-вать. После нескольких повторов в медленном темпе девочка стала верно произносить и читать слова по слогам: «раз-ров-нять», а затем и без труда соединила все звуки.

 3. Лор-заболевания

Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.

4. Дизартрия

Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.

Проблемы с речевым дыханием

Прямая взаимосвязь между дыханием и правильной речью очень тесная. При отсутствии каких-либо проблем ребёнок делает вдох через нос. Но по ряду причин дыхание может стать ротовым или смешанным, что приводит к деформации носовой структуры, слабости круговой мышцы рта, неестественному смещению или опущению языка. Чаще всего варианты подобной проблемы проявляются следующим образом:

  • выдох прерывистый, короткий, с постепенным ускорением;
  • дыхание аритмичное и поверхностное;
  • при вдохе и выдохе ребёнок подёргивает плечами или головой, сильно напрягает лицевые и шейные мышцы;
  • дыхание происходит с задержкой или дополнительными вдохами;
  • ребёнок говорит как на выдохе, так и на вдохе;
  • ритм дыхания легко сбивается при эмоциональной или физической нагрузке;
  • струя воздуха очень слабая, проходит между краем языка и щекой, создавая таким образом хлюпающее звучание.

Упражнения для речевого дыхания

Неправильный прикус

У аномалий в соотношении верхнего и нижнего зубного ряда множество своих причин: от наследственности и вредных детских привычек до недоразвития челюстных мышц и внутриутробных патологий у матери. Основные виды патологического прикуса, из-за которого страдает звукопроизношение, это:

  • прогнатический – верхняя челюсть сильно смещена вперёд;
  • прогенический – вперёд чрезмерно смещается нижняя челюсть;
  • перекрёстный – зубы разного размера, формы и смещены в горизонтальной плоскости, верхняя или нижняя челюсть чрезмерно смещена влево или вправо;
  • открытый – даже при сомкнутых зубах между верхним и нижним рядами сохраняется щель.

 Приступить к исправлению прикуса не поздно в любом возрасте, однако не забывайте о том, что чем позже начнётся коррекция, тем она будет сложнее и продолжительней. 

Виды неправильно прикуса

Нарушения в речевом слухе

Под речевым слухом подразумеваются такие естественные способности ребёнка:

  • чувство темпа речи и способность его воспроизвести (ритмический);
  • умение безошибочно узнавать и различать речевые фонемы (фонематический);
  • восприятие речевой мелодики (звуковысотный);
  • восприятие звуков, разных по звучанию, громкости и высоте (физический);
  • умение правильно услышать и повторить изменения в голосовом тембре (тональный).

В той или иной степени дисфункция фонематического слуха приводит к смешению, замене либо полному игнорированию Р в детской речи.

Недостаточное развитие артикуляционного аппарата

Для постановки звука Р большое значение имеет физиология и состояние мышц языка, круговой мышцы рта, подвижность губ, щёк и даже нижней челюсти. Язык может быть или слишком большой и массивный, или наоборот очень маленький, а губы – короткие, толстые и малоподвижные. При помощи простых тестов в виде специальных упражнений логопед оценивает состояние артикуляционного аппарата малыша и подбирает наиболее оптимальные подготовительные упражнения для постановки Р в ближайшей перспективе.

Индивидуальное строение уздечки

Существенно укороченная подъязычная связка создаёт серьёзные препятствия для подвижности языка, тем самым автоматически приводя к дефектному произношению Р. Внимательные родители подобную патологию могут обнаружить самостоятельно по следующим признакам:

  • ребёнку крайне сложно дотягиваться кончиком языка до верхних передних зубов и нёба;
  • на просьбу показать язычок наблюдается раздвоенная, плоская или квадратная его форма;
  • у малыша большие трудности с быстрым перемещением языка во рту из стороны в сторону;
  • в процессе приёма твёрдой пищи у ребёнка нередко возникает рвотный рефлекс;
  • произношение Л, а также всех звонких и шипящих звуков – нечёткое.

Освободить звук Р «из-под узды»

Поскольку в статье речь идет именно о «домашних» упражнениях на постановку звука Р у детей, то первым делом не лишним будет напомнить: даже если вы, полные родительской любви и логопедического энтузиазма, решили самостоятельно научить вашего малыша раскатисто рычать не хуже тигренка и без смущения декларировать на семейных утренниках рифмованную историю про укушенного грека, то вам все равно необходима хотя бы одна, первичная, консультация профессионального и опытного логопеда.

Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки — так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.

В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа. Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму — резать или нет — и способен разрешить специалист-логопед. Мамы, папы, не волнуйтесь — современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе — и упражнений на постановку звука Р.

Звук Р: правильно-неправильно

Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная вибрация и амплитуда языка и другие физиологические «достижения». Неудивительно, что большинство детей испытывают определенные трудности в формировании правильного произношения звука Р.

Как правило, вариантов непроизвольного коверкания звука Р у подрастающего поколения не так уж и много. Самые распространенные детские «издевательства» над звуком Р:

  • Звук просто пропускается, выпадает. Особенно это характерно для слов, где звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж (вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);
  • Вместо звука Р получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо корова), лука (вместо рука), класка (вместо краска), ыба (вместо рыба);
  • Звук Р произносится узнаваемо, но не типично именно для русского языка (особенно часто этим «грешат» дети-билингвы). Ребенок может произносить звук Р не «твердо», как свойственно для нашей речи, а например грассировать (как принято во французском языке), или излишне вибрировать (что характерно для английского).

Как проверить произношение звука Р у ребенка? Сначала попросите малыша «порычать» — иными словами, несколько раз произнести звук Р сам по себе, а не в составе каких-либо слов. Затем пусть ребенок повторяет за вами слова типа: ворона, король, трава, порядок и т.п. Если ребенку не удается одиночный звук Р, то первым делом вам предстоит поупражняться именно в этом — научить малыша произносить звук Р сам по себе. Если же «рычит» ребенок «на отлично», а вот в словах произносит звук Р неправильно — то практиковать правильное произношение следует прежде всего в слогах: ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир и т.д.

Залог успеха: теРРРпение и тРРРуд все пеРРРетРРРут

Наберитесь терпения и идите от простого к сложному. К счастью или к сожалению, но логопедическая задача в корне отличается, например, от попытки научить кого-либо плавать — если держаться на воде и барахтать конечностями еще и можно научиться в одночасье, то правильно произносить звуки, увы, точно нет. Поскольку здесь играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление артикуляционного аппарата.

Запомните одно простое правило: любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить ребенку удовольствие и позитивные эмоции. Как вы этого добьетесь — это ваша проблема, не малыша. И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и разные звуки произносить, а для малыша это всегда — огромный труд, дискомфорт, а иногда даже определенные болезненные ощущения), вы добьетесь успеха.

Выдумывайте забавные и потешные для ребенка развлечения со звуком/буквой Р, превратите ежедневные речевые упражнения в смешную игру, и никогда (даже в шутку!) не дразните малыша — и вы сами не заметите, как ребенок крепко «подружится» со всеми звуками родной речи. Даже с таким коварным, как звук Р.

Из личного опыта

Буква Р была моим наказанием и даром одновременно. Трудно это сейчас, уже в 30 лет объяснить. На протяжении всего своего детства я помню только одно — я училась говорить правильно и красиво. В моем арсенале не хватало очень много букв. В том плане, что я не могла их выговаривать правильно.

Наверно, пол алфавита я не говорила так, как надо. Меня понимали только единицы избранных людей. В том числе мама, воспитатель в детском саду и старшая сестра (у нас год разницы, мы погодки). Всем остальным они переводили, что я говорила, потому как понять без переводчика мою быструю и красивую речь было практически невозможно.

Но к школе совместными усилиями моей прекрасной воспитательницы в саду — Валентины Константиновны и моей любимой мамочки я не выговаривала уже только одну букву — злосчастную «Р». Куда только мама не водила меня, кому только не показывала! Мы прошли, наверно, всех логопедов нашего города, которые были на тот момент! Никто ничего не мог со мной поделать. И к окончанию младшей школы на эту мою особенность махнули рукой.

Это было сложно. Быть не как все. Когда все вокруг разговаривают нормально, а одна ты картавишь, это порождает комплексы. Чем старше я становилась, тем более зажатой была. При всем моем артистизме и буйной фантазии я не участвовала в самодеятельности потому что жутко стеснялась того, что не выговариваю букву «Р». Говорю «как маленькая». Надо мной стали смеяться. Чем еще больше увеличивали мою неуверенность в себе.

Но тут эта моя особенность сыграла мне на руку. Мой мозг начал выкручиваться. Я стала стараться говорить без буквы «Р». То есть вообще. Буква «Р» практически исчезла из моего лексикона. Я стала так строить фразы и заменять слова, что смогла обходиться без нее.

Незнакомый человек в разговоре со мной мог и не заметить того, что я не выговариваю какие-то буквы. Это здорово тренирует мозг и повышает словарный запас. Я так мастерски научилась заменять все слова с буквой «Р» на синонимы без «рычания», что перестала делать это осознанно. Оно стало получатся само собой. Было даже интересно.

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю что это был очень ценный опыт и, наверно, он был мне нужен. Во первых, я стала лучше разбираться в людях. Во-вторых, жизнь научила меня тому, что те, кто с тобой, когда ты не такой как все — это многое значит! Я училась принимать людей такими, какие они есть. В-третьих, это была хорошая зарядка для моего мозга и, наверно, именно она дала хороший старт будущему образованию.

И шло так за годом год… Я возводила защитную стену и все больше считала, что это мой самой главный недостаток. Что никогда у меня не будет ни мужа, ни детей, ни семьи из-за этого. Сейчас эти выводы кажутся такими смешными, но тогда, в подростковом возрасте, это было очень страшно. Идти к логопеду было уже не по возрасту, да и что нового они мне могли бы сказать? Я готовилась к одинокой старости и судьбе старой девы.

Все изменилось в 1 день

Изменил все один случай. На тот период времени (это 1995-1996 года) не у всех были в наличии магнитофоны. Кассетные. Большие. А еще меньше было человек, у которых эти магнитофоны могли записывать звук. Кажется дико. Особенно сейчас, когда, наверно, в каждом телефоне есть функция записи звука. Но тогда это была суровая реальность постсоветского пространства.

Так вот. Пришли мы однажды в гости к моей однокласснице, а у нее папа только что купил микрофон к их кассетному магнитофону. И стали пробовать записывать наши разговоры и то, как мы пое. Было интересно и местами весело. До тех пор, пока я не услышала на пленке КАК звучит мой голос в целом и буква «Р» в частности. Меня повергло это в шок. Я сидела и не могла успокоиться. Появилась какая-то мысль в мозгу, и я не могла ее ухватить и додумать до конца.

Придя домой, я стала разговаривать вслух и специально вслушиваться в то, как именно я произношу букву «Р». И, как мне казалось, я стала понимать что именно я делаю не так, чтобы она звучала так, как надо. Кажется, научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку гораздо труднее чем ребенку. Но на деле оказалось все не так. Я ПОНИМАЛА, что нужно делать и КАКОЙ звук должен быть на выходе и с помощью логики стала подбирать такое положения языка при котором звук получится такой, как надо.

Что же я стала делать

Я стала много разговаривать дома наедине сама с собой, чтобы никого не стесняться. Просто так разговаривать было скучно, и я начала читать в слух книги. Но не просто так читать, а СЛУШАТЬ как я это делаю. Стоило мне прочитать букву «Р» автоматически так, как я говорила до того, как начала заниматься, я останавливалась и перечитывала слово заново, стараясь слушать как звучит звук и стараться произнести так, как он должен звучать.

Я не скажу, что сразу были успехи. Нет. Было сложно, но я упорно искала такое положение языка, чтобы он мог воспроизвести нужный звук. Т.е. детей учат делать язык кверху и там его трясти. Или что-то типа этогоя уже забыла, если честно, как меня учили. Прошло уже более 25 лет. Но я помню как я сама училась в детстве. Я поднимала язык, прижимала его кверху и пробовала добиться дрожания. И это было обречено на неудачу. Потому что невозможно это сделать специально.

А вот СЛУШАТЬ какой идет звук и подбирать варианты звучания можно. Я слышала при каком положении языка мои звуки больше напоминали букву «Р» и старалась повторить это. Со временем то, что я произносила все больше и больше стало становиться похоже на букву «Р», и настал такой момент, когда я смогла хоть недолго, но прорычать прямо вот так «Ррррр». Я еле-еле дождалась маму, что бы продемонстрировать ей что я могу. Это было такое счастье.

С тем пор занятия пошли все более и более успешно. И к своему 16-летию я пришла умея выговаривать эту сложную букву «Р». При чем никакие специалисты, которые колдовали надо мной в детстве не смогли мне помочь, а с помощью простого магнитофона я сама научилась ее выговаривать. Уже в достаточно взрослом возрасте. Чем я очень горжусь.

Практически сразу в моей жизни появился молодой человек, который явно мне симпатизировал. Я стала более уверенная в себе, мне стало проще общаться. Хотя я по прежнему автоматически какое-то время разговаривала исключая эту букву из лексикона . Началась насыщенная общественная жизнь и просто стало жить легко и приятно!

К чему я это все пишу? А к тому, что у каждого у нас в жизни есть та или иная буква «Р». У кого-то в прямом смысле, у кого-то в переносном. Все это дано нам не просто так. Нужно увидеть то хорошее, что нам это дает, а еще можно найти способ сделать так, чтобы справиться с этой задачей на сколько имеется возможность.

[

Как избавиться от картавости

Может ли человек с дефектами речи работать на радио? Ответ очевиден, конечно, нет. Однако что делать, если отдельные буквы не выговариваются, а работать в эфире, ну, очень хочется. В этом случае есть 2 пути: придумать себе авторскую программу, в которой ваша картавость или иной дефект будут изюминкой, вспомните «Шоу Шепелявых», или срочно заниматься с логопедам. Сегодня я расскажу вам эффективные методы борьбы с картавостью.

Основные причины картавости:

  1. укороченная уздечка, ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка
  2. слабость мышц языка
  3. неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения
  4. нарушения фонематического слуха.

Учимся правильно произносить букву «Р»

Конечно, если произнести слово «трактор» у вас не получилось в детстве, сделать это сейчас будет гораздо труднее, но тем не менее. Чтобы произнести «Р», вам нужно кончик языка поднять к нёбу, но до него не дотронутся.

Потом краями языка коснутся верхних зубов. Когда вы подадите струю воздуха, кончик языка задрожит и получится буква «Р». Самая большая ошибка – горловое произношение буквы «Р». Так разговаривают французы, нам же с вами необходимо работать кончиком языка.

Закрепляем навык упражнениями:


  • «Чистим зубы». Широко раскройте рот, улыбнитесь и постарайтесь почистить верхние зубы с внутренней стороны. Для этого языком нужно двигать влево — вправо.

  • «Гладим небо, то есть нёбо». Вновь широко открываете рот и кончиком языка гладите нёбо вперёд-назад, следите за тем, чтобы язык возвращался к корням верхних зубов.

  • «Воздушный бой». Открываете рот, укладываете язык на нижнюю губу и произносите звук «Ф» так, чтобы струя воздуха была узкой, а не широкой. Это поможет выработать длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

  • «Сладкоежка». Откройте рот, зафиксируйте нижнюю челюсть руками так, чтобы она не двигалась. Теперь исключительно широким языком попытайтесь облизнуть верхнюю губу сверху — вниз. Не забывайте, челюсть не должна вам помогать приподымать язык.

  • «Индюк». Открываете рот, на нижнюю губы укладываете широкой язык. Ваша задача — в быстром темпе облизывать губу по направлению вперёд-назад и добавлять голос, чтобы получился звук, похожий на болботание индюка.

  • «Барабан». Вновь открываете рот, выясняете в интернете, где находятся верхние альвеолы зубов, и ударяете в них языком, произнося при этом звук «d».

Автоматизация звука «Р»

Когда вы заставите свой язык принимать правильное положение для того, чтобы произносить «Р» вам нужно будет закреплять навыки. Это стоит делать постепенно. Вначале говорите букву в изолированном звучании, потом в слогах, словах, фразах и, наконец, предложениях.
Предлагаю вам следующий комплекс:

Р-р-р-р-р Рь-рь-рь-рь Ри-рэ-ра-ро-ру-ры Лри-лрэ-лра-лро-лру-лры

Слова:

ударный слог, начало слова: Раб, розовый, рысь, руль ударный слог, середина слова: Гора, перо, нарыв, кенгуру безударный слог, начало слова: Работа, рыбак, рысак, руно, руда безударный слог, середина слова: фара, мера, пары, горы, папирус, карусель

Автоматизация «Р» в сложных словах:

Фарфор бутерброд, транспортер температура рассортировать, группировка, развернуть, растирание, администратор.

Скороговорки:

как вернуть деньги за покупки в интернете
Дорогие друзья! Если Вы ведете учет своих финансов, то прочитайте статью про то как можно вернуть часть денег за покупки в интернет- магазинах, за покупку билетов и многое другое с помощью кешбэк-сервисов, я подобрала лучшие и проверенные сайты. Читайте и возвращайте Ваши деньги!

В грозу от груза арбузов развалился кузов. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры. Рыла свинья белорыла, тупорыла; Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла. Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит. Но заскороговорившись, выскороговаривал, Что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.

Научиться картавить с помощью упражнений

В изучении того, как следует грассировать букву «Р» вам поможет не только самостоятельное, но и профессиональное обучение. В школьной программе по обучению Французскому языку есть множество упражнений, вот самое распространенное из них:

Подготовка речевого аппарата

В работе с упражнениями для произношения буквы р для детей есть множество нюансов. И, конечно, изначально следует подготовить речевой аппарат к работе. Начало тренировок — артикуляционная гимнастика.

Подготовка к дальнейшей работе над произношением

Обратите внимание! Упражнения делаются всегда перед зеркалом вместе с малышом. Так ему проще повторять за родителями. Тренировки выполнять ежедневно, повторяя каждое упражнение по 6-8 раз. Помнить о том, что детская нервная система формируется до десяти лет, поэтому, при первых признаках усталости и раздражения стоит делать короткий перерыв.

Гимнастика преследует цели:

  • Развить подвижность языка. Делаются различные упражнения, чтобы язык был широким, узким, поднимают и опускают его, касаются поочередно щек.
  • Развить подвижность губ. Упражнения «Клоун», «Пятачок», «Обезьяна».
  • Развить навык удержания нижней челюсти в определённом положении. Ребенок пытается ее выдвинуть вперед и зафиксировать и обратно.

  Речь детей по возрасту

Трудности произношения «р»

Почему буква вызывает трудности:

  • Часто она находится между гласными в словах.
  • Ребенку сложно ее произнести правильно, он заменяет ее на «л», «ы», «й», поскольку не имеет верного навыка произношения,
  • Малыш не может достаточно твердо произнести звук, возникает грассирование (подобно французскому языку) или сильная вибрация (картавость).
  • Произношение получается «в нос». Это происходит по причине того, что малыш не знает, где должен находится кончик языка при выговаривании.

Тренировка мышц языка

В упражнениях для звука р для детей всегда присутствует разминка языка:

Упражнения для языка из логопедии

  • «Качели». Широко открыть рот, поднимать и опускать язык вверх и вниз, касаясь зубов и задерживаясь по 20 секунд в одном положении.
  • Облизывать губы языком по часовой стрелке и наоборот.
  • «Маляр». Рот закрыт, языком внутри водить по небу, щекам и зубам.
  • «Лошадка». Ребенок цокает языком, подражая лошадке.
  • «Слоник». Вытянуть губы вперед, втянуть воздух, как будто слон набирает воду, затем на выдохе выпустить воздух.

Комплекс упражнений для растяжения уздечки языка

Логопедические занятия на букву р зачастую сопровождаются упражнениями для растяжения уздечки языка, поскольку проблемы с выговариванием звука могут крыться именно в короткой уздечке.

Упражнения всегда выполняются медленно:

  • Широко открыть рот, оставив неподвижным. Язык двигается по небу от зубов к горлу.
  • «Футбол». Открыв рот, малыш дотрагивается до правой и левой щеки по очереди, напрягая сильно кончик языка.
  • «Котенок». Это самое любимое упражнение у детей. На блюдечко налить любимое лакомство и попросить языком слизывать его.
  • «Гармошка». Язык сильно прижать к нёбу. Затем открывать и закрывать рот, язык остается при этом неподвижным.

Упражнения для растяжения уздечки языка

Комплекс упражнений, развивающих речевой аппарат

Развивая речевой аппарат, следует помнить о дыхании.

Дыхательная гимнастика:

  • Сделать вдох, а затем попробовать «задуть свечу», делая легкий выдох.
  • «Праздничный торт именинника». Сделать вдох, а на выдохе постараться задуть как можно больше воображаемых свечей. Воздух нельзя добирать.
  • После вдоха на выдохе произнести: «какой ароматный цветок».
  • После вдоха на выдохе произносить звук «ссс», а затем перейти на «ррр».
  • На выдохе имитировать звучание ветра — звук «ввв».
  • На выдохе имитировать самовар — «пых-пых-пых».
  • На выдохе произносить скороговорки.

Также можно использовать для разминки пассивную гимнастику. Детям особенно нравится работать в парах с братьями, сестрами или с родителем.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Постановка звука «р» с детьми

Самым главным этапом в логопедических упражнениях для буквы р выступает постановка звука. Она делится на три этапа:

  • Научиться произносить уверенно звук отдельно.
  • Добавить произношение слогов, слов,
  • Лишь после приступать к предложениям и скороговоркам.

Техника постановки звука

Постановка буквы «р» делится на постановку букв «р» и «рь». Сначала следует научиться произносить успешно твердую «р». Для этих целей выполняются все упражнения, описанные выше.

постановка мягкого «рь» происходит за счет проговариваний чистоговорок. Их можно придумать самим или использовать следующие:

  • Стоит дуб на горе — ре-ре-ре,
  • А н аветке снегири — ри-ри-ри,
  • А коса у косаря — ря-ря-ря,
  • Я всем правду говорю — рю-рю-рю.

Прибор, помогающий постановке буквы р

Для усложнения задачи можно использовать специальные приборы или палочки, которые ребенок будет держать губами.

  Лексические темы для организации занятий в подготовительной группе ДОУ

Задания для формирования правильного произношения

7 заданий для правильного произношения буквы «р»:

  • «Часы с кукушкой». Малыш с широко открытым ртом вытягивает язык к верхней губе, после — за зубы к бугоркам.
  • «Дрожалка». Малыш учиться дрожанию языка за счет выпускания воздуха на выдохе и касания языком губ.
  • «Рожица». Широко улыбаясь, следует кусать кончик языка.
  • «Лошадка». Подражание цоканию лошадки.
  • «Барабанщик». Широко открыть рот и попытаться сказать «д». Тогда ребенок коснется альвеол и поймет правильное положение языка при произношении «р».
  • «Зубная щетка». «Чистить» зубы языком со внутренней стороны зубов.
  • «Присоска». «Приклеить» язык к небу, держать плотно, открывать и закрывать рот, не убирая языка.

Развитие артикуляции

Развитию артикуляции следует уделить время. Она поможет натренировать выдох, растянуть уздечку языка и укрепить его в верхнем положении.

Очень важно, чтобы малыш научился мощному выдоху. В этом ему помогут мыльные пузыри. Это и увлекательно, и полезно одновременно. Также можно использовать шарик от пин-понга — малыш должен суметь загнать его в ворота. Это сформирует правильную воздушную струю на выдохе.

Упражнения для артикуляции схожи с теми, что используются в артикуляционной гимнастике.

Игры-занятия

Готовый сценарий — специально для занятых родителей. Играйте ежедневно по 5-10 минут, не более. Избегайте оценочных фраз типа «Не так!», «Неверно!». Правильнее сказать: «Тебе будет удобнее вот так», «Лучше так», «Попробуй вот так». Показывайте образец выполнения задания. Любое последующее занятие начинается с 5-минутного повторения уже отработанных звуков.

Поощряйте старание ребенка, его стремление выполнить упражнение, самостоятельно изменить сюжет игры. Найдите хорошие слова для того, что происходит здесь, сейчас и именно с этим ребенком. Не вспоминайте вчерашние успехи и недочеты. Проговаривайте, что именно получилось у ребенка сегодня.

Сценарий 1

  1. «Веселые скачки». Соревнование всадников. Чья «лошадка» быстрее и громче цокает копытами, тот и победил. Звук копыт изображаем щелканьем языка.
  2. «Птичий двор». Изобразить звуки жителей птичьего двора. Пусть их предложит ребенок. Основная цель этого упражнения — научить малыша копировать сердитого индюка. Должно получиться что-то вроде [бл-бл-бл!], если язык быстро движется между губами вперед-назад.
  3. Мы немного задержались на птичьем дворе. Начинается буря.Подул ветер. Нащупай язычком бугорки за верхними зубами (взрослый показывает). Сильно не прижимай язык к бугоркам. Теперь растяни губы, как будто улыбаешься, и сильно дуй! Можно таким способом сдувать легкие предметы — их уносит буря. Важно добиться звука, напоминающего [тррр].

Сценарий 2

Игры на повторение логично переходят в новый сюжет с новыми упражнениями. Например, сегодня мы запрягли лошадку в повозку (карету, сани…), и управляет ею кучер.

  1. «Кучер». Лошадка сегодня уж очень резво скачет. Нужно ее остановить. Что произносит кучер, когда собирается остановить повозку? [Пррр]. Звук получается при вибрации губ.
  2. «Барабан». Продолжаем улыбаться. Барабаним, ударяя кончиком языка по бугоркам на верхнем небе. При этом произносим звук [д]. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  3. «Блинчик». Упражнение помогает отработать оптимальную форму языка — широкую. Взрослый демонстрирует выполнение задания с помощью зеркала. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, как блинчик на тарелке.
  4. Это же упражнение выполняется с улыбкой. Такой же широкий язычок нужно не спеша поднять к верхним зубам и нащупать им бугорки. Затем медленно и широко положить его на верхнюю губу.

Сценарий 3

Не забываем о повторении изученного и продолжении сюжетной линии игры, вплетая в нее новые упражнения.

  1. Сегодня «Заводи автомобильный двигатель». Это упражнение должно быть тщательно проработано взрослым. Важно воспользоваться зеркалом. Широкий язык поднимаем на верхние бугорки и проговариваем частый повторяющийся «д»: [дддддд]. В тот же момент указательным пальцем нужно передвигать язык вправо-влево под кончиком языка. Постепенно звук [ддддд] переходит в [ддррр].

Замечание. Из гигиенических соображений вместо пальца можно использовать чайную ложку.

Упражнение повторяйте как можно чаще. Первое время перед зеркалом. Как только звук станет устойчивым, от вспомогательных предметов можно постепенно отказываться.

Упражнения из уроков по Французскому

Для начала запаситесь зеркалом. Если вы будете видеть то, как работает ваш язык, это значительно облегчит задачу.

  1. Это упражнение будет вам знакомо, если вы изучали французский в школе. Прижмите середину языка к небу, а кончиком коснитесь нижних зубов. Попробуйте произнести звук «Р» в таких условиях.
  2. Вам следует все так же дотронутся до неба и глотки языком, сделать это нужно его корнем, сильно напрячь. И вновь попробовать произнести звук «Р». Практикуйтесь усердно, с первого раза редко у кого выходит.

Упражнения для дыхания

“День рождения”. Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

“Полет снежинки”. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

Упражнения для губ

“Заборчик”. Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

“Хоботок”. Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

“Лягушка”. Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Немецкое произношение

Существует три способа сказать «р» по-немецки. Вариант произношения зависит от букв в произносимом слове. В русском языке такие звуки не встречаются, так что придется изучать их с нуля.

  1. Похож на легкую картавость. Звук отличается от мягкого французского звучания. Ведь немецкий довольно жесткий язык. Произношение среднее между российским звуком «р» и парижским.
  2. Шипящее «р». Буква не имеет аналогов в русском языке, но напоминает по произношению мягкое «хь». Выговаривать этот звук нужно с формированным резким выдохом, иначе его будет плохо слышно.
  3. Рычащий звук очень похож на русский. Используется только на юге страны, особенно популярен в Баварии.

Для тренировок нужно часто прослушивать немецкую речь и пытаться повторить данный звук. Иного способа обучения нет.

Если хотите выучить немецкий язык, у нас есть статья на эту тему.

Стишки

Стишки помогают малышу закрепить выученную «р» и применять ее в разных словах. При этом важно начинать с небольших легких стишков:

  • ру-ру-ру – ходил я к повару;
  • ро-ро-ро – красивое перо;
  • ри-ри-ри – делим все на три;
  • ра-ра-ра – высокая гора.

Если малыш освоил такие стишки, можно начинать разучивать с ним более сложные:

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел. Трава блестит,

В небе радуга стоит.

Стишки

Стихи и загадки на букву Р

Кар! – кричит ворона. – Кража!

Караул!  Грабеж!  Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карандаш! Картонку! Пробку!

И красивую коробку

– Стой, ворона, не кричи.

Не кричи ты, помолчи.

Жить не можешь без обмана

У тебя ведь нет кармана.

– Как! – подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно.

– Что ж вы раньше не сказали!

Караул! Карман украли!

Шел Егор через бор,

Видит, вырос мухомор.

—  Хоть красив, а не беру,—

вслух сказал Егор в бору.

— Верно ты сказал, Егор! —

так ему ответил бор.

***

Потерялась буква Р.

Где? В трамвае, например.

Или мы ее вчера

Не забрали со двора?

Уронили в гастрономе,

Не нашли за дверью в доме?

Или спрятали (проверьте!)

В распечатанном конверте?

Может, милиционер

Приведет нам букву Р?

Но сказала громко Маша:

– Отыскалась буква наша!

Посмотри, как просто это:

Рыба! Рак! Рука! Ракета!

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

полтора часа подряд.

Совет!Лучше всего проговаривать стишки с выражением, чтобы малышу было интересно. Так ему проще их запомнить.

Мягкая «р»

Часто родители предлагают малышу сказать слово «рак» или «рыба». Но в этих словах звук твердый. Легче всего выговорить мягкую «р». Она присутствует в словах «рябина», «царь», «ребенок», «посмотри» и прочих. Пусть малыш для начала попытается проговаривать подобные слова, тогда твердый звук ему будет даваться проще.

Упражнение с помощью воды

В этот раз вам понадобится стакан воды и ванная. Прополощите гортань издавая звук «Р», а затем повторите ту же манипуляцию, но без воды. Звук необходимо издавать вибрирующим.

Французские поговорки и скороговорки

Интернет пестрит изобилием сайтов на которых вы можете найти все необходимо для практики грассирующей «Р». Найдите французские поговорки, послушайте произношения и старательно произносите. Усложнить себе задачу можно с помощью скороговорок. Ниже приведена одна из них, с множеством «Р» :

« Rat vit riz

Rat mit patte à ras

Rat mit patte à riz

Riz ciut patte à rat.»

И пример французской поговорки в которой множество «Р»:

Французская поговорка

«Dans la gendarmerie, quand un gendarme rit, tous les gendarmes rient dans la gendarmerie» («В жандармерии, когда жандарм смеется, все жандармы смеются в жандармерии»).

Послушать как она верно произносится можно опять такие же на любом из сайтов. Изучив несколько поговорок и скороговорок успешное изучения грассирующей «р» вам непременно обеспечено.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

Слушайте французскую музыку

Ранее мы уже говорили о том, что прослушивание и пение французских композиций принесет пользу в освоении умения картавить. Теперь рассмотри это конкретнее.

Замечательным образцом послужат песни Эдит Пиаф, например, знаменитая «Non, Je ne regrette rien». Так же хороши песни Мирей Матье, например выберете для прослушивания и изучения «La vie en rose». Принято считать, что это певицы даже чересчур грассируют, что не только придает определенный шарм песням, но и поможет вам в тренировка. Подражая им вы добьетесь должного результата.

Слушайте музыку на французском

С помощью русского «Х»

Русский звук «Х» очень сможет по фонетическим движением с французским звуком «Р». Например, произнесите пару-тройку раз слово «шахта», обратив внимание на то, каким образом производится этот звук. Теперь произнесите тот же «Х», но отдельно. Далее, как только начнет получаться, вместо глухого звука попробуйте произнести звонкий. Если вы все сделали верно, то у вас получится та самая французская «Р». Если же нет, то вот вам еще русские слова, произношение которых поможет уловить суть произношения картавого «Р»: хром, хворост, хрен.

С помощью этих не хитрых занятий и упражнений вы в скором времени освоите то, как картавить букву «Р». Если что-то не будет получаться, всегда можно прибегнуть к помощи преподавателя по фонетики либо по французскому.

Главное это ежедневно повторение и тренировки. Ни за что не прерывайте обучение, ведь все приходит с опытом и регулярностью. В противном случае не ждите быстрого эффекта.

Другие методики

Вам нужно постоянно тренироваться в произношении. Для этого читайте вслух французские или немецкие тексты. Не так важно их содержание, ведь буква «р» встречается достаточно часто.

Заучивание стихов, песен и скороговорок поможет вам навсегда выучить правильное произношение. Как только начнете забывать правильное звучание, просто зачитайте стих или скороговорку, и сразу вспомните.

Это позволит довольно быстро научиться, как картавить букву «р».

девушка с микрофоном
Легче запомнить песни.

Главное сразу выучить верное произношение, чтобы не укоренить в памяти ошибки. Слушайте носителя языка и повторяйте. Тщательно сравнивайте свое произношение с оригинальным, чтобы заметить неточности.

Лучше всего заниматься в компании носителя языка, чтобы он смог заметить ошибки в произношении и поправить. Такую же функцию может выполнять профессиональный репетитор или учитель (онлайн или оффлайн).

Изучение поговорок и скороговорок

Для изучения и закрепления навыка произношения грассирующего звука «Р» хорошо использовать поговорки и скороговорки на французском языке. Найти их не составит труда, в сети Интернет их огромное количество.

Подобрав для начала короткие и простые выражения, можно начинать их произносить. Перед этим лучше послушать, как это делают сами французы. Со временем можно переходить на более длинные и сложные фразы. К примеру, можно взять следующую скороговорку:

« Rat vit riz
Rat mit patte à ras
Rat mit patte à riz
Riz ciut patte à rat».

Также можно воспользоваться таким примером поговорки:

«Dans la gendarmerie, quand un gendarme rit, tous les gendarmes rient dans la gendarmerie».

Найти, как произносятся эти выражения, можно также в глобальной сети. Если человек сможет освоить правильное произношение скороговорок и поговорок, значит, все труды не прошли зря. Ведь их воспроизведение не является таким уж простым.

Заключение

Ежедневные занятия с ребенком по работе над буквой “р”, безусловно, увенчаются успехом — даже не сомневайтесь в этом.

Но еще они научат маленького человека верить в себя, справляться с неудачами, чувствовать поддержку близких людей и благодарить, идти к цели и трудиться для ее достижения.

Источники

  • https://kaknazvat.com/deti/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r/
  • https://VseoRechi.ru/poleznye-sovety/kak-nauchitsya-kartavit.html
  • https://otvetclub.com/kak-nauchitsya-kartavit/
  • https://otvetclub.com/kak-nauchitsya-vygovarivat-bukvu-r/
  • https://vospitanie.guru/rech/postanovka-zvuka-r
  • https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_r.html
  • https://www.woman.ru/kids/evolution/article/92108/
  • http://1obuchenie.com/bukva-r-kak-nauchitsya-govorit.html
  • https://vremya-sovetov.ru/nauka-i-obrazovanie/kak-nauchitsya-kartavit-bukvu-r.html
  • https://vospitanie.guru/rech/kak-naucit-rebenka-govorit-bukvu-r-v-domasnih-usloviah-upraznenia
  • https://rebenokmama.ru/kak-nauchit-govorit-bukvu-r/
  • https://legkonauchim.ru/yazyki/kak-nauchitsya-kartavit-bukvu-r
  • https://GotovlusKShkole.ru/zanyatiya/razvitiye_rechi/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvu-r
  • https://KakGovorit.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r

[свернуть]