Психосоматика у детей: таблица заболеваний, причины болезней аденоидов, насморка и кашля, аллергии и энуреза

Общие сведения

Повышение температуры тела – это защитный механизм, который организм активирует в период вирусного или бактериального заболевания. Он необходим, ведь при повышенной температуре среда внутри организма человека становится менее «привлекательной» для болезнетворных организмов и вирусных агентов, к тому же жар стимулирует выработку защитных клеток иммунитета, в частности, интерферона.

Чем больше этого белка, тем быстрее иммунитету удается расправиться с нежеланными «гостями» и вернуть нормальное состояние.

В норме температура тела здорового взрослого или ребенка составляет от 36 до 37 градусов. Субфебрильной температурой называется ее повышение с 37 градусов, а высокой температурой – от 38 градусов и выше. Есть люди с индивидуальными особенностями физиологии, для которых повседневной считается пониженная температура – от 35,3 до 35,8 градусов, либо у них постоянно присутствует субфебрильная температура, но при этом они отлично себя чувствуют.

Повышение температуры тела относительно обычной нормы воспринимается и ощущается человеком по-разному. Чаще всего появляется слабость, ломота в теле, болит голова, есть ощущение озноба, головокружение, болезненное ощущение в глазах.

Если есть признаки ОРВИ, гриппа или другого заболевания, повышение температуры будет важным диагностическим признаком при оценке состояния пациента. Если же других симптомов нет и, кроме повышенной температуры, ничего не происходит, следует особое внимание уделить психосоматике этого состояния.

Принципы психосоматических заболеваний

При поиске истинны причин недуга у своего ребенка, родители должны знать основные принципы, на которых основывается психосоматика.

Отрицательные мысли, тревожность, депрессия, психологические травмы бывают глубоко спрятаны или продолжаются довольно долго, что приводит к появлению физических болезней. Болезнь покинет ребенка, если направить его ресурс (в качестве ресурса будем рассматривать жизненную энергию, силу воли) на смену образа мышления.

Человеческий организм способен к регенерации, самовосстановлению. Если не ставить блоки в этом и позволить ребенку запустить этот процесс, то выздоровление пройдет быстро.

Последствие любой болезни – сложность в том, чтобы человек оставался самим собой, не испытывая внутренние конфликты. Разрешение этой ситуации поможет побороть недуг.

Немного научной терминологии


Основоположник современной концепции стресса, канадский врач и ученый Ганс Селье одним из первых указал на связь между эмоциональным напряжением и болезнью. Он пришел к выводу, что страх, гнев и другие сильные чувства вызывают увеличение надпочечников за счет избыточного воздействия на них гормонов гипофиза. 

Иными словами, сильный стресс и переживания приводят к тому, что мозг посылает сигналы в гипоталамус, гипофиз и надпочечники, чтобы эти железы начали выработку определенных гормонов. Надпочечники вырабатывают адреналин, который распространяется по всему телу. Если стресс недолгий, то выброс адреналина, как правило, приносит пользу. Но для нормальной жизнедеятельности телу необходимо определенное количество каждого гормона, которые должны находиться в равновесии. Нехватка или избыток определенного гормона приводит к негативным физическим последствиям и нарушению в работе внутренних органов. 

Выброс адреналина в кровь сопровождается выделением еще одного гормона — кортизола. С течением времени избыточное содержание кортизола приводит к повышению уровня сахара и инсулина в крови, снижению иммунитета, усиленным накоплением жиров, истощением костной ткани и проч.

Доктор Н. Волкова полагает, что психологические расстройства становятся причиной 85 % заболеваний тела, в 15% случаев не удалось доказать прямую взаимосвязь, однако она, вероятнее всего, существует. «Дирижером» заболевания специалист считает именно психологические аспекты, тогда как внешние факторы (переохлаждение, инфекции) действуют лишь вторично. Т. е. в спокойном состоянии ваш иммунитет способен справиться с заболеванием, под воздействием стресса — нет.  

С Н. Волковой соглашается с доктором А. Манегетти. В своей работе «Психосоматика» автор утверждает, что для победы над хронической (или часто возникающей) болезнью необходимо психологическое изменение.

У болезней детей также есть эта психологическая, подсознательная составляющая. Как же понять истинную причину болезни ребенка и помочь малышу?

Подавляющее большинство детских заболеваний связано с глазами, носом, ушами, кожей, горлом. Заболевания детей говорят о том, что они не могут в полной мере выразить своих чувств (из-за неумения это делать или родительского запрета). Болезни становятся следствием недостатка любви, внимания и заботы.

С момента рождения ребенок попадает в социальную среду со своим набором убеждений, верований. Однако малыш с рождения имеет свои верования. Ребенку придется приспособиться под окружающих его людей. Малыш должен понимать, что он имеет право выражать свои эмоции и чувства, даже если это не нравится взрослым, но он также должен понять, что у окружающих его людей есть свои дела, заботы, и они не могут посвящать ему все свое свободное время.

Практикующий психотерапевт, гомеопат, психолог В. В. Синельников в своей книге «Возлюби болезнь свою» обращает внимание на особенности детских болезней. Зачастую за недугом физическим скрываются глубокие эмоциональные переживания. Для победы над болезнью родителям и ребенку необходимо будет пройти серьезное психологическое изменение.

Дети на тонком энергетическом уровне связаны со своими родителями и детские болезни – это отражение взаимоотношений в семье. Ребенок чувствует напряжение в отношениях между близкими родственниками, даже если при нем никто не показывает неприязни друг к другу.

Каким же образом дети чувствуют состояние родителей. Еще немного теории.

Петрановская: «Очень грубо говоря, мозг можно разделить на «внешний» (кортикальный) — это наш разум («обычный мозг») и «внутренний» — лимбическая система, которая отвечает за наши самые базовые, витальные потребности: пища, безопасность, голод, холод, любовь, блаженство, тепло, страх, эмоции. Он же регулирует иммунитет, артериальное давление, выбросы гормонов и вообще отвечает за связь психики с телом, а также ПРИВЯЗАННОСТЬ. Глубокая эмоциональная связь, существующая между ребенком и «его» взрослым, называется привязанностью.

В ситуации стресса внутренний мозг включает сигнал тревоги. Чем выше стресс, тем громче сигнал. Внешний мозг в этом случае просто «сносит», он теряет работоспособность, мы плохо соображаем. Характер стресса, кстати, может быть любой: и сильный испуг, и горе, и яркая влюбленность, и неожиданный выигрыш в лотерею разумности нам не прибавляют. Как говорят психологи, «аффект тормозит интеллект»».

Профессор Алан Шор исследовал большое количество научной литературы и совершил значимый вклад в развитие неврологии. Он подчеркивает, что рост клеток мозга — «следствие взаимодействия младенца с главным опекуном (чаще всего матерью)». Отношение к ребенку в первые два года жизни предопределяет возможность полноценного функционирования его мозга в будущем. ⁠Воспитание оказывает непосредственное влияние на функционирование генов ребенка.

Поэтому для правильного развития нервной системы и мозга младенца так важно спокойное состояние матери и окружающей обстановки. 

С этой позиции нельзя не согласиться с утверждением, что дети отвечают за грехи своих родителей. Однако не стоит слепо корить себя в неправильном поведении, которое вызвало болезнь ребенка, тем более испытывать чувство ВИНЫ! Любой недуг малыша стоит расценивать как сигнал к его, либо вашему внутреннему изменению.

Если ребенок заболел, родители могут обратить внимание на взаимоотношения в семье, изменить их в лучшую сторону, совместными усилиями прийти к гармонии. Большинство современных родителей игнорируют подобные детские сигналы. Пытаются лечить малыша всевозможными лекарственными препаратами, забывая о комфортной психологической обстановке.

Ребенок гармонично сочетает в себе мужское (от отца) и женское (от матери) начало. В сознании маленького человека уже содержатся эмоции, чувства обоих родителей. Если эти мысли негативны, то они пагубно влияют на здоровье и развитие ребенка. Поэтому от отношений родителей в семье так же зависит физическое и психическое здоровье их ребенка (но не на 100%).

Часто физическими и психическими расстройствами ребенок «кричит» родителям о том, что ему некомфортно.

Так, в семье, где родители постоянно ругаются, у детей нередко возникают воспалительные заболевания ушей, бронхов, легких. Этими сигналами ребенок дает понять родителям, что ему важны спокойствие, гармония. Способны ли родители услышать маленького ребенка и понять его?

«Настраивать» ребенка на болезнь может и сама мать. У тех малышей, матери которых всерьез задумывались об аборте на самых ранних сроках, «включается» программа уничтожения, которая может проявляться в тяжелых формах привычных заболеваний.

На состояние ребенка также оказывает влияние беременность женщины, события которые с ней происходили в этот период, чувства и переживания. 

Из всего сказанного можно сделать вывод, что поведение и мысли родителей могут отражаться, «программировать» ребенка на определенные состояния. Излечиться от заболевания частично или полностью возможно осознав его истинные причины и трансформировав запускающие механизмы, разумеется если человек (ребенок) к этому готов.

Не стоит рассматривать болезни ребенка только как негативный опыт, зачастую это стимул к внутренним трансформациям ребенка, возможно и родителей, выход на новый уровень осознанности.

Эту точку зрения поддерживает и доктор О. Торсунов. Автор уникальных методик оздоровления, он уверен, что в семьях, в которых отсутствует гармония и взаимопонимание, дети часто болеют (жар, беспричинные крики, беспокойства, истерики).

Доктор Л. Вильма в книге «Психологические причины болезней» приводит обширный список детских заболеваний и психологических проблем, которые к ним приводят. Так:

  1. ангину у малышек до года провоцируют плохие взаимоотношения в семье;
  2. аллергию – гнев родителей, страх ребенка, что его не любят;
  3. причину астмы стоит искать в дефиците любви, постоянном подавлении чувств;
  4. частые головные боли возникают у детей, родители которых не могут разрешить возникшие разногласия;
  5. у детей, родители которых привыкли ссориться, громко выяснять отношения, нередко болит горло
  6. переживание ребенка за папу провоцирует недержание мочи
  7. насилие над психикой ребенка выливается в задержку умственного развития
  8. ребенок, которого постоянно стыдят, часто страдает заболеваниями ушей
  9. сутулость является проявлением чрезмерной власти матери;
  10. шизофрения может стать следствием навязчивых родительских идей.

Суть проблемы

Официально как такового диагноза «термоневроз» не существует. Но явление само по себе есть. Под термоневрозом обычно понимают психосоматическое заболевание, когда у человека отмечается в течение длительного периода повышение температуры. Цифры при этом будут субфебрильными, т. е. колебаться температура будет в промежутке 37-37,5 градуса. Это одно из проявлений вегето-сосудистой дистонии, а некоторые специалисты и вовсе считают такое положение дел признаком депрессии.

Выделяют два вида термоневрозов: психогенный, возникающий на фоне стресса, и нейрогенный, когда на мозг воздействуют гематомы, кисты и прочие образования, которые давят на центры терморегуляции?

В случае если мы говорим про опухоль, тут придется регулярно обследоваться и наблюдаться. Если опухоль не растет, люди с этим прекрасно живут долгие годы. При этом обычно рекомендуется раз в год проходить через процедуру МРТ, чтобы детально отслеживать состояние образования.

Температура психогенного характера может быть повышена длительное время: от нескольких дней до нескольких лет. Все зависит от того, кто и как помогает человеку справляться с нарушением. Если все пущено на самотек, ситуация может быть длительной.

О термоневрозе мы говорим, когда температура неизменна в течение дня и на протяжении нескольких дней как минимум. Например, если она все время стоит на отметке 37,2 или 37,3. Для исключения факторов, влияющих на температуру, и определения более точного диагноза рекомендуется составлять график температуры. Показатели надо замерять трижды за сутки. Первый раз — через 20-30 минут после сна. Сразу же, не вставая с постели, не надо, т. к. после пробуждения у всех температура слегка повышена. Затем замеры проводят днем без привязки к приемам пищи. И третье измерение — перед сном.

 

Нервные и психические процессы

Очень важно рассмотреть взаимодействие нервных и психических функций человеческого организма. Так, центральная нервная система отвечает за высшую регуляцию организма, включая контроль деятельности внутренних органов и сознание. В головном мозге расположены главные отделы регуляции, образованные скоплением клеток (нейронов) и их отростков. Клеточные отростки образуют нервы, по которым импульсы распространяются в соседние и отдаленные ткани. Распространение импульсов по нервам позволяет контролировать мышечную активность, работу органов, а также получать информацию о внешнем мире. Спинной мозг активно взаимодействует с головным мозгом и образует собственные нервные волокна.

С точки зрения психосоматики деятельность центральной нервной системы можно условно разделить на сознательную и бессознательную. Например, управление работой внутренних органов происходит в автоматическом режиме, то есть человек не контролирует сосудистый тонус и частоту сердцебиения. Лишь небольшой участок головного мозга, образованный корой больших полушарий, отвечает за сознательные функции, включая абстрактное мышление, память и двигательную активность. Человек может посылать сигнал (импульс) к мышцам для смены положения тела в пространстве, однако вегетативные функции остаются недоступными. Граница сознательных и бессознательных нервных процессов является зоной формирования психосоматических факторов.

Ученым давно стало известно, что психическая деятельность опосредственно влияет на состояние органов и тканей. Сильный испуг сопровождается учащением сердцебиения, а активная интеллектуальная деятельность временно усиливает кровоснабжение головного мозга. Все это объяснимые адаптационные механизмы. В меньшей степени изучено долговременное влияние психических процессов на состояние организма. Специалисты не сомневаются, что многие психопатологические факторы могут обуславливать развитие телесных патологий. Современные исследования позволили обнаружить психосоматические причины и факторы риска некоторых недугов.

Как определить, является ли заболевание психосоматическим?

Безусловно, не все детские болезни вызваны психосоматикой. Для того, чтобы с уверенностью говорить о том, что заболевание имеет психосоматический характер, необходимо пройти тщательное всестороннее медицинское обследование. Если никаких серьёзных патологий не выявлено, а заболевания обретают регулярный характер, плохо поддаются медикаментозному лечению, имеют явную или не очень закономерность, связь с определёнными событиями в жизни ребёнка, родителям стоит проанализировать, не провоцируют ли их какие-то психологические проблемы.

Если вы подозреваете, что частые болезни вашего ребёнка могут носить психосоматический характер, необходимо разбираться с этим как можно скорее. Важно не упустить время, выявить причины, вызывающие психосоматический симптом, чтобы не дать ему закрепиться, стать стереотипной реакцией на стресс и перерасти в самостоятельное полноценное заболевание.

Для начала следует внимательно понаблюдать за ребёнком. Проследить, не имеет ли он недомогание в связи с какими-нибудь событиями (например: ребёнок стал свидетелем ссоры родителей и на следующий день слёг с температурой; или у него часто болит живот перед контрольной работой в школе либо выступлением на публике). Или же он подсознательно «любит» болеть, так как может извлечь из болезни скрытую выгоду (болею, значит, не пойду в ненавистную школу, буду целый день смотреть мультфильмы, мама приготовит что-нибудь вкусное). Нужно проанализировать также своё поведение, понять, что хочет донести до вас ребёнок (может, ему не хватает внимания, ласки, может, он боится вас потерять).

Если вам удалось выявить травмирующее событие, необходимо поговорить об этом с ребёнком, помочь ему выразить подавленные эмоции, проговорить вслух его переживания, тревоги, страхи. Иногда бывает достаточно просто побеседовать с ребёнком по душам, понять, что он хочет, что доставляет ему дискомфорт и нервирует, постараться избегать ситуаций, которые его расстраивают, наладить доброжелательную и спокойную обстановку в семье.

Но чаще всего родителям трудно справиться с этим своими силами. Если решить проблему самостоятельно не получается в течение нескольких месяцев, или ситуация резко усугубляется, стоит обратиться к детскому психологу. Он поможет выявить причину частых болезней, проанализировать и проработать психологические трудности ребёнка.

Стоит помнить, что психосоматические расстройства – это не симуляция. Ребёнок действительно болен. Психологическое лечение ни в коем случае не должно мешать медикаментозному. Лучше всего, когда проблема решается комплексно: врачи со своей стороны проводят необходимое лечение физических недугов, а психолог помогает устранить психогенные факторы, вызывающие заболевания.

Какие ситуации могут спровоцировать психосоматические заболевания у детей?

Наиболее распространёнными причинами психосоматических расстройств у детей являются:

  • обстановка, психологический климат в семье (напряжённые отношения между родителями, частые ссоры). В таких случаях ребёнок пытается стать «спасателем» родительских отношений. Подсознательно он решает: «если я буду болеть, мама и папа перестанут ругаться, мы будем все вместе». И часто это работает – родители на время болезни ребёнка объединяются перед общей бедой, откладывают свои ссоры и бросают все силы на лечение ребенка. Но после его выздоровления обстановка в семье становится прежней, малыш снова страдает и, как следствие, заболевает повторно. Замкнутый круг. Дети, страдающие от конфликтов родителей, часто подвержены заболеваниям носоглотки (ангины, тонзиллиты, хронический насморк, отиты);
  • сильное эмоциональное потрясение (потеря близкого человека, домашнего питомца, развод родителей). Ребёнок тяжело переживает подобные события. Ему труднее справиться с горем. Нередко, не понимая, по какой причине оно произошло, малыш подсознательно начинает винить себя. Если чувство вины не отпускает, разрастается, давит, ребёнку трудно его побороть, он заболевает физически. У детей процесс горевания происходит не так, как у взрослых. Внешне малыш может быть спокоен и весел, но на уровне его организма и психики происходят изменения, которые «точат» изнутри;
  • рождение ещё одного малыша. Часто ребёнок оказывается не готов к появлению на свет брата или сестры. Внезапно для всех он становится «уже взрослым» и должен понимать, что маленькому брату или сестре ЕГО (!) мама нужна больше, чем ему самому, что нужно делить с малышом комнату, игрушки, любовь и внимание родителей, в общем, всё, что до этого принадлежало только ему. Он чувствует себя покинутым, ненужным, отвергнутым и, как правило, не рассказывает о своих переживаниях родителям. Накапливаясь, такие чувства могут привести к аденоидиту, частым ОРВИ.
  • отношения с матерью. Сюда входит и чрезмерное влияние матери (гиперопека), и, наоборот, недостаток внимания (гипоопека). В первом случае мама чересчур опекает ребёнка, контролирует каждый его шаг, буквально «душит» его своей заботой. Это часто приводит к психосоматическим расстройствам дыхательной системы (хронический кашель, бронхиты, бронхиальная астма). При гипоопеке матери ребёнок по большей части предоставлен сам себе и все свои проблемы вынужден решать самостоятельно. Но такая ноша непосильна для него. Это может обернуться неполадками в пищеварительной системе (тошнота, рвота, диарея и проч.);
  • трудности с адаптацией в новом коллективе (детском саду, школе), сложности в отношениях с другими детьми. Часто родители жалуются на то, что ребёнок неделю ходит в сад, а потом две недели болеет, и так постоянно. И не всегда причина кроется в слабом иммунитете. Возможно, малыш просто не хочет идти туда, ему там плохо, страшно, грустно. Подавление этих чувств может привести к частым простудам, герпесу и даже обморокам;
  • чрезмерные требования, излишняя строгость и завышенные ожидания родителей. Если родители слишком строги, задают чересчур высокую планку поведения, у ребёнка формируется чувство несостоятельности, боязнь не соответствовать ожиданиям взрослых. Кроме того, родители часто подавляют эмоции ребёнка, используя в общении с ним реплики типа: «хорошие дети так себя не ведут», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребёнок не позволяет себе выразить то, что он чувствует, это прямой путь к ангинам, хроническому кашлю и насморку. Также такие дети часто страдают от заикания, логоневроза, которые сопровождаются судорогами артикуляционного аппарата, возникающими от чрезмерного возбуждения нервной системы и хронического напряжения мышц лица, гортани и грудины. Это подтверждает и практика нашего Центра.

Это далеко не все возможные примеры развития психосоматических заболеваний у детей. Их великое множество. Развиваются и протекают они у каждого ребёнка по-разному. Это зависит от его восприимчивости, чувствительности, способности преодолевать трудности.

Этапы взросления

Психосоматика болезней ребенка отображает общее развитие организма. Основные этапы формирования нервной системы приходятся на внутриутробное развитие, однако после рождения созревание головного и спинного мозга не заканчивается. Начинается постепенная адаптация ЦНС к внешним влияниям, включая социальную жизнь человека. Постепенно закрепляются новые рефлексы. Дети не сразу умеют сидеть и ходить, а более сложные нервные процессы могут формироваться в течение многих лет. От воспитания и межличностных взаимодействий может зависеть соматическое состояние пациента.

Развитие вегетативного и сознательного контроля происходит параллельно. Нервная система у детей сразу после рождения начинает адаптировать организм к внешним изменениям. Хорошим примером является контроль физиологических оправлений. Новорожденный не может управлять сфинктером мочевого пузыря, поэтому мочеиспускание возникает непроизвольно. К трем годам образуется рефлекс, позволяющий легко контролировать расслабление и сокращение мышечных сфинктеров. С этого момента большинство детей перестает мочиться в постель. В то же время развитие психических процессов может нарушить закрепление этого рефлекса. Любой психотравмирующий фактор обуславливает возникновение энуреза.

О психосоматике повышения температуры . Мнение известных авторов

Vysokaya temperatura u rebenka. Psihosomatika
Психосоматика высокой температуры у ребенка связана с отклонениями в регуляции организма и формируется под влиянием ярких негативных переживаний и стрессов – в этом убеждены известные исследователи психосоматики заболеваний. Американская писательница Луиза Хей называет источниками жара, лихорадки – злость, вспышки гнева. Она предлагает бороться с этими явлениями с помощью аффирмации: «Я есть спокойное выражение мира и любви». Психосоматику других болезней, симптомами которых становится повышение температуры, вы можете узнать из этой таблицы:

Повышения температуры у ребенка с точки зрения психосоматики, как считаетканадская исследовательница Лиз Бурбо, указывает на то, что в его организме возникла какая-то патология. Это происходит из-за того, что малыш накопил в себе много раздражения, возмущения. Автор уверена, что чувство жара – это признак разрешения очередного конфликта, а чувство озноба указывает на то, что раздражение и гнев еще не покинули больного. Повышение температуры возможно и в случае, когда ребенок что-то делает очень увлеченно, с «жаром». Также у ребенка может подняться температура, по психосоматике, из-за его раздражения по поводу того, что ситуация развивается вразрез с его планами. При этом, чем выше температура, тем важнее то, о чем сигнализирует организм. А очень высокая, критическая температура у ребенка указывает на то, что больной должен окончательно решить какую-то проблему – утверждает Лиз Бурбо.

Эстонская ясновидящая, доктор Лууле Виилма допускает, что повышение температуры, с точки зрения психосоматики, может возникнуть из-за напряжения в ссоре с матерью, обессиливания. К другим причинам этого нарушения в работе детского организма она относит сильную, ожесточенную злобу; злобу при осуждении виновного, избыток стрессов у ребенка. А длительная, непреходящая патологическая лихорадка указывает на застарелое, долговременное озлобление.

Немецкий доктор Райк Хамер – автор «Новой Германской Медицины» — объясняет психосоматикуповышения температуры фазой исцеления в любой Специальной Биологической Программе. Под Специальной Биологической Программой в «Новой Германской Медицине» подразумевают любую «болезнь», которую инициирует человеческий организм как обратную связь на непредвиденный конфликтный случай для выживания и адаптации организма. Специальная Биологическая Программа всегда состоит из двух частей:

  • активная фаза, проходящая обычно незаметно;
  • фаза восстановления, проявляющаяся отеками, болевыми ощущениями, воспалениями, жаром и т.д.

Кто подвержен

Психогенный вариант — это больше тема для подростков и людей более старшего возраста. Ведь нагрузки растут. Например, для детей это повышенная ответственность в школе. Большое количество занятий, дополнительные кружки и секции. Происходит обычное переутомление, организм не выдерживает и выдает такую реакцию.

Подобное состояние характерно для людей с истероидным типом личности, тех, кто подвержен ипохондрии, мнительности, тех, кто склонен к разным типам психосоматики. Потому что они первыми реагируют на стресс, а повышение температуры тела — самая простая реакция.

Психосоматика повышения температуры на нервной почве

С точки зрения психосоматики, повышение температуры — это психосоматическая реакция организма на стрессовые ситуации, которые переживаются человеком.

Изучение в медицине механизма появления синдрома повышения температуры на нервной почве позволило обозначить его как «бегство в болезнь». Психологами это объясняется, как способ избежать неудачу во время важных, но стрессогенных событий.

Другая психологическая причина повышения температуры тела связана с тем, что сжигается негативная энергия, накопленная человеком через эмоции страха, гнева и других разрушительных эмоций.

Некоторые специалисты утверждают, что так называемая субфебрильная температура (37-37,5) – это признак неспособности организма за один раз победить накопившиеся негативные эмоции.

Усталость

Отметим, что при синдроме хронической усталости постоянная температура держится не ниже 38 градусов. По симптомам этот психологический недуг похож на грипп и требует медицинской помощи.

Также следует обратиться к врачу, если температура от нервов поднялась до 38,5, и при этом не проходит истерика, человека лихорадит, и он не может пить и есть.

У детей также может наблюдаться психосоматическая температура. Как правило, это  — реакция их организма на стресс, связанный с изменением привычной среды (переезд, смена обстановки или режима дня, посещение детского сада и т.д.). Замечено, что как только дети возвращаются в привычную среду, этот симптом исчезает.

Вместе с тем, повышение температуры у детей может происходить и после истерики и сильного плача.

Психологические причины повышения температуры на нервной почве

Луиза Хей  причиной лихорадки или жара видит злость, вспышку гнева.

Лиз Бурбо считает, что лихорадка, или повышение температуры тела свидетельствует о том, что в организме что-то разладилось. Психолог объясняет, что происходит этот разлад из-за того, что человек накопил в себе много гнева.

При этом Лиз Бурбо утверждает, что ощущение человеком тепла является признаком разрешения какого-то текущего конфликта, а ощущение холода – признаком того, что гнев еще не вышел наружу.

Психолог пишет, что повышение температуры может происходить и тогда, когда человек что-то делает с жаром (со всей страстью). Еще одной причиной она видит гнев из-за того, что события развиваются не так, как хотел.

Злость

Лиз Бурбо также считает, что чем сильнее жар, тем важнее то, что хочет сообщить тело. А очень высокая температура указывает на то, что человек должен решить какую-то проблему раз и навсегда.

Лууле Виилма пишет, что психосоматическими причинами повышения температуры являются злоба, страхи, поиск виновного.

Специалисты по рейке, Бодо Багински и Шармо Шалила, к психологическим причинам данного недуга относят психическое возбуждение, кипящий гнев и злость, которые не были выпущены наружу.

Некоторые виды психосоматических заболеваний и способы их лечения

Важно понимать: традиционная медицина признает психосоматический фактор очень важным, но не абсолютизирует его. Некоторые (не все!) представители альтернативной медицины склонны видеть в психическом, «душевном», состоянии причины всего на свете и, как следствие, универсальный рецепт лечения. Главное правило психосоматики — «не вместо, а вместе» с традиционной медициной.

Психоэмоциональные корни прослеживаются во многих болезнях.

Важно помнить: психосоматический фактор — только одна из возможных причин. Точно определяют источник проблемы после тщательного обследования.

Как и почему проявляется психосоматика у детей (таблица заболеваний), как лечить, что делать для устранения причины — вещи взаимосвязанные.

ДиагнозВозможная причина

Бронхиальная астмаРебенок с астмой задыхается в прямом и переносном смысле — если его душат заботой, контролем и опекой
Язва желудка и двенадцатиперстной кишкиПроявление внутреннего конфликта «хочется и колется» — т.е. потребность одновременно и в самостоятельности, независимости, и в надежности и безопасности
Язвенный
колит
Следствие неуверенности, страх, что обманут, бросят
ГипертонияРезультат того, что внутрь загоняются сильные эмоции — обида, агрессия; итог — «где тонко, там и рвется», внутреннее кипение пробивается в виде повышенного давления
Ревматоидный полиартритЭтому аутоиммунному заболеванию подвержены «самоеды», направляющие агрессию и обиду на себя самого
НейродермитКожные проблемы — возможный сигнал сложностей с адаптацией к внешнему миру, новым условиям и т. д.
ТиреотоксикозРезультат пережитого стресса, наличия проблем не по возрасту, когда жизненная ситуация заставляет взрослеть раньше времени

Кроме этого, психосоматические причины возможны у многих специфических детских болезней.

В борьбе с болезнями, возможные причины которых — психосоматические, необходимо сочетание лечения и души, и тела — традиционная терапия, призванная устранить симптомы, и корректировка психологического и эмоционального фона, чтобы ситуация не пошла по кругу.

Распространенные причины психосоматических расстройств

Причина 1: «Условная выгода».

Если ребенок понимает, что болеть ему выгодно, то начинает этим пользоваться. Например, у него может появиться неожиданная тошнота или головокружение каждое утро перед выходом в детский сад. Выгода может быть в том, что из-за болезни ребенок пропускает нелюбимое занятие или с помощью болезни добивается того, чтобы родители купили новую игрушку.

Причина 2: «Сдерживание эмоций».

Ребенок заболевает потому, что не смог вовремя отреагировать на случившуюся в его жизни ситуацию. В психотерапии существует правило – если эмоция не выражается словом, то она проявится позже в виде болезни.

Причина 3: «Объединить родителей».

Он хочет успокоить ссорящихся родителей. Иногда с помощью болезни ребенок пытается помирить их. Когда-то ко мне на консультацию привели девочку, которая в 9 лет все еще страдала энурезом. При более близком знакомстве с ситуацией в семье выяснилось, что у мамы и папы практически нет общих интересов, и поэтому они часто ссорятся. Одна из немногочисленных тем для разговора взрослых – болезнь ребенка. Так, энурез девочки удерживал семью от распада.

Причина 4: «Реакция на завышенные ожидания».

Ребенок болеет, когда родители требуют от него большего, чем он может дать. Зачастую мама и папа хотят в нем видеть отличника – в общеобразовательной, художественной и музыкальной школах. В знак «протеста» над давлением. Не вникая, интересно ли ему то, что он там изучает, и хватает ли ему сил на выполнение всех заданий.

Причина 5: «Only for you».

Иногда мамы не хотят выходить на работу из декретного отпуска. Дети это чувствуют и начинают болеть. В результате мама вынуждена остаться с ним дома.

Причина 6: «Уход от проблем».

Болезнь может быть как сопротивление: например, нежелание общаться с неприятным человеком, выполнять какую-то процедуру.

Причина 7: «Мода».

Маленькие дети могут копировать поведение самого авторитетного ребенка в детском саду и повторять его симптомы: кашлять как он или, например, начать заикаться.

Для родителей важно понять для себя не только как воспитывать, но и конечные цели воспитания: зачем, почему и для чего я воспитываю своего ребенка? Для себя? Для человечества? Для самого же ребенка?

У какого типа детей возникает психосоматика

Не все мальчики и девочки даже в маленьком возрасте подвержены психосоматическим заболеваниям. Чаще всего это проявляется у детей, которые:

  • Не умеют бороться со стрессовыми переживаниями.
  • Не общаются с родителями и другими родственниками, не делятся своими эмоциями.
  • Всегда находятся в угнетенном состоянии, видят все в «черном цвете».
  • Постоянно контролируются родителями, не могут ничего сделать без их указаний.
  • Не любят праздники и веселые компании, постоянно держаться вдали от других людей, не общаются со сверстниками.
  • Когда родители предъявляют свои жесткие требования к детям и следят чтобы они им соответствовали.
  • Не следуют правильному распорядку дня, плохо спят, не питаются хорошо.
  • Не любят критики.
  • Плохо реагируют на перемены, не хотят прощаться с непригодными к игре игрушками, переходить в новую школу, переезжать на другое место жительства.
  • Постоянно находятся в депрессии.

Стоит принять во внимание! Если болезнь протекает необычно, симптомы не являются привычными при такой температуре – это не означает, что ребенок сам выдумал свое заболевание. Реакция может носить подсознательный уровень.

Психосоматические проблемы возникновения заболеваний у детей.

Ученые в области медицины, психологии и психиатрии установили, что около 80-85% всех заболеваний имеют психологическую почву. Что касается остальной части болезней, то, скорее всего, данную связь между физическим состоянием человеческого организма и психологическим еще предстоит уточнить.

Из этого следует, что те эмоции, которые испытывает человек, переживания, проблемы и стрессы являются основой практически всех болезней, а внешние воздействия, как, например, переохлаждение, попадание инфекций и прочее, являются лишь спусковым крючком, подталкивающим наступление заболевания.

Это определение касается не только взрослых людей. Оно полностью затрагивает и детский период жизни. Важно обратить внимание, что именно детская, неокрепшая психика наиболее остро реагирует на психологический дискомфорт. Зачастую, основа для болезни формируются еще в детском возрасте, а проявляется позже, когда ребенок взрослеет.

В настоящее время количество детей, не являющихся полностью здоровыми, резко возросло. Связано это в большей степени с тем темпом жизни, который сейчас актуален. Дети не только находятся в скоростном информационном потоке, но и их родители не способны уделить им достаточно внимания.

Все это приводит к возникновению недопонимания, психологической напряженности, невозможности излить душу и снять стресс.

Аденоиды

Основная причина — страхи родителей (особенно у мамы по поводу и без (скорее без повода: мелкие, но преувеличенные, на пустом месте: это — про слишком беспокойных мам). Другой причиной выделяют подсознательное чувство ребенка, что он – нежеланный.

Ангина

Лууле Виилма пишет, что появление ангины у девочек до 1 года имеет в своей основе проблемы взаимоотношений между родителями. Ссоры между родителями, которые сопровождаются криками.

Еще одна причина психосоматической ангины – это психологически неверное отношение взрослых, точнее, родителей к детям (часто затыкают рот ребенку, запрещая высказывать свое мнение или эмоции, а также протест: «не кричи», «не шуми», «не плачь», «мал еще учить», «замолчи» и т.п.). Плач, крик, слово – это естественные для детей способы выражения своего отношения, а не просто капризы, как думают некоторые родители.

Аппендицит

Аппендицит у детей возникает по причине неумения их выйти из тупиковой ситуации.

Астма

Астма и ее психосоматика хорошо раскрывается у Луизы Хей. По ее мнению, у детей этот недуг появляется из-за боязни жизни или нежелания находиться в данном месте. Возникает вопрос: если ребенок чувствует, что его любят и в семье царят любовь и мир, разве могут появиться у него такие негативные переживания?

Некоторые психологи пишут, что среди причин детской астмы есть и подавленное чувство любви, и страх перед жизнью.

Если речь идет о бронхиальной астме, то в ее основе — отсутствие или недостаток любви и тепла мамы и, наоборот, переизбыток душащей заботы, гиперопека матери.

Атопический дерматит

Вообще, детские кожные болезни (ветрянка, корь, скарлатина, краснуха)  Б. Багински и Ш. Шалила обозначают как следующий шаг в развитии ребенка. По их мнению, что-то, что для него является пока неизвестным и поэтому не может свободно, без трудностей переработаться, выступает на поверхности кожи. А после таких болезней ребенок становится взрослее, что замечается окружающими.

Атопический дерматит у детей возникает чаще. Как пишут психологи, исходя из своей практики, в основе его лежат эмоциональные причины (нехватка любви или подавленная агрессия в связи с гиперопекой родителей).

Аллергия

Лиз Бурбо указывает на следующие причины детской аллергии: аллергия как неприятие (постоянных ссор родителей) и аллергия как способ привлечь к себе внимание (из-за ощущения нехватки внимания и любви).

Синельников отмечает, что аллергическая реакция у детей – это отражение поведения родителей.

Пищевая аллергия у детей говорит о беспомощности печени, а это, как утверждает Лууле Виилма, значит, что есть нехватка энергии сердечной чакры: от крушения любви родителей сердце ребенка блокируется немой сердечной болью.

По ее мнению, аллергия в виде короста на коже говорит о заглушаемой или подавляемой жалости у матери, а также о печали. Обычная аллергия – ненависть и гнев родителей по отношению ко всему, страх «меня не любят» у ребенка. Аллергия на рыбные продукты – протест ребенка против самопожертвования родителей.

Лууле Виилма пишет, что если у ребенка аллергия на шерсть – надо приглядеться к матери, так как причина может быть в ее неуравновешенности.

Печальный ребенок

Согласно наблюдениям психологов, аллергия у детей может также возникнуть из-за длительных расставаний с мамой, конфликтов в семье, постоянных запретов и ограничений, а также как способ привлечь внимание и удовлетворить потребности в любви и ласке.

У младенцев появление аллергической реакции тесно связано с душевным состоянием матери, а также такими эмоциями, как тревога и страх.

Аутизм

Исследования этого недуга выявили, что причины его следует искать в младенчестве, в жизни ребенка до возраста 8 месяцев (появляется как защитная реакция, позволяющая «закрыться» от скандалов в семье). По мнению Лиз Бурбо, такой ребенок слишком сильно связан кармически со своей мамой: возможно, что в прошлой жизни между ребенком и мамой произошло что-то очень сложное и неприятное, и теперь он мстит ей, отвергая пищу и любовь, которые она ему предлагает (вспомним характерные симптомы: молчание, болезненный уход в себя, потеря аппетита, отсутствия в его речи местоимения Я, неспособность смотреть людям прямо в глаза).

Психолог считает, что ребенок бессознательно выбирает болезнь, чтобы уйти от реальности, и отмечает, что его действия говорят о том, что он не принимает это воплощение.

Бронхит

В. Синельников утверждает, что если в семье постоянные ссоры и конфликты, то дети начинают болеть бронхолегочными заболеваниями.

Среди психологических причин детского бронхита психологи выделяют авторитарность родителей. У таких родителей детям запрещается высказывать вслух свои желания и свои мнения.

Лууле Виилма считает, что бронхит у девочек указывает на проблемы общения и любовных чувств.

Близорукость

Психосоматика детской близорукости проявляется в том, что если в семье постоянные неприятности и конфликты, которые причиняют страдание душе ребенка, то его тело, чтобы ослабить душевную боль, ослабляет зрение.

Подростковый возраст приносит растущему человеку немало переживаний, связанных с собственным будущим (страшно становиться взрослым, страшно выбрать свой путь (а вдруг, ошибусь) и т.п.). Ответом тела на душевные мучения в данном случае снова станет появление близорукости.

Иногда бывают случаи, когда ребенку дома хорошо, но в большом мире (сад, школа) его подстерегают проблемы, дискомфорт в отношениях. Тогда близорукость появляется как защита от внешнего мира.

Вирусные заболевания

Вирусные заболевания у детей, согласно Лууле Виилме, — это бессловесная борьба за собственное выживание. Болезни эти связаны с их желанием уйти из дома, умереть.

Доктор считает, что осложнения вирусных заболеваний у мальчиков связаны с тем, что мать не может справиться с отцом и поэтому борется с ним мысленно и словами.

Ветряная оспа, корь, свинка

Ветряная оспа, корь, свинка, по мнению Лууле Виилмы, указывают на материнскую злобу из-за бессилия или материнскую злобу из-за отречения.

Врожденные заболевания у детей

Психолог Лиз Бурбо приводит следующее метафизическое объяснение врожденных заболеваний у детей: такая болезнь говорит о том, что душа, которая воплотилась в новорожденном, принесла с собой на эту планету какой-то неразрешенный конфликт из своего прошлого воплощения.

Далее она поясняет, что душа воплощается много раз, и ее земные жизни можно сравнить с нашими днями.  И по аналогии получается, что если человек травмировал себя и не смог вылечиться в тот же день (в предыдущей жизни), то на следующее утро (нынешняя жизнь) он проснется с той же травмой и продолжит ее лечить. Поэтому в этой жизни ребенок с таким недугом хочет исцелить душевный конфликт из прошлой жизни. Для этого ему просто необходима любовь и помощь родителей, которых он выбрал.

Здесь хочется напомнить, что такой ребенок «приходит» к конкретным родителям (и дело здесь не в возрасте матери, так как и у молодых и здоровых родителей рождаются такие дети). Значит, души родителей и душа такого ребенка как-то связаны между собой и знают, с какой целью это происходит (души всегда знают, в отличие от эгоистичного ума, который отказывается принимать).

Некоторые авторы считают, что ребенок врожденной болезнью – это карма родителей, наказание для родителей, кто-то считает ее проверкой для родителей, а кто-то – благословением для родителей (то есть им дана возможность духовного роста через любовь к своему необычному ребенку).

Диарея

Психологи считают, что в основе этого недуга – бегство от чего-то, что не поддается детскому осмыслению (страхи нереальные, связанные с персонажами), а также страхи реальные (боязнь темноты и т.п.).

Лиз Бурбо считает, что у страдающего диареей преобладает чувство отвергнутого и чувство вины. Психолог характеризует их как сверхчувствительных детей, которые при появлении страха, начинают отвергать ситуацию, связанную со страхом.

Б. Багински и Ш. Шалила также пишут, что в основе поноса лежат проблемы, связанные со страхом, когда хочется быстрее освободиться от негативных переживаний или впечатлений.

Запоры

Причины запоров у детей, по мнению А. Некрасова, лежат в отношениях родителей. Это расстройство у ребенка говорит, что в их миропонимании отсутствует динамика, что они живут старым (старыми отжившими и ненужными принципами, идеями, мыслями, эмоциями и т.п.).

По мнению других авторов, этот недуг связан с нежеланием ребенка расставаться с чем-либо, которое для него стало привычным (старый дом, старые друзья и т.п.).

Пиелонефрит

Это заболевание достаточно часто развивается у детей, которые вынуждены заниматься не «своим» делом. Мама хочет, чтобы сын стал хоккеистом, поэтому ребенок вынужден посещать спортивную секцию, в то время как самому ему ближе игра на гитаре или рисование пейзажей восковыми мелками. Такой ребенок с подавленными эмоциями и желаниями — оптимальный кандидат на роль пациента врача-нефролога. Новая установка: «Мой ребенок занимается любимым и интересным делом, он талантлив и у него большое будущее». На практике нужно позволить ребенку самому выбрать себе дело по душе и если хоккей давно не в радость, нужно без сожалений расставаться с секцией и идти в музыкальную школу, куда он так рвется.

    Энурез

    Основной причиной этого неприятного ночного явления чаще всего выступает страх и даже ужас. Причем наиболее часто, по утверждениям экспертов в области психосоматики, у ребенка чувство страха каким-то образом связано с отцом — с его личностью, поведением, воспитательными методами папы, его отношением к ребенку и его матери. Новые установки: «Ребенок здоров и ничего не боится. Его папа любит и уважает его, желает ему добра». На деле порой требуется достаточно емкая психологическая работа с родителями.

    Заикание

    Ребенок боится

    Согласно Лиз Бурбо, заикание возникает вследствие боязни выразить свои потребности и желания. Такой ребенок, считает психолог, боится тех, кто представляет для него власть (отец, мать, бабуши-дедушки) и ему страшно перед ними что-либо проявить или высказать.

    Луиза Хей пишет, что психологическими причинами этого недуга являются ощущение ненадежности, отсутствие возможности самовыражения, а также когда ребенку запрещают плакать.

    Насморк

    Психологи считают, что насморк указывает на заниженную самооценку ребенка, на его острую нужду в понимании своей ценности в этом мире, на необходимость признания его способностей.

    Лууле Виилма в основе хронического насморка видит постоянное состояние  обиженности.

    Отит

    В. Синельников пишет, что когда в семье шум и ссоры, то ребенок часто реагирует на это воспалением уха, сигнализируя родителям о том, что ему нужны тишина, мир и спокойствие, гармония в семье.

    Как понять что у ребенка психосоматика?

    Есть несколько показателей, по которым это можно определить:

    • Нельзя определить вид болезни, симптомы не сходятся с диагнозом и результатами анализов.
    • Раньше малыш так часто не болел.
    • Повышается температура перед важными событиями, ситуациями, которые могут привести к стрессу. Также может сопутствовать температуре 38 градусов головокружения, рвота, диарея.
    • Возникновение и неожиданное пропадание симптоматики. Если пропадает стресс или причина раздражительности, тогда ребенок чувствует себя лучше, температура приходит в норму. Но при появлении предмета или ситуации, при которой малыш опять начинает нервничать, симптомы опять появляются.
    • Произошло резкое повышение температуры, но не наблюдается покраснение горла и кашля.

    Важно! Не следует ставить диагноз самостоятельно. Его должен сделать только врач, после сдачи анализов и полного осмотра.

    Можно ли побороть самостоятельно психосоматические факторы?

    Это можно сделать матери, другим родственникам,если понять от чего он испытывает стресс, найти причину его раздражительности. Какие действия стоит производить:

    • Наблюдать постоянно за малышом. Делать это нужно незаметно, чтобы не отвлекать его от привычных ему дел. Если будет замечено что-то подозрительное, это следует анализировать. При повторной реакции на этот возбудитель, потребуется его нейтрализовать.
    • Провести беседу со своим сыном или дочерью. Сделать это нужно мягко, без лишнего давления, которое может испугать малыша. Следует подождать, когда у него будет хорошее настроение, вокруг будет благоприятная для разговора атмосфера. Обсудить с ним причины его волнений. Это может быть поход в школу, садик.
    • По обоюдному желанию постараться избавиться от психосоматики. Следует найти решение как избавить своего ребенка от раздражителя. Но не стоит во всем ему потакать. Если ему не хочется ходить в школу, нужно найти причину, такого негатива, постараться его переубедить, доказать свою правоту. Нужно найти выход, который будет устраивать обе стороны.

    Было зафиксировано много случаев, когда у ребенка повышается температура, когда:

    • Кто-то из родителей уезжает на какое-то время.
    • Больше уделяет внимания другим детям.
    • Постоянно задерживается на работе, берет сверхурочные смены, часто не бывает дома.
    • Не хочет слушать своего сына или дочку, не воспринимает как личность, игнорирует, отмахивается от его проблем.

    В данном случае необходимо больше времени уделять своему чаду, показывать и говорить о своей любви к нему. Не всегда есть свободная минутка, чтобы с ним поиграть в его любимые игры. Тогда следует стараться с ним общаться, чаще интересоваться как у него дела в школе или в детском садике.

    При невозможности определения причины у малыша его болезненного состояния, можно попросить помощи у детского психолога. Он проведет беседы с ребенком, выяснит ситуации, при которых тот остается недовольным.

    Дополнительные меры предосторожности

    Повышение температуры от психосоматических расстройств появляется неожиданно, но может нанести вред организму. Врачи советуют дополнительно укреплять иммунную систему. Что для этого может помочь:

    • Витаминные комплексы, иммуноповышающие препараты.
    • Составить распорядок дня, который не будет перегруженным, позволит малышу проводить свободное время играя в любимые игры.
    • Гулять на свежем воздухе, побольше бывать на природе, ввести правильное и полезное питание.

    Последствия проблемы

    Термоневроз, который длится долгое время, сказывается на здоровье человека. Причем неважно, детский организм или взрослый. Дети, как правило, становятся раздражительными на его фоне. А взрослые быстрее истощаются. Естественно, все это сказывается на работоспособности, т. к. сил постоянно не хватает. При постоянно повышенной температуре организму требуется больше сил, чтобы концентрировать внимание и память.

    Бывают ситуации и потяжелее, когда проявляются такие симптомы, как обмороки, аритмии, головные боли, иногда бессонница. Но все же по большей части термоневроз проходит бессимптомно, сопровождаясь только повышением температуры и раздражительностью. На этом фоне ощутимо снижается качество жизни.

    Принципы исцеления методами психосоматики

    Если родители серьезно задумались над теми проблемами, которые имеются со здоровьем у их детей, то они должны проанализировать следующие моменты и факторы:

    Наличие страхов, скованностей, недовольств. Особенно это актуально, если эти чувства и эмоции старательно прячутся или маскируются. В этом случае необходимо изменить свою ментальность и помочь справиться своему отпрыску с возникшими проблемами. Это позволит позитивно повлиять на состояние здоровья. И болезнь, которая не поддавалась медикаментозному лечению – постепенно уйдет.

    Самое важное – правильно установить ту проблему, которая имеется. Именно в этом случае избавиться от проблем получится максимально быстро.

    Важно помнить, что человеческий организм – это самоисцеляющаяся и самоочищающаяся система, способная максимально регенерировать сама себя. Важно освободить душу и эмоции и позволить телу сделать то, что в нем заложено самой природой.

    Если у ребенка имеется определенное заболевание – это свидетельствует о наличии у него внутреннего конфликта. Значит он не способен сам его разрешить – нужно помочь ему выполнить это. И болезнь отступит сама с собой.

    Диагностика

    При появлении признаков соматического заболевания у ребенка первым звеном диагностики является педиатрическое обследование. Врач уточняет жалобы пациента, расспрашивает родителей о выявленных симптомах и изучает анамнез. Проводится первичный осмотр для оценки состояния больного. Назначаются инструментальные обследования. Если в ходе диагностики выявляются психосоматические факторы, ребенка направляют на консультацию к психологу или психотерапевту. Необходимо оценить, какую роль в развитии болезни сыграли личностные особенности.

    Консультация у детского психотерапевта также начинается с расспроса. Специалист беседует с пациентом и родителями. Иногда требуются раздельные консультации для построения более спокойных и доверительных отношений между врачом и пациентом. Психотерапевт интересуется семейной обстановкой, отношениями со сверстниками и переживаниями больного. Часто на этом этапе выявляются признаки тревожного и фобического поведения. Это ночные кошмары, повышенная тревожность и закрытость. Дети, страдающие от психосоматических болезней, обычно менее откровенны во время консультации, поэтому психотерапевту приходится идти на ухищрения.

    Последним этапом диагностики является прохождение специальных тестов и опросов. Врачу необходимо оценить уровень тревоги и депрессии у больного. Также на этом этапе исключается наличие психопатологических состояний, вроде депрессии, шизофрении, обсессивно-компульсивного синдрома и других расстройств. Следует учитывать, что психосоматика детских болезней может быть осложнением уже имеющихся патологий психики. В случае возникновения диагностической ошибки эффективность дальнейшего лечения снижается.

    Как лечить психосоматику у детей

    После постановки диагноза психотерапевт подбирает наиболее безопасный и эффективный метод лечения болезни с психосоматической этиологией. В большинстве случаев достаточно проведения психологической коррекции и купирования неприятных симптомов. Назначается курс психотерапии, направленной на устранение негативных психологических факторов. Специалист может применять разные техники в зависимости от состояния пациента. Наибольшей популярностью пользуется когнитивно-поведенческая терапия, обучающая пациента отвлекаться от негативных мыслей.

    Дополнительные методы психотерапии:

    • Семейное консультирование. Одновременная работа психотерапевта с пациентом и членами его семьи. Врач старается наладить семейные отношения. Важно сглаживание любых конфликтов, способных повлиять на состояние пациента. Качественная терапия улучшает взаимопонимание между членами семьи.
    • Групповая терапия. Психологическое консультирование нескольких пациентов одновременно. Главным основанием для применения такого метода является нарушение социальной адаптации ребенка. Сначала врач работает с ним отдельно и старается снизить уровень беспокойства. Позже, когда пациент становится менее напряженным, проводятся групповые сеансы. Такой способ лечения является эффективным инструментом социализации.

    Иногда при психосоматических болезнях требуется медикаментозное лечение, направленное на купирование выраженных симптомов, вроде тревоги, снижения настроения, панических атак и боли. Если врач понимает, что без облегчения симптоматики невозможна качественная психотерапия, подбираются безопасные медикаменты. Обычно для устранения тревоги и улучшения настроения используются анксиолитики и антидепрессанты. Изменение диеты и добавление в рацион минеральных веществ также помогает улучшить состояние пациента. 

    Язык здоровья

    Еще порой родители могут разговаривать со своим ребенком на «языке болезни», а могут — «на языке здоровья», и это связано обычно с тем, какие послания в своем детстве чаще всего слышали родители в свой адрес. «Не лезь в лужу, намочишь ноги, простудишься, заболеешь», «не сиди на сквозняке — будет насморк!», «не ешь так быстро мороженое — горло заболит» , «не лезь туда — упадешь, что-нибудь сломаешь» — это язык болезни, когда родители или бабушки делают не самый благоприятный прогноз в отношении действий ребенка. А дети — такие послушные на самом деле существа. И прогнозы родителей они нередко оправдывают…

    А если все же намочил, например, ноги, упал в лужу — посмеялись, ничего страшного, с кем не бывает, прибежали домой, переодели носочки — и ребенок впоследствии не заболел. А если все же заболел, то при ребенке не говорим всякие ужастики о том, что бывает, когда промочишь ноги. Лучше — и особенно это, кстати, помогает, тревожным мамам, которые боятся, как бы не заболел их малыш — рассказать, что и я в детстве болела, и справилась, ничего страшного; можно рассказать сказку о персонаже, который заболел и справился — и все у него потом стало хорошо. Поэтому так важно понаблюдать за собой — а на каком языке вы разговариваете со своим малышом?

    Источники

    • https://o-krohe.ru/psihosomatika/povyshennaya-temperatura/
    • https://ChildAge.ru/zdorove/bolezni-u-detej/psihosomatika-u-detej-tablicza-zabolevanij.html
    • https://womensec.ru/articles/kids/education/psikhosomatika-detskikh-zabolevaniy-tablitsa.html
    • https://aif.ru/health/life/zagadochnaya_temperatura_chto_takoe_termonevroz_i_komu_on_grozit
    • https://ponervam.ru/psihosomatika-u-detej.html
    • https://emberint.ru/articles/psihosomatika_y_detey/
    • https://www.dowlatow.ru/zdorove/psihosomatika/o-chem-rasskazhet-vysokaya-temperatura-u-malysha/
    • https://psycop.ru/psixosomatika/psixosomatika-povyshennaya-temperatura.html
    • https://econet.ru/articles/183525-psihosomatika-detskih-zabolevaniy-8-sposobov-razrushit-svoego-rebenka
    • https://littleone.com/publication/0-7322-psihosomatika-spisok-zabolevaniy-v-tablice-kak-lechit
    • https://econet.ru/articles/pochemu-rebenok-chasto-boleet-7-psihosomaticheskih-prichin
    • https://byd-zdorova.ru/temperatura-u-rebenka-psihosomatika
    • https://byd-zdorova.ru/psihosomatika-u-detej-kak-lechit
    • https://psycop.ru/psixosomatika/detskaya-psixosomatika.html
    • https://o-krohe.ru/bolezni-rebenka/psihosomatika/
    • https://mama.tomsk.ru/health/healtharticles/psihosomatika.html

    [свернуть]