Развитие воображения у дошкольников

Что такое творческое воображение

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности.

Также близким к творческому воображению и полезным в процессе креативного мышления является воссоздающее воображение. Воссоздающее воображение это создание образов объектов, которые ранее не воспринимались человеком в законченном виде, хотя он уже был знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. При этом используются уже имеющиеся у человека знания о данных объектах, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время, от представлений памяти эти образы отличает большое разнообразие, гибкость и динамичность элементов. Проще говоря, воссоздающее воображение, в отличие от творческого, в большей степени осознанно опирается на предыдущий опыт.

Особенность воображения в творческом процессе заключается в том, что именно воображение сложно контролировать при создании чего-то нового. Если на предыдущих этапах можно было описать практически точный алгоритм действий, то последний этап должен опираться именно на способность человека к творческому воображению и ассоциативному мышлению, про последнее вы можете прочитать в специальном уроке по развитию памяти.

Виды и функции воображения ребенка

В психологии различают познавательное и эмоциональное детское воображение. Эмоциональное направлено на регуляцию испытываемых чувств и становление личностного Я, а познавательное способствует пониманию окружающей действительности. Оба вида в младшем дошкольном возрасте задействуются непроизвольно. Только к 6 годам ребенок научается преднамеренно придумывать замысел, чтобы последовательно его реализовать.

Непроизвольное

Взрослые нередко поражаются свободным детским выдумкам и озадачиваются, почему ребенок не может или не хочет пофантазировать на заданную тему. Но до 5 лет причины исключительно объективные – младший дошкольник еще не умеет управлять своим воображением.

Образ проявляется в процессе

Непроизвольное воображение характеризуется тем, что замысел возникает стихийно и связан с предметами, историями или происшествиями, которые ребенка удивили и взволновали. Это может быть сказочный сюжет или герой из мультфильма, яркая игрушка или необычное событие.

Воображение как будто ведет мысли ребенка за собой, подсказывая ему идеи для создания образа. Его главная особенность в младшем дошкольном возрасте – отсутствие контроля над процессом.

Произвольное

Элементы произвольности появляются по достижении пятилетнего возраста. Произвольное воображение также называется активным. Часто спусковым механизмом выступает поставленная задача: например, выполнение действий своего героя в ролевых играх. Чтобы изобразить ковбоя, космонавта или Мальвину, фантазии приходится работать в полную силу – ведь роль необходимо отобразить как можно точнее.

Не стоит ждать, когда у дошкольника пробудится умение целенаправленно подключать воображение. Задача взрослого —  стимулировать ребенка к придумыванию образов. Можно вместе вспомнить и обсудить детское произведение, обратить внимание на отдельных персонажей, рассмотреть варианты создания образа.

В рамках произвольного воображения выделяется 3 вида:

  • Воссоздающее – задача заключается в представлении ребенка с последующим описанием объекта или предмета, которого он не видел. Пример: несуществующее животное, житель Марса или Луны.
  • Творческое воображение – дошкольник создает новые образы на основе личного восприятия, отойдя от известных шаблонов и отодвигая границы.
  • Мечты – от фантазий ребенка, что он получит на день рождения, до представлений, кем станет, когда вырастет.

Познавательная функция

Воображение выполняет две важнейшие функции. Познавательная обеспечивает устранение «белых пятен». В сознании ребенка уже сложилось некое представление об окружающем мире, но многие пробелы пока не заполнены. Способность оперировать образами «заполняет» эти пятна, помогает получить неизведанные еще впечатления.

Кроме того, воображение помогает объяснить смысл действий человека, если в силу возраста малыш не понимает, почему кто-то плачет, смеется или делает нечто непонятное.

Чем старше дошкольник, тем больше он учитывает природные закономерности в своих фантазиях. Ему важно придумывать образы, в которых наряду с фантастическими качествами присутствовали бы реальные характеристики.

Аффективная функция

Аффективная функция воображения дошкольника направлена на отстаивание и защиту собственного Я. Взаимосвязь тревожности и воображения помогает избежать травмы.

Аффективная функция воображения

Эмоциональная зацикленность на определенных переживаниях неосознанно подталкивает ребенка к моделированию значимой для него ситуации одним из известных ему способов:

1.Многократно проигрывается воздействие или ситуация, негативно сказавшиеся на психике. Многочисленные повторения помогают отстраниться от самого события и превратиться из участника в наблюдателя.

2.При необходимости самоутвердиться ребенок создает ситуации, в которых он чувствует себя героем. Он ставит себя на место многочисленных супергероев и спасает миры, ощущая ловкость, смелость и могущество. Частые повторения ситуаций с победами и успехами помогают дошкольнику повысить самооценку.

Особенности развития воображения ребенка до 5 лет

Воображение ребенка развивается с увеличением жизненного опыта, а потому тесно связано с развитием восприятия. У новорожденных детей способность мыслить образами отсутствует, у них просто нет материала для их создания. Именно поэтому развитие воображение у малышей первого года жизни заключается в становлении развитии восприятия, обогащении их жизненного опыта и знаний об окружающем мире. Полугодовалому малышу уже можно показывать яркие картинки с изображениями людей, животных, машинок, читать небольшие сказки и стишки, предлагать для изучения различные игрушки, обязательно рассказывая о каждой: какая она, что умеет делать, как разговаривает и так далее. Фундамент для развития воображения закладывает также частая смена обстановки: выбирайте для прогулок разные детские площадки, парки, скверы, берите малыша с собой, когда идете в гости или магазин.

Как правило, только на третьем году жизни отмечается начало формирования воображения у детей. Например, подражая маме, малыш может проводить по волосам погремушкой, похожей по форме на расческу, также ребенок начинает проявлять интерес к небольшим, простым и понятным историям, дополняя или немного изменяя их. К тому же в этом возрасте начинается активное развитие речи, что дает дополнительный толчок в развитии воображение. Ребенок получает возможность активно общаться со взрослыми, задавая множество вопросов.

Книги для развития воображения являются просто незаменимым инструментом. Читая ребенку сказку, родители могут изменять голос, изображая того или иного героя, подражать голосам животных, рассматривать иллюстрации вместе с малышом.

У детей после двух лет уже может прослеживаться склонность к определенному виду занятий: рисование, танцы, аппликации, лепка, игра в «кукольный театр». Родители должны всячески поощрять начинания ребенка, стимулировать его стремление к творческой деятельности. Малыши этого возраста обычно не в состоянии сами предложить новый вид деятельности или придумать игры на развитие воображения, инициаторами в этом деле должны выступать именно родители.

Ещё одной особенностью воображения детей этой возрастной группы является неумение планировать свою деятельность. Приступая к лепке, малыш не может толком сказать, что именно он собирается изобразить, да и в ходе самого процесса конечная цель может легко изменяться. Например, у ребенка уже начала получаться башенка, но стоит появиться какой-то лишней выпуклости, вызывающей определенные ассоциации, и башенка превращается в солнышко, затем в цветочек, домик.

Запечатление

Посмотри внимательно на любой предмет. Теперь закрой глаза и постарайся удержать его в памяти как можно дольше. Представляй предмет в целом и по частям. Теперь открой глаза и вновь взгляни на предмет. Может, ты упустила какие-то детали?

Повторяй эти действия несколько раз, пока предмет не будет всплывать в памяти во всех подробностях. Добивайся максимального тождества физического и воображаемого. По мере продвижения в занятиях выбирай для анализа все более сложные предметы.

Кино без звука

Это забавное упражнение. Выбери по ТВ незнакомый фильм. Посмотри его начало, а затем выключи звук. Попытайся вникнуть в смысл происходящего на экране без слов. Предупреждаем сразу: будет некомфортно, захочется включить звук. Потерпи! Через некоторое время ты с удивлением осознаешь, что многое понятно.

Способы развития воображения

Мнемотехника для развития памяти для взрослых и детей — методы и приемы

Активность воображения более всего проявляется у младших детей и подростков, которые познают окружающий мир. Некоторые его аспекты иногда не понять в реалии, поэтому на помощь приходит воображение, например, как представить Вселенную, иные миры, вымерших животных, жизнь древних людей. Психологи утверждают, если у детей дошкольного возраста богатое воображение, то и познаваемый мир будет для них разнообразнее.

Как же взрослые, неужели их воображение более скудное? Многие специалисты уверяют, что каждый взрослый может и должен подумать, как развить воображение, так как работа, учеба, жизненные обстоятельства требуют порой нестандартных решений.

При помощи эффективных способов можно развить творческое воображение

При помощи эффективных способов можно развить творческое воображение

В психологии известны эффективные способы развития воображения:

  • Визуализация – самое простое действо, которое заключается в мысленном воспроизведении определенного объекта по деталям. Чтобы овладеть таким приемом, лучше начать с легкого и приятного воспроизведения. Например, на работе представить уютный вечер с чашечкой кофе, сфантазировать каждую деталь, вспомнить аромат, вкус, подключив как можно больше чувств. Таким образом, можно воспроизводить разные события. Если возникают трудности при визуализации реальных событий, можно использовать происшествия из книг.
  • Ассоциация – классика, которую можно встретить в любом учебнике по логике. Суть приема состоит в том, чтобы к заданному образу подобрать другие, которые с ним ассоциируются, то есть соединяются. Например, слово «отпуск», нужно подобрать к нему все слова, которые будут обогащать его: поезд, самолет, путевка, чемодан, море, чайки, солнце, пляж, песок, экскурсия. Чем больше образов подбирается, тем лучше развивается воображение. Пиком развития может служить ситуация, когда соединяются не только реальные, но и абстрактные понятия. Например, грустный, веселый, жизнь, красота.
  • Творчество – интересный способ для работы воображения. Человеку свойственно творить, создавать красоту в окружающем. В современной жизни такой прием известен как хобби. Можно придумать уникальные вещи: картины, новинки моды, дизайнерские интерьеры, произведения и многое другое, без чего невозможна человеческая жизнь. Если не хватает идей для вдохновения, надо отправиться туда, где их в избытке: картинную галерею, на выставку современного искусства, уникальных предметов. Все зависит от того, чем хочет заняться человек.
  • Игра – наиболее простой и увлекательный способ развития фантазии. В настоящее время среди взрослых и детей популярными становятся различные обучающие игры, суть которых состоит в творческом управлении персонажем или действием: «Имаджинариум», «Загадки да Винчи», «Тетрис» и многие другие.

Игры и творческие занятия помогают воображать и фантазировать

Игры и творческие занятия помогают воображать и фантазировать

У взрослых людей

Не зря говорят, взрослый в душе остается ребенком, поэтому возможно использовать все приемы, которые обычно применяют в отношении детей. Игровая и творческая деятельности могут нести иной смысл, но порадуют взрослых не меньше. Психологические сайты предлагают множество игр на развитие воображения, которые люди могут внести в повседневную жизнь. Причем для игры не нужно выкраивать дополнительное время в плотном рабочем графике. Играть можно по дороге на работу и домой, в автомобильной пробке, на отдыхе, при встрече с друзьями. Наиболее популярны:

  • Друдлы (англ. doodle – каракули, riddle – загадка) – абстрактные изображения, в которых нужно увидеть образы каких-либо предметов. Имея хорошую фантазию, в одной картинке можно рассмотреть несколько изображений. В задании нет правильных и неправильных ответов, главное – оригинальное решение.
  • «Буриме» (фр. bouts-rimés– «рифмованные концы») – литературная игра, главное правило которой – сочинение шуточных четверостиший на заданную тему. Рифмы лучше брать неожиданные и странные, что поможет напрячь мозги, фантазировать, придумывать юморные продолжения. Для начала пригодятся рифмы из любого стихотворения, например, лучами ручьями, снега луга.
  • Хорошо помогает улучшить воображение творческое хобби, например, вязание, шитье кукол, вышивание картин, рисование, плетение из лозы, бисерные картины, пазлы и многое другое. Главное – найти время для любимых занятий, где можно дать волю фантазии.

Человеку необходимо найти время и возможности для работы над улучшением своего воображения

Человеку необходимо найти время и возможности для работы над улучшением своего воображения

У детей и подростков

Для развития воображения у детей хорошо подойдут творческие игровые задания. Главная цель фантазировать на основе составления новых образов из предложенных элементов:

  • В практике часто используется классическое упражнение «Кляксы», которое заинтересует не только малыша, но и ребенка школьного возраста. Никаких особенных подготовок не требуется. Берется лист бумаги, складывается пополам, в середину сгиба наносится каплей жидкая краска. Нужно прогладить сгиб и опять развернуть. Получившиеся кляксы рассмотреть, пофантазировать, что бы это могло быть? Полезно устроить соревнование на самое нестандартное решение.
  • Развитию фантазии способствуют задания на тему «Придумай и дорисуй». В цикл таких упражнений входит прорисовка незавершенных контуров, что полезно для творческого воображения.
  • Хорошо развивают фантазию подвижные игры для любого года жизни, начиная от дошкольного возраста. Особенно полезны они в семьях, где есть разновозрастные дети. Например, старший бросает мяч с каким-либо словом, ребенок должен вернуть со словом, обозначающим новый образ этого же предмета. Чем смешнее новый образ, тем больше интереса к упражнению. Например, ручка писалка, книга читалка, ботинки ходилки, сумка тащилка. Выигрывает тот, кто придумал больше всех смешных образов.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

В отличие от других познавательных процессов, воображение пробуждается примерно в 3 года. Примерно за пять лет ребенок проходит несколько стадий развития воображения: от простейших представлений с опорой на игрушку и предмет до осознанного планируемого фантазирования. Образы, роли и сюжеты постепенно становятся все более детализированными и осмысленными.

Как воображают дети 3-4 лет

Деятельность, связанная с придумыванием, активизируется в 3 года и опирается на предметы, которые становятся базой для фантазии.

Предметное воображение

На первых порах важно, чтобы предмет «якорь» имел сходство с вымышленным объектом. Но замысел игры малышей неустойчив. Как только ребенок отвлечется, он уже не вспоминает, в каких ролях только что выступали окружающие предметы.

В этом возрасте замысел чаще проявляется после действия. Например, малыш может хаотично чертить на листе бумаги или складывать кубики, увлекшись непосредственно процессом. И только заданный родителями вопрос побуждает его назвать то, что он нарисовал или построил.

Характеристики воображения пятилеток

К 5 годам фантазии возникают не только спонтанно. Работа воображения уже может строиться пошагово: появился замысел – тут же дошкольник его реализует, следующий шаг часто выполняется на основе предыдущего.

Кастрюля, оставленная на плите, побуждает начать играть в повара, мамин светлый халат превращает малыша в доктора, а весы – отличный повод сделать в комнате магазин.

Ребенок среднего дошкольного возраста использует в игре репродуктивное воображение: стремится воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть на самом деле.

Также данный возраст – период для бурного роста словесной формы проявления воображения. Видя картинку, дошкольник придумает историю о том, что происходит на ней сейчас. Но, подчас, запечатленного момента мало: воображение подсказывает, что было «до» и «после». Для этого нужны новые герои, которые вводятся в повествование для создания целостной истории о нарисованных персонажах.

Подобное достраивание обычно возникает, если ребенка взволновало изображение. Его фантазия стремится унять это волнение путем создания полноценной сказки, где есть добрые персонажи, а могут быть и антагонисты.

Особенности воображения у старших дошкольников

6-7 лет – период активного развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Достаточно любой внешней опоры, то есть, слова, фильма, картинки, вида на улице, чтобы фантазия заработала. Формируется замысел, который может удерживать внимание несколько дней.

Реализация замысла

Дошкольник способен самостоятельно придумать игру, поместив место действия в любую реальность или время. Он сам и его друзья наделяются ролями, но отличие от взрослого театра заключается в том, что в процессе игры сюжет и действия постоянно меняются под влиянием новых решений.

Изначально общая идея обрастает деталями, а любой внешний фактор – стимул для появления побочных линий в сюжете и возникновения новых героев. Придуманный мир – отличная площадка для игр, и старшие дошкольники могут погружаться в него, постепенно добавляя содержательности, дорисовывая необходимые детали и черты выдуманной природе и местному населению.

Именно в этот период появляются довольно устойчивые мечты, закладывается база для развития творческого мышления, способности мыслить нестандартно.

Зачем людям нужны воображение и фантазия.

Некоторые люди ошибочно считают, что фантазирование и сочинительство — это пустые занятия, не имеющие никакой прикладной пользы. Но хорошо развитая фантазия является фундаментом для креативного мышления, которое так ценится в современном обществе.

Только вдумайтесь: мы не повинуемся одним только инстинктам. Вместо этого мы мечтаем и имеем амбиции, ставим цели и наслаждаемся красотой жизни. Невозможно мечтать, если не можешь вообразить себе объект мечтаний. Поэтому наличие воображения — это то, что отличает людей от животных.

Вот несколько доводов в пользу того, что развитое воображение — это полезная штука:

  1. Воображение дает вам развиваться. Если вы будете строить планы, опираясь только на приобретенный опыт, вы не сможете ничего изменить и создать. Воображение расширяет границы и позволяет поставить перед собой те цели, которых вы ранее не достигали.
  2. Воображение помогает быстрее решать проблемы. Вместо того, чтобы пытаться сделать «как всегда», люди с развитым воображением придумывают новые стратегии и решают проблемы быстрее. Это называется креативным мышлением.
  3. Воображение приводит к открытиям. Например, Альберт Эйнштейн воображал о таком месте, где люди могли бы остановить время и запечатлеть лучшие моменты своей жизни навечно. В итоге, такие размышления привели его к созданию Общей теории относительности, которая изменила представление человечества о времени. А без воображения люди по сей день считали бы время постоянной величиной.
  4. Воображение дает миру новые изобретения. Воздушные перелеты, разговоры по телефону, горячая вода в ванной — все это начиналось с воображения. Люди хотели летать, как птицы, говорить с теми, кто далеко, не мерзнуть в ванной. Список можно продолжать долго. Все те классные вещи, которые нас окружают, существуют благодаря воображению.
  5. Любое творчество начинается с воображения. Без воображения и фантазии не было бы ни музыки Бетховена, ни киновселенной Marvel, ни всех тех историй, которые начинаются с «Жили-были». Увидели необычное красивое здание? Так вот, сперва его в своем воображении увидел архитектор. Воображение и творчество — понятия неразделимые.
  6. Воображение дает возможность видеть красоту. Слышали фразу «Это поражает воображение»? Музыка, живопись, красивый вид из окна, звездное небо, золотые деревья ранней осенью… Мы все это воспринимаем через наше воображение, потому и видим красоту. Скажем так, человек без воображения не сможет долго наблюдать за тем, как горит огонь или течет вода. Хотя есть коты, которые могут долго смотреть в одну точку. Но мне кажется, тут дело в чем-то другом.

Как развить воображение и фантазию для реализации своих идей

Отличный пример человека с развитым воображением — это Стивен Хокинг. В своем воображении он побывал во множестве уголков Вселенной, изучая и поражаясь ее величию. Открытия Хокинга о космологии и квантовой гравитации сделаны прямиком из инвалидного кресла, к которому он был прикован почти всю свою жизнь. Человеку без фантазии и воображения такое не под силу. Кстати, я наконец-то решил ознакомиться с книгами Стивена Хокинга, сейчас читаю «Краткую историю времени». Написано о сложном простым языком.

Чем воображение отличается от фантазии

Завтра строится в воображении людей сегодня, сегодняшняя наука — это фантазия из прошлого.

Воображение — это средство, которое делает идею реальностью. Когда мы говорим о воображении, мы опираемся на логические обоснования. Фантазия — это размышления на свободную тематику, она может быть ничем не обоснована и перечит здравому смыслу. Тем не менее, фантазия и воображение тесно связаны, а любое созидание без них попросту невозможно.

Это легко объяснить на примере научной фантастики. Многие писатели-фантасты опережают свое время, воображая о технологиях, которых еще не видел мир. Например, в книге Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» описан подводный корабль еще до того, как появились настоящие подводные лодки. Но это не фантазия. Автор именно вообразил существование такого корабля в реальном мире.

Как развить воображение и фантазию для реализации своих идей

Сегодня это фантастика о космических кораблях и покорении Вселенной. Космический туризм еще находится в стадии зарождения, а полеты на Марс нам только обещаются Илоном Маском. Но авторы книг типа «Марсианин» уже воображают, как бы это могло быть с научной точки зрения. Такая фантастика опирается на логику и здравый смысл. Потому фантастика называется научной, а знакомые с физикой люди разносят в пух и прах те произведения, в которых авторы напридумывали околесицу.

Фантазия, в свою очередь, не ограничена законами и правилами. Это все, что может прийти в вашу голову.  Она далека от науки, но может привести к действительно толковым идеям. Фантазию используют все творческие люди. Художникам и музыкантам вместо логики нужны буйство красок и неожиданные повороты мелодий. Взрослея, многие люди прекращают фантазировать. Поэтому говорят, что творческие люди — это большие дети.

Можно подытожить: наши идеи появляются из фантазии, крепнут в воображении и затем уже воплощаются в реальность. Теперь давайте наконец перейдем к тому, как развить воображение и фантазию.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Многие родители удивляются вещам, которые их ребёнок нафантазировал: играм, сюжетам рисунков, страхам, каким-то несуществующим событиям из жизни. Всё дело в том, что взрослые уже утратили значительную часть возможностей своей фантазии, а воображение у детей начинает развиваться довольно рано и занимает большую часть его познавательной активности.

Читайте также:  Рейтинг: ТОП-9 лучших таблеток для памяти и мозга

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста тесно связано с изобразительным искусством. Воссоздавая уже знакомые образы, ребёнок может преобразовывать их в соответствии со своим видением мира, получая новые темы.

Развитие воображения находится в тесной связи с желанием дошкольников попробовать новые виды деятельности. Родители могут воспользоваться этим, создав необходимые условия для стимулирования ребёнка к занятиям: подготовить разнообразные виды бумаги (гофрированная, крепированная, бархатная, с блёстками, для акварели, пергамент и т.д.), организовать рабочее пространство (стол, стул, двухстороннее освещение, набор канцелярских инструментов, салфетки для рук) и т.п.

Развитие воображения в дошкольном возрасте проходит несколько этапов:

  • От рождения до 3 х лет воображение очень слабое. Ребёнок занимается «сбором информации» – изучением свойств предметов, их влиянием на его состояние. Все психические процессы формируются во взаимосвязи друг с другом, поэтому для активного развития воображения в будущем важно правильно организовать пространство вокруг ребёнка. Важно, чтобы отношения в семье были любящими, гармоничными, ребёнку была предоставлена возможность свободно изучать многообразные явления и предметы окружающего мира, был установлен здоровый режим дня.
  • В 3 года большая часть детей уже открыли для себя возможности словесной речи и могут придать предметам, рожденным своей фантазией, форму для выражения. Именно от этого зависит становление воображения как самостоятельного процесса и как части познавательной деятельности. В это время следует обратить внимание на увеличение словарного запаса, для этого нужно много разговаривать с ребёнком, слушать аудио-сказки, учить стихи и песни.
  • 4-5 лет – это возраст, в котором фантазия становится необходимым элементом ролевых игр. Родителям важно в этот период создать условия для «перевоплощений»: поддерживать активность ребёнка, изобретать или покупать костюмы, предметы для игр, участвовать самим. Это могут быть игры в повара, продавца, инопланетных пришельцев, учащегося школы и т.д. Подобного рода занятия – это прекрасный способ развития воображения, приобщения малыша к имеющимся общественным отношениям, подготовка к выполнению в будущем различных социальных ролей. В конечном итоге – это предварительный этап активной творческой деятельности.
  • 6-7 лет – возраст, в котором воображение носит активный прикладной характер. Ребёнок в этом возрасте уже может самостоятельно занять себя: нарисовать, разукрасить, создать коллаж, вырезать, изготовить простые поделки. Он уже планирует свою занятость, может подготовить материалы для игры и продумать её сценарий. В этот период родителям важно правильно организовать время своего чада, уделяя внимание подготовке к школе, то есть регулярным развивающим занятиям, приносящим пользу и радость ребёнку.

Упражнения на развитие воображения у дошкольников

На вопрос, как развить воображение у ребенка, можно ответить: занятия с ребёнком варьируются в зависимости от личных семейных предпочтений: можно посещать специальные развивающие школы или организовать их дома. Во втором случае прекрасно подойдут следующие упражнения:

  1. Предложите ребёнку заготовки (геометрические фигуры, нарисованные на бумаге или вырезанные, для детей постарше – объемные фигурки (конус, трубу, куб и т.д.) и попросите пририсовать или приклеить к ней новые элементы чтобы получилось что-то оригинальное. Результатом могут быть зверушки, предметы, герои мультфильмов и т.д.
  2. Собрать пазл. Это может быть вариант из магазина или изготовленный самостоятельно. Для этого нужно разрезать на несколько частей картинку на плотной бумаге.
  3. Подготовьте заранее плоские геометрические фигурки из цветной бумаги или фетра, предложите ребёнку собрать из них коллаж. Это может быть птица, домик, новогодняя ель и т.д.
  4. Предложите чаду создать свой собственный домик и помогите с выбором материалов. В ход могут пойти диванные подушки, полипропиленовые коврики, покрывала, коробки и т.д.

Читайте также:  Рейтинг: ТОП-45 лучших сосудистых препаратов для улучшения кровообращения головного мозга

Воображение дошкольника в динамике

Итак, сама по себе способность к генерированию образов и к творческой деятельности не совершенствуется. Для ее развития в детском возрасте необходимо постоянно создавать условия, то есть вовлекать ребенка в ситуации, когда ему надо что-то представить себе: предмет, персонаж, ситуацию, действие.

Развивать творческую фантазию родители могут, зная особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

  • Примерно до 4 лет оно носит непроизвольный характер, то есть образы возникают независимо от желания малыша. Наиболее ярко это можно проследить, когда малыши начинают путать сны с реальностью, считая, что приснившееся им произошло на самом деле, не понимая, что это лишь генерированный их подсознанием образ.
  • В старшем дошкольном возрасте (4–6 лет) воображение постепенно становится произвольным. Ребенок в состоянии двигаться от замысла к его реализации. Наиболее заметно это в ролевых играх, когда малышу нужно представить себя конкретным персонажем, а затем соответствовать ему. Для этого ребенку важно освоить приемы и средства, необходимые для создания образов. Он пользуется окружающими предметами, воплощая замыслы в реальность. Постепенно фантазирование становится особой деятельностью, малыш представляет самые немыслимые ситуации и персонажей.
  • К 6–8 годам необходимость в наглядной опоре в виде предметов внешнего мира отпадает, ребенок уже в состоянии воображать мысленно. А это означает переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, которое необходимо для начала обучения в общеобразовательной школе.

Дети играют с конструктором

Играем с младшим дошкольником

Для развития фантазии, воображения и творческих способностей в младшем дошкольном возрасте можно проводить множество увлекательных игр и занятий. Вот некоторые примеры:

  • Продолжение сказки. В семье, где есть традиция читать ребенку сказку перед сном, можно поиграть так: прочитав какую-то часть, нужно прерваться «на самом интересном месте», предложив малышу додумать, что будет дальше. Кстати, такие упражнения полезны для развития не только фантазии, но и речи.
  • Что на что похоже? Гуляя на улице, полезно играть с малышом в аналогии. Например, окно похоже на кубик, яблоко на дереве – на мячик, и т. д.
  • Кто это? Можно обсуждать прохожих: как зовут эту тетю? Где она работает? Какие у нее дети, чем они увлекаются?..
  • Навеяно искусством. Дошкольнику дают послушать классическую мелодию или показывают картину известного художника. Пусть учится чувствовать их, рассказывать о том, какие ассоциации, чувства произведения искусства у него вызвали.
  • Ролевые игры. Играя в магазин, больницу, парикмахерскую, столовую, пожарную часть, дошкольник прекрасно развивает воображение, ведь ему приходится все время придумывать новые сюжеты, характеры персонажей.
  • Юный поэт. Полезно научить малыша рифмовать слова. Младшие дошкольники обожают создавать новые слова, поэтому в их поэтических шедеврах рифмы могут оказаться самыми неожиданными. Тем интереснее и веселее!
  • Дизайнер-инженер. Пусть ребенок чаще играет с конструктором, кубиками или мозаикой. Создавая рисунки, строя башни, дворцы, мосты, он стремится воплотить тот или иной образ. Это отличные тренажеры для воображения.

Ребенок играет в летчика

Развитие воображения в младшем школьном возрасте

Как и развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста процесс развития фантазии и творческих возможностей для школьников должен способствовать позитивному личностному развитию, быть разнообразными и направленными на изучение социального устройства и познание окружающего мира.

Все занятия по-прежнему носят игровой характер, но уже другого уровня сложности. Важно включить в занятия элементы самоконтроля, приобщать к различным видам деятельности. Чем больше чадо сможет выполнить самостоятельно, тем лучше.

Как правило, родители и школа начинают предъявлять детям серьезные требования сразу поле получения нового статуса, «первоклассник». Невольно проходит сравнение возможностей и достижений детей. Родителям следует хвалить результаты труда ребёнка («мне нравится то, что у тебя получилось», «я рад, что сегодня у тебя получилось быстрее», «я люблю, когда ты так делаешь» и т.д.).

Сравнение с тем, что получилось у других детей, лучше исключить: нужно следить за тем, как развивается малыш и сравнивать только с результатами, которые он получал раньше («я рад, что сегодня ты сделал это сам, без помощи взрослых», «мне очень нравится твой рисунок, все линии в нём аккуратные и он очень яркий»).

Для развития  воображения на занятиях свободным прикладным творчеством у младших школьников важно избегать готовых шаблонов («так правильно, а так – нет»), уместнее будут формулировки: «чтобы сделать, чтобы получилось немного аккуратнее?», «хочу посоветоваться с тобой, что придумать, чтобы…». Когда важно обучить ребёнка какому-то приёму или технике, следует оговорить это: «сейчас я помогу тебе научиться делать … здесь есть определённые правила, которым нужно следовать».

Обсуждение задачи перед занятием позволяет оградить свободное творчество от критики, если родители и ребёнок не договорились заранее, что они делают: учатся аккуратно выполнять прописи (позиция мамы) или рисуют разнообразные причудливые каракульки (мнение чада).

В этот период важна поддержка родителей в изучении нового материала по учебным предметам, но при этом нельзя отодвигать на второй план занятия творчеством, поскольку в школьной программе им уделяется всего 1-2 урока.

Познавательная активность ребёнка в этот период  должна носить исследовательский характер, чтобы школьник самостоятельно находил материалы, которые ему нужны для обучения. Следует предлагать открытые задачи для решения, ребусы, прохождение лабиринтов и т.д.

Для становления отношения ребёнка к изменившимся условиям жизни (включение школы), самому себе, важно позитивное отношение родителей, совместные занятия, прогулки в выходные, путешествия. Необходимо включение игрового момента в тех занятиях, где это возможно. Все это развивает и создает благоприятную почву для развития воображения.

Негативным влиянием в этом плане будут требования школы и родителей «учиться хорошо» (ты должен, посмотри, а этот мальчик учится хорошо и т.д.) без обращения внимания на потребности самого ребёнка.

Методы развития воображения

Одно из главных условий развития фантазии – наличие пищи для ума: зрительных, звуковых и вкусовых впечатлений.

Если вы чувствуете, что жизнь стала скучной и пустой, а умственная деятельность вызывает утомление, пора задуматься. Не заела ли вас рутина? Не стала ли повседневность слишком предсказуемой? Возможно, уже давно пора найти способ переключиться.

Книги


Во-первых, самый доступный и приятный метод – чтение книг. Главное – действительно эффективный.

Так как читая, вы поневоле мысленно переносите себя на страницы. Кто-то предпочитает книгам фильмы.

В этом тоже есть свой резон, но фильм закрывает многие вопросы. Вы можете додумывать сюжет, но лица героев и все остальное уже было придумано за вас.

Однако читая, вы не имеете перед собой картины, и ваш мозг дорисовывает все образы.

Например, если описывается улица – вы непременно увидите эту улицу мысленным взором. К тому же, если описывается человек – вы обязательно будете как-нибудь его представлять. Может быть, он будет похож на вашего знакомого; может быть – на кого-то еще. Но точно не останется безликим!

Еще одно достоинство книги – она способна перенести вас в любое время и место. Читая, вы раздвигаете все возможные границы и действительно получаете впечатления, составляющие основу нашей фантазии.

Вы уже не будете полностью поглощены повседневной рутиной, она не будет так давить на вас – потому что вам есть, где укрыться. И есть то, на что можно переключить мысли. Ваш мозг будет работать в другом режиме. Он станет восприимчивым к новой информации.

Ассоциации


Во-вторых, развивайте ассоциативное мышление. Ассоциации – это связь между предметами, событиями, фактами и явлениями. Сознательно стимулируя возникновение таких связей, вы научитесь создавать в уме целостную картину.

Начните с простого. Подумайте, с чем у вас ассоциируются простые предметы быта – чашка, книга, часы, и т.п. Какие воспоминания они вам навевают?

Затем усложните задачу: попробуйте мысленно изменить внешний вид предметов. Например, поменяйте им цвет. Не ограничивайте себя естественными оттенками, позвольте себе мыслить оригинально. Представьте себе синюю клубнику! Представьте, как выглядел бы зеленый шарф, если бы был желтым в клеточку. И заодно, как бы он смотрелся на вас. Проанализируйте, изменилось ли ваше восприятие?

Полезно будет задействовать органы чувств. Подумайте, с чем у вас ассоциируются конкретные вкусы и запахи – свежего хлеба, кофе, скошенной травы, воздуха после грозы. Сосредоточьтесь на этих мыслях.

Слушайте музыку. Часто песни и просто музыкальные композиции без слов стимулируют воображение настолько, что в голове прокручиваются целые клипы. И опять же, конкретная музыка может вызывать связанные с ней воспоминания.

Даже вышеупомянутые книги и фильмы могут ассоциироваться не со своим содержанием, а с событиями, которые происходили в момент чтения или просмотра Пользуйтесь подсказками сознания и дайте себе возможность погрузиться в него.

Творчество

В-третьих,  вы можете действовать более радикально – не пользоваться плодами искусства, а погрузиться в него.


Походите по художественным выставкам, почитайте книги о живописи. Затем  попробуйте рисовать сами, даже если не умеете.

В хорошем смысле дайте волю рукам. Сначала в рисунках не будет смысла, но со временем у вас обязательно появятся идеи.

Наконец, попробуйте писать стихи, чтобы облечь образы и ассоциации в слова.

Проще говоря, не игнорируйте свои мысли, а дайте возможность эфемерному и бесформенному обрести форму.

И не забывайте то, о чем говорилось выше – воображение и фантазия присущи любому человеку. Так как это врожденная способность, которая за ненадобностью ослабевает, а при тренировке – развивается и крепнет.

На десерт, забавное видео как  развить фантазию и воображение у взрослых, раздвигая шаблоны мышления (для удобства разверните телефон на 90 градусов).

На этом я прощаюсь с вами и желаю, чтобы ваши дни были полны ярких впечатлений и идей. Я продолжу помогать по мере своих скромных сил и возможностей. А вы не забывайте делиться записью в соцсетях и рекомендовать друзьям. Обязательно заходите еще. Вам будут рады! Всего вам доброго!

Этапы и приемы развития воображения ребенка

Несмотря на то, что воображение развивается у ребенка непроизвольно, ускорить этот процесс можно и необходимо. Для этого важно эмоционального окрашенное общение со взрослыми, различные методики, которые систематически применяются воспитателями и родителями.

Наблюдение за окружающим миром и его явлениями

Окружающий мир дает огромную пищу для воображения. Наблюдая природу, сначала необходимо использовать метод сравнения. На что похож листик? А снежинка? Облако? Что напоминает вот то далекое дерево?

Если начинать подобные занятия в раннем возрасте, то сначала требуется помощь взрослых. В дальнейшем ребенок сам начинает видеть в привычных природных объектах новые явления и даже придумывать короткие истории об облаке или уплывающем по ручью листке.

Слушание сказок и рассказов

Рассказы и сказки – основная методика для развития детского воображения. Сама по себе выдуманная история становится базой, толчком для фантазии:

  • В них рассказывается о древних временах и старинных культурных обычаях;
  • Слушая сюжет, ребенок непроизвольно расширяет личный опыт;
  • При обыгрывании волшебной истории раскрываются возможности для активизации памяти, развития речи и творческого мышления;
  • Дети ставят себя на место персонажей и придумывают новые пути решения для преодоления сложностей.

Развитие воображения при помощи историй и сказок происходит путем слушания истории, пересказов, обсуждений и театральных постановок.

Детские развивающие игры

Игры, используемые для развития данной функции, делятся на 3 вида:

  • с использованием предметов
  • с применением картинок и иллюстраций
  • словесные

Первый тип помогает детям играть и взаимодействовать с помощью кукол, машинок, наборов предметов. Каждая игра предполагает наличие игрового замысла и постоянного развития сюжета, причем последнее достигается путем детской фантазии. «А давай лучше так…»

Использование карточек с картинками побуждает придумывать истории на основании конкретной сцены.

Словесные игры предполагают целенаправленные воздействия педагога, побуждающего детей общаться, рассуждать, обмениваться мыслями и мнениями на заданную тему.

Творческие занятия

У дошкольников основные творческие проявления выражаются в рисовании или конструировании. Если сначала изображения на бумаге копируют рисунок взрослого, то постепенно на листе воспроизводится все, что подсказывает фантазия: новые миры, истории из реальности, различные персонажи.

Рисование помогает развивать фантазию и креативность, расширять границы воображения.

Конструирование также позволяет дошкольнику почувствовать себя создателем. Освоив создание моделей по схеме, он способен сформировать замысел невиданного транспорта или замка и воплотить его в жизнь с помощью имеющихся деталей или вылепленных из пластилина.

Упражнения

Для творческого мышления важно умение находить связи между уже приобретенным опытом и тем, что мы созерцаем в данный момент, другими словами, строить ассоциации. Приведенные ниже упражнения направлены на развитие воображения и ассоциативного мышления.

Упражнение 1. Поворот фигур

Это упражнение направлено на тренировку воображения. Использование его в развитии воображения предложил в 1980-е годы известный психолог Роджер Шепард. В каждом задании вам будут продемонстрированы 2 фигуры: одни получены отражением друг друга, другие – поворотом, а третьи просто похожи и не являются поворотом и отражением друг друга.

Вам нужно прочитать вопрос, внимательно посмотреть на фигуры, постараться в своем воображении мысленно отражать и поворачивать фигуры и понять являются ли они одинаковыми.

Упражнение 2. Разгадывание друдлов

Друдлы – это простые картинки, изображение на которых можно интерпретировать разными способами. Чтобы тренировать свое воображение с помощью друдлов, вам нужно дать как можно больше ответов на вопрос: «Что изображено на рисунке?». Также для развития воображения в рамках повышения своей креативности попытайтесь найти такое значение картинки, которое не сразу приходит на ум. Все друдлы с ответами и комментариями вы можете посмотреть на данной странице.

Упражнение 3. На букву (тест)

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить. Например, на букву «В» можно назвать:

  • вещи, вешалка, (предметы),
  • винты, введение в книге на полке, (детали предметов),
  • вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы),
  • ворс на ковре, воск на паркете (покрытие),
  • волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело),
  • воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия),
  • воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).

Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» – попроще, «д», «а», «т» посложнее.

Упражнение 4. Придумать название и описание

Попробуйте придумать название или подпись для картинки, описать, что на ней происходит:

Как вы уже догадались, это картина Пабло Пикассо. Она называется «Ночная рыбалка на Антибах». Для развития творческого воображения старайтесь чаще описывать окружающие вас интересные вещи: картины, фотографии, музыку, еду и многое другое. Старайтесь чаще ходить в музеи, внимательно смотреть на экспонаты. Загадка «Черного Квадрата» Малевича, к примеру, заключается в том, что при наличии воображения и творческого восприятия мира, в этой картине вы сможете увидеть для себя многое. Если же вы не утруждаете свою креативность, то вы будете видеть только геометрическую фигуру черного цвета, ничего не олицетворяющую. Черный квадрат является зеркалом вашего воображения.

Есть и другая модификация этого упражнения: во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Если вы путешествуете в компании друга, поделитесь своими с ним, а потом предложите ему сделать то же самое, сравните ваши истории.

Необычные предметы и слова.

Назовите два любых слова, которые первыми придут вам на ум. Например, кот и пес. Соедините эти слова в одно. У нас получился «котопес». Отлично вы только что изобрели новое слово! Теперь представьте в голове как бы это новое слово могло выглядеть, как оно могло бы пригодиться в жизни, для чего оно. Упражнение можно повторить 2-3 раза.

Воображаемый друг.

Дети и взрослые могут легко попробовать это упражнение, нужно просто представить, что рядом с вами есть приятель. Нужно каждый раз заново придумать имя, пол, возраст, внешность, характер для своего выдуманного друга, а затем ситуации в которые вы попали вместе с ним. Такое упражнение можно выполнять один раз в день, около 45-60 минут.

Театр кукол.

Можно разыграть существующие сказки на современный лад, игра в кукольный театр отлично подойдет и взрослым и детям. Причем одни могут быть актерами, а другие — зрителями. Спектакль нужно каждый раз выбирать новый и готовить к нему репетируя сценки. Время репетиций обычно занимает 30 минут, а постановку лучше выбирать не дольше часа.


Игра в кукольный театр отлично развивает фантазию.

Удивительные предложения.

Вы выбираете наугад три любых слова: для этого можно открыть любой сайт и случайно ткнуть мышкой в слова. А дальше нужно их этих трех слов составить небольшой рассказ на 5-7 предложений, чтобы в каждом предложении было использовано все три слова.

Помните, что упражнения не смогут сделать из вас гения фантазии за один день. Обычно нужно заниматься каждый день как минимум три месяца, чтобы ощутить первые результаты.

Неопределенная ситуация

Представьте себе, что вы проспали встречу с важным человеком. Проснулись и сразу раздается от него телефонный звонок. Что вы ему скажете? Лучше написать вашу речь на бумаге.

Сочинение-рассуждение

Возьмите любую философскую тему. Например, “Что такое счастье?” Напишите ваши рассуждения на лист бумаги об этом.

Плотный график

Представьте ситуацию, что у вас появилось сегодня много свободного времени и нужно себя чем-то занять. Задайте новую программу дня. Перечислите 50-70 вариантов таких занятий.

Трехлитровая банка

Напрягите воображение прямо сейчас и представьте трехлитровую банку. Какие предметы могут в нее поместиться? Перечислите как можно больше вариантов.

Искусство живописи и музыки

Здесь речь пойдет о музыкальных произведениях или абстрактных изображениях. Выберите то, что вам приходится по душе и расскажите, какие образы удалось разглядеть в них?

Монолог

Представьте такую картину:

Парк. Идет дождь. Одни люди суетливо торопятся укрыться в теплое и сухое место. Другие спокойно шагают под зонтом. И только бездомному коту, что сидит под лавкой в этом парке, некуда бежать. Он уже насквозь промок и сжался от холода.

Задание. Напишите монолог от лица бездомного кота. Что он испытывает в этой ситуации?

Фантастика

Выявлять причинно-следственные связи — это постоянная потребность нашего мозга. Яркий пример устоявшейся связи «Если чёрная кошка перебежит дорогу, то быть несчастью».

Опираясь на работу нашего мозга, придумайте фантастические последствия для следующих причин:

  • сел пьяный за руль;
  • забыл выключить утюг;
  • пораньше ушел с работы.

Игры на развитие воображения

Особенность любой творческой игры заключается в том, что она помогает развивать созидательное мышление и воображение в атмосфере состязательности и азарта. Именно игровая форма часто помогает сосредоточиться и эффективно изучить нужный материал не только детям, но и взрослым. Сегодня в интернете существует множество классификаций творческих игр: компьютерные, онлайн, групповые, интеллектуально-творческие, сюжетно-ролевые и многие другие. Наша классификация позволяет выбрать игру в зависимости от того, хотите ли вы играть в одиночку за компьютером или планируете играть в компании. На данной странице представлены игры для развития творческого воображения. Причем вы сможете найти игры различных видов, как самостоятельные онлайн игры, так и групповые игры и творческие задания для тренировки креативности без применения компьютера. Перейти к творческим играм…

Воображение является ключевым фактором последнего элемента нашей схемы творческого мышления. Чем лучше развито воображение, чем шире мировоззрение человека, чем быстрее он способен находить необходимые ассоциации у себя в голове, тем креативнее его идеи.

Воображение развивается у нас постоянно, чем больше мы познаем мир, тем лучше развито наше воображение. Однако одного лишь созерцания мира не достаточно. Важно думать о том, что мы видим, анализировать происходящее.

Дважды два – четыре

Основа любого обучения – это воссоздающее воображение. Способность представлять в уме что-то, опираясь на словесное описание или схематическое изображение. Всё, что ребёнок когда-либо видел и запомнил, он может воспроизвести или представить снова.

Воссоздающее воображение – это «тропинка» к образам памяти. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее человек запоминает и повторяет уже пройденный материал. Таблицу умножения, аксиомы и теории, исторические факты, разнообразные определения понятий и т.д.

Но прежде дети учатся воспроизводить звуки, интонацию, слова. Подражают взрослым в действиях, вырабатывая свою линию поведения. Чем богаче такой опыт, тем успешнее проходит процесс коммуникации и развитие опыта взаимодействия с другими людьми.

«Палка, палка, огуречек – вот и вышел человечек»

Функции воображения отвечают за возможности дошкольника логически обрабатывать новый материал, например, соединять различные части в единое целое. Собрать пазл или конструктор, определить систему признаков, по которым люди относятся к той или иной профессии и т.д.

Становление этого умения начинается на практике (например, во время игры в разноцветные кубики), в дальнейшем целиком переходит в область воображения и позволяет оперировать категориями, доступными только в теории (например, строение планеты Земля).

В конечном итоге воображение позволяет соединять элементы вместе по определенной логике, выделять какой-либо из них по одному или нескольким признакам, восстанавливать общую картину, домысливая недостающие элементы.

Странные фигуры.

Для этой игры потребуется бумага и разноцветные фломастеры, первый участник рисует одну любую фигуру, а другие участники по очереди начинают дорисовывать к ней предметы. Играть можно пока на листе есть место, но каждый игрок должен стараться придать картине как можно больше смысла. Готовую картину можно повесить в рамку


Игра для развития воображения — странная фигура.

Изобретатели.

Для этой игры можно взять любые предметы, но лучше всего подойдут кубики, конструкторы или даже кости из домино. Дальше нужно из этого придумать какой-то объект и построить его, например здание. Постройте, полюбуйтесь или даже сфотографируйте его и сломайте! Не жалейте свои продукты — это тоже часть творчества.

Вопрос — ответ.

Для этой игры нужно два человека. Начните с того, что по очереди задаете друг-другу по одному вопросу, а ваш напарник должен подробно описать ситуацию связанную с вопросом и красочно дать ответ. Например, на тебя напала собака, что ты будешь делать? Ответ должен быть из 5-7 предложений.

Ковер-самолёт, царевна-лягушка и мальчик с пальчик

Развитие воображения у детей в младшем школьном возрасте позволяет «жонглировать» различными свойствами известных предметов: соединять их, выделять лишнее, замещать, преувеличивать какое-то из них, упрощать и превращать в схемы и многое другое. В конечном итоге получится новый предмет или модернизируется старый.

Это умение позволяет перенести из области практики в теорию какие-либо действия и проанализировать возможный результат. К примеру, сделать вывод о том, что чай станет невкусным, если добавить в него соли.

Все возможности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста служат его успешному развитию, социализации и приобретению полезных умений и навыков. В конечном итоге дарят возможность преобразовывать окружающий мир под свои запросы, когда из роли подчиненного человек переходит в ранг творца и управляющего.

Активируйте работу правого полушария

Как известно, левое полушарие отвечает за процессы анализа и логического мышления. Функцией правого является образное восприятие, а также процессы, что связанные с воображением и творческими занятиями. Поэтому, чтобы дать толчок работе «творческого» полушария, необходимо предоставить ему поле деятельности. Самый простой способ – использовать в повседневной жизни левую руку, или даже начать научиться ею писать. Так как правое полушарие, в основном, оперирует образами, полезным будут занятия геометрией или 3-D моделированием.

Попробуйте поиграть с близким человеком в следующую игру

Один человек начинает рассказывать историю, и говорит несколько предложений. Затем историю продолжаете вы, и так далее. Это упражнение очень хорошо помогает расшевелить воображение и настраивает на творческий лад.

Разгадывайте друдлы

Друдлами называют изображения, которые могут быть объяснены по-разному. Это упражнения на развитие воображения, которые доступны каждому – не нужно быть гением, чтобы дать определение простой каракуле. Но друдлы действительно дают простор воображению. Особую пользу они принесут, если после первой пришедшей на ум идеи поломать голову над другими возможными объяснениями картинки.

Вносите в жизнь как можно больше разнообразия

Отсутствие новых идей часто свидетельствует об эмоциональном застое, монотонности повседневной жизни. Поэтому постарайтесь противопоставить своему рутинному графику как можно большее количество интересных вещей.  Это могут быть путешествия, просмотр фильмов, чтение книг. Самое главное – нужно вытолкнуть себя из привычной колеи. Состояние рутины особенно известно людям творческих профессий – дизайнерам, музыкантам, художникам. Когда им необходимо выполнить творческую работу, но вдохновение никак не приходит, они делают «ход конем» — переключают свое внимание на что-то новое, что даст им новую порцию впечатлений.

Последуйте их способу и вы, так как интересная жизнь – это та самая основа, на которой можно развить фантазию и воображение.

Найдите для себя хобби

Это должно быть то занятие, которое позволит вам каждый день тренировать свою «творческую мышцу». Иногда люди думают, что увлечение должно быть только таким, которое в будущем поможет им стать известными или обеспеченными. Зачастую этому подходу способствуют социальные сети. Ровесники или сотоварищи начинают с какого-либо хобби, а затем открывают собственное дело.

При этом они не забывают демонстрировать в социальных сетях фотоотчет о каждом своем достижении. Тогда человек начинает считать, что хобби – это непременно занятие, которое должно приносить ему деньги. Откровенно говоря, насмотревшись на рекламу спортивной школы, открытой бывшим одноклассником, не всегда можно получить вдохновение.

Поэтому попробуйте отпустить себя и найти занятие именно для души. Пусть это будет написание стихов, лоскутное шитье, или же выращивание дома экзотических цветов. Это хобби должно приносить вам радость, так как развить воображение невозможно путем насилия над собой или желания заработать.

Хорошо развитое воображение поможет достичь успеха в карьере, учебе и частной жизни. Пользоваться всеми его преимуществами могут не только прирожденные креативщики. Даже обладая скромной фантазией, можно улучшить навыки творческого мышления и усилить воображение.

Как развивать фантазию и воображение у взрослых: способы

Итак, о развитии воображения у взрослых мы говорим, скорее, когда задатки уже есть, но они не реализованы. Поэтому и возникает такое желание — развить фантазию. Любое человеческое желание всегда обеспечено способностями для его реализации, только если оно не навязано извне. Вот почему развитие воображения у взрослых связано с раскрытием навыка создавать образы, а не созданием такой способности с нуля. Речь идет об обычной ежедневной тренировке, выработке привычки визуализировать или создавать новые идеи.

Упражнений для развития воображения множество, как для ребенка, так и для взрослого. Многие и упражнениями назвать сложно. Иногда они становятся просто приятным хобби, возможностью побывать в другом, воображаемом мире. К ним относятся:

  • Чтение художественной литературы. Читая текст, человек дорисовывает в своей голове происходящее, видит «картинки». Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» предлагает изучать художественную литературу в художественных школах, а на вступительных экзаменах в вузы обязательно проверять уровень ее знания, потому что чтение дает широту мышления и возможность создавать образы.
  • Игры. Дети с удовольствием играют, представляя себя тем или иным героем, создавая происходящее в своем воображении. Игры нужно поощрять, с ребенком нужно играть. Взрослым игры тоже нужны. Например, столь популярные сейчас квесты, которые заставляют находить нестандартные решения в разных ситуациях. Обладателям звукового вектора будет интересна игра Буриме, или рифмованные концы, в которой нужно сочинять четверостишия на заданную тему. Поиск рифмы заставляет мозг напрягаться непривычным образом.
  • Визуализация. Ее тоже можно превратить в игру. Например, видеть в облаках, корягах, рисунке на ковре неожиданный образ. Есть игра Друдлы, когда в абстрактных изображениях нужно отыскать какой-то образ. Главное — чтобы он был оригинальным. Эта игра развивает образное мышление и креативное воображение.
  • Мечты. Мечтание — это не пустое времяпрепровождение. Пока вы мечтаете, вы можете визуализировать, искать новые идеи, в какой-то мере определять свое будущее. Мечты вдохновляют, на них легко концентрируешься, и на этом естественном интересе могут родиться вполне реальные действия.
  • Искусство. Занятие рисованием, вышиванием, шитьем кукол, любым видом творчества улучшает способность фантазировать. Можно рисовать с натуры или разрешить себе полет фантазии. Полезно посещать художественные выставки, читать литературу об искусстве. И смотреть, смотреть, смотреть. Напитываться образами, создавая базу для рождения новой идеи.
  • Музыка. Это выражение чувственной составляющей звукового вектора. Музыка возникла как попытка передать абстрактные смыслы, которые нельзя описать словами. В ней заложен сильный чувственный заряд, который способен родить настроение, а вместе с ним образ и идею. Слушайте музыку и вдохновляйтесь ею.
  • Новые впечатления. Это пища для эмоций и фантазий. Открытие чего-то нового, получение необычного опыта расширяет кругозор, делает человека более смелым.
  • Наблюдение за людьми. Для писателя наблюдение за окружающими — основа художественного творчества, пища для размышлений, поиск сценария, который впоследствии ложится в основу произведения. Из деталей повседневной жизни рождаются новые миры, одновременно похожие и непохожие на свой прототип.

Как развить воображение и творческое мышление фото

Дополнительные советы

Развивать свои фантазию и воображение можно любым из представленных способов. Но при помощи дополнительных советов получится достичь результата быстрее, причем он будет еще более крепким. Советы включают рекомендации по изменению образа жизни, а также простые методы тренировки.

Советы:

  • Каждый день читать книги, полноценно вникать в них;
  • Заниматься саморазвитием;
  • Путешествовать, посещать новые места хотя бы раз в месяц;
  • Искать новое вдохновение;
  • Регулярно посещать выставки, смотреть художественные журналы;
  • Проявлять любознательность, интересоваться устройством техники;
  • Расширять свои интересы, пробовать что-то новое;
  • Находить креативных друзей, общаться с успешными людьми;
  • Мечтать, воображать будущее с необычными событиями;
  • Иногда использовать одну руку вместо другой;
  • Ставить себя на место персонажей книг, представлять иные варианты развития событий;
  • Самостоятельно озвучивать героев в кино, включив ТВ без звука;
  • Придумывать для своего ребенка уникальные сказки;
  • Сочинять судьбу людей, увиденных на улице, запоминая их внешность;
  • Визуализировать реальные события, представлять, что именно произойдет в будущем;
  • Наблюдать за облаками, пытаться найти среди них известные образы.

Такие простые советы приносят хорошие результаты. Нужно лишь регулярно ими пользоваться, дополняя основные тренировки.

Большое значение имеет отказ от вредных привычек и перестроение на правильное питание.

Заключение

Живое воображение – это отличный инструмент на пути к успеху. Оно помогает решать нетривиальные задачи, с которыми вы столкнулись впервые. А также – найти необычные способы решения повседневных проблем. И как здорово, что его можно натренировать и развить!

Топ 15 советов для развития воображения.

  • читайте много-много книг, больше чем смотрите телевизор:
  • изучайте что-то новое;
  • посещайте места в которых еще ни разу не были;
  • ищите новые источники вдохновения;
  • ходите на выставки;
  • найдите новое хобби;
  • попробуйте работать другой рукой;
  • придумывайте сказки и истории;
  • следите за модой и читайте новые журналы;
  • подпишитесь на рассылки об искусстве;
  • попробуйте озвучивать сказки, мультфильмы и кино;
  • заведите новых знакомых и друзей;
  • попробуйте смотреть кино без звука;
Источники

  • https://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/ustranenie-razryva.php
  • https://alldoshkol.ru/process/razvitie-voobrazheniya-doshkolnika
  • https://www.gnomik.ru/articles/art-razvitie-voobrazheniya-u-detey/
  • https://www.cosmo.ru/psychology/psychology/kak-razvit-voobrazhenie/
  • https://srazu.pro/razvitie/razvit-voobrazhenie-vzroslyx-detej.html
  • https://agorohov.com/lichnost/kak-razvit-voobrazhenie-i-fantaziyu-dlya-realizatsii-svoih-idey
  • https://www.PamyatiNet.ru/dlya-pamyati-mozga/voobrazhenie-u-detej.html
  • https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvitie-voobrazheniya-doshkolnikov
  • https://familystr.com/samorazvitie/osnovnye-puti-razvitiya-fantazii-i-voobrazhenie-u-vzroslyh/
  • https://alluziya.ru/razvitie_detei/razvivaem-fantaziy-i-voobrazenie/
  • https://ZapomniVse.com/imagination/uprazhnenie.html
  • https://PsyHacker.com/5-metodov-kak-razvit-fantaziyu-i-voobrazhenie/
  • https://www.YBurlan.ru/biblioteka/t1-kak-razvit-voobrazhenie-i-tvorcheskoe-myshlenie
  • https://vsepromozg.ru/razvitie/kak-razvit-fantaziiu
  • https://vsvoemdome.ru/psihologiya/samorazvitie/kak-razvit-voobrazhenie

[свернуть]