Социально-коммуникативное развитие детей: нормы по возрастам

Определение

Коммуникативная задача – это педагогическая задача, которая переведена на язык общения. Именно поэтому при организации любого воспитательного действия нужно продумывать способы общения между его участниками.

Коммуникативная задача – это возможность установления и развития взаимоотношений между школьниками, что особенно важно на первом этапе формирования детского коллектива (в группе детского сада, в начальной школе).

Основные ориентиры социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста

Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения социальных правил и норм поведения, приобщение к нравственным нормам и моральным ориентирам деятельности, формирование навыков социального взаимодействия и построения системы коммуникации.

Социально-коммуникативное развитие ориентировано на:

  1. Усвоение моральных и нравственных норм социального поведения. В этом направлении предполагается формирование патриотических чувств: любви к Родине, уважения к своей стране, ее народу, обычаям, традициям, культурным ценностям. Далее, необходимо воспитать у ребенка уважительное отношение к различию культур народов, уважительное отношение к старшим, к правам и свободам другого человека, развивать основы гуманистического поведения, сформировать и закрепить гражданскую позицию ребенка, помочь усвоить понятия «хорошо» — «плохо», «добро» — «зло», развить нравственные ориентиры деятельности ребенка, сформировать первичные ценностные представления.
  2. Формирование навыков социального взаимодействия. В этом направлении предполагается создать условия для построения социальных контактов ребенка со сверстниками, построенных на основе эмоциональной связи, обучить ребенка общаться со сверстниками, родителями, педагогами, пожилыми людьми, сформировать осознанное представление о необходимости создания доброжелательного микроклимата в различных направлениях деятельности и коллективных взаимоотношениях. Кроме того, детей знакомят с основами поведения в коллективе, защите своих интересов и уважения к чужим интересам и взглядом, устранение негативного поведения, формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций.
  3. Формирование навыков эмоциональной отзывчивости, проявления сострадания, сопереживания. здесь предполагается развитие у дошкольников чувства милосердия и сострадания к людям, которые находятся в беде, болеют, имеют финансовые затруднения и т.д.
  4. Развитие уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и ее ценностям, а также к коллективу. Здесь предполагается формирование коллективных основ поведения, обычаев и традиций, построение совместной деятельности и разрешение проблем. В коллективе детей необходимо стремится создать дружественную атмосферу, установить доверительные отношения с детьми, оказывать им помощь и поддержку, создать условия, в которых они чувствуют себя защищенными. Это помогает развитию стремления коллективной деятельности.
  5. Формирование навыков самостоятельности. В этом направлении производится развитие самостоятельности в организации досуговой деятельности, игровой и иных видов деятельности ребенка. Дети учатся проявлять самостоятельность в принятии важных для них решений и несение ответственности за него.
  6. Формирование положительного отношения к различным видам и направлениям трудовой и творческой деятельности ребенка. Здесь предполагается ознакомить ребенка с основами безопасного общественного поведения, навыков соблюдения осторожности, выполнения гигиенических норм, соблюдения правил дорожного движения и иными нормами безопасного поведения в обществе.

Варианты повествования

В таком случае общая коммуникативная задача характеризуется следующими видами:

  • повествованием;
  • наименованием;
  • сообщением;
  • перечислением;
  • объявлением;
  • ответом.

Решая задачи коммуникативной деятельности, учитель реализует две главные цели: передает определенную информацию подрастающему поколению, побуждает детей к активным действиям.

Их можно рассмотреть как способ решения учебной задачи в рамках урока (внеурочного мероприятия).

Виды

Выделяют группы коммуникативных задач. Общие группы предполагают предварительное планирование. Текущие задачи появляются в рамках педагогического взаимодействия. Решение коммуникативной задачи – это основная задача воспитателя (классного руководителя).

Первая группа сводится к сообщению определенной информации, а также к побуждению детей к конкретным действиям.

способы общения с детьми

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Обратите внимание! Эта тема на сегодняшний день является крайне актуальной, потому что многие дети, несмотря на более младший или старший возраст, испытывают трудности во время коммуникации, как со сверстниками, так и со взрослыми.

Со сверстниками им бывает трудно:

  • установить контакт;
  • включиться в игру;
  • распределить роли в этой игре, часто возникают конфликты.

Со родителями проблема заключается в неумении малыша слышать взрослого, выполнять просьбы, часто встречается неуправляемость.

Разрешение конфликтов, тоже развитие

Задачи

Основной целью социально-коммуникативного развития дошколят является:

  • привитие им навыков общения;
  • знакомство их с традициями российской семьи;
  • усвоение правил поведения в обществе;
  • направление их на позитивное общение.

Основными задачами социально-коммуникативного развития малышей федеральный государственный образовательный стандарт определяет, как:

  • Развитие самостоятельности в жизни и в принятии решений.
  • Увеличение времени, которое дошкольник проводит, общаясь с ровесниками и взрослыми.
  • Развитие эмпатии (чувства сопереживания), отзывчивости, готовности пойти на контакт.
  • Освоение норм, существующих в обществе.
  • Привитие трудолюбия, развитие творческого начала.

Шестой задачей специалисты часто называют развитие целеустремлённости, многозадачности, умении организовывать технологический процесс.

Значение

Коммуникация, это один из самых необходимых навыков для жизни в обществе. К сожалению, в настоящее время в силу определённых причин, у многих детей этот навык развит недостаточно.

К сведению! Одной из причин этого являются родители, которые не уделяют должного внимания ребёнку и не занимаются его воспитанием.

Также причиной могут быть проблемы со здоровьем, мешающие развитию навыков. В результате недостаточного развития коммуникативных навыков, у малыша возникают проблемы:

  • он начинает испытывать трудности в общении;
  • не может влиться в коллектив;
  • не умеет работать в команде;
  • не способен правильно выражать свои эмоции;
  • не может сопереживать.

Необходимо прививать уважение к старшим

Диагностика

Перед началом занятий по развитию коммуникативных навыков, а также в последующем, педагогам важно осуществлять диагностику коммуникативного развития дошкольников. Она заключается в проведении с детьми беседы, наблюдения за ними в ходе выполнения задания, используя дошкольный дидактический материал. Коммуникативное развитие оценивается по трём критериям:

  • Знание ребёнком правил общения с людьми.
  • То, насколько охотно ребенок общается.
  • То, насколько ребёнок умеет слушать, решать конфликтные ситуации, насколько он эмпатичен.

Каждый из этих трёх критериев оценивается по бальной системе, и в итоге коммуникативное развитие оценивается по одному из трёх уровней: высокий уровень, низкий или средний. Утверждает задания педсовет.

К сведению! Исходя из уровня коммуникативного развития, с дошкольником может быть проведена дополнительная работа по улучшению навыков общения, осуществлено планирование дальнейшей деятельности.

Разбираем понятия

В статье будут использоваться социологические термины. Именно они наиболее полно раскрывают суть темы. Советуем прочитать эту главу, чтобы ориентироваться в значении незнакомых слов.

Социальная среда

Человека на протяжении всей жизни окружает социум — общество. Это люди вокруг него (например, родители, учителя), группы людей (компания друзей, коллектив на работе и другие), социальные институты (например, детский сад, школа).

Человек развивается всю свою жизнь, находясь в социальной среде. Это та часть общества, которая больше всего оказывает влияние на него.

Говоря научным языком, социальная среда — это окружение, в котором формируется личность человека. Благодаря традициям, правилам, моральным устоям и нормам, принятым в этом обществе, она влияет на мировоззрение и поведение людей, входящих в социум.

Социальные роли

Отношения в обществе накладывают на человека определенные социальные роли. Это действия, выполнение которых окружающие ожидают от него. При этом общественное мнение определяет, положительная или отрицательная это роль.

Положительные роли:

  • сын/ дочь,
  • друг,
  • ученик,
  • гражданин страны и т.д.

Негативные роли:

  • преступник,
  • беспризорник,
  • обманщик и т.д.

Положительные роли обычно связаны с участием человека в жизни социума — например, с общением в семье, первыми победами, знакомством с приятелями.

Носители негативных ролей зачастую изолированы от общества, так как они не приемлют определенных социальных норм или не обладают некими материальными и духовными ценностями.

Направления социального развития

Развитие личности человека проходит с помощью двух основных направлений — социализации и индивидуализации.

Социализация — это процесс того, как человек изучает, понимает и принимает ценности и нормы определенного общества.

Результатом социализации считаются приобретенные навыки, знания, ценности, правила, которые человек усвоил и которые позволяют ему “не быть белой вороной” в этой среде. Также важной задачей социализации является формирование у него таких качеств личности, как умение сотрудничать, готовность принять чужую точку зрения, сострадание и т.д. Они помогут человеку “влиться” в коллектив и оставаться “своим”.

Противоположное направление социального развития — индивидуализация.

Ее результатом можно назвать осознание себя как личности, принятие своих, индивидуальных, особенностей и потребностей. В основе индивидуализации лежит полученный и осознанный социальный опыт.

Интересно! Люди не похожи друг на друга, поэтому из одной и той же ситуации они могут вынести противоположные выводы. Это значит, что процесс индивидуализации в одинаковых случаях может заложить в них разные качества личности (например, стремление отстаивать свое мнение / или желание выделяться из толпы / или нелюдимость).

Социальная адаптация

Человеку важно приспособиться к определенной группе в обществе. Этот процесс называется социальная адаптация. С ее помощью люди входят в социальную группу, становясь “своими”, принимая ее ценности, правила и нормы.

От того, успешно прошла социальная адаптация или нет, зависит принятие человека в группу и выполнение им социальной роли. Например, адаптация покажет, войдет ли подросток в новый коллектив, и какую роль он в нем займет — лидера или отверженного.

Когда и каким образом знакомить ребенка с окружающим миром. Социализация в раннем возрасте ребенка (0-3 года). Роль семьи

Социализация в раннем возрасте ребенка

Социализация в раннем возрасте ребенка

Социализация ребенка начинается с самого рождения. Первая социальная среда малыша — это его семья. Все члены семьи оказывают влияние на формирующуюся личность крохи.

У каждой семьи свой привычный уклад, традиции, образ жизни и нормы поведения (например, ужин всей семьей во время оживленного разговора, или, наоборот, с просмотром телепередач; спокойное выяснение отношений или ссоры на повышенных тонах). Ребенок “считывает” эти модели поведения. В дальнейшей жизни он будет использовать их в похожих ситуациях.

Также на примере своей семьи у него закладываются первые жизненные ценности —  например, любовь к родителям, к Родине.

Учимся строить отношения в семье

Семья — первый образец для малыша, как надо строить отношения в обществе. Родители на своем примере учат детей, как знакомиться, общаться, как вести себя в конфликтных ситуациях, как соблюдать правила безопасного поведения. Они же прививают крохам начальные культурные навыки — культуру еды, речи и поведения. Разумеется, желательно показывать ребенку достойный пример для подражания.

Базовые качества личности в раннем возрасте

В раннем возрасте закладываются базовые качества личности ребенка.

Детям очень важно чувствовать любовь родителей к себе, доверять им и чувствовать себя в безопасности.

Отсутствие этих ощущений повлияет на жизненный сценарий ребенка — например, могут появиться недоверие к противоположному полу, фобии (страхи), неврозы, склонность к депрессии и многое другое.

Важно приучать малыша к самостоятельности — есть ложкой и вилкой, одеваться. Это — хороший социализирующий навык.

Не надо постоянно подавлять все желания и стремления ребенка (“Не ходи туда, не бери это, будь послушным, взрослые все знают лучше тебя”). Этот подход может заложить в малыше такие черты, как несамостоятельность, неуверенность в себе, боязнь нового и другие.

Безопасное социальное поведение в раннем возрасте

С малых лет надо объяснять правила безопасности в окружающем мире. Пусть члены семьи на собственном примере показывают, как нужно вести себя за пределами дома — на детской площадке, в магазине, в поликлинике.

Для этого важно соблюдать правила вежливости при общении с малознакомыми людьми (здороваться при встрече, благодарить за услугу и т.д.), а также не проявлять излишней доверчивости или, наоборот, агрессивного поведения к ним.

Нужно научить ребенка правилам взаимодействия в конфликтных ситуациях — например, не отбирать чужие игрушки на детской площадке, не толкаться, а если требуется помощь — подозвать родителя.

Взрослым также следует соблюдать правила дорожного движения, правила безопасности в быту. Это даст малышам пример для подражания и научит навыкам, которые помогут им принять социально одобряемое  поведение и социализироваться.

Необходимо знакомить детей с такими понятиями, как добро и зло — через сказки, примеры из жизни. Такой прием также заложит основы безопасного поведения ребенка, необходимые для жизни в современном мире.

В возрасте от 1 до 3 лет малыш начинает искать ответ на вопрос: “Кто я в этом мире?”.

Важно объяснить ребенку его значимость и место в обществе.

При этом не нужно давать понять малышу, что он — центр Вселенной, и что его прихоти будут сразу выполняться. В этом случае ему будет сложно адаптироваться в окружающем мире вне семьи, например, в коллективе детей.

Формирование активной, оптимистичной, творческой личности

В дошкольном возрасте активно формируется личность ребенка. Чтобы он вырос уверенным в себе, оптимистичным и творческим, необходима поддержка и одобрение значимых для него людей — например, родителей.

В этом возрасте семья продолжает оставаться важной социализирующей средой для ребенка, закладывая образцы поведения, ценности и мировоззрение.

Нужно поддерживать положительные стремления дошкольника, позитивные стороны характера и образцовые поступки. Так ребенку будет проще перенести этот опыт в новую среду — например, в коллектив в детском саду. И, наоборот, нельзя подкреплять одобрением или игнорированием дурное поведение малыша — это принесет ему проблемы при взаимодействии со сверстниками и другими взрослыми.

Стиль воспитания в семье тоже накладывает свой отпечаток на характер ребенка. Например, неоправданные строгость и авторитарность родителейучат ребенка неуверенности в  себе и зажатости.

Разумный демократический стиль воспитания, основанный на равноправии и уважении всех членов семьи, наоборот, прививает малышу инициативность, уверенность, смелость и т.д.

Учимся строить отношения в семье

Учимся строить отношения в семье

Учимся строить отношения в семье

Необычайно важно, чтобы между ребенком и взрослым сохранялись доверие и эмоциональный контакт. Надо находить хотя бы немного времени каждый день, чтобы безраздельно уделять внимание малышу.

Родители должны быть достойным образцом для подражания. Важно обсуждать поступки с ребенком, рассуждать о добром и дурном.

Нельзя при ребенке поступать несправедливо и неправильно — это подрывает доверие к родителям, нарушает их авторитет и ставит под сомнение усвоенные правила и нормы.

Учимся строить отношения в детском саду

В дошкольный период ребенок знакомится с нормами и правилами не только в своей семье, но и в новой социальной среде. Обычно в этом возрасте дети начинают ходить в детский сад, заниматься в кружках по интересам и активно взаимодействовать со сверстниками.

Дети учатся новым социальным нормам и ролям в детском саду, общаясь с другими взрослыми (педагогами, воспитателями) и ровесниками. Кроме этого, в детском саду ребята получают разносторонние знания, ответы на интересующие вопросы и важнейший социальный опыт.

В этом возрасте дети учатся спрашивать и находить ответы на разнообразные вопросы, а также анализировать полученную информацию.

Детский сад и коллектив детей — еще одна важнейшая социальная среда для дошкольника, помимо семьи.

Если ребенок по каким-то причинам не ходит в садик, надо постараться обеспечить ему частое взаимодействие с окружающими людьми, особенно со сверстниками — игры на детских площадках, походы в гости и т.д.

Учимся строить отношения с друзьями

Кроме этого, дошкольники постигают мир, не только беседуя со взрослыми, но и играя со сверстниками.

Во время  игры ребята учатся контролировать свое поведение, соблюдать правила и взаимодействовать с товарищами.Также они примеряют на себя новые социальные роли в процессе сюжетно-ролевых игр: например, в дочки-матери, в доктора и пациента.

В дошкольном возрасте детей начинают больше интересовать сверстники, чем родители. Теперь они предпочитают играть с друзьями, а также решать спорные ситуации самостоятельно. Ребята в процессе взаимодействия с товарищами учатся сопереживать, учитывать желания друг друга и договариваться.

Безопасное поведение в дошкольном возрасте

Обучение безопасному поведению — важнейшая часть социализации дошкольника. Он должен четко усвоить правила, которые необходимы современному ребенку в окружающем мире. Этому должны уделять время как родители, так и воспитатели в детском саду.

Обучение правилам безопасности стоит проводить в виде игры — так ребенок лучше поймет и запомнит информацию. Например:

  • обучающие настольные игры, упражнения типа “опасно — не опасно”;
  • сюжетные игры с переодеванием, игры-драматизации. Например, проигрывание ситуации: “Незнакомец позвонил в дверь, а дома нет взрослых”. Или разыгрывание сценки: “Незнакомый человек на улице взял тебя за руку и уводит с площадки”;
  • прослушивание и обсуждение сказок. Родители могут подобрать подходящие истории, иллюстрирующие правильное и неправильное поведение при взаимодействии с окружающими — например, “Колобок”, “Сказка о глупом мышонке”.

Приёмы социально-коммуникативного развития воспитанников разных возрастных групп ДОУ

Многоступенчатый процесс социализации осуществляется при комбинации 4 групп приёмов: наглядных, словесных, игровых и практических. Рассмотрим примеры из каждой категории в зависимости от возраста воспитанников.

Воспитательница рукой показывает детям петушка, на заднем фоне презентация с изображением петушка и его семьи

Наглядные приёмы в работе с детьми занимают ведущее место по продуктивности

Таблица: приёмы для социально-коммуникативного развития личности дошкольников разного возраста

Возрастная группаГруппа, к которой приём относитсяНазваниеЦели и задачиПример
Младший дошкольный возрастНаглядныеНаблюдение.
  • Накапливать представления об окружающем мире,
  • конкретизировать полученные знания,
  • расширять словарный запас,
  • развивать внимание, речь,
  • воспитывать уважение к сверстникам и взрослым.
В осенний день наблюдать за тем, с какой скоростью при порывах ветра облетает листва.
Демонстрация.
  • Учиться связывать образ с понятием,
  • делать простые обобщения.
Работая над изучением сказки «Репка», педагог показывает развитие сюжета с помощью пальчиковых кукол.
СловесныеБеседа.
  • Объяснить смысл неизвестных понятий, явлений (например, туман, роса),
  • вовлечь малышей в диалог, дать им возможность слышать звучащую речь и повторять услышанное.
Этот приём сопровождает любой вид активности детей. В младших группах основой беседы является монолог воспитателя (рассказ о том или ином явлении), но ко второму полугодию во второй младшей группе этот приём должен принимать форму диалога. Например, при изучении темы «Весна» малышам предлагаются вопросы: «Какая погода на улице?», «Куда девается снежок?», «Какую одежду мы надеваем, когда тепло?» и т. д.
  • Загадки,
  • стихотворения (особенно успешно этот приём используется в начале занятия).
Развивать образное и логическое мышление, быстроту реакции, умение быстро включаться в деятельность.Для детей 1,5–3 лет загадки стоит выбирать с договорками:

  • Комья «ваты» проплывают,
    Солнышко прикрыв слегка.
    Дружно скажем: все их знают.
    Что же это? (Облака).
  • С неба падают зимой
    И кружатся над землёй
    Мягкие пушинки,
    Белые… (Снежинки).

При изучении темы «Зимние забавы» с детьми рассматриваются такие стихотворения:

  • Мы скатали в шарик снег —
    Получился человек.
    Снеговик, снеговик
    Жить на холоде привык.
  • Покатились санки вниз,
    Крепче, куколка, держись!
    Ты сиди, не упади —
    Там канавка впереди!
    Надо ездить осторожно,
    А не то разбиться можно!
  • Сказки,
  • рассказы.
  • Дать представление о тех или иных предметах, явлениях или действиях,
  • учить малышей сопереживать героям,
  • прививать морально-этические нормы поведения,
  • воспитывать толерантность, уважение к труду.
Речь идёт не только о программных произведениях («Теремок», «Репка», сказки В. Сутеева и др.), но и о тематических сказках. Например, для тех малышей, которые не любят спать днём, это может быть сказка «Сон Колобка».
Чистоговорки.
  • Тренировать артикуляционный аппарат (помочь «появиться» звукам),
  • учиться работать слаженно, произнося слова хором,
  • развивать речь.
  • Уп-уп-уп, мама варит суп.
  • Бы-бы-бы, идёт дым из трубы.
Практические
  • Рисунки,
  • аппликация,
  • лепка.
Учиться передавать изученное понятие образом. Например, после изучения основных черт зимы, дети пальчиками рисуют ёлочку и снежинки. Рассматривая тему простейших геометрических фигур, малыши из кругов составляют снеговика, дополняя его атрибутами из пластилина (глаза, нос, ведро на голове).
Средняя группаНаглядныеНаблюдение.
  • Конкретизировать полученные и накопленные знания,
  • расширять словарный запас,
  • развивать внимание, речь,
  • воспитывать уважение к сверстникам и взрослым.
В средней группе малыши вовлекаются не только в кратковременные, но и долговременные наблюдения. Например, за тем, как быстро птицы зимой съедают корм из кормушки.
Демонстрация.
  • Учиться связывать образ с понятием,
  • делать обобщения.
Дети не только смотрят, но и сами показывают короткие инсценировки, например, диалог инспектора ПДД и мальчика, нарушившего правила перехода улицы.
СловесныеБеседа.
  • Объяснить смысл неизвестных понятий, явлений,
  • учить малышей строить диалог со сверстниками, в ходе беседы приходить к тем или иным выводам.
Этот приём, как и прежде, сопровождает любой вид активности детей. При этом педагог не только сам задаёт вопросы, но и стимулирует ребят спрашивать друг друга. Например, один малыш описывает героя сказки, а второй, задавая наводящие вопросы, отгадывает, кто это.
  • Загадки,
  • стихотворения.
Развивать образное и логическое мышление, быстроту реакции, умение быстро включаться в деятельность.Для детей 4–5 лет загадки подбираются без договорок, но всё равно рифмованные. Например, при изучении животных:

  • Мохнатенькая,
    Усатенькая,
    Молочко пьёт,
    Песенки поёт. (Кошка).
  • Маленький рост,
    Длинный хвост,
    Серенькая шубка,
    Остренькие зубки. (Мышь).

Стихотворения чаще всего подбираются в диалоговой форме, чтобы дети могли проигрывать беседу героев:

  • — Мишка, мишка! Что с тобой?
    Почему ты спишь зимой?
    — Потому, что снег и лёд —
    Не малина и не мёд!
  • — Откуда идёшь ты, Лягушка-квакушка?
    — С базара домой, дорогая подружка!
    — А что ты купила? — Всего понемножку:
    Купила КВАпусту, КВАсоль и КВАртошку.
  • Сказки,
  • рассказы.
  • Дать представление о тех или иных предметах, явлениях или действиях,
  • учить малышей сопереживать героям,
  • прививать морально-этические нормы поведения,
  • воспитывать толерантность, уважение к труду.
В средней группе особое внимание уделяется сказкам о животных (В. Бианки «Первая охота», М. Горький «Воробьишко», В. Даль «Ворога» и др.), так как в работе с детьми 4–5 лет это самый эффективный способ реализовать задачи экологического воспитания.
  • Чистоговорки,
  • скороговорки.
  • Тренировать артикуляционный аппарат,
  • учить правильному произношению звуков,
  • исправлять неточности звукопроизнесения.
  • Цыплята и курица пьют чай на улице.
  • На меду медовик, а мне не до медовика.
  • Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои!
Практические
  • Рисунки,
  • аппликация,
  • лепка.
Учиться передавать изученное понятие в цельной композиции. Так, изучая светофор, малыши делают аппликацию, вписывая её в заготовленный рисунок улицы. Лепка становится разноцветной, то есть дети учатся комбинировать в одной поделке пластилин 3–4 цветов.
Старший дошкольный возрастНаглядныеНаблюдение.
  • Конкретизировать полученные и накопленные знания,
  • расширять словарный запас,
  • развивать внимание, речь,
  • воспитывать уважение к сверстникам и взрослым.
Дети старшей и подготовительной группы для наблюдения за тем или иным объектом или явлением проводят опыты. Например, следят за ростом пророщенной фасоли на мини-огороде.
Демонстрация.Учиться расширять смысловые границы изученного понятия.В этом возрасте дети с удовольствием включаются в театрализованную деятельность, особенно если она подразумевает исполнение ролей взрослых. Например, при изучении темы «Космос», в гости приходит переодетый «космонавт», который рассказывает о космосе, а также отвечает на вопросы аудитории.
СловесныеБеседа.Объяснить смысл неизвестных понятий, явлений.В подготовительной группе дети учатся композиционно верно выстраивать монолог за счёт подготовки защиты проектов, а затем отвечать на вопросы по теме. Например, после прослушивания защиты проекта «Моя семья» педагог задаёт вопросы о членах семьи (имя, возраст, род деятельности, степень родства).
  • Загадки,
  • стихотворения.
Развивать образное и логическое мышление, быстроту реакции, умение быстро включаться в деятельность.При изучении темы «Школа» малышам подготовительной группы можно предложить такие загадки:

  • По чёрному морю
    Белая лодка плывёт.
    Где проплывает,
    Там след оставляет. (Мел и доска).
  • Если ты его заточишь,
    Нарисуешь всё, что хочешь!
    Солнце, море, горы, пляж.
    Что же это? (Карандаш).

При рассмотрении темы «23 февраля» можно включить в работу такие стихотворения:

  • Сегодня — праздник всех отцов,
    Всех сыновей, всех, кто готов
    Свой дом и маму защитить,
    Всех нас от бед отгородить.
  • Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко,
    Змейкой мчится по земле лёгкая позёмка.
    Поднимаясь, мчатся вдаль самолётов звенья,
    Это празднует февраль армии рожденье.
  • Сказки,
  • рассказы.
  • Учить малышей сопереживать героям,
  • прививать морально-этические нормы поведения,
  • воспитывать толерантность, уважение к труду.
Отличительной особенностью текстов для старшей группы является то, что наряду с короткими, рассматриваются и объёмные сказки («Сказка о Царе Салтане»), а также былины (про трёх богатырей) и легенды (почему медведь засыпает зимой).
Скороговорки.
  • Тренировать артикуляционный аппарат,
  • учить правильному произношению звуков,
  • исправлять неточности звукопроизнесения, а также правильно интонировать предложения и развивать правильную дикцию.
  • Стоит гора, в горе — нора. В норе зверёк, зовут сурок.
  • Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
  • У ежа ежата, а у ужа ужата.
  • Наступила сороконожка сороке на ножку.
Практические
  • Рисунки,
  • аппликация,
  • лепка,
  • проекты.
Дети продолжают осваивать разные формы передачи изученного понятия в цельной композиции. Например, при работе с темой «ПДД», совместно с родителями изготавливают макет улицы, на которой живут.

Это интересно. В старшем дошкольном возрасте группа словесных приёмов пополняется ещё одним — чтением. В 5–7 лет многие ребята уже умеют читать, поэтому педагог может давать им задание — зачитывать вслух отрывки изучаемых текстов или короткие описания картинок. Подробнее об этом можно узнать из нашей статьи — Социально-коммуникативное развитие воспитанников старшей группы ДОУ.

Игровые приёмы

Ведущему виду деятельности дошкольников уделяется особое внимание, так как именно с помощью игры удаётся наиболее полно осветить тему, проработать и закрепить её. К тому же игры можно использовать и на занятиях (дидактические), и при проведении досуга на улице или в группе (подвижные). Пальчиковые игры, способствующие развитию мелкой моторики, можно проводить в любое время.

Мальчики играют с машинками, девочка — с барабаном, другая девочка пьёт из бутылки

Дети очень быстро включаются в игру, но зачастую с трудом из неё выходят, поэтому для мотивации в начале занятия эта группа приёмов используется редко

Дидактические игры

  • В младшей группе для развития интонационной выразительности применяется забава «Научим зайку правильно говорить». Суть игры в том, что на занятие приходит гость — зайка, который коверкает слова, например, названия животных («ишка» вместо «мишка», «от» вместо «кот»). Дети исправляют зайку, правильно произнося слова. Для обучения сопоставлять предметы разной геометрической применяется игра «Найди предмет»: дети становятся в круг, воспитатель бросает мячик малышу, показывает картинку с геометрической фигурой, ребёнок называет её и ищет предмет похожей формы.
  • В средней группе активно используется игра «Кто как разговаривает», целью которой является тренировка реакции, закрепление представлений о домашних и диких животных. Её смысл заключается в том, что взрослый, бросая мяч одному из стоящих в кругу детей, называет животное. Ребёнок возвращает мячик и сообщает, как этот зверь «разговаривает» (тигр рычит, собака лает и т. д.). Ещё один вариант дидактической игры с использованием мячика — забава «Горячий — холодный», которая помогает малышам расширить словарный запас противоположными по смыслу словами, характеризующими понятия. Педагог бросает мяч малышу и называет слово (например, «горячий»), ребёнок возвращает мячик и называет антоним («холодный»).
  • В старшей группе акцент смещается на общее развитие мышления, расширение кругозора, внимания. Так, можно использовать игру-лабиринт «Помоги Петрушке попасть в цирк». Дети на игровом поле пальчиками ведут путь Петрушки от дома до цирка, сопровождая действие словами «С лабиринтом я играю, по дорожке пробегаю. Пальчик мой идёт, идёт, но куда он приведёт? Раз, два, три, как ты шёл — назови». Затем рассказывают педагогу, как шли.

Подвижные игры

  • В младшей группе акцент делается на развитие умения ритмично прыгать, выполняя действия под звучащий текст. Например, забава «Беги ко мне»: дети сидят на стульях, воспитатель находится в противоположном конце комнаты. На слова «Бегите все ко мне!» дети подбегают к педагогу, который тепло их приветствует. На слова «Бегите домой!» дети возвращаются на стулья.
  • В средней группе целями подвижных игр являются развитие ловкости, упражнение в беге, увёртывании, лазании, прыжках. Так, игра «Лиса в курятнике» может проводиться и в помещении, и на улице. На скамейках («в курятнике») стоят дети («куры»), в противоположном конце комнаты — нора лисы, роль которой исполнят ребёнок или взрослый. Куры гуляют по двору, на сигнал «Лиса» они должны убежать в курятник, лиса в это время пытается поймать зазевавшуюся курицу и отвести в свою нору. Если это ей удалось, малыш выходит из игры.
  • В старшей и подготовительной группах задачей подвижных игр является развитие выдержки и умения слаженно выполнять действия всей группой. В игре «Кто скорее снимет ленту» дети выстраиваются в несколько колонн по 3–4 человека. На расстоянии 10–15 шагов от колонн натягивается верёвка, на которую напротив каждой колонны набрасывается лента. Задача играющих состоит в том, чтобы по сигналу добежать до своей ленты и сбросить её. В конце игры подсчитывается количество лент, сброшенных командой раньше остальных. Ещё один пример подвижной игры для старшего дошкольного возраста — «Быстро возьми»: на полу по кругу разбрасываются шишки, каштаны или любые некрупные предметы, но на один меньше, чем количество играющих. По сигналу «Быстро возьми!» дети наклоняются и берут предмет. Проигрывает тот, кому не хватило.

Дети держат разноцветный парашют в спортивном зале

Подвижные игры можно проводить и в группе, и на улице

Пальчиковые игры

Способствуют развитию мелкой моторики, что важно в младшей и средней группе для развития речи, а в старшей и подготовительной — для подготовки руки к письму. Кроме того, такие игры отлично тренируют реакцию, ловкость и память, ведь в каждой последующей группе рифмовки, описывающие действия, усложняются.

  1. Младшая группа.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышли пальчики гулять!
    Раз, два, три, четыре, пять,
    В домик спрятались опять. (Поочерёдно разгибают все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибают их в том же порядке).
  2. Средняя группа.
    Как у нашей кошки
    На ногах сапожки. (Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев).
    Как у нашей свинки
    На ногах ботинки.
    А у пса на лапках
    Голубые тапки.
    А козлёнок маленький
    Обувает валенки.
    А сыночек Вовка —
    Новые кроссовки.
    Вот так, вот так,
    Новые кроссовки. («Шагают» указательным и средним пальчиками по столу).
  3. Старшая группа.
    — Пальчик-мальчик, где ты был?
    — С этим братцем в лес ходил,
    С этим братцем щи варил,
    С этим братцем кашу ел,
    С этим братцем песни пел. (На первую строчку показывают большие пальцы на обеих руках, затем поочерёдно соединяют их с остальными пальцами).
  4. Подготовительная группа.
    Повстречались два котёнка: «Мяу-мяу!»,
    Два щенка: «Ав-ав!»,
    Два жеребёнка: Иго-го!»,
    Два тигрёнка: «Ррр!»,
    Два быка: «Муу!».
    Смотри, какие рога. (На каждую строчку соединяют поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показывают рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы).

Это интересно. Периодически воспитатели обращаются к приёму сюжетно-ролевых игр на занятиях по социально-коммуникативному развитию. Такой вид работы в процессе подготовки инсценировки очень продуктивен с точки зрения выполнения задач социализации (дети готовятся, учатся помогать друг другу), но при частом использовании может стать обыденным, тем самым лишив приём методической целесообразности.

Приёмы для мотивации

Для того чтобы дети быстро настроились на занятие и включились в работу, необходимо выбрать подходящие мотивационные приёмы:

  • Демонстрация. Наглядность в виде картинок — непременный атрибут каждого занятия. Какая бы тема ни рассматривалась, иллюстрации должны быть представлены в достаточном количестве. Так, при изучении темы «Профессии» малыши должны видеть представителей того или иного рода деятельности и желательно в антураже рабочего места.Дети в уголке природы смотрят на воспитательницу в платочке, которая держит мягкую игрушку

    Один из видов демонстрации — проведение занятия от лица игрушки или сказочного персонажа, в которого перевоплощается взрослый

  • Стихотворения, загадки. Этот приём может использовать как в начале занятия, так и в середине, когда дети немного отвлеклись и их нужно «вернуть» в тему. Обычно загадки и стихотворения вводятся перед этапом закрепления материала.
  • Игры. Кроме пальчиковых, все они могут играть роль мотивационных приёмов. Например, при изучении сказки «Репка» в первой младшей группе, дети могут по ходу чтения педагогом текста раскладывать картинки с сюжетом по порядку повествования.
  • Словесные приёмы. Особенно эффективно эти приёмы работают, если педагог говорит или задаёт вопросы от имени сказочного персонажа.

Условия эффективного социально-коммуникативного развития дошкольника

Дошкольный возраст характеризуется тем, что социальное развитие ребенка возможно только при активном участии взрослого. Ребенок не способен самостоятельно войти в социальную среду. В этом ему помогает взрослый. Взаимодействие со взрослым, близким взрослым, устанавливается у ребенка с рождения. Этот же взрослый постепенно помогает ребенку установить сотрудничество с другими членами общества, как взрослыми, так и детьми. Постепенно, ребенок начинает внедряться в социальную среду, устанавливает сотруднические отношения с ее членами, формирует ценностные установки, строит диалоговые взаимоотношения, коммуникативные связи. Ребенок усваивает нормы социального поведения и реализует их при взаимодействии со сверстниками, родителями, воспитателями.

Чтобы социально-коммуникативное развитие ребенка было эффективным, необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Формирование предметно-пространственной среды развития ребенка;
  2. Формирование ситуаций коммуникативной успешности;
  3. Мотивация детей к построению коммуникативных связей. Для этого активно применяются технологии проблемного обучения;
  4. Преодоление проблем и трудностей коммуникативного общения детей. Для этого применяются психологические тренинги, консультации психологов и педагогов с детьми и родителями;
  5. Развитие у ребенка навыков вербального и невербального общения, стимулирование к выражению своих чувств, мыслей и эмоций;
  6. Создание условий для поддержания сбалансированной деятельности по обучению детей педагогами и их самостоятельными направлениями деятельности;
  7. Применение технологий моделирования для стимулирования дошкольников к общению со взрослыми и детьми.

Привлечение внимания

На этом этапе социально-коммуникативные задачи предполагают:

  • вербальный речевой контакт со школьниками, в рамках которого педагог делает паузу для привлечения их внимания;
  • использование наглядных пособий, таблиц, символов, знаков.

Для того чтобы закрепить установленные взаимоотношения, учитель улавливает степень готовности ребенка к продуктивному общению.

доброжелательность в общении

Вербальное общение

Основные коммуникативные задачи педагог решает с применением средств, которые повышают эффективность коммуникативного сотрудничества:

  • инициативность;
  • мобильность;
  • мимика, жесты, пантомимика;
  • управление общением;
  • смена интонации при передаче важной информации.

Формы работы с субъектами образовательной деятельности

Существует множество форм установления контакта между педагогом и учениками. Остановимся на некоторых эффективных формах:

  • фасилитация предполагает поиск и создание комфортных условий для самореализации подрастающего поколения;
  • взаимопонимание предполагает установление максимально осмысленных отношений между коллективами, социальными группами, отдельными людьми;
  • взаимовлияние связано с воздействием друг на друга (взаимовлиянием культур).

Невозможно решать коммуникативные задачи при отсутствии у педагога следующих качеств:

  • доброжелательности к детям;
  • аутентичности (естественности во взаимоотношениях с окружающими людьми);
  • конкретности, которая проявляется в готовности учителя четко и быстро отвечать на возникающие у школьников вопросы;
  • нравственной стабильности;
  • непосредственности в диалоге.

Коммуникативная задача: понятие, характеристика, цель и решение - новости образования и науки на News4Smart.ru

Организации обратной связи

Что еще позволяют решать коммуникативные задачи? Цель педагога – установление с ребенком (классом, группой) обратной эмоциональной и содержательной связи. Для этого он использует следующие методы и приемы:

  • оперативный индивидуальный и фронтальный опрос;
  • постановку вопросов для выяснения осознания и анализа выполненных задач.

От профессионализма педагога зависит микроклимат внутри классного коллектива (группы).

как решать коммуникативные задачи

Игровая деятельность, как средство социально-коммуникативного развития дошкольника

Игровая деятельность является ведущим направлением, ориентированным на социализацию ребенка и усвоение им конкретных социальных ролей.

Игра помогает развивать творческие направления деятельности ребенка, стимулирует их активность в творческих и иных направлениях деятельности.

Игра применяется детьми, как модель социальных взаимоотношений. Дети переносят образы социального поведения в игру, моделируя свое поведение в тех или иных социальных ситуациях.

В игре можно приобрести разнообразные социальные навыки деятельности. Дети переносят поведение взрослых в игровую форму, что делает их участниками социальной жизнедеятельность, пусть и в игровой форме.

Игра помогает формированию:

  • навыков социального взаимодействия;
  • навыков адекватного взаимодействия с различными членами общества;
  • навыков разрешения конфликтных ситуаций;
  • умений выражать свои эмоции и контролировать их.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника наиболее лучшим образом реализуется за счет сюжетно-ролевых игр. Именно сюжетная игра является наиболее интересной и увлекательной для ребенка дошкольного возраста. Сюжетная игра имеет конкретный сюжет, который необходимо реализовать, не требуя от ребенка создания реального, вещественного продукта. Все действие реализуется «понарошку». При этом, игровая деятельность требует от ребенка выполнения перечня требований, которые помогают развить психические процессы деятельности.

Игровая деятельность требует обязательного участия воспитателя или иного взрослого в игре. Сюжет игры должен отражать возрастной этап развития ребенка дошкольного возраста. Взрослому необходимо направлять детей на реализацию игровых действий и разъяснять их смысловое назначение.

Коммуникативные действия учителя

Выделяют четыре варианта:

  • стимулирующие;
  • корректирующие и оценочные (реагирующие);
  • организующие;
  • контролирующие.

Реализация коммуникативных задач в рамках новых федеральных образовательных стандартов осуществляется при преподавании любой учебной дисциплины.

Педагог должен осознанно и дифференцированно подбирать типы коммуникативных действий, которые способствуют активизации познавательного интереса ребенка, способствуют его социализации.

как установить контакт с детьми

Этапы решения

Коммуникативные задачи по ФГОС предполагают поэтапный процесс. Сначала осуществляется моделирование планируемого общения. Процесс сопровождается следующими действиями:

  • осознание учителем стиля общения со своими учениками (воспитанниками);
  • мысленное восстановление специфики взаимоотношений в данном коллективе (коммуникативная память);
  • уточнение стиля общения в обновленных коммуникативных условиях.

Ребенок и социум: когда, как и зачем знакомить ребенка с окружающим миром

Процесс социализации в дошкольном возрасте – это усвоение ценностей, норм и правил конкретного общества, в котором живет ребенок, способы нормального реагирования на…

Источники

  • https://autogear.ru/article/407/970/kommunikativnaya-zadacha-ponyatie-harakteristika-tsel-i-reshenie/
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/socialno-kommunikativnoe_razvitie_doshkolnika/
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie
  • https://kukuriku.ru/razvitie/psychological/socialno-kommunikativnoe/
  • https://melkie.net/rannee-razvitie/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-doshkolnikov.html
  • https://news4smart.ru/kommynikativnaia-zadacha-poniatie-harakteristika-cel-i-reshenie/
  • https://FB.ru/article/407970/kommunikativnaya-zadacha-ponyatie-harakteristika-tsel-i-reshenie

[свернуть]